§ 1. Спорность места человека в мире

Подробное решение параграф § 1 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 8 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева 2015



ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Какое ты видишь противоречие во взглядах ребят по важнейшим вопросам мировоззрения?

Ребята говорили о месте человека в этом мире. О том, что поможет человеку стать человеком.

Какой вопрос может стать следствием этого противоречия? Обсуди различные идеи с одноклассниками, а потом сравни свой вариант с авторским (с. 225).

Могут ли люди, придерживающиеся разных взглядов, договориться друг с другом по важнейшим вопросам?

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Объясни значение слов: духовная жизнь личности, мировоззрение и его составляющие (картина мира, система ценностей и т.д.), разновидности мировоззрения (религиозное, научное и т.д.), свобода совести, атеизм. (Словарь)

Духовная жизнь личности – деятельность человека, направленная на формирование мировоззрения – картины мира, личностных целей и системы ценностей (значимых идей, отношений, явлений, которые мы признаём идеалами, образцами должного поведения). Составляющими духовной жизни каждого человека являются его знания, вера, чувства, потребности, способности, устремления.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир и место человека в нём (картина мира), на смысл и цель его жизнедеятельности, а также система ценностей, идеалов, определяющая нравственность человека, его отношение к окружающему миру.

Мировоззрение мифологическое – система взглядов, основой которых является система коллективных фантастических представлений о мире (мифов), художественных переживаний, общественных иллюзий и стереотипов. Оно формируется в процессе поклонения человека силам природы в первобытную эпоху, но в виде элементов продолжает жить и в современный информационный век.

Мировоззрение научное – система взглядов, основой которых являются достижения науки – теории, подтверждённые экспериментальной практикой и описывающие постоянно расширяемую научную картину мира, взаимосвязи его законов.

Мировоззрение обыденное (повседневное, житейское) – система взглядов, основой которых является непосредственный жизненный опыт человека. Оно формируется (часто стихийно) в процессе его личной практической деятельности под влиянием жизненных обстоятельств.

Мировоззрение религиозное – система взглядов, основой которых является вера в открытые Божественные истины, содержащиеся в священных текстах: Библии (христианство и иудаизм), Коране (ислам), Трипитаке (буддизм), Ведах (индуизм), Авесте (зороастризм) и т.д. Такое мировоззрение формируется на основе религиозной картины мира, учения о предназначении человека, заповедей, предполагающих определённый образ жизни.

Мировоззрение философское – система взглядов, основой которых является теоретическое рациональное обобщение всех человеческих знаний о мире, определение места человека в природе и обществе.

Картина мира – представления (человека или общества) об окружающем пространстве и течении времени, о месте человека в мире и смысле его жизни, о законах и правилах, которыми определяются явления природы и действия людей. Картина мира задаёт человеку и обществу систему координат, с помощью которой они могут мыслить и действовать.

Идеал (от древнегреч. «вид; образ») – высшая, труднодостижимая цель человеческих устремлений; образ, определяющий мышление и деятельность человека.

Нравственность (от рус. «нрав» – характер, темперамент) – 1. Реализация моральных норм в жизни, повседневном поведении людей и конкретного человека. 2. Внутренние, духовные качества, ценности человека, которые определяют правила его поведения.

Свобода совести – право человека иметь любые убеждения, свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (атеизм).

Атеизм (от греч. а_theos «безбожный») – отрицание существования богов и других форм религиозного сознания.

Попробуй вспомнить, как в 7-м классе вы обсуждали проблемы «Нужно ли во что бы то ни стало убеждать человека в своей правоте?» и «Должен ли я быть таким, как все?» (Уч-к «Обществознание», 7-й кл.)

Мировоззрение человека складывается постепенно по мере взросления, в процессе духовной жизни и становления его личности. Духовный мир человека и его об размыслей защищены от насильственного постороннего вмешательства правом на свободу совести, убеждений, слова.

В течение всей жизни индивидуальное сознание каждого человека взаимодействует с идеями общественного сознания, у которого учится, с которым спорит и которое обогащает. Каждый человек уникален.

Припомни крупные исторические конфликты эпохи Средневековья и Нового времени, в основе которых лежало столкновение разных мировоззрений. (Уч-ки «История», 6–8-й кл.)

Крестовые походы, уничтожение еретических движений, варфоломеевская ночь.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Разные ответы на одинаковые вопросы

Прочитай текст и сделай вывод по проблеме, которая возникла из разговора ребят в начале параграфа: «Могут ли люди, придерживающиеся разных взглядов, договориться друг с другом по важнейшим вопросам о месте и роли человека в этом мире, раз и навсегда прийти к единому мнению?»

Выделяют мировоззрение философское, религиозное, мифическое и научное. Уже жто говорить, что люди придерживающихся разных взглядов не смогут договрится друг с другом. Однако случается так, что в процессе жизни мировоззрение человека меняется. Например, с научного на религиозное.

Даже в рамках одного мировоззрения люди могут расходится во мнении по некоторым вопросам.

Каждому обществу в различные историические эпохи присуще своё мировоззрение. Оно базируется на определённой системе ценностей, которая может меняться вместе со сменой жизненных реалий. Потому во все времена перед человеком вставали разные проблемы, требующие поиска конкретных решений.

Вспомни отличия основных типов мировоззрений и систем ценностей, картин мира, главных жизненных целей.

Философское мировоззрение основано на мудрости.

Научное мировоззрение основано на истине.

Религиозное мировоззрение основано на вере.

Мифологичекое мировоззрение основано на мифе.

Эстетическое мировоззрение основано на красоте.

Обыденное мировоззрение основано на жизненном опыте.

На твой взгляд, в поведении конкретного человека, как правило, проявляется только один тип мировоззрения или переплетаются несколько?

В поведении человека могут переплетаться несколько видов мировоззрения.

2. Что одинаково важно для всех нас?

Вдумчиво поработай с текстом.

Перед чтением попробуй предположить, о чём может говориться в тексте с таким заголовком.

О системе ценностей человека, его месте в мире и смысле жизни.

Читая текст, веди мысленный диалог с автором: задай вопрос (например, так, как указано в скобках синим шрифтом) – В; спрогнозируй ответ – О; проверь себя по тексту – П.

После чтения сделай вывод по проблеме, которая возникла в разговоре Саши и ребят в начале параграфа: «Могут ли люди, придерживающиеся разных взглядов, договориться друг с другом по важнейшим вопросам о месте и роли человека в этом мире?»

Могут, когда перед ними появляются общие проблемы, от решения которых зависит жизнь всех людей.

Во всех культурах мира то, что связано с продолжением жизни человеческого общества (здоровье, достаток, дети), признаётся как «добро», а то, что угрожает жизни человеческого коллектива, – «зло». Отсюда вывод: существует основа, опираясь на которую разные люди могут договариваться друг с другом.

Тебе знакомо такое частоупотребляемое понятие, как «общечеловеческие ценности»? Хотя многие полагают, что никаких единых общечеловеческих ценностей несуществует, это – утопия. (В Почему? Что это такое? О Предположи ответ. Ответ: потому что у людей в разных странах разный уклад жизни, социальная структура общества, вера, мировоззрение. Утопия – это то, чего не может быть.)

Всё сказанное выше, конечно, верно… (В Автор собирается возражать предыдущему тексту? Да) Однако идея общечеловеческих ценностей родилась не на пустом месте. (В А на чём же? О Предположи, какие могли быть основания для этой идеи. В мире происходит процесс глобализации. И перед людьми встают одинаковые проблемы о сохранении окружающей среды, мира.)

Чтобы жить бок о бок и успешно сотрудничать, совместно добиваться общих целей, разным людям необходимо научиться договариваться друг с другом. (В Зачем? О Предположи, что будет, если не уметь договариваться. Ответ: это поможет в решении общих для человечества проблем.)

Найди две упомянутые выше идеи в тексте преамбулы Устава ООН.

1. Избавить будущие поколения от бедствий войны.

2. Проявлять терпимость, жить вместе, в мире друг с другом.

Не раз справедливо отмечалось, что права человека чаще НЕ соблюдаются, чем соблюдаются, но всё равно эту идею постоянно используют в разных политических играх. (В Тогда к чему эта идея, если ею далеко не всегда пользуются? О Каков может быть твой ответ? Ответ: потому что о воспитании человечности говорят разные религии, народы.)

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

Выполняем учебные задания.

1. Проанализируй спор героев учебника, приведённый в начале параграфа, и постарайся определить, кто из ребят высказал мысли, свойственные религиозному, научному, мифологическому и обыденному мировоззрению. Своё мнение докажи, опираясь на текст.

Религиозное мировоззрение – Вика: «Ведь главным источником добра и истины является именно Бог».

Мифологическое мировоззрение – Саша: «Потому что я – человек! «Царь природы», «мера всех вещей»!».

Научное мировоззрение – Ваня: «Кроме того, с точки зрения науки человек – вершина эволюции, переход от животного сна разума к осознанию своей личности, способности творить и изменять мир».

Обыденное мировоззрение – Таня: «Это не Горький сказал, – отозвалась Таня, – а герой его пьесы – жалкий нищий, живущий в ночлежке. Я недавно по телику спектакль «На дне» смотрела».

2. Предложи иной вариант завершения спора, который не привёл бы к ссоре и расхождению во мнениях. Кому как следовало бы поступить?

Следует сказать, что мнений по поводу происхождения человека существует много. И каждый человек имеет право верить в то, что ему ближе. А заставить другого верить в то что веришь ты не получится.

3. Прочитай высказывания известных людей о месте человека в мире.

Какое из них кажется тебе наиболее точным?

«Одна машина способна выполнить работу пятидесяти ординарных людей, но ни одна машина не выполнит работу одного неординарного человека» (американский писатель конца XIX – начала XX в. Э. Хаббард). Человек – существо уникальное. Он создал чебе в помощь множество машин, которые выполняют его работу. Однако ни одна машина неможетподойти к работе с творчеством.

«Человек – царь земли, на которой живёт» (французский философ, писатель XVIII в. Ж.-Ж. Руссо). Человек смог подчинить себе природу, преобразовать ее для себя.

«Человек – это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая» (французский философ XVII в. Б. Паскаль).

Из всех животных человек самое незащищенное существо. Дети человека долгое время нуждаются в уходе, так как не могут самостоятельно ухаживать за собой. Однако, благодаря мышлению человек сделал свою жизнь комфортной для себя: строит жилища, защищается от холода и внешних угроз. Смог преобразовать окружающий мир.

Решаем жизненные задачи.

Разные подруги

Ситуация. У тебя есть две подруги, одна из которых любит лёгкую романтическую музыку, яркие наряды, а другая – слушает тяжёлый рок и носит проклёпанную кожаную «косуху». Девочки почти не общаются друг с другом, так как не находят общих интересов.

Роль. Ты дружишь с обеими девочками.

Результат. Необходимо наладить общение между девочками.

1. Необходимо донести до чевочек, что вы хотите общаться с ними обеими.

2. Если вы можете общаться с настолько разными людьми, занчит у вас есть что-то общее. Седоваетльно у них между собой тоже может быть что-то общее.

3. Помимо музыки есть и другие увлечения: катание на роликах, занятие спортом и др.

4. Предложить девочкам во время совместных встречь не говорить о музыке.

5. Вместе ходить в кино, в кафе.

6. Можно вместе выполнять домашние задания.

В процессе такого общения девочки могут найти общие интересы.

Осуществляем проекты.

А) Напиши мини-сочинение на тему «Моё философское кредо».

«Сегодня быть лучше чем вчера!» Часто люди, которые не знают как себя вести и что делать в этой жизни, начинают подражать другим людям, выбирают себе кумира, становятся его копией. Хорошо, если это будет человек высоких моральных качеств. Однако, чаше люди для себя выбирают пример для подражание по внешности.

Для того, чтобы стать лучше, нужно не в зеркало постоянно смотреть, сравнивая себя с суперзвездой и делать так, чтобы еще больше быть похожей на нее. Нужно каждый день начинать с вопроса самому себе: что я могу сделать? И в конце дня подвести итог того, что было сделано и как можно улучшить себя.

Б) Организуй выставку рисунков и фотографий на тему «Жизнь замечательных людей».

В) Проведи в школе на учную конференцию на тему «Учителя человечества» или «Важнейшие этические учениямира».

Утилитаризм

Термин «утилитаризм» принадлежит английскому философу Джону Стюарту Миллю (1806-1873). Так называлось его основное морально-философское произведение – «Утилитаризм» (1863), в котором он систематизировал и обосновал основные положения, развитые его учителем, Джереми (Иеремия) Бентамом (1748-1832) в трактате «Введение в основание нравственности и законодательства» (1780, опубл. 1789). Благодаря Миллю именно под этим названием он вошел в историю этики как особая разновидность моральной теории, в которой мораль основывается на принципе пользы. Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) и означает теорию пользы, точку зрения, основанную на пользе.

Джереми Бентам. Ранний, или классический, утилитаризм предложил моральную теорию, в которой, так же как это было у французских материалистов (в частности, у Гельвеция), этика непосредственно опирается на антропологию. Так, по Бентаму, удовольствия и страдание суть основополагающие природные принципы человеческой жизни. Мораль, право и государство должны строиться в соответствии с этим природным началом. Для социальных институтов Бентам обобщенно обозначает это начало как принцип полезности, или величайшего (возможного) счастья или благоденствия. В развернутой форме он утверждает «величайшее счастье всех тех, о чьем интересе идет дело, истинной и должной целью человеческого действия», целью «во всех отношениях желательной», а также «целью человеческого действия во всех положениях, и особенно в положении должностного лица или собрания должностных лиц, пользующихся правительственной властью». Формулировка принципа пользы не принадлежит Бентаму, и он никогда не приписывал ее себе. Она проходит через весь XVIII в., начиная с Ф. Хатчесона, и встречается у Ч. Беккария, Д. Пристли, К. Гельвеция и др. Однако именно Бентам придал ей принципиальное значение для построения теории морали. Бентам рассматривал ее не только как описательный и объяснительный принцип нравственности, но и как основополагающее этико-нормативное начало: принцип полезности задает главный критерий оценки действий.

У Хатчесона эта формулировка имеет следующий вид: «То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей» (Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели. Впоследствии многие комментаторы, в том числе Г. Сиджвик, а вслед за ним и Дж. Ролз, необоснованно рассматривали Хатчесона в качестве зачинателя утилитаризма. Идея этого принципа хотя и не в сформулированном, но развернутом виде встречается уже у Цицерона (Цицерон. Об обязанностях).

Все люди, согласно Бентаму, стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье, или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания, т.е. счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. И удовольствие, и польза понимались Бентамом предельно широко: наслаждение – это всякие наслаждения, в том числе чувственные, польза – всякая польза, в том числе выгода. Бентам безусловно «генерализировал» принцип полезности, полагая, что он обобщает все известные принципы морали. Приведя девять различных принципов, отстаивавшихся в моральной философии XVIII в., Бентам замечает: «Фразы различны, но принцип один и тот же».

Соединением добродетели и пользы, а также, как это видно из развернутой формулировки принципа полезности, морали и политики Бентам серьезно покушался на устойчивые стереотипы морального сознания и этики, а именно на то, что добродетель противоположна пользе и что в политике и в морали основополагающие принципы различны. Однако Бентам придерживался представления о цельности ценностной сферы и рассматривал антитезу добродетели и пользы как результат смутного понимания как одного, так и другого. Как выразил это русский последователь Бентама Н.Г. Чернышевский (1828-1889), различия между пользой и добром носят лишь количественный характер: польза – превосходная степень удовольствия, добро – превосходная степень пользы (Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии). Поэтому для Бентама при правильном понимании блага нет существенной разницы между удовольствием, пользой, добродетелью и счастьем: это разные слова для обозначения одного и того же. Польза – обобщающее понятие, но проверить, является ли определенное действие человека или мера правительства нравственной, или полезной, или доброй, мы реально можем, лишь исследуя в какой степени оно содействовало повышению количества и качества удовольствия людей. Поэтому, приведя реестр основных удовольствий и страданий человека и дав их классификацию, Бентам посвятил специальную главу возможности измерения удовольствий и страданий. Но если в этом он продолжал традиции английской моральной философии, то в анализе различных случаев моральной оценки на основе сопоставления мотива и результата (причем не только по критерию положительный – отрицательный, но и по их качественно-ценностному разнообразию) Бентаму принадлежит несомненный приоритет.

Этическое учение Кофуция.

Конфуцианство является духовной основой китайского общества, поскольку формулирует основы социального порядка, обосновывает идеал совершенного человека

Его основатель китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы, Кун Фу-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни), который жил в течение 551-479 до н.э. По убеждению Конфуция, поведение, общественное положение людей, их моральные нормы зависят от неба, высшего духовной силы, которая действует сознательно, является создателем и одновременно частью природы. Небесное веление является уделом, которому подчиняются и люди, и государства:"Для жизни и смерти существует судьба; богатство и знатность зависят от небо а Небо породило во мне моральные качества." Человеку следует беспрекословно выполнять волю неба, поскольку оно наказывает за проступкио карает за провинности.

Основной идеей конфуцианства является незыблемость установленных небом порядков в Поднебесной (Китае). Этика конфуцианства провозглашает верховенство добра над злом, основным понятиям, своеобразным моральным законоом которой является"жень"- гуманность, человеколюбие, человечность. По конфуцианской этикой, человек, искренне придерживается принципа человечности, не совершит зла, она способна выявлять почтительность, вежливость, правдивость, сообразительность, доброту. К людям нужно относиться так, как к дорогим гостям, нужно сдерживать себя, чтобы вести согласно ритуалу, а на то, что не отвечает его требованиям, не следует смотреть, его можно слушать.

Оговаривая отношения людей в обществе и семье, моральный принцип жень находится в органической связи с принципом сяо - почитание родных и старших:"Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне дома - уважительность к старшим","При жизни родителей - служить им, следуя ритуалу. Когда они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы, руководствуясь ритуалом." Церемонии, есть внешние проявления уважения, сыновней любви, преданности.

На признании важности церемоний основан принцип ли (правило, норма, ритуал, церемониал, этикет), вопреки которому нельзя ни смотреть, ни слушать, ни говорить, ни действовать. Без ли не может существовать дер ржава. Он должен быть основой воспитания, которое строится на личном примере, требованию к неукоснительному соблюдению церемоний, этикета. Это требование часто критиковалась, поскольку, как утверждали ее оппоненты, человеку, который придерживается предписаний конфуцианства, никогда не будет добродетельным и творить добро, потому что он занят непрерывными церемониямями.

Благородный муж является представителем аристократии и совершенным человеком. Однако принадлежность к аристократии не гарантирует человеческого совершенства, поскольку для этого нужна упорная работа над собой. Стать благородним мужем чрезвычайно сложно (даже себя не считал таковым), ведь это - идеал, ориентир для тех, кто заботится о самосовершенствованииня.

Основные качества благородного мужа - жень (человеколюбие, милосердие, гуманность), и (справедливость), чжи (знания), ли (ритуал, обряд, этикет, церемония), вэнь (воспитанность)

Для утверждения справедливости правитель должен действовать как правитель, а подданный - как подданный, отец - как отец, сын - как сын. Для реализации принципа справедливой ти нужны знания того, что и как нужно делать, а также соблюдения правил благопристойности, следствием чего является мера и упорядоченность поведения и деятельности.

Упорядоченность отношений граждан, правильное поведение предусматривают постоянный контроль и самообуздания, подчинение культурной норме, без которой невозможна стабильность в обществе. Принцип справедливости тоже направлен на самообуздание, ограничение влияния эгоизма на поведение и деятельность человека. Благородный муж должен придерживаться и созданных мудрецами-правителями стандартов, традиций, в которых аккумулирован опыт тысячелетий.

Выбирая себе друзей, следует ориентироваться на то, что одни из них полезны, другие наносят вред.

Благородный муж, по мнению Конфуция, всегда ценит справедливость. Даже с простыми людьми он ведет себя справедливо.

Большое значение Конфуций придавал справедливости правителя:"Когда правитель любит ритуал, никто в народе не посмеет быть непочтительным; когда правитель любит справедливость, никто в народе не осмелится быть непослушным; когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным ".

По его словам, в течение жизни необходимо руководствоваться одним словом -"взаимность", и пользоваться установкой:"Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут относится враждебно.