§ 12. Способности к социальным путешествиям

Подробное решение параграф § 12 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 8 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева, Л.Н. Корпачева 2015



Постановка проблемы урока

Сравни мнения Саши и Вани о возможностях человека изменить своё положение в обществе. В чём ты видишь противоречие?

Саша – не все вегодня готовы на резкте соцтальные перемены. Ваня – в современном обществе высокая социальная мобильность.

Сформулируй проблемный вопрос, а потом сравни свой вариант с авторским (с. 226).

Может ли человек изменить своё положение в обществе?

Повторение необходимых знаний

Объясни понятия: социум, социальный статус, страта. (Словарь)

Социум – то же, что общество.

Общество – люди, объединённые совместной жизнью (интересами) и деятельностью по принятым правилам (мораль, законы).

Социальный статус – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с ним определённый набор прав и обязанностей.

Страта – социальная группа, слой, отличающийся от других по совокупности признаков:

– доход – размер и источник: наличие или отсутствие собственности на значимые ценности (земля, предприятия, дома, авторские права на ценный информационный продукт, ценная специальность и т.п.);

– образование – уровень, отношение к материальным и духовным ценностям, самооценка своей позиции в обществе;

– доступ к власти – участие в ней или возможность влиять на её решения;

– престиж – профессия, должность, образ жизни (жилище, одежда, питание, способы передвижения, виды отдыха, круг общения и т.п.).

Определи роль процесса социализации в становлении человеческой личности. (Уч-к «Обществознание», 6-й кл.)

Благодаря развитию в обществе человек осознаёт себя и своё место в мире, становится личностью, приобретает неповторимое сочетание телесных, интеллектуальных и душевных качеств.

Вспомни биографии великих людей, которые ты изучал на уроках истории, литературы, географии. Кто добился выдающихся результатов лишь благодаря упорству и своим интересам?

Леонардо да Винчи, Эйнштейн, Чаплин, Галилей, Марко Поло, Юлий Цезарь, Христофор Колумб, Мартин Лютер, Николай Коперник и др.

Решение проблемы

1. Каждый человек талантлив по-своему

Используя текст, заполни в тетради таблицу по образцу приведённой ниже.

Используя текст, заполни в тетради таблицу по образцу приведённой ниже

Сделай вывод по проблеме, о которой спорили Саша и Ваня в начале параграфа: «Может ли человек изменить своё положение в обществе?»

Может, если будет развивать свои способности и использовать их.

2. Социальные путешествия

Прочитай текст и сделай вывод по проблеме, о которой спорили Саша и Ваня в начале параграфа: «Может ли человек изменить своё положение в обществе?»

В течение жизни человек меняет свое социальное положение. Сегодня он ученик школы, а завтра студень вуза. Сегодня он просто рабочий, а завтраначальник цеха.

Успех личности в достижении поставленных целей во многом зависит от интересов и способностей человека и его готовности к переменам в своей жизни.

Чем различаются виды социальной мобильности?

Горизонтальная социальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне (изменение места жительства, развод и т.д.). Вертикальную можно рассматривать как восходящую линию, если человек поднялся вверх (повышение по службе), или нисходящую, если он опустился в общественной иерархии.

От каких особенностей личности зависит её социальная мобильность?

Целеустремленность и способность реагировать на изменения в общетсве.

Оцени с нравственной точки зрения разные способы повышения социального статуса.

Брак по расчету считается неприемлемым. В таком случае изменения социального положения связано не со способностями челдовека, а со связями родетсвенников.

Создание востребованного творческого продукта и учпехи в спорте и шоу-бизнесе – это заслуга часого человека.

Применение знаний

Выполняем учебные задания.

1. Перечисли основные возможности в сфере развития творческих способностей, которые открываются в период детства и отрочества.

Стать музыканотом (фортепиано, скрипка, баян, саксафон, акоордеон, и др.).

Рисование.

Танцы.

Сочинение стихов.

Актерские способности.

Какие условия влияют на их развитие?

Задатки, способности, желание родителей и ребенка.

2. Приведи в пример своих сверстников (в т.ч. используя СМИ), у которых проявились различные способности.

ОЛИВИЯ ХАЛЛИСИ, 17 лет

Оливии было всего шестнадцать, когда она уже сделала успешную карьеру на поприще науки. А настоящая слава к ней пришла, когда Халлиси изобрела простой тест для определения смертельного вируса Эбола. Причем ее разработка была отмечена не столько за свою уникальность, сколько за то, что этот тест можно легко использовать в самых отдаленных районах, где нет даже электричества. За свою работу американка получила от Google солидную стипендию на учебу в Greenwich High School в Коннектикуте.

ТИФФАНИ ЧЖОН, 18 лет

Свою карьеру молодой предприниматель начала еще в средней школе. А сегодня она серьезный аналитик и вице-президент большой инвестиционной компании. Сама она говорит, что добилась таких вершин, потому что выросла в самом сердце Кремниевой долины, и с детства у нее было окружение, которое позволило создать сеть знакомств - это помогало всегда быть в курсе того, что происходит в технологической отрасли.

3. Вспомни случаи из жизни или литературы, когда человек «зарывал свой талант в землю». Что с ним в итоге случилось?

Человек, «зарывший свой талант в землю», часто не может справиться со своей ситуацие и может упасть на социальное дно.

4. Приведи примеры вертикальной и горизонтальной социальной мобильности (из жизни или из литературы).

Горизонтальная социальная мобильность – женитьбя, смена места жительства.

Вертикальная мобильность – повышение на службе, получение престижного образования работы, успех в предпринимательстве.

Решаем жизненные задачи.

Потеря работы

Ситуация. Фирма (например, по ремонту компьютеров), в которой ты успешно работал и поднимался по карьерной лестнице (стал старшим менеджером), закрылась.

Роль. Ты – безработный.

Результат. Тебе надо в кратчайшие сроки найти работу того же социального статуса и уровня оплаты. Распланируй, куда лучше всего обращаться в поисках работы, а так же составь резюме, в котором в выгодном свете опиши свои способности и достижения на прежнем рабочем месте.

Можно искать вакансии по объявлениям или обратиться в центр занятости.

Резюме

Цель: применение своего профессионального опыта, навыков и знаний на должности менеджера по продажам.

Опыт работы: (май 2009 г. – наст. время) – менеджер в компании по ремонту компьтером, г. Москва.

Функциональные обязанности:

• работа с клиентской базой, поиск и привлечение новых клиентов;

• проведение переговоров с владельцами фирм;

• заключение договоров о предоставлении услуг по ремонту компьютеров;

• обеспечение выполнения плановых показателей на вверенной территории;

Достижения:

• расширил клиентскую базу с 40 до 80 предприятий за период работы в компании;

• увеличил общий объем продаж услуг в 3 раза за период работы в компании;

Образование: 2001-2006 гг. – Московский государственный горный университет, специальность «Менеджмент организации», диплом специалиста.

Профессиональные навыки: уверенный пользователь ПК: MsWord, Excel, базовые навыки работы в 1С. Свободное владение русским языком, базовый уровень знания английского языка.

Личные качества: ответственность, организованность, нацеленность на результат, целеустремленность, коммуникабельность, умение работать в команде, быстрая обучаемость.

Дополнительная информация

• женат;

• есть водительское удостоверение категории «В»;

• есть собственный автомобиль;

• готов к командировкам.

Рекомендации будут предоставлены по требованию.

Осуществляем проекты

1. Составь анкету на тему «Готов ли ты к переменам в своей жизни?».

Проведи опрос общественного мнения среди сверстников. Сделай выводы, а потом расскажи о результатах на уроке.

2. Подготовь сообщение на тему «Талантами не рождаются, талантами становятся», используя факты из биографий великих людей.

Как люди становятся талантливыми?

— Наш мозг все время стремится развиваться. Когда мы учимся, то в мозгу образуются новые клетки — связи между нейронами. Мозг перестает расти, когда мы перестаем изучать новое.

— Развиваясь и развивая свои навыки, мы становимся талантливыми, просто кто-то делает с самого детства. Кто-то начинает рано, а кто-то поздно.

— Наши действия влияют на образ мышления. Наше мышление влияет на наши действия. Все можно развить. Материальный мир подчиняется духовному.

• Рисуя, мы развиваем внимание.

• Занимаясь музыкой, мы развиваем слух.

• Читая и учась выражать свои мысли, мы открываем писательские способности.

Леонардо да Винчи

К числу титанов Возрождения относится прежде всего Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем. По масштабу, многогранности и сложности личности с ним не может сравниться никто.

Судьба относилась к Леонардо не слишком благосклонно. Будучи внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки, он с большими трудностями добивался достойного места в жизни. Можно сказать, что он так и остался во многом не понятым и не признанным своим временем. Во Флоренции, на родине его первых успехов, Медичи относились к нему достаточно настороженно, ценя в нем главным образом музыканта, который изготавливал необычные инструменты.

Власти Милана, в свою очередь, воспринимали его весьма сдержанно, видя в нем инженера, искусного устроителя праздников. В Риме папа Лев X также держал его на отдалении, поручая ему осушение болот. В последние годы жизни по приглашению французского короля Леонардо уехал во Францию, где и скончался.

Леонардо да Винчи действительно, оставаясь гением Возрождения, принадлежал не только своему времени, но и прошлому, и будущему. Он во многом не принял господствовавший в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность. Разумеется, искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился в XIII в., в позднее Средневековье, когда властителем дум был Аристотель.

Именно тогда рождался дух научного эксперимента, в утверждение и развитие которого решающий вклад внес Леонардо. Вместе с тем — опять же как ученый и мыслитель — он на целые столетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение после эпохи Ренессанса, в Новое время. Многие его идеи и технические проекты — замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т.д. — будут воплощены только в XIX-XX вв.

Опираясь на те факты, что Леонардо был внебрачным сыном, что он создал немного произведений, что он творил медленно и долго, что многие его произведения остались незавершенными, что среди его учеников не оказалось высокоталантливых и т.д., Фрейд истолковывает его творчество через призму эдипова комплекса.

Однако эти факты можно объяснить иначе. Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем. Этим он существенно отличался от Микеланджело, который в цельной глыбе мрамора уже видел будущую готовую статую, для создания которой требовалось просто убрать, отсечь все лишнее и ненужное. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Он постоянно и во всем экспериментировал — будь то светотень, знаменитая дымка на его полотнах, цветовая гамма или просто состав красок. Об этом свидетельствуют его многочисленные эскизы, наброски и рисунки, в которых он как бы испытывает различные позы человека, выражения лица и т.д. Иногда эксперимент приводил к неудаче. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери».

В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Когда это решение находилось, ему уже не интересно было доводить полотно до завершения. В этом смысле ученый- экспериментатор в нем брал верх над художником. Здесь он опять же опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX в. французский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду.

Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь. Его притягивал меняющийся, скользящий, разлагающий формы свет. Он как завороженный следил за поведением воды, ветра и света. Своим ученикам он советовал рисовать пейзаж с водой и ветром, на восходе и закате солнца. Он смотрел на мир глазами Гераклита, через его знаменитую формулу: «Все течет, все меняется».

В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой «Джоконды». Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.

В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции. которые будут определять последующее развитие западной культуры. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. Она покоится на языке, на знании античной культуры, на интуиции, вдохновении и воображении. Вторая идет от научного познания природы. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. Для нее характерны объективность, строгость и точность, дисциплина ума и познания, анализ и эксперимент, опытная проверка знаний.

У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но. напротив, имеется счастливый союз. Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки». Художник в нем неотделим от ученого и науки. Искусство у него занимает место философии и науки. Мышление и рисунок он рассматривает как два способа познания действительности, позволяющих анализировать и понимать ее. Исходя из открытых таким образом элементов, он осуществляет новый синтез, выступающий одновременно творческим процессом, который в одном случае приводит к произведению искусства, а в другом — к научному открытию. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. У них общий метод и общие цели. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Однако уже в следующем — XVII — веке пути искусства и науки разойдутся. Равновесие между ними нарушится в пользу науки.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа». Уже здесь художник выступает как подлинный новатор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковым являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.

Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника — игра на контрастах. Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», которая говорит о полной творческой зрелости мастера. Это полотно отмечено идеальным композиционным решением, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией.

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие. Эта работа поражает не только обшей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня».

В этом произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как неповторимая индивидуальность и личность. Спокойный взгляд Христа еще более подчеркивает возбужденное состояние остальных персонажей. Прекрасное лицо Иоанна контрастирует с искаженным испугом, хищным профилем Иуды и т.д. При создании данного полотна художник использовал линейную и воздушную перспективу.

Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость. тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики. Он занимается разбором и систематизацией своих записей по искусству, задумывает написать книгу о живописи. Но и этот труд он не успел завершить. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/leonardo-da-vinchi.html