§ 8. Взгляд человека на мир

Подробное решение параграф § 8 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 6 класса, авторов Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н. 2015



ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА

О чём спорили ребята? Какие противоречивые мнения прозвучали в ходе их спора?

Ребята спорили о мировоззрении, о том, что поможет им сдать зачет. Вика сказала, что вера, Рома – подготовка к зачету, а Ваня – что волноваться нет смысла, что будет – то будет.

Какой вопрос можно задать на основе этого противоречия?

Сравни свою формулировку с авторской (с. 201).

Можно ли считать одно мировоззрение «сильнее» другого?

ВСПОМНИМ ТО, ЧТО ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Объясни значение слов: личность, сознание, религия, наука, миф. (Словарь)

Личность – человек, обладающий сознанием, т.е. получивший в результате развития в обществе способности:

– осмысливать себя и мир;

– чувствовать и переживать своё отношение к миру;

– усилием воли направлять и контролировать свою деятельность, опираясь на систему личных и общественных ценностей.

Сознание – человеческая способность «отражать» наблюдаемый мир в своём внутреннем мире в виде чувственных и умственных образов; перерабатывать эти образы с помощью мышления и чувств; на основе этой переработки усилиями воли направлять и контролировать свою деятельность в ми ре.

Религия (от лат. relegere – относиться с особым почтением) – способ познания и осознания мира через веру людей в Бога, богов или сверхъестественные силы (творящие чудеса), а так же вера в наличие у человека души, продолжающей существование после смерти тела.

Наука – один из способов познания мира с помощью доказываемых знаний: наблюдения и накопления фактов; выдвижения гипотез, объясняющих эти факты; проверки их практическим опытом, экспериментом; открытия законов (повторяющихся связей между явлениями окружающего мира) и создания теорий – систем научных знаний, объясняющих мир.

Миф – 1. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, явлениях природы, часто со сверхъестественными деталями. 2. Недостоверный рассказ, выдумка, вымысел.

Как устроена духовная жизнь человека, чем определяетсяего мировоззрение, картина мира? (§ 7)

Внутренний мир личности называют богатым тогда, когда человек богат духовно. Духовность предполагает связь ума и чувств с нравственностью. В процессе духовной жизни формируется мировоззрение человека, которое становится фундаментом для развития взаимоотношений с близкими людьми, собществом, с окружающим миром.

Чем отличаются взгляды на мир у первобытных и у современных людей? (Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», 5-й кл.)

Знания древнего человека о мире были несовершенных. И он объяснял происходящие явления в силу своих возможностей. Мировоззрение современного человека основано на научных знания.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Жизненный опыт или вера в Бога?

Прочитай тексты и определи, о каких двух мировоззрениях в них идёт речь. Чем отличаются эти мировоззрения?

О религиозном и обыденном мировоззрении.

Религиозное мировоззрение формируется в ходе приобщения человека к религиозному учению – через чтение священных текстов, открывающих людям слово Бога, через свой опыт ощущения связи с Божественным миром и т.д.

Обыденное мировоззрение формируется в процессе приобретения человеком личного жизненного опыта. Но при этом оно может мало использовать опыт других людей и почти не задействовать опыт научный, религиозный и вообще культурный.

2. Наука и миф.

Сравни научное и мифологическое мировоззрение.

Мифологическое мировоззрение основано не вере человека в высшие силы, которые управляют его жизнью. Оно дает простое и понятное объяснения явлений, происходящих в жизни людей.

Научное мировоззрение основано на фактах, добытых через опыты, критичность мышления.

3. Любители мудрости.

Прочитай текст и выдели слабые и сильные стороны философского мировоззрения.

Слабые стороны – дает обобщенное знание о мире.

Сильные стороны – способно решить многие проблемы духовной жизни.

Сколько разных типов мировоззрения представлено на схеме?

Научное, религиозное, обыденное, философское, эстетическое, мифологическое мировоззрение.

Что общего в схематичном устройстве каждого из них?

Каждое мировоззрение дает представление о мире.

Чем отличается каждое мировоззрение? Объясни смысл рисунков.

Научное мировоззрение – направлено на поиск истины через опыты и доказательства.

Религиозное мировоззрение – на спасение души через веру.

Эстетическое мировоззрение – достижение гармонии через красоту.

Обыденное мировоззрение строится на жизненном опыте.

Мифологическое мировоззрение дает простое объяснение явлений в жизни человека.

Философское мировоззрение дает обобщенное представление о мире через достижение мудрости.

4. Чувство прекрасного.

Прочитай текст и ответь на вопросы.

О каком мировоззрении говорится в тексте?

Об эстетическом мировоззрении.

Как оно формируется?

Формируется благодаря семье, окружению, воспитанию, образованию, общей культурной среде, несмотря на индивидуальность эстетического подхода (каждый понимает слово «прекрасное» немножечко по-своему).

Опиши, почему оно необходимо каждому человеку.

Люди с эстетическим мировоззрением воспринимают и оценивают мир через красоту.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Выполняем учебные задания.

«Молитва в религии то же, что в философии мышление».

Что хотел сказать этими словами немецкий поэт и философ Новалис (1772–1801)? Согласен ли ты сним? Приведи 2–3 аргумента в защиту своей позиции.

Нелзья согласится с данным высказыванием. В процессе молитвы не происходит осмысление жизни. Молитва – это процесс, который приносит человеку моральное и духовное удовлетворение. Для осмысления вопросов бытия необходимы и некоторые другие действия: чтение священного писания, общение с другими верующими.

В философии именно размышление приводит к ответу на вечные вопросы.

Однако, на вопрос можно посмотреть и с другой стороны. В религии молитва – это путь приобщения к Богу.А это в свою очередь познание истины.

В философии же именно мышление приобщает человека к истине.

Решаем жизненные задачи.

Принципиальный спор

Ситуация. Через 10 лет после окончания школы встретились и несошлись во мнениях два одноклассника. Один из них – известный физик, занимающийся разработкой новых средств связи. Он материалист и убеждён, что мир надо пытаться объяснить исключительно с точки зрения науки. Другой – священник, который скептически относится к достижениям науки.

Роль. Один из участников спора (навыбор).

Результат. Описание и аргументирование своей позиции в необидной для твоего старого доброго товарища форме.

Роль – священник.

Аргументы:

1. Все живое сотворено Богом.

2. Ученые до сих пор не могут объяснить все явления природа.

3. То, что объясняет наука (физика, химия и др. точные науки) также творение Божье. Следовательно ученые пытаются понять замысел Божий.

Осуществляем проекты.

Проведите по выбору исследовательскую работу, школьную конференцию или выставку творческих работ по одной из тем «Миф и литература», «Мифология в живописи», «Миф и современность».

Доклад по теме «Мифология в живописи»

Тема весьма широка и разнообразна. Поэтому я оснаовлюсь на рассмотрении одного произведения по мотивам древнегреческой мифология «Пир богов» Джованни Беллини.

Проведите по выбору исследовательскую работу, школьную конференцию или выставку творческих работ по одной из тем «Миф и литература», «Мифология в живописи», «Миф и современность»

Это картина итальянского художника эпохи Возрождения Джованни Беллини, написанная в 1514 году. Это одно из первых мифологических полотен венецианской школы. Если верить Вазари, значительная часть ландшафта слева и в центре полотна была дописана Тицианом. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанный для Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары. Находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

Картина предназначалась для украшения «алебастрового кабинета» в Кастелло Эстенсе — феррарской резиденции Альфонсо I д'Эсте. Поводом к созданию цикла мифологических полотен для этой комнаты, вероятно, послужила свадьба герцога с Лукрецией Борджиа. Активное участие в проекте принимали сестра заказчика, Изабелла д’Эсте, и видный специалист по античности, Марио Эквикола.

После смерти Беллини в 1516 году Тициан, видимо, изменил ландшафтный фон картины для того, чтобы он подходил к другой его картине в собрании герцога «Вакханалия» (1518—1523). В 1529 году Тициан добавил горы за фигурами богов.

Картина висела в феррарском замке до 1598 г., когда его увёз в Рим папский племянник Пьетро Альдобрандини. Его потомки владели полотном до XIX века. После угасания рода Альдобрандини владение их художественными сокровищами оспаривали Боргезе и Колонна; в конце концов, картина перешла в руки художника Камуччини, а тот в 1855 г. через посредника продал её герцогу Нортумберленду.

«Пир богов» украшал замок Алнвик до 1925 г., когда один из герцогов продал его американскому миллионеру Питеру Уайденеру. В 1942 г. Уайденер преподнёс свою коллекцию в дар американской нации. С тех пор картина висит в Национальной галерее искусства (Вашингтон).

Картина изображает два эпизода из поэмы Овидия «Фасты»: Приап пытался соблазнить спящую нимфу Лотос, но ему помешал заревевший осёл Силена. Вокруг расположены боги: Юпитер рядом с которым изображён орёл, Посейдон, который ласкает Кибелу и Цереру, Гермес возлежит на бочке. Мальчик с венком — юный Вакх. Считается, что поначалу Беллини изображал на картине простых смертных, следуя ошибочной (вульгарной) интерпретации поэмы Овидия и вынужден был позже переделывать их в фигуры богов.

Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля, но оба мастера не успели выполнить заказ.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2 (…wiki/Пир_богов)