§ 37. Динамика развития общества

Подробное решение параграф § 37 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018

Стр.206

Что представляет собой общество как динамическая система? Какими словами, с вашей точки зрения, можно передать динамику общества, его изменчивость?

Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

Характерные признаки общества как динамической системы:

— динамизм (изменение всего общества или его элементов);

— комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты);

— самодостаточность (система сама создает условия для существования);

— интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы);

— самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы). Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы. Особый системообразующий элемент — человек. Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

Стр.211

Вопросы и задания

1.Каковы сущность и различия явлений «социальный прогресс», «социальное изменение» и «социальное развитие»?

Социальный прогресс

2.Какие факторы обусловливают социальные изменения?

Изменения могут происходить на разных уровнях и иметь различный характер и масштаб. их можно представить в виде парных типов:

эволюционные — революционные;

реактивные (как реакция на какие — то события) — проективные (запланированные заранее)

стихийные — сознательные;

прогрессивные — регрессивные;

добровольные — навязанные;

длительные — краткосрочные;

качественные — количественные

3.В чём состоит сущность эволюционного и революционного способов развития и их ускорения?

Эволюционное развитие общества — поступательное, постепенное. Одни типы связей медленно заменяются другими. Такое развитие больше характерно для древней истории человечества. Революционное развитие — быстрая смена связей. Часто — насильственная. Характерно для 20 века. Правда, есть понятие "неолитическая революция". Тогда изменения в орудиях труда привели к огромным изменениям в жизни человека вообще за сравнительно небольшой отрезок времени. Так что в древней истории тоже случались события, связанные с революционным развитием.

4.Чем различаются революция и реформа?

Революция — глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Рефо́рма — преобразование, вводимое законодательным путем. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

5.Основываясь на изученном вами материале по курсу истории, приведите примеры социальных революций и реформ. Раскройте их революционную и реформационную сущность.

Реформы:

Крестьянская 1861 г. — отмена крепостного права.

Земская 1864 г.

Судебная 1864 г.

Военная 1874 г.

Столыпинская аграрная 1906 г.

Революции:

1905 — 1907 гг.

Февральская революция 1917 г.

Октябрьская революция 1917 г.

6.Какие типы обществ выделяют учёные? Знаете ли вы ещё какие — нибудь типы обществ, кроме приведённых в параграфе?

Традиционное(аграрное, восточное)

Индустриальное(капиталистическое)

Постиндустриальное(информационное)

7.В чём заключается противоречивость социального прогресса?

Прогресс — это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей.

Регресс — движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, то есть всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.

Идея прогрессивного развития человечества появилась ещё в античности и получила наиболее полное развитие в учении французских философов — просветителей XVIII века.

В христианстве критерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих. Ряд исследователей в качестве ключевого условия прогресса рассматривают развитие производительных сил на основе научно — технического прогресса. Гегель рассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума.

В XX веке оказалось, что прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других. Стала явной противоречивость общественного прогресса.

Два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности).

Основные проявления противоречивости прогресса — это чередование подъёмов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим — нет.

Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.

8.Какие существуют критерии социального прогресса?

Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии социального прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество — сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты — утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен — Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов — утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на социальный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. Господствовавшая идея беспредельного прогресса с неизбежностью подводила к, казалось бы, единственно возможному решению вопроса; главным, если не единственным, критерием социального прогресса может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества.

9.Какие представления относительно направлений развития общества существуют в истории социальной мысли?

Поначалу новые понятия были всеобщим достоянием. Намного позже социологи усмотрели в них законную собственность. Вообще, становление социологии и развитие происходило очень насыщенно: в эпоху античности науки такой не было, только лишь социальная философия, в эпоху Реформации и Возрождения социологию приписывали в ряды политических учений, что, собственно говоря, было полным абсурдом, и только период Нового времени позволил влиться социологии в ряды общественных наук, позднее в самостоятельную отрасль. Социология развивается уже не столь бурно, но и на месте не стоит. Придумываются хитрые методы подсчета, обобщения сведений, совершенствуется методология, ширится предмет самой науки. О развитии социологии в России будет сказано не особо много, но достаточно содержательно. И вообще, история развития и становления социологии, как в России, так и за рубежом будет актуальна ровно потому, что предмет социологии, в отличие от составляющих самой науки, будет актуален всегда.

1. Начальный этап развития социологической мысли характеризуется переходом от естественного состояния (война всех против всех или социальная борьба за выживание) к гражданскому обществу (основано на общественном договоре и юридических законах, существуют 3 формы правления: демократия, аристократия, монархия). В результате общественного договора прекращается социальная борьба за выживание.

2. Возникновение и развитие социологии. Важнейшими особенностями новой науки стали: отказ от хронологического описания событий, опора на выводы естественных наук, анализ реальных фактов.

Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2,5 тысяч лет мыслители анализировали и описывали общество, при этом, не называя полученные знания социологией. Античные философы, ученые эпох Реформации и Возрождения, исследовали общественные явления, формировали теории, обобщали сведения, хитрым способом подсчитывали данные, в общем и целом наблюдали за динамикой жизни общества, и никому и в голову не приходило, что все это множество знаний надо бы уже вывести в отдельную науку. Что в принципе с течением времени и было сделано. Надо сказать, предыстория социологии очень масштабна. Ровно потому, что каждый из социологов в свое время пытался привнести что — то свое, а самые прогрессивные ученые пытались что — то реформировать. В принципе, так происходит и по сей день. Несмотря на многообразие идей, и учений все — таки история развития социологии очень интересна. И не столько в целом, сколько по отдельным периодам. А зарубежная социология — это вообще фантастика. Все — таки замечательно, что развитие наук продолжается и в наше время. С течением времени развивается и социология, и ее история продолжается. И изучая столь древний предмет — общество, социология всегда будет актуальной.

10. Подтвердите на конкретных примерах противоречивый характер социального прогресса.

Противоречивость общественного прогресса

Примеры

1.Прогресс в одной области не является прогрессом в другой. Рост производства прогрессивно влияет на материальное благополучие людей → отрицательное влияние на экологию природы. Технические устройства, облегчающие работу и быт человека, → неблагоприятное влияние на здоровье человека.

2.Прогресс сегодня может обернуться катастрофой. Открытия в области ядерной физики (рентгеновские лучи, деление ядра урана) → оружие массового поражения — ядерное оружие

3.Прогресс в одной стране не влечет прогресс в другой. Тамерлан способствовал развитию своей страны → ограбление и разорение чужих земель.

Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровню развития народов Европы → разорение и стагнация общественной жизни в разоренных странах Востока.

11. Предложите собственную систему критериев социального прогресса, исходя из понимания его сущности и подходов социальных мыслителей к их пониманию.

Некоторые философы считают, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия социального прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом социального прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой. Справедливо считая, что человеческое общество — это, прежде всего, развивающееся сообщество людей, другая группа философов выдвигает в качестве общесоциологического критерия социального прогресса развития самого человека. Бесспорно, то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков. Достоинство такого подхода то, что он позволяет измерять социальный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества — людей.

Наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизма общества, положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.