§ 3–4. Свобода выбора взгляда на мир

Подробное решение параграф § 3–4 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 7 класса, авторов Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Павлова Н.С. 2015



ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Какое противоречие наблюдается у ребят по поводу спора людей с разными точками зрения?

Саша – если нужно, он убедит других в своей правоте силой. Остальные ребята поддерживают идеи существование различных мнений и взглядов.

Какой вопрос может оказаться следствием этого противоречия? Обсудите разные варианты, а потом сравните с авторским (с. 208).

Обязательно ли надо стремиться к тому, чтобы заставить другого принять твою точку зрения?

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Поясни значение слов и словосочетаний: духовная жизнь личности, мировоззрение и его виды (мифологическое, научное, религиозное, обыденное, философское), наука, религия, церковь, свобода совести. (Словарь) Объедини данные понятия в единую схему.

Духовная жизнь личности – деятельность человека, направленная на формирование мировоззрения – картины мира, личностных целей и системы ценностей (значимых идей, отношений, явлений, которые мы признаём идеалами, образцами должного поведения). Составляющими духовной жизни каждого человека являются его знания, вера, чувства, потребности, способности, устремления.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир и место человека в нём (картина мира), на смысл и цель его жизнедеятельности, а также система ценностей, идеалов, определяющая нравственность человека, его отношение к окружающему миру.

Мировоззрение мифологическое – система взглядов, основой которых является система коллективных фантастических представлений о мире (мифов), художественных переживаний, общественных иллюзий и стереотипов. Оно формируется в процессе поклонения человека силам природы в первобытную эпоху, но в виде элементов продолжает жить и в современный информационный век.

Мировоззрение научное – система взглядов, основой которых являются достижения науки – теории, подтверждённые экспериментальной практикой и описывающие постоянно расширяемую научную картину мира, взаимосвязи его законов.

Мировоззрение обыденное (повседневное, житейское) – система взглядов, основой которых является непосредственный жизненный опыт человека. Оно формируется (часто стихийно) в процессе его личной практической деятельности под влиянием жизненных обстоятельств.

Мировоззрение религиозное – система взглядов, основой которых является вера в открытые Божественные истины, содержащиеся в священных текстах: Библии (христианство и иудаизм), Коране (ислам), Трипитаке (буддизм), Ведах (индуизм), Авесте (зороастризм) и т.д. Такое мировоззрение формируется на основе религиозной картины мира, учения о предназначении человека, заповедей, предполагающих определённый образ жизни.

Мировоззрение философское – система взглядов, основой которых является теоретическое рациональное обобщение всех человеческих знаний о мире, определение места человека в природе и обществе.

Наука – один из способов познания мира с помощью доказываемых знаний: наблюдение и накопление фактов; выдвижение гипотез, объясняющих эти факты; проверка их практическим опытом, экспериментом; открытие законов (повторяющихся связей между явлениями окружающего мира) и создание теорий – систем научных знаний, объясняющих мир.

Религия (от лат. relegere – относиться с особым почтением) – способ познания и осознания мира через веру людей в Бога, богов или сверхъестественные силы (творящие чудеса), а так же вера в наличие у человека души, продолжающей существование после смерти тела.

Свобода совести – право человека иметь любые убеждения, свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (атеизм).

Поясни значение слов и словосочетаний. Объедини данные понятия в единую схему

Постарайся вспомнить, какие религии определяли жизнь средневекового общества. Какие главные отличия между этими религиями ты можешь назвать? (Уч-к «Всеобщая история», 6-й кл.)

Христианство в Европе и ислам, иудаизм, индуизм, буддизм, даосизм на Востоке.

Христианство – верят в Господа Бога, единого в трех лица: Отец, Сын, Святой Дух.

Ислам – Мухммед – последний пророк на земле. Основан на библийских традициях евреев и христинастве. Иисус – пророк, не бог.

Иудаизм – основана на почитании единого Бога Яхве.

Индуизм – признает тысячи богов. Главные – Брахма, Вишну, Шива.

Буддизм – жизнь – это страдание.

Даосизм – инь и янь создают равновесие в мире, а человек нарушает его своими желаниями.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Путь к своему мировоззрению.

С помощью текста и своего жизненного опыта перечисли различные обстоятельства, которые определяют формирование мировоззрения человека.

6-7 лет: у большинства детей в этом возрасте картина мира в основном сказочная, мифологическая (хотя в ней могут присутствовать элементы научных и религиозных представлений), система ценностей базируется на авторитете взрослых, родителей, а над смыслом жизни ребёнок обычно ещё не задумывается.

7-10-11 лет: в ходе учёбы многие элементы детской сказочно-мифологической картины мира начинают меняться, и в зависимости от того, что преобладает в обучении и воспитании, новая картина мира юного человека становится научной или религиозной.

В подростковом возрасте (с 10–11 до 14–17 лет) происходит перестройка всего организма от детского состояния ко взрослому. К подростку приходит осознание своей уникальности, самостоятельности, у него появляется желание быть самим собой, непохожим на других. Его мировоззрение отторгает мир взрослых с его системой ценностей и представлений о правильном и неправильном Однако с переходом от подросткового возраста к юношескому (с 18 до 23–24 лет) происходят изменения и в мировоззрении. Юноша начинает больше задумываться о последствиях своего поведения, об ответственности за себя и близких.

Сделайте вывод по проблеме «Обязательно ли надо добиваться, чтобы другой человек принял вашу точкузрения?».

У каждого в процессе социализации формируется свое картина мира, нравственныу ценности. Каждый человек уникален со своей свободой выбора. Нельзя засталять человека верить также как ты.

Согласен ли ты с этими высказываниями?

«Наука непогрешима, но учёные часто ошибаются» (французский писатель XIX – начала XX в. Анатоль Франс). Все опыты и эксперименты проводит человек. Человеку свойственно ошибаться. Он не обладает универсальными знаниями и не может занть все.

«Религия – это убеждение, что всё происходящее с нами необычайно важно. Иименно поэтому она будет существовать всегда»(итальянский писатель XX в. Чезаре Павезе). Для многих людей религия придает смысл жизни, который они долго искали. Приобщаясь к религшии человек осознает свою значимость как личности.

2. Религии мира – противоречивые ответы на одинаковые вопросы.

С помощью словаря заполни в тетради таблицу «Главные религии мира» и определи, по каким вопросам существует взаимопонимание между верующими разных религий, а по каким – противоречие.

С помощью словаря заполни в тетради таблицу «Главные религии мира»

Противоречия: представление о Боге, духовной картине мира и смысле человеческой жизни.

Взаимопонимание: нарвственные заповеди.

Сделай вывод по проблеме «Обязательно ли следует добиваться, чтобы другой человек принял твою точку зрения?».

С точки зрения монотеистических религий – да. Потому что они все говорят, что спасение души человека зависит от его веры в Бога.

3. Свобода совести.

Прочти текст и попробуй определить, какие опасности угрожают современному обществу, если не соблюдается право человека на свободу совести.

Конфликты как на уровне отдельных людей, так и н уровне целых государств.

Сделайте вывод по проблеме «Обязательно ли надо добиваться того, чтобы другой человек принял вашу точку зрения?».

Нет. Можно рассказать о своем мнении, но не настаивать принимать его, иначе это посягательство на свободу выбора и совести другого человека.

Исходя из данных схемы, объясни, в чём заключается свобода совести.

Свобода совести заключается в свободе выбора мировоззрения

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

Выполняем учебные задания.

1. Что из перечисленного ниже не относится к духовной жизни человека? Выбери правильный ответ на вопрос.

1) Любовь, дружба, сострадание.

2) Деньги, полезные связи.

3) Идеи, взгляды, научные теории.

4) Нравственные нормы.

1, 3, 4

2. Выбери из приведённого списка предложения, которые характеризуют религиозное мировоззрение. Добавь свои предложения.

1) Изучение научных теорий и взглядов на происхождение человека.

2) Использование личного опыта в жизни и деятельности.

3) Знакомство с различными этическими учениями.

4) Изучение религиозных текстов (характеризует религиозное мировоззрение)

Свои предложения:

5) религиозной картины мира,

6) учения о предназначении человека, заповедей, предполагающих определённый образ жизни.

Решаем жизненные задачи.

Религиозное воспитание детей

Ситуация. Родители настаивают на том, чтобы их сын ходил в воскресную школу и получил религиозное воспитание. Сын этого делать не хочет.

Роль. Сын, который не хочет ходить в воскресную школу.

Результат. Решение, которое устроит и тебя, и родителей и будет основано на действующих законах Российской Федерации.

Можно предложить родителям рассказать о религии, но не заставлять верить, дать время обдумать сказанное родителями. Это нужно для того, потому что по принуждению в Бога верить не получиться. У человека по закону есть право на свободу совести.

Осуществляем проекты.

1. Напишите мини-сочинение на тему «Церковь и школа».

Деятельность церкови, как и школы, направлена на воспитание и развитие личности. Процесс социализации ребенка начинается в семье. В школе ребенок продолжает не только познавать мир, но и самого себя. Он учится применять усвоенные им нормы нравственности на практике, получает новые знания, учится решать конфликты. Задача школы дать не только эмпирические знания, но и помочь детям реализовать себя в жизни, стать настоящим человеком.

Также и церковь посредством религиозных книг дает знание о мире, о взаимодействии человека и мира, предстваление о месте человека в этом мире. И действительно, и школа и церковь выполняют одинаковую задачу.

Однако религиозные учения дают общирные знания о нравственном поведении человека, о нормах морали. Церковь учит человека общаться, описывает ему некий нравственный идеал, к которму дожны стремится все люди. Делается это посредством заповедей Христа, житий святых, всемозмодных притч. Все это учит человека быть человекам.

И школа и церковь стремятся к вопситанию высокодуховных нравственных личностей, которые будут служить на благо общества.

2. Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии».

Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии»

Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии»

Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии»

Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии»

Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии»

Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии»

Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии»

Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии»

Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии»

Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировые религии»

3. Организуйте в школе научную конференцию на тему «Великие учители человечества» или «Важнейшие этические учения мира».

Утилитаризм

Термин «утилитаризм» принадлежит английскому философу Джону Стюарту Миллю (1806-1873). Так называлось его основное морально-философское произведение – «Утилитаризм» (1863), в котором он систематизировал и обосновал основные положения, развитые его учителем, Джереми (Иеремия) Бентамом (1748-1832) в трактате «Введение в основание нравственности и законодательства» (1780, опубл. 1789). Благодаря Миллю именно под этим названием он вошел в историю этики как особая разновидность моральной теории, в которой мораль основывается на принципе пользы. Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) и означает теорию пользы, точку зрения, основанную на пользе.

Джереми Бентам. Ранний, или классический, утилитаризм предложил моральную теорию, в которой, так же как это было у французских материалистов (в частности, у Гельвеция), этика непосредственно опирается на антропологию. Так, по Бентаму, удовольствия и страдание суть основополагающие природные принципы человеческой жизни. Мораль, право и государство должны строиться в соответствии с этим природным началом. Для социальных институтов Бентам обобщенно обозначает это начало как принцип полезности, или величайшего (возможного) счастья или благоденствия. В развернутой форме он утверждает «величайшее счастье всех тех, о чьем интересе идет дело, истинной и должной целью человеческого действия», целью «во всех отношениях желательной», а также «целью человеческого действия во всех положениях, и особенно в положении должностного лица или собрания должностных лиц, пользующихся правительственной властью». Формулировка принципа пользы не принадлежит Бентаму, и он никогда не приписывал ее себе. Она проходит через весь XVIII в., начиная с Ф. Хатчесона, и встречается у Ч. Беккария, Д. Пристли, К. Гельвеция и др. Однако именно Бентам придал ей принципиальное значение для построения теории морали. Бентам рассматривал ее не только как описательный и объяснительный принцип нравственности, но и как основополагающее этико-нормативное начало: принцип полезности задает главный критерий оценки действий.

У Хатчесона эта формулировка имеет следующий вид: «То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей» (Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели. Впоследствии многие комментаторы, в том числе Г. Сиджвик, а вслед за ним и Дж. Ролз, необоснованно рассматривали Хатчесона в качестве зачинателя утилитаризма. Идея этого принципа хотя и не в сформулированном, но развернутом виде встречается уже у Цицерона (Цицерон. Об обязанностях).

Все люди, согласно Бентаму, стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье, или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания, т.е. счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. И удовольствие, и польза понимались Бентамом предельно широко: наслаждение – это всякие наслаждения, в том числе чувственные, польза – всякая польза, в том числе выгода. Бентам безусловно «генерализировал» принцип полезности, полагая, что он обобщает все известные принципы морали. Приведя девять различных принципов, отстаивавшихся в моральной философии XVIII в., Бентам замечает: «Фразы различны, но принцип один и тот же».

Соединением добродетели и пользы, а также, как это видно из развернутой формулировки принципа полезности, морали и политики Бентам серьезно покушался на устойчивые стереотипы морального сознания и этики, а именно на то, что добродетель противоположна пользе и что в политике и в морали основополагающие принципы различны. Однако Бентам придерживался представления о цельности ценностной сферы и рассматривал антитезу добродетели и пользы как результат смутного понимания как одного, так и другого. Как выразил это русский последователь Бентама Н.Г. Чернышевский (1828-1889), различия между пользой и добром носят лишь количественный характер: польза – превосходная степень удовольствия, добро – превосходная степень пользы (Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии). Поэтому для Бентама при правильном понимании блага нет существенной разницы между удовольствием, пользой, добродетелью и счастьем: это разные слова для обозначения одного и того же. Польза – обобщающее понятие, но проверить, является ли определенное действие человека или мера правительства нравственной, или полезной, или доброй, мы реально можем, лишь исследуя в какой степени оно содействовало повышению количества и качества удовольствия людей. Поэтому, приведя реестр основных удовольствий и страданий человека и дав их классификацию, Бентам посвятил специальную главу возможности измерения удовольствий и страданий. Но если в этом он продолжал традиции английской моральной философии, то в анализе различных случаев моральной оценки на основе сопоставления мотива и результата (причем не только по критерию положительный – отрицательный, но и по их качественно-ценностному разнообразию) Бентаму принадлежит несомненный приоритет.

Этическое учение Кофуция

Конфуцианство является духовной основой китайского общества, поскольку формулирует основы социального порядка, обосновывает идеал совершенного человека

Его основатель китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы, Кун Фу-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни), который жил в течение 551-479 до н.э. По убеждению Конфуция, поведение, общественное положение людей, их моральные нормы зависят от неба, высшего духовной силы, которая действует сознательно, является создателем и одновременно частью природы. Небесное веление является уделом, которому подчиняются и люди, и государства:"Для жизни и смерти существует судьба; богатство и знатность зависят от небо а Небо породило во мне моральные качества." Человеку следует беспрекословно выполнять волю неба, поскольку оно наказывает за проступкио карает за провинности.

Основной идеей конфуцианства является незыблемость установленных небом порядков в Поднебесной (Китае). Этика конфуцианства провозглашает верховенство добра над злом, основным понятиям, своеобразным моральным законоом которой является"жень"- гуманность, человеколюбие, человечность. По конфуцианской этикой, человек, искренне придерживается принципа человечности, не совершит зла, она способна выявлять почтительность, вежливость, правдивость, сообразительность, доброту. К людям нужно относиться так, как к дорогим гостям, нужно сдерживать себя, чтобы вести согласно ритуалу, а на то, что не отвечает его требованиям, не следует смотреть, его можно слушать.

Оговаривая отношения людей в обществе и семье, моральный принцип жень находится в органической связи с принципом сяо - почитание родных и старших:"Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне дома - уважительность к старшим","При жизни родителей - служить им, следуя ритуалу. Когда они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы, руководствуясь ритуалом." Церемонии, есть внешние проявления уважения, сыновней любви, преданности.

На признании важности церемоний основан принцип ли (правило, норма, ритуал, церемониал, этикет), вопреки которому нельзя ни смотреть, ни слушать, ни говорить, ни действовать. Без ли не может существовать дер ржава. Он должен быть основой воспитания, которое строится на личном примере, требованию к неукоснительному соблюдению церемоний, этикета. Это требование часто критиковалась, поскольку, как утверждали ее оппоненты, человеку, который придерживается предписаний конфуцианства, никогда не будет добродетельным и творить добро, потому что он занят непрерывными церемониямями.

Благородный муж является представителем аристократии и совершенным человеком. Однако принадлежность к аристократии не гарантирует человеческого совершенства, поскольку для этого нужна упорная работа над собой. Стать благородним мужем чрезвычайно сложно (даже себя не считал таковым), ведь это - идеал, ориентир для тех, кто заботится о самосовершенствованииня.

Основные качества благородного мужа - жень (человеколюбие, милосердие, гуманность), и (справедливость), чжи (знания), ли (ритуал, обряд, этикет, церемония), вэнь (воспитанность)

Для утверждения справедливости правитель должен действовать как правитель, а подданный - как подданный, отец - как отец, сын - как сын. Для реализации принципа справедливой ти нужны знания того, что и как нужно делать, а также соблюдения правил благопристойности, следствием чего является мера и упорядоченность поведения и деятельности.

Упорядоченность отношений граждан, правильное поведение предусматривают постоянный контроль и самообуздания, подчинение культурной норме, без которой невозможна стабильность в обществе. Принцип справедливости тоже направлен на самообуздание, ограничение влияния эгоизма на поведение и деятельность человека. Благородный муж должен придерживаться и созданных мудрецами-правителями стандартов, традиций, в которых аккумулирован опыт тысячелетий.

Выбирая себе друзей, следует ориентироваться на то, что одни из них полезны, другие наносят вред.

Благородный муж, по мнению Конфуция, всегда ценит справедливость. Даже с простыми людьми он ведет себя справедливо.

Большое значение Конфуций придавал справедливости правителя:"Когда правитель любит ритуал, никто в народе не посмеет быть непочтительным; когда правитель любит справедливость, никто в народе не осмелится быть непослушным; когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным ".

По его словам, в течение жизни необходимо руководствоваться одним словом -"взаимность", и пользоваться установкой:"Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут относится враждебно.