§36. Политическая культура

Подробное решение параграф 36 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. Базовый уровень 2018

Стр.159

Может ли политическая культура быть высокой или низкой? Как вы можете охарактеризовать современную российскую политическую культуру? Какие её характерные черты вы можете назвать?

Подразделение на две доминирующие субкультуры: субкультуру элиты – «верхов и субкультуру народных масс – «низов».

Конфликтно — фрагментарный характер русской политической организации и культуры, отсутствие приемлемых для всего общества ценностей вели к дестабилизации общества и ослаблению государства. Именно поэтому проблема интеграции общества решалась со времен Ивана Грозного административно — авторитарными способами (единство нации не созрело изнутри, что иногда проявляется и сегодня). Автаркический режим Ивана IV открыл период формирования подданнической культуры, просуществовавший до Петра I. При этом патриархальная культура не исчезла, а продолжала предопределять ориентации значительной части общества («царь не тот, «царь – хороший, а бояре – плохие и т. п.). Проникновение западнических идей в Россию привело к духовному, а затем и политическому расколу внутри элиты. Восстание на Сенатской площади в декабре 1825 г. сделало этот раскол очевидным. В результате в XIX в. в России существовало как минимум три субкультуры: либеральная и «охранительно — консервативная» культура элиты и патриархально — подданническая культура масс. Существует точка зрения, согласно которой конфликт между этими тремя субкультурами во многом предопределил революцию 1917 г.

Из курса Новейшей истории назовите политических лидеров, чья культура поведения (в период избирательной кампании, в процессе урегулирования конфликтов, во взаимодействии с другими политическими деятелями, партиями) вам запомнилась.

Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.

От Индии до Великобритании. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен. Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Махатма Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой.

В 1915 году М. К. Ганди возвратился в Индию, и через четыре года активно включился в движение за достижение независимости страны от британского колониального владычества. В 1915 году знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма» «великая душа» (причём сам Ганди этого титула не принял, считая себя недостойным его). Один из лидеров ИНК Тилак незадолго до своей смерти объявил его своим преемником.

В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: в частности, по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений, а также демонстративно нарушали ряд законов. В 1921 году Ганди возглавил л Индийский национальный конгресс, который покинул в 1934 году в силу расхождения своих взглядов на национально — освободительное движение с позицией других руководителей партии. Широко известна также его непримиримая борьба с кастовым неравенством. «Нельзя ограничиваться положением „насколько это возможно“, учил Ганди, когда речь идет о неприкасаемости. Если неприкасаемость должна быть изгнана, она должна быть изгнана полностью и из храма, и из всех других сфер жизни».

Стр.160

Как вы можете охарактеризовать современную российскую политическую культуру? Какие её характерные черты вы можете назвать?

Политическая культура Древней Руси приобрела вечевую форму. Такая форма препятствовала принятию нововведений и во многом ограничивала возможность формирования централизованного государства. Вечевой образ жизни оказал большое влияние на образование государственности.

Огромное влияние на формирование политической культуры оказало и географическое положение России между Европой и Азией. Россия стала преемницей и европейского типа культуры, ставящего во главу угла личность и ее свободы, и азиатского, основой которого является общество, коллектив и государство. Взаимодействие двух типов культур в России принимает разные формы и характеризует культуру России как во многом противоречивую, конфликтную. Спор «западников» и « славянофилов» по поводу пути России является ярким тому подтверждением. И такая противоречивость сохраняется и по сей день.

Важным фактором в развитии политической культуры являлось геополитическое пространство, на котором уживались народы с разными типами культур. По утверждению Баранова, в таких условиях формировалась этатистская ориентация политической культуры.

Стр.161

Почему политический плюрализм является неотъемлемой чертой политической культуры демократии? Каково значение перечисленных черт политической культуры для развития демократии?

Либерально — демократической модели политической культуры присущ плюрализм. Причем политическому плюрализму соответствует религиозный и идеологический плюрализм. Религия и идеология отделены от государства. Поэтому парламентская демократия не приемлет ни государственной религии, ни государственной идеологии. Основополагающее значение имеет идея политического представительства. Ни один человек не вправе править другим человеком без согласия последнего.

Вопросы и задания.

1.Какое из приведённых ниже определений политической культуры представляется вам наиболее подходящим и содержательным?

Наиболее полным и содержательным представляется определение е), данное Э. Баталовым, так как политическая культура – явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отражают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления политической культуры конкретной страны, наличие разнообразных субъектов (элит, электората, жителей отдельных стран и регионов), но главное – различный характер и удельный вес различных ценностей.

Стр. 162

2.Американский политолог Р. Такер приводит такой пример: в какой — то стране Х большинство граждан убеждены, что чиновники, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, чиновники продолжают собирать мзду. Что характеризует политическую культуру данной страны?

Коррупция, это самое большое зло. Политическая культура данной страны прогнила и коррумпирована.

3.Каковы отличительные черты патриархальной политической культуры, подданнической политической культуры и культуры участия?

1. патриархальный тип – для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности – общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;

2. подданнический тип – ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как — то повлиять на власть отсутствует;

3. активистский тип – предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.

4.По некоторым данным, в современной России доля политически активного населения составляет чуть более 50 %. От 10 до 30 % принимают участие в выборах в местные органы власти. Около 37 % не проявляют интереса к политике. Попытайтесь на основе этих данных определить профиль российской политической культуры.

Интерес к политике – ключевая характеристика политического сознания, закладывающая основу для формирования политической компетентности, осознанного выбора определенных политических предпочтений и ориентаций, а также для политического участия в самых разнообразных формах – от выборов федерального и регионального уровней до акций протеста. Уровень неорганизованности политики.

5.Вспомните, в каких формах выражается политическая активность граждан в демократических государствах. Какие из этих форм, по — вашему, наиболее эффективны? Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для повышения политической активности населения?

Каковы возможные формы политической активности граждан.

Для начала надо понять, что такое политическая активность и тогда выясним в какой форме рядовой гражданин может эту активность воплощать. Значит от того, к какому классу вы относитесь и будет зависеть какую именно управленческую политическую активность вы можете вести.

Если вы капиталист, то имеет смысл продвигать свои интересы через властные структуры – спонсировать предвыборную компанию своему кандидату или даже своей партии, спонсировать лоббирование своих законопроектов и поправок, организовать свое СМИ, которое правильно будет вести пропаганду и агитацию. Если Вы пролетарий, то нужно организовать настоящий профсоюз или совет на своем производстве, изучить законы, организовать реальную защиту своих экономических прав и вести работу на объединение всех пролетариев для защиты своих интересов.

Попутно можно организовывать забастовки, выдвигать экономические требования для защиты прав трудящихся, организовывать стачки. Создавать образовательные кружки, привлекать на свою сторону трудящихся, образовывать их.

Стр. 163

6.Как вы считаете, укоренена ли демократия в политической культуре российского общества? Какие демократические традиции России вам известны из истории?

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Московском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980 — х и начале 1990 — х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.

7.Проанализируйте набор качеств личности, отражающих идеальную политическую культуру гражданина, предложенный американскими исследователями Г. Алмондом и С. Вербой.

Согласны ли вы с их итоговым выводом?

Да, это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и пассивную роль подданного. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, не очень важную их часть. Сохранение других ориентации ограничивает степень его включенности в политическую деятельность и удерживают политику в надлежащих рамках. Более того, ориентации прихожанина и подданного не просто сосуществуют с ориентациями участника, они пронизывают и видоизменяют их. Так, например первичные связи важны в становлении типов гражданского влияния. Кроме того, взаимопроникающие структуры общественных и межличностных связей имеют тенденцию воздействовать на характер политических ориентации – делать их менее острыми и разделяющими».