§ 35. Современная культура

Подробное решение параграф § 35 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018

Стр.198

Какой период истории, по вашему мнению, относится к современности? Какие явления в культуре, которые вы можете наблюдать, характерны только для культуры последнего времени?

Современное состояние мировой культуры — это не только заимствование, развитие и тиражирование прошлого, то есть некий этап развития единой культурной линии Запада. Оно обладает и чертами, свойственными ему одному. Например, одной из существенных характеристик современной культуры является ее вестернизация. Вестернизацией принято называть процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Стр.202

Вопросы и задания

1.Почему информация становится главным богатством общества? Подтвердите это примерами из жизни.

Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что «реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой — либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие»

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.

Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения, формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства.

Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека.

Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления. Создаваемые СМИ мифы тиражируются, выдаются за истинную реальность, заменяя собой исходную реальность в сознании человека.

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений.

Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ.

2.В чём состоят позитивные и негативные стороны глобализации в культуре?

Среди позитивных последствий глобализации следует назвать следующие:

1. Мир в условиях глобализации развивается как взаимосвязанный, а основным принципом взаимодействия культур становится принцип культурного плюрализма.

2. Глобализация очевидно увеличивает плотность потока информации и дает шанс различным культурам вырваться за пределы своей этнической или национальной ограниченности.

3. Благодаря глобализации увеличилась продолжительность жизни у многих народов мира, повысился их жизненный уровень.

4. Глобализация уменьшила чувство изоляции, которое остро ощущалось в развивающихся странах, и открыла многим из них доступ к знаниям и информации.

5. Иностранная помощь принесла пользу многим странам третьего мира, которая выразилась в создании рабочих мест, развитии ирригационных систем, продвижении образовательных проектов, проектов борьбы со СПИДом.

В качестве негативных последствий глобализации можно отметить следующее:

1. Экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами не сглаживается, а углубляется.

2. Глобальные проблемы современности не исчезают, но пополняются новыми — такими как угроза терроризма, в том числе и ядерного, организованная преступность, новые болезни наподобие СПИДа, резко обострившаяся демографическая ситуация и катастрофическая неравномерность плотности населения, приводящая к массовой миграции, что в свою очередь усиливает напряженность в отдельных, как правило, наиболее благополучных регионах

3. Исследователи отмечают, что поскольку глобальное пространство — это в первую очередь мобильные финансы и интеллект, постольку глобализация выступает как процесс изъятия его финансов и интеллекта. Осмысление этого процесса породило понятие «конченых стран», таких, которые окончательно утратили как интеллектуальные ресурсы, так и способность их производить.

4. Социокультурные последствия глобализации: унификация культурных миров, разрушение базовых ценностей национальных культур, распространение и утверждение североамериканской массовой культуры как культуры — лидера среди всех культур постиндустриального общества.

Именно негативные последствия глобализации вызвали к жизни и такие движения, как антиглобализм и альтернативные движения.

3.Как связаны постмодернизм и глобализация?

Проблема заключается в том, что взаимосвязь глобализации и постмодернизма находится на периферии научных интересов социогуманитарного сообщества, и посему до сих пор не получила адекватного осмысления и определения. Полагаем, что назрела настоятельная потребность в поиске точек соприкосновения глобализационных и постмодернизационных процессов, современниками которых мы является. Особо интересной представляется задача выявления и актуализации гуманистического потенциала современной социокультурной динамики. Позитивный социальный эффект глобализации усматривается в огромном потенциале комбинаторики глобального и локального, открывающем невиданные ранее горизонты творческого развития мировой социокультурной динамики

4.Прочитайте текст и ответьте на вопрос к нему.

Женщина — этнограф для проведения исследований оказалась в глухой африканской деревне, где её пригласили в гости к одному местному жителю. Она предвкушала знакомство с традиционными для африканской глубинки формами проведения досуга, но её ждало полное разочарование. Это был коллективный просмотр на видео нового фильма П. Верховена «Основной инстинкт».

Иллюстрацией какого процесса является описанная ситуация? Свой ответ поясните.

Она столкнулась лицом к лицу с од ним из типичных проявлений глобализации культуры. Глобализация затрагивает практически все стороны и аспекты жизни современного человека. Главное в ней — это все более расширяющийся поверх всех государственных и национально культурных барьеров обмен информацией научного, экономического, политического, личностно — бытового, социокультурного и иного характера. Чтобы рассмотреть все эти аспекты, не хватит и монографии.

5.Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Индустрия досуга постоянно воспроизводит и умножает массовую культуру. Массовая культура как культура коммерческая быстро реагирует на любой спрос, и с ней трудно бороться. Можно привести следующий пример. Движение металлистов подвергало критике современные мещанские массовые ценности. Как и любая субкультура, она имела символическое выражение. Одним из таких символов стали самодельные значки — приделанные к одежде крышки от консервных банок. Спустя несколько месяцев западноевропейская индустрия стала массово выпускать такие значки.

Какую общую тенденцию развития современной культуры отражает данная ситуация? Свой ответ поясните. Возможна ли такая ситуация, когда в стремлении дойти до каждого массовая культура начнёт удовлетворять индивидуальные вкусы и превратится в элитарную?

Элитарную культуру придумали аристократы, для того что бы отделится от остальных людей, доказывая, что она не всем понятна, только избранным. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовой культурой», повышая ее уровень.

6.Объясните мнение: «Современному человечеству необходима не только экология природы, но и экология культуры».

Потребность в «экологически чистых» продуктах питания, поддержанная ужесточением предельно допустимых норм содержания вредных веществ и совершенствованием контроля качества продовольственных товаров, заставила обратиться к традиционным методам ведения сельского хозяйства. Ясно, однако, что их более низкая продуктивность не может удовлетворить потребности в продовольствии выросшего человечества. Необходимо насыщение традиционных для каждого народа почвосберегающих методов ведения сельского хозяйства достижениями современной науки. Следует признать, что «лобовая» химическая атака на урожайность провалилась — она привела к снижению естественного плодородия почв и качества продукции

7.Хотели бы вы участвовать во флэшмобе и почему? Сформулируйте своё отношение к такому явлению, как флэшмоб.

Флэшмоб — это повод собраться вместе для людей одинаковых взглядов и интересов и чаще всего одного возраста и обозначить принадлежность к какой — то социальной группе или просто активную жизненную позицию. Есть возможность пообщаться и завести новые знакомства. Участие во флэшмобе, в отличие от вступления в фан — клуб, не обязывает к дальнейшим действиям и не предполагает установления иерархии.