§ 2–3. Трудности на пути к истине

Подробное решение параграф § 2–3 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 8 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева 2015



Постановка проблемы урока

Какие противоречия ты усмотрел в разговоре ребят об истинности знания?

На спорный вопрос ответом оказались 2 «истины».

Какой вопрос рождается из этого противоречия? Обсуди различные идеи с одноклассниками, а потом сравни свой вариант с авторским (с. 225).

Как узнать истину?

Повторение необходимых знаний

Объясни значение слов: познание, знание, понятие, суждение, умозаключение, логика, мировоззрение и еготипы. (Словарь)

Познание – человеческая деятельность, направленная на формирование знаний о мире, порождающих идеи и мотивы дальнейшего поведения. Различают две ступени познания – чувственное (восприятие органами чувств) и рациональное (логическое осмысление).

Знание – результат познания, образ, отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий. В зависимости от критериев истинности различают обыденное, научное, религиозное, образное знание.

Понятие – общая мысль о предмете или явлении, описывающая его признаки – общие с другими предметами и отличные от них.

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете (явлении) через связь понятий с признаками, свойствами, друг с другом и т.д.

Умозаключение – последовательная цепочка суждений, в ходе которой от исходных суждений (предпосылок, исходных данных о внешних свойствах предмета или явления) мы логически переходим к новым суждениям – заключениям и выводам о предмете или явлении в целом, о его внутренних свойствах.

Логика (от греч. logike_ «слово; разум; учение») – 1. Система рассуждений, рационального мышления человека, основанная на законах выведения умозаключений, построения доказательств: дедуктивный и индуктивный методы, закон тождества, закон достаточного основания и т.д.; развивающая точное мышление, ясную речь, умение убеждать и обосновывать свои идеи, привычку анализировать свои и чужие рассуждения. 2. Наука, изучающая формы, методы, законы познавательной деятельности с помощью рационального мышления.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир и место человека в нём (картина мира), на смысл и цель его жизнедеятельности, а также система ценностей, идеалов, определяющая нравственность человека, его отношение к окружающему миру.

Мировоззрение мифологическое – система взглядов, основой которых является система коллективных фантастических представлений о мире (мифов), художественных переживаний, общественных иллюзий и стереотипов. Оно формируется в процессе поклонения человека силам природы в первобытную эпоху, но в виде элементов продолжает жить и в современный информационный век.

Мировоззрение научное – система взглядов, основой которых являются достижения науки – теории, подтверждённые экспериментальной практикой и описывающие постоянно расширяемую научную картину мира, взаимосвязи его законов.

Мировоззрение обыденное (повседневное, житейское) – система взглядов, основой которых является непосредственный жизненный опыт человека. Оно формируется (часто стихийно) в процессе его личной практической деятельности под влиянием жизненных обстоятельств.

Мировоззрение религиозное – система взглядов, основой которых является вера в открытые Божественные истины, содержащиеся в священных текстах: Библии (христианство и иудаизм), Коране (ислам), Трипитаке (буддизм), Ведах (индуизм), Авесте (зороастризм) и т.д. Такое мировоззрение формируется на основе религиозной картины мира, учения о предназначении человека, заповедей, предполагающих определённый образ жизни.

Мировоззрение философское – система взглядов, основой которых является теоретическое рациональное обобщение всех человеческих знаний о мире, определение места человека в природе и обществе.

Какие законы логики ты применяешь в собственных рассуждениях? (Уч-к «Обществознание», 7-й кл.)

Закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания,

Решение проблемы

1. «Что есть истина?»

Прочти текст и попробуй разобраться, что мешает людям прийти к единой истине.

Органы чувств разных людей поразному реагируют на разные явления природы. В процессе рационального познания люди могут строить рассуждения на разных основаниях из-за чего трудно договориться об истинности знания.

Сделай вывод по проблеме, вытекающей из разговора ребят вначале параграфа: «Как узнать истину?»

При помощи рационального познания: формулировка понятия, выведение суждения, умозаключение.

Сравни следующие умозаключения. Чем ты объяснишь их различия?

Они все доказывают происхождения человека, только исходя изразличных видов мировоззрения.

Отчего зависит истина? Какие ступени проходит человек на пути к ней?

Истина зависит от мировоззрения человека. Она проходит путь понятие-суждение-умозаключение.

Какими путями разные люди приходят к истине?

Научныеми доказательствами, верой, жизненным опытом.

Каким образом человек, считающий, что он обладает истиной, может до нести её до других людей?

При помощи объяснения, дискуссии.

2. Научное обоснование истины

Опираясь на текст, приведи примеры из своей жизни, когда ты использовал научные способы обоснования истины.

Наблюдал за тем, как проростают семена разных растений.

Сделай вывод по проблеме, вытекающей из разговора ребят в начале параграфа: «Как познать истину?»

Научным обоснованием: наблюдение, доказательство, эксперимент, практика.

Определи, какие научные методы познания истины соответствуют приведённым примерам (образец для заполнения в тетради).

1. - А. Б.

2. – А, В.

3. - Г.

4. Практика - Д.

3. Закрытый путь к истине: я – объясняю, ты – понимаешь

Прочитай текст и попробуй сформулировать, при каких условиях ты можешь обрести новое знание оптимальным путём.

При объяснении нового знания при активном участии.

Сделай вывод по проблеме: «Как познать истину?»

В процессе объяснения активно участвовать в приобретении новых знаний путем выполнения заданий.

Определи, что общего в столь различных объяснениях.

Они дают обоснованный ответ на поставленный вопрос, т. е. объяняют сам процесс.

4. Открытый путь: мы в споре рождаем истину!

С помощью текста заполни в тетради сравнительную таблицу.

С помощью текста заполни в тетради сравнительную таблицу

Сделай вывод по проблеме: «Как познать истину?»

Истина имеет относительный характер, так как мир бесконечен и изменчив. Получив ответы на одни вопросы, человек ставит новые, решает их, вступает в споры и стремится при этом к постижению личной абсолютной истины во всех вопросах.

Применение знаний

Выполняем учебные задания.

1. Установи, какие предложения являются определениями понятий, а какие – суждением и умозаключением (образец для заполнения в тетради).

1-А, Б.

2-В

3-Г

2. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?

А) Играет роль первой исходной ступени освоения и постижения действительности.

Б) Информация, полученная в процессе чувственного познания, не всегда оказывается точной.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны обасуждения (правильный ответ)

4) Оба суждения не верны.

3. Объясни, с каким из приведённых ниже изречений ты согласен, а какое побуждает тебя вступить в дискуссию.

А) «Объяснение есть выявление внешней закономерности, а понимание – внутренней» (немецкий философ, психолог конца XIX – начала XX в. Э. Шпрангер). Когда мы видим предмет мы по внешним признакам можем его описать. Например, вот это адронный коллайдер, он разгоняет частицы и мы получаем результат о взаимодействии частиц и результате их столкновения. Это объяснение, т. е. мы узнали его характеристики. А потом нам говорят, что он позволяет понять процессы, происходящие во Вселенной; открыть тайну Большого взрыва; мыможкем видеть траекторию частиц, количество энергии, которые они выпускают при столкновении и др. Т. е. мы доходим до сути объекта, приближаемся к пониманию происходящего. Следовательно, можно говорить, что понимание – выявление внутренней закономерности.

Б) «Истина, несомненно, прекрасна, но столь же прекрасен и вымысел» (американский писатель XIX в. Р. Эмерсон). Действительно, стинное знание прекрасно. Согласитесь, что человек получает удовлетворение, когда получает ответы на важные для него вопросы. Но иногда в поисках истинного знания можно поддаться слабости и придумать для себя ответ. Постепенно человек убеждает и себя и других людей в истинности его знания. Он удовлетворился малым. Следовательно для него и вымысел прекрасе. Также можно сказать, что для тех, кто придерживается материалистических взглядов, божественное совторение человека – это тоже вымысел. Для материалистов – это вымысел, для верующего человека – истина.

В) «Противоположностью истины является другая истина» (французский литератор XX в. Ж. Вольф ром). Можно сказать, что у каждого своя истина, которая будет зависеть от мировоззрения. Однако,противоположностью истины может быть и вымысел

Г) «Истина бывает часто настолько проста, что в неё не верят» (немецкая писательница XIX в. Ф. Левальд). Понятие истинного знания будет различным для разных типов мировоззрения. Согласно христианству и многим другимрелигиям человека сотворил Бог, как и все живое на планете. Для врующего человека это протстая истина. Но есть и те, кто в нее не верит. Это люди, которые верят в другие версии происхождения человека. И то что для них явояется простой истиной, для верующего человека истиной не является.

Решаем жизненные задачи

Спаси друга!

Ситуация. Твой одноклассник Саша решил начать курить, хотя у него хронический бронхит.

Роль. Ты – лучший Сашин друг.

Результат. Тебе необходимо рассказать другу о вреде курения и убедить его не делать этого.

1. В дыме 20 сигарет (а это обычная «норма заядлого курильщика») содержится никотина 130 мг, аммиака 45 г, синильной кислоты 0,7—1,1 мг, угарного газа 0,6 л и множество других ядовитых веществ

2. Медики доказали что средняя продолжительность жизни курящего человека на 9 лет меньше чем у некурящего

3. В результате того воздействия ядов табака, развивается хроническое воспаление дыхательных путей. Курильщики часто страдают бронхитом, их постоянно мучает кашель, особенно усиливающийся к утру.

4. Ученые доказали что у курящих людей функции легких становятся менее полноценными во всех отношениях. Значительно снижается сопротивляемость легких к инфекционным заболеваниям.

5. Врачи установили прямую связь между курением и туберкулезом. У курящих людей туберкулез встречается вдвое чаще, чем у не курящих.

6. Курение одна из первых причин заболевания раком легкого. Статистика вещь упрямая, а она говорит, что у курящих людей вероятность заболеть раком легкого в 10 раз выше, чем у не курящих.

7. Курение также может стать причиной рака желудка, так как курящий человек постоянно глотает слюну, в которой растворены токсичные продукты от сгоревшего табака. Ученые экспериментальным путем доказали что в табаке содержаться канцерогенные соединения. Еще в 1930 г. аргентинский врач Роффо, смазывая в течение 270—300 дней ухо кроликов веществами, полученными из табачного дегтя, после чего у них начиналось развитие раковых опухолей.

8. Во время курения учащается сердцебиение, и это происходит уже после первой затяжки. У вполне здорового человека сердце сокращается 70 раз в минуту, а во время курения 80-90 раз. За одно сокращение сердце перегоняет 60-70 миллилитров крови, при 70 сокращениях в минуту сердце перекачает 4-6 литров крови, за 1 час эта цифра будет равна 300 литрам, а за 24 часа свыше 7000 литров. Теперь представьте, что сердце сокращается не 70 раз, а 85 раз в минуту, то есть на 21% чаще. Путем несложных подсчетов можно определить что за 24 часа сердце должно перекачать не 7000, а 8470 литров крови это почти на 1500 литров больше чем в нормальных условиях.

9. Яды табака действуют и на органы слуха. У многих курильщиков наблюдается снижение остроты слуха. От постоянного воздействия токсичных веществ начинается хроническое воспаление носоглотки, переходящее на ходы соединяющие носоглотку с барабанной полостью. Одновременно происходит утолщение барабанной перепонки и снижение подвижности слуховых косточек.

Опасный спор!

Ситуация. Два одноклассника затеяли спор: один утверждает, что все величайшие открытия человечества были сделаны с помощью инопланетного разума, а другой – что никаких инопланетян нет, люди сами достигли высокого уровня науки и культуры. В своих высказываниях ребята уже начали переходить к личным оскорблениям, сжимать кулаки для драки.

Роль. Ты – их одноклассник, и вся ситуация разворачивается на твоих глазах.

Результат. Необходимо исправить ситуацию, переведя её от драки к цивилизованному спору.

Следует сказать обоим, что мнение каждого мальчика имеет право на существование. Никто не может заставить (в том числе и силой) другого начать верить в убеждения другого человека.

Предложить ребятам высказать свои идеи вам, но договориться, что перебивать они друг друга не будут и дадут друг другу высказаться.

Осуществляем проекты.

А) Организуй в классе дискуссию на тему «Проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями и учителями».

Материалы для дискуссии

Общение подростка с родителями, учителями и другими взрослыми, начинает складываться под влиянием возникающего чувства зрелости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отожествляемую в их понимании с взрослостью.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослых очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает желание поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общений.

Характерно для подросткового возраста являются имитации чьего - либо поведения. Чаще имитируются поведение значимого взрослого, достигшего успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.

Недостаточность внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует семя лишним, ибо является источником обременяющих забот. Подросток в таких случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенный возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке взрослых по решению жизненно важной задачи - развитие своих интеллектуальных возможностей, так как в этот период жизни реальность собственного мышления такова же, как реальность тела, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления и его процесс как мне принадлежащем.

Характер общения с взрослыми существенно влияет на такие стороны самооценки как степень самостоятельности и независимости. Подростки удовлетворенные своим доверительным общением с взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».

Общение является основной формой деятельности у детей подросткового возраста. Очень часто основное внимание уделяется общению ребенка со своими сверстниками, а общение с взрослыми отходит на второй план. В ходе общения с взрослыми происходит социализация ребенка в обществе, передача ему социально-культурного наследия поколений.

Наибольшее значение имеет для подростков общение с родителями и эта потребность не удовлетворяется даже на половину, хотя большинство родителей отмечают со своей стороны полую удовлетворенность общением со своими детьми.

Особую трудность представляет для подростков контакт с людьми пожилого возраста. Эта особенность объясняется тем, что эти два противоположных поколения испытывают диаметрально разные возрастные изменения (психологические и физиологические). У них разные представления времени, культуре, поведении.

Проблема школьного влияния на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми представляется нам также особенно важной, ведь не только родители, но и учителя при переходе детей к подростковому возрасту очень часто утрачивают контакт с ребенком. Необходимо также отметить, что очень часто именно учителя выступают в роли значимого для подростка человека.

Особую трудность представляет для подростков контакт с людьми пожилого возраста. Эта особенность объясняется тем, что эти два противоположных поколения испытывают диаметрально разные возрастные изменения (психологические и физиологические). У них разные представления времени, культуре, поведении.

Проблема школьного влияния на взаимоотношения подростков с взрослыми людьми представляется нам также особенно важной, ведь не только родители, но и учителя при переходе детей к подростковому возрасту очень часто утрачивают контакт с ребенком. Необходимо также отметить, что очень часто именно учителя выступают в роли значимого для подростка человека. Родители остаются значимой группой, но постепенно теряют свои позиции, очень часто это происходит из-за конфликтов, которые несет с собой кризис подросткового возраста.

https://www.rae.ru/forum2012/181/58

Б) Проведи исследование на тему «…И гений, парадоксов друг».

Парадокс слабого молодого солнца

Согласно общепринятой модели эволюции звезд, 4 млрд лет назад наше Солнце излучало на 30% меньше энергии, нежели сейчас. А это значит, что Земля в ту эпоху нагревалась значительно меньше, и вода на ее поверхности должна была замерзнуть.

Однако согласно геологическим исследованиям, нашу планету в тот период покрывали океаны, а климат ее был влажным и теплым. Некоторые ученые ссылаются на возможность парникового эффекта, но в таком случае уровень содержания углекислого газа и метана в атмосфере должен был превышать нынешний в сотни и тысячи раз. Доказательств этого так и не было найдено.

Теория, призванная спасти науку от парадокса сама должна быть парадоксальной. «Принцип отказа» - обязательное сопровождение каждой великой идеи. По существу, гений обязательно нарушает какие-то правила. В силу этого все значительные завоевания науки кажутся, с точки зрения господствующего мировоззрения, противоетстетсвенными, нелепыми. Такова, например, судьба революционной идеи о вращении Земли. Г. Галилей был не только осмеян, но и подвергся гонениям. Поначалу считали неосуществимым электрическое освещение, запись звука, фотографирование, воспроизведение движущихся изображений на экране, их передачу на расстояние. Описание телевизора вообще посчитанли неправдоподобным.

В) Устрой в школе научную конференцию на тему «Парадоксы истории».

Кто такие шумеры?

(материалы для конференции)

Обитатели Южной Месопотамии называли себя «народ Шумера». Установлено, что Шумер располагался на юге Двуречья (к югу от нынешнего Багдада), Аккад занимал среднюю часть страны. Граница между Шумером и Аккадом пролегала чуть выше города Ниппура. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии. Климат тут был более суров (зимой часто выпадал снег). Время появления шумер в долине Тигра и Евфрата – около IV тысячелетия до н. э. Кто они такие и откуда пришли, несмотря на многолетние упорные изыскания, точно сказать трудно. «Местом появления человечества шумеры считали страну Дильмун, соответствующую современным островам Бахрейн в Персидском заливе, – пишет И. Канева. – Археологические данные позволяют проследить связь шумеров с территорией древнего Элама, а также с культурами северного Двуречья».

Античные авторы очень часто говорят о Египте, а вот о Шумере и шумерах никаких сведений нет. Шумерский язык своеобразен и абсолютно непохож на семитские языки, которых во времена его появления не было вообще. Далек он и от развитых индоевропейских языков. Шумеры – не семиты. Их письменность и язык (название виду письменности в 1700 г. дал профессор Оксфордского университета Т. Хайд) не имеют отношения к семито-хамитской этноязыковой группе. После дешифровки шумерского языка в конце XIX века со страной Шумер традиционно стали связывать встречающееся в Библии наименование этой страны – Sin,ar.

До сих пор неясно, что явилось причиной появления в тех местах шумеров – Всемирный потоп или что-то иное… Наука признает, что шумеры вероятнее всего не были первыми поселенцами Центрального и Южного Двуречья. На территории Южного Двуречья шумеры появились не позднее IV тысячелетия до н. э. Но откуда они пришли сюда, неизвестно до сих пор. Существует и ряд гипотез относительно места, откуда они появились. Одни считают, что это могло быть Иранское нагорье, далекие горы Центральной Азии (Тибет) или же Индия. Другие признают в шумерах кавказский народ (Ш. Оттен). Третьи считают их исконными жителями Двуречья (Г. Франкфорт). Четвертые говорят о двух волнах миграции шумеров из Центральной Азии или же с Ближнего Востока через Центральную Азию (Б. Грозный). Патриарх современной «мировой истории» В. Макнил считал, что шумерская письменная традиция согласуется с представлением, согласно которому основатели этой цивилизации пришли с юга морем. Они покорили коренное население, «черноголовых людей», которые прежде жили в долине Тигра и Евфрата. Они научились осушать болота и орошать землю, ибо врядли точны слова Л. Вулли о том, что Двуречье ранее жило в обстановке золотого века: «Это была благословенная манящая земля. Она звала, и многие откликнулись на ее зов».

В 50-х годах XX века экспедиция датчан во главе с Дж. Бибби обнаружила на острове Бахрейн следы того, что иные тут же назвали прародиной шумерской цивилизации. Многие сочли, что именно тут находился легендарный Дилмун. В самом деле, ведь такие древние источники, как поэма о приключениях богов (матери-земли Нинхурсаг и Энки, бога-покровителя древнейшего из городов Междуречья – Эриду), переписанная в IV тысячелетии до н.э. с еще более древнего источника, уже упоминает некую аравийскую страну Дилмун. Поэма начинается строками прославления сей страны:

Священные города подари Энки,

Священную страну Дилмун,

Священный Шумер ему даруй.

Священная страна Дилмун,

Непорочная страна Дилмун,

Чистая страна Дилмун…

Эта «священная и непорочная страна», судя по всему, некогда находилась на острове Бахрейн в Персидском заливе, а также на близлежащих землях аравийского побережья. Несомненно, что она славилась своими богатствами, развитой торговлей, роскошью своих дворцов. В шумерской поэме «Энки и мироздание» также отмечается как общеизвестный факт то, что корабли Дилмуна везли лес, золото и серебро из Меллуха (Индия). Здесь же говорится о таинственной стране Маган. Дилмунцы торговали медью, железом, бронзой, серебром и золотом, слоновой костью, жемчугом и т. д. Поистине это был рай для богачей. Скажем, во II веке до н. э. греческий путешественник описал Бахрейн как страну, где «двери, стены и крыши домов были инкрустированы слоновой костью, золотом, серебром и драгоценными камнями». Память об удивительном мире Аравии сохранялась очень долго.

Хотя происхождение шумер («черноголовых») по сей день во многом остается загадкой, известно, что в середине IV тысячелетия до н. э. возникли поселения – города-княжества Эреду, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Эшнунна, Ниневия, Вавилон, Ур. Что же касается этнических корней обитателей Месопотамии, то можно сказать лишь о присутствии тут в различные времена разных народов и языков. Так, известный исследователь Востока Л. Оппенхейм считает, что с начала вторжения кочевников с плоскогорий и пустынь и до окончательного арабского завоевания скорее всего семиты составляли подавляющее большинство населения этого региона.

Иные считают шумеров боковой ветвью этнического древа славян, а, точнее, суперэтноса русов на Ближнем Востоке. «По всей видимости, шумеры стали первыми русами, утратившими свой основной подвидовый признак, и вторым этносом, выделившимся из суперэтноса русов», – пишет Ю. Петухов, изучавший генезис индоевропейцев, русского, иных славянских народов. Что же выдвигается им в качестве обоснования и подтверждения подобной точки зрения? Согласно его версии, основная масса проторусов еще 40–30 тысяч лет тому назад могла обосноваться на Ближнем Востоке и в Малой Азии. Хотя они еще не обладали письменностью, но уже имели довольно развитую культуру. Понятно, не сразу появился в Месопотамии «блистательный и письменный Шумер». Ему и предшествовало якобы множество земледельческо-скотоводческих селений этих самых «русов-индоевропейцев».

Роды, выселки русов нагорных областей и русов Палестины-Сурии-Русии продвигались по руслам рек на юг сотни лет, достигнув к середине VI тысячелетия до н. э. самых южных точек Двуречья, то есть именно мест, где Евфрат впадает в Горькую реку, в узкое ответвление Персидского залива. Шумеры не были чужаками на Ближнем Востоке. Они были, по его мнению, общностью родов ближневосточных русов с незначительными вливаниями русов долины Инда и русов Средней Азии. Вышеупомянутая культура была преемницей культур русов Халафа и Самарры и предшественницей знаменитой шумерской культуры. В районе Ура уже найдено свыше 40 городищ убейдцев. В районе Урука – 23 поселения, каждое площадью свыше 10 гектаров. Эти древние города, и это показательно, имеют нешумерские названия. Сюда-то и устремились русы с Армянского нагорья, а затем и русы из Средней Азии и долин Инда.

http://www.e-reading.club/chapter.php/144986/3/Mironov_-_Drevnie_civilizacii.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B (Википедия, Шумеры)