§ 9. Выбор человека между добром и злом

Подробное решение параграф § 9 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 6 класса, авторов Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н. 2015



ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА

Что сдерживает животных одного вида от уничтожения друг друга в схватках за территорию, место в группе?

Инстинкт сохранения рода.

Есть ли у людей сдерживающий механизм, заставляющий их поступать правильно, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных?

Нормы морали и закон.

Какое наблюдается противоречие?

Человек в отличие от животных не следует природным инстинктам, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных. Он руководствуется нормами морали и законом.

Сформулируй вопрос, который можно задать на основе этого противоречия. Сравни свою формулировку с авторской (с. 201).

Что заставляет человека поступать правильно, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных?

ВСПОМНИМ ТО, ЧТО ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Объясни значение слов: биосоциальная природа человека, сознание, личность, характер, духовная жизнь личности, мировоззрение. (Словарь)

Биосоциальная природа человека – неразрывное единство в человеке биологической (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) и социальной (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству) природы.

Сознание – человеческая способность «отражать» наблюдаемый мир в своём внутреннем мире в виде чувственных и умственных образов; перерабатывать эти образы с помощью мышления и чувств; на основе этой переработки усилиями воли направлять и контролировать свою деятельность в мире.

Личность – человек, обладающий сознанием, т.е. получивший в результате развития в обществе способности:

– осмысливать себя и мир;

– чувствовать и переживать своё отношение к миру;

– усилием воли направлять и контролировать свою деятельность, опираясь на систему личных и общественных ценностей.

Характер – индивидуальное сочетание качеств (черт) личности, определяющее особенности поведения, отношение человека к обществу, труду, самому себе, уровень развития волевых качеств.

Духовная жизнь общества – сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нём (картина мира), на смысл и цель его жизнедеятельности, а так же система ценностей, идеалов, определяющая нравственность человека, его отношение к окружающему миру.

Вспомни события из истории разных народов и времён, когда одни и теже поступки разные люди оценивали как «плохие» и как «хорошие». (Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», 5-й кл.: Перво бытный мир, Ассирия, Древний Рим и т.д.)

В Древнем мире законы для свободных людей и рабов были разными. Например, по законам Хаммурапи, если раб оскорблял свободного человека, ему отрезали ухо.

В древнем Китае, согласно учению Конфуция, провинившегося подданного лучше наставить на путь истинный поотечески, нежели убивать. Однако правители Китая пощшли по другому пути и держали население в страхе путем жестоких наказаний за незначительные проступки.

Кто из известных тебе литературных героев и в каких случаях испытывал муки совести, трудности при выборе между добром и злом?

«Сказка о царе Солтане» А. С. Пушкина. Выбор: избавиться от жены и ребенка или сначала все выяснить, а потом принимать решение.

«Му-Му» Тургенева. Эпизод, когда Герасим шел топить собаку.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Уроки мудрецов.

С помощью текста ответь на вопросы.

Каковы происхождение и значение следующих понятий: этика, мораль, нравственность? (Проверь себя по словарю)

Этика (от древнегреч. – нрав, обычай) – учение о нравственности и морали, определяющее правильное и достой ноеповедение, духовные качества, необходимые человеку в обществе, самоконтроль.

Нравственность (от рус. «нрав» – характер, темперамент) – 1. Реализация моральных норм в жизни, повседневном поведении людей и конкретного человека. 2. Внутренние, духовные качества, ценности человека, которые определяют правила его поведения.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность норм, правил поведения людей в обществе, основанных на представлениях о добре, долге и совести.

Возникает ли нравственность в человеке стихий но или её надо формировать сознательно?

Нравственность необходимо формировать сознательно. Простые нравственные добродетели человек приобретает в процессе социализации. Например, что такое добро, а что зло.

Из чего складывается личная система ценностей?

Из идеалов, образов и совести.

Как связаны и чем от личаются друг от друга совесть, нравственность, мораль?

Совесть – это личная система ценностей. Нравственность – реализация моральных норм в жизни в поведении конкретного человека. Мораль регулирует поведение общества. Вместе они проявляется через деятельность человека в обществе и отношение к другим людям.

2. Неспокойная совесть.

Прочитай текст и ответь на вопросы.

Человек рождается совестливым или становится? Как формируется совесть?

Человек становится совестливым. Совесть формируется в процессе воспитания, через постоянные указания ребёнку на то, «что такое хорошо, а что такое плохо» и т.д. Вначале совесть формируется как нравственная способность критически себя оценивать

Почему герой второго диалога Лёша не взял шпаргалку?

Потому что он совестливый человек.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Выполняем учебные задания.

1. Оцени свои нравственные качества и составь в тетради таблицу (заполни её синим цветом); попроси своего друга оценить твои нравственные качества и дополнить таблицу (но уже зелёным цветом); попроси родителей дополнить таблицу (красным цветом).

Полоижительные качества:

аккуратность, активность, альтруизм, артистичность, бескорыстие, благородство, бесстрашие, вежливость, великодушие, верность, внимательность, воля, выдержка, галантность, гостеприимство, гуманность, дальновидность, доброжелательность, добросовестность, доброта, дружелюбие, естественность, жизнелюбие, заботливость, жизнерадостность, интиллегентность, искренность, коммуникабельность, кропотливость, любезность, мудрость, мужество, наблюдательность, надежность, настойчивость, обязательность, опрятность, отважность, отзывчивость, открытость, понятливость, постоянство, пунктуальность, решительность, самостоятельность, сдержанность, сердечность, серьезность, собранность, сострадание, сочувствие, спокойствие, тактичность, творчество, терпимость, уравновешенность, уступчивость, целеустремленность, честность, чувственность, чувствительность, чувство долга, чувство собственного достоинства, щедрость.

Отрицательные качества:

апатия, безволие, безответственность, безразличие, безынициативность, ворчливость, вредность, вспыльчивость, грубость, жадность, завистливость, злобность, кровожадность, лень, лживость, лицимерие, мелочность, нахальство, небрежность, невежливость, невнимательность, невыдержанность, недоброжелательность, ненависть, нерешительность, нетерпимость, неуверенность, обидчивость, ограниченность, озлобленность, пассивность, равнодушие, расточительность, скупость, слабость, страх, трусость, тщеславие, упрямство, эгоизм, эгоцентризм

Оцени свои нравственные качества и составь в тетради таблицу (заполни её синим цветом); попроси своего друга оценить твои нравственные качества и дополнить таблицу (но уже зелёным цветом); попроси родителей дополнить таблицу (красным цветом)

2. Прочитай высказывания и подбери к ним примеры из своей жизни или из жизни общества.

А. «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». (Римский поэт Овидий (43 до н.э. – ок. 18 н.э.) Хвалю других за их работоспособность и считаю это отличным качество, но сам ленюсь.

Б. «Смотреть на людей со сломанной совестью ещё страшнее, чем на избитых». (Чехословацкий журналист Юлиус Фучик (1903–1943) Прогуляла школу и не выполнила домашние задания. В итоге замучала совесть. Все исправила, однако неприятное чувствло осталось. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, человечности, сам задает изнутри критерии моральной оценки и сам оценивает свое поведение.

В. «Достоинства человека определяются только его поступками». (Французская пословица) Двое одноклассников претендавали на пост старосты класса. Один рассказывал каким отзывчивым он будет, суолько хорошего он сделает для одноклассников. Другой все это делал уже сейчас. Старостой выбрали второго мальчика.

Г. «Не верю в ваши темпы скорости,

А больше доверяю совести,

Не убежать вам от неё,

И, подводя итоги в старости,

Ещё вернётесь к первозданности,

В начало вечное своё». (Л.И. Болеславский) Совестливый человек будет долго помнить, что сделал что-то плохое (например, сильно обидел родителей).

Решаем жизненные задачи.

Новенький во дворе

Ситуация. Во дворе появился новый мальчик, который сильно заикается. Знакомые тебе ребята стали его дразнить, обзывать.

Роль. Мальчик или девочка с этого же двора.

Результат. Твои действия, которые помогут новичку найти новых друзей.

1. Предложить новому мальчику поиграть с тобой.

2. Узнать у него про его интересы и чем он увлекается.

Общение с тобой постепенно поможет новому мальчику подружится с остальными детьми.

Осуществляем проекты.

1. Проведите исследовательскую работу на одну из тем.

Этическое учение Конфуция: «Ритуал – основа жизни». Этическое учение Сократа: «Добродетель есть знание». Этическое учение Христа: «И как хотите, что бы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Этическое учение Кофуция: «Ритуал – основа жизни».

Конфуцианство является духовной основой китайского общества, поскольку формулирует основы социального порядка, обосновывает идеал совершенного человека

Его основатель китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы, Кун Фу-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни), который жил в течение 551-479 до н.э. По убеждению Конфуция, поведение, общественное положение людей, их моральные нормы зависят от неба, высшего духовной силы, которая действует сознательно, является создателем и одновременно частью природы. Небесное веление является уделом, которому подчиняются и люди, и государства:"Для жизни и смерти существует судьба; богатство и знатность зависят от небо а Небо породило во мне моральные качества." Человеку следует беспрекословно выполнять волю неба, поскольку оно наказывает за проступкио карает за провинности.

Основной идеей конфуцианства является незыблемость установленных небом порядков в Поднебесной (Китае). Этика конфуцианства провозглашает верховенство добра над злом, основным понятиям, своеобразным моральным законоом которой является"жень"- гуманность, человеколюбие, человечность. По конфуцианской этикой, человек, искренне придерживается принципа человечности, не совершит зла, она способна выявлять почтительность, вежливость, правдивость, сообразительность, доброту. К людям нужно относиться так, как к дорогим гостям, нужно сдерживать себя, чтобы вести согласно ритуалу, а на то, что не отвечает его требованиям, не следует смотреть, его можно слушать.

Оговаривая отношения людей в обществе и семье, моральный принцип жень находится в органической связи с принципом сяо - почитание родных и старших:"Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне дома - уважительность к старшим","При жизни родителей - служить им, следуя ритуалу. Когда они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы, руководствуясь ритуалом." Церемонии, есть внешние проявления уважения, сыновней любви, преданности.

На признании важности церемоний основан принцип ли (правило, норма, ритуал, церемониал, этикет), вопреки которому нельзя ни смотреть, ни слушать, ни говорить, ни действовать. Без ли не может существовать дер ржава. Он должен быть основой воспитания, которое строится на личном примере, требованию к неукоснительному соблюдению церемоний, этикета. Это требование часто критиковалась, поскольку, как утверждали ее оппоненты, человеку, который придерживается предписаний конфуцианства, никогда не будет добродетельным и творить добро, потому что он занят непрерывными церемониямями.

Благородный муж является представителем аристократии и совершенным человеком. Однако принадлежность к аристократии не гарантирует человеческого совершенства, поскольку для этого нужна упорная работа над собой. Стать благородним мужем чрезвычайно сложно (даже себя не считал таковым), ведь это - идеал, ориентир для тех, кто заботится о самосовершенствованииня.

Основные качества благородного мужа - жень (человеколюбие, милосердие, гуманность), и (справедливость), чжи (знания), ли (ритуал, обряд, этикет, церемония), вэнь (воспитанность)

Для утверждения справедливости правитель должен действовать как правитель, а подданный - как подданный, отец - как отец, сын - как сын. Для реализации принципа справедливой ти нужны знания того, что и как нужно делать, а также соблюдения правил благопристойности, следствием чего является мера и упорядоченность поведения и деятельности.

Упорядоченность отношений граждан, правильное поведение предусматривают постоянный контроль и самообуздания, подчинение культурной норме, без которой невозможна стабильность в обществе. Принцип справедливости тоже направлен на самообуздание, ограничение влияния эгоизма на поведение и деятельность человека. Благородный муж должен придерживаться и созданных мудрецами-правителями стандартов, традиций, в которых аккумулирован опыт тысячелетий.

Выбирая себе друзей, следует ориентироваться на то, что одни из них полезны, другие наносят вред.

Благородный муж, по мнению Конфуция, всегда ценит справедливость. Даже с простыми людьми он ведет себя справедливо.

Большое значение Конфуций придавал справедливости правителя:"Когда правитель любит ритуал, никто в народе не посмеет быть непочтительным; когда правитель любит справедливость, никто в народе не осмелится быть непослушным; когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным ".

По его словам, в течение жизни необходимо руководствоваться одним словом -"взаимность", и пользоваться установкой:"Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут относится враждебно.

2. Проведите в школе фестиваль-конкурс «Нрав на нрав не приходится», посвящённый изучению характера, обычаев, традиций разных наро дов.