§ 36. Человек в мире духовной культуры

Подробное решение параграф § 36 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018

Стр.203

1.Можно ли считать организацию обучения в вашей школе современной? (Вспомните тенденции развития современного образования.)

Первая тенденция — гуманизация, заключающийся в утверждении человека как высшей социальной ценности. Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика над образованием, ориентированной на "знания по предмету"; наиболее полное раскрытие способностей ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, воспитание чувства собственного достоинства, свободы, гармонии отношений с окружающим миром.

Вторая тенденция — гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира.

Третья тенденция — национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями, сохранении и обогащении национальных ценностей украинского народа и других народов и наций.

Четвертая тенденция — открытость системы образования. Это означает, что определение целей образования не ограничивается государственному заказу, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя, программы задают необходимый ориентир — минимум, общее ядро знаний, которое открыто для дополнений, которые зависят от культурных, региональных, этнических и других условий образования.

Пятая тенденция — перенос акцента с учебной деятельности педагога на продуктивную учебно — познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, когда она активизирует, побуждает человека к продуктивной деятельности.

Шестая тенденция — переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использования в жизнедеятельности

Седьмая тенденция — создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации.

Восьмая тенденция — преобразования позиции педагога и позиции учащегося в личностно — равноправные, в позиции людей — сотрудников. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процессами.

Девятая тенденция — творческая направленность образовательного процесса. Бона предусматривает непосредственное мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату.

Десятая тенденция — переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к развивающих, активизирующих, что предусматривает стимулирование, организацию творческой, самостоятельной деятельности.

Одиннадцатая тенденция — оценка результата деятельности системы образования по выход, который определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы обучения.

Двенадцатая тенденция — непрерывность образования, что открывает возможность для постоянного углубления общеобразовательной подготовки, достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании; преобразования получения образования в процесс, длящийся на протяжении всей жизни человек.

Тринадцатая тенденция — нераздельность обучения и воспитания, заключающийся в их органическом сочетании, подчинении

2.Зачем нужно высшее образование? Постройте собственную иерархию мотивов. (Используйте метод ранжирования.)

Высокий уровень развития науки и техники, возросшие объемы информации не позволяют обычному человеку, не гению, стать высококлассным специалистом в нескольких областях знаний. Для большинства людей становится возможным получить только однажды тот объем знаний, который необходим для изучения того или иного предмета, той или иной профессии. То есть подавляющее большинство дипломированных специалистов имеет только одно высшее образование, но и этого им вполне достаточно для самореализации в жизни.

Только имея те знания, которые можно получить в вузе, вы можете говорить о том, что достаточно хорошо знаете теорию вашей профессиональной деятельности, чтобы считаться высококлассным специалистом. Только специальные знания по предмету, ставшему вашей профессией, делают вас профессионалом высокой квалификации

3.Определите, к каким видам духовной культуры относятся следующие фрагменты, свой ответ поясните. (Вспомните типологии культуры.)

— Владение ремеслом, мастерством

А) Коли умеешь взяться за дело, так и снег загорится, а не умеешь — и масло не вспыхнет. Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет. (Русские поговорки)

— крылатые выражения

Б) Пенелопа плела Ариаднову нить,

Ахиллесовы дыры стараясь прикрыть,

Но, Сизифов свой труд

Распуская к утру,

Понимала: ничто не поможет!

(Из песни группы «Зимовье зверей»)

— оценка результата деятельности

В) Секретов нет, секретов нет

Ла — ла ла — ла ла ла — ла

Секретов нет, секретов нет, нет.

Ла — ла ла — ла ла ла — ла…

(Из песни Максим)

— моральные нормы

4.Определите, к какой из форм выражения духовной культуры относится каждый фрагмент, свой ответ поясните. В ответе не может повторяться одна и та же форма.

А) Холмс перестал хлестать и начал пристально разглядывать вентилятор, как вдруг тишину ночи прорезал такой ужасный крик, какого я не слышал никогда в жизни.

— Реконструкция внешнего вида

Б) Если твёрдое тело перемещается относительно другого твёрдого тела, соприкасаясь с его поверхностью, возникает сила, препятствующая этому перемещению. Такая сила называется силой трения.

— основные связи и их реакции

В) Для экзистенциалиста человек потому не поддаётся определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человек становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам.

— саморазвитие

Г) Он — Тот, Кто сотворил для ваших нужд

Всё сущее на сей земле.

Затем Он приступил к созданию небес

И в них построил семь небесных сводов, —

Аллах, поистине, о всякой вещи знающ!

— религия

5.Является ли молодёжная культура видом субкультуры?

Есть множество разных видов молодёжных культур: готы, панки, эмо, анимешники — всё это субкультуры.

6.Почему протестантизм появился именно в лоне католической церкви?

Так что же такого предложил Лютер и его последователи, что резко отличало протестантизм от католичества?

• Священное писание — единственный источник веры, авторитет Церкви не признавался;

• Нельзя бездумно верить в Бога, только труд может подтвердить веру;

• В протестантизме нет богоустановленной иерархии;

• В протестантизме проводится всего два таинства, так как остальные считаются не важными;

• Протестанты отрицают иконы и предметы культа;

• Посты и аскеза неважны;

• Упрощенное богослужение, главной частью которого является проповедь;

• Человек любого пола может стать епископом (в протестантизме женщины выступают наравне с мужчинами).

7.Почему считается, что «категорический императив» И. Канта открыл человечеству новый путь к моральному совершенствованию, если «золотое правило нравственности» было изложено за сотни лет до него (например, в Библии)?

"Золотое правило" как основа нравственного поведения и нравственного сознания всегда было объектом пристального внимания философов. Это правило доступно для понимания каждого, оно помогает ограничить индивидуальные эгоистические притязания, что составляет основу единения людей в государстве.

И. Кант весьма критически оценивал традиционные формы "золотого правила". По мнению Канта, "золотое правило" в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать в эгоистическую позицию (я не мешаю вам жить, не мешайте и мне). "Золотое правило" включает в нравственное поведение желание индивида. Но человеческие желания, страсти часто делают его рабом природы и полностью выключают из мира нравственного — мира свободы.

Однако категорический императив Канта — центральное понятие его этического учения — есть лишь философски уточненное " золотое правило ": поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства.

В своем определении Кант пытается закрыть лазейку мелкому эгоизму. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поступка.

8.Представьте, что вам встретился такой вопрос: «Какая из религий лишняя в списке и почему: иудаизм, индуизм, христианство, ислам?» Объясните, почему такой вопрос является некорректным.

Индуизм и буддизм языческие религии, а иудаизм, христианство, ислам аврамические и монотеические.

9.Установите соответствие между законами диалектики и различными суждениями, в которых они проявляются. (Используйте метод исключения.)

Установите соответствие между законами диалектики и различными суждениями, в которых они проявляются

— 1,5 — А

— 2, 7 — Б

— 3,4,6 — В

10.К. Ясперс в книге «Смысл и назначение истории» назвал один из исторических периодов «осевым временем», периодом, когда в Евразии появилось множество величайших учений древности. Повторите исследование К. Ясперса. Подумайте, о чём говорит данный факт истории в философии и религии.

Христианская вера — это лишь одна вера, а не вера всего человечества. Недостаток ее в том, что подобное понимание мировой истории представляется убедительным лишь верующему христианину. Более того, и на Западе христианин не связывает свое эмпирическое постижение истории с этой верой. Догмат веры не является для него тезисом эмпирического истолкования действительного исторического процесса. И для христианина священная история отделяется по своему смысловому значению от светской истории. И верующий христианин мог подвергнуть анализу самую христианскую традицию, как любой другой эмпирический объект. Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным — если не своей эмпирической неопровержимостью, то во всяком случае некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, — что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости.. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.

11.По стихотворному отрывку определите, к культуре какой цивилизации, восточной или западной, он принадлежит. В подтверждение своей точки зрения приведите как можно больше аргументов.

Всё постижимо — принцип, связь, закон,

В душе любовь. И разум опьянён

Идей всесильным хмелем.

…Убить, чтоб сотворить и воскресить,

Или упасть и умереть!

О двери кулаки разбить,

Но отпереть!

К восточной культуре цивилизации.

12.Представьте, что вы нашли обгоревшую книгу и вам необходимо восстановить её обложку, где были фамилии авторов. Постарайтесь сделать это на основе следующих сохранившихся цитат. (К какой форме духовной культуры относятся высказывания? Кому они могли принадлежать?)

А)Время жизни любой культуры заканчивается созданием цивилизации — временем, когда всё достигнуто, но нет внутренних импульсов для дальнейшего развития и роста

— Культурология

Б)Человек осуждён быть свободным. Осуждён потому, что не сам себя создал, и всё — таки свободен потому, что, однажды брошенный в мир, отвечает за всё, что делает.

— Философия экзистенциализма