§ 32. Мировоззрение и менталитет

Подробное решение параграф § 32 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018

Стр.179

Как вы считаете, сформировались ли ваши взгляды на мир? Ощущаете ли вы себя представителем своей национальной культуры? В чём это проявляется?

Чтобы осознать разницу между нами и европейцами, можно ознакомиться с работой Магуна и Руднева "Базовые ценности 2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами". Это исследование было проведено по методике Шломо Шварца, которая уже применялась в странах Европы. Оказывается, по сравнению с западными и северными европейцами нас характеризуют стремление к безопасности, верность традициям, стремление к успеху и любовь к семье. Мы не самостоятельны, не любим риск, нас не волнуют проблемы другой части земного шара. Природы у нас достаточно, чтобы её замусоривать с русским размахом, и мы равнодушны к удовольствиям. Безусловно, я утрирую — мы отличаемся от европейцев не радикально, но именно в этих направлениях.

Стр.183

Вопросы и задания

1.Какому типу мировоззрения соответствуют высказывания?

Единственная идея живых существ, которую мы можем иметь, — это идея служения Богу (Т. Пейн).

— религиозное

Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир (М. Горький).

— гуманистическое

Природа никогда не заблуждается… Ненавистна природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством (Э. Роттердамский)

— обыденное

Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя (А.П. Чехов)

— научное

2.Вставьте пропущенные понятия в схему.

Вставьте пропущенные понятия в схему «Типы мировоззрения»

3.Чем, по вашему мнению, различается менталитет типичного средневекового рыцаря — аристократа и типичного буржуа? Отвечая на этот вопрос, подготовьте сообщение или небольшое эссе — исследование, используя примерный план: 1) Сравните их менталитет по следующим параметрам: отношение к деньгам, отношение ко времени, к женщине, труду, долгам (брать, давать, отдавать). Как вы думаете, что лежит в основе менталитета того и другого? Чем обусловлены различия в их менталитете? 2) Могут ли какие — то черты менталитета рыцаря быть присущи буржуа и наоборот? Почему? 3) Ещё по каким параметрам вы могли бы сравнить типичных представителей этих сословий? 4) Укажите имена литературных героев — ярких представителей рыцарства и буржуазии. Назовите черты менталитета, присущие только им. Чем определяется их социальный статус в обществе? Менталитет кого — рыцаря или буржуа — лично для вас ближе и почему? 5) Кого больше в современном мире — представителей рыцарства или типичных буржуа? Какие черты их менталитета можно обнаружить у людей, живущих в начале XXI в., а какие полностью исчезли? С чем это связано? 6) Выявите характерные черты менталитета современного политика, учёного, военного, представителя крупного бизнеса. Каковы принципиальные различия между ними, а что, наоборот, всех их объединяет? Ответ обоснуйте. 7) Какие черты менталитета рыцаря и буржуа вы хотели бы видеть и воспитать в себе? Как они могли бы помочь вам в дальнейшей жизни?

Рыцарь — это аристократ. Буржуа — зарабатывает деньги ежедневно. Вам объяснить, в чем разница между сыном акционера Газпрома и владельцем парикмахерской? Между сэром Полом Маккарти и владельцем булочной в которой его слуги ему хлеб покупают? Рыцарь — это сэр. Так и сегодня осталось. Аристократ не занимается вопросом своего благосостояния. У него для этого есть юристы, финансисты и бухгалтерия. Буржуа, чтобы заработать — допущен только до обслуги аристократа и, если они сочтут нужным, дадут буржуа заработать. А не сочтут — дадут денег другому буржуа.

Неграмотный народ, который знал Библию по дурно истолкованным скульптурным сюжетам и росписям в церквях, относился к Богу с тем пиететом, с которым относятся к чему — то могущественному и непонятному. Мирянам даже порой запрещали иметь дома тексты Священного Писания, кроме Псалтири и Жития Богородицы. Переводы же этих текстов на народный язык отсутствовали вовсе. Таким образом, простой народ только и знал то, что им рассказывали проповедники (чаще всего — монахи). Не стоит забывать, однако, что крестьянству было также присуще отправление зачастую отнюдь не христианских ритуалов, которые остались со времен галло — римской цивилизации. Что касается молитв, которые простой народ знал наизусть, то это тот же «отче наш», не всегда правильно и по — латыни.

Неудивительно, что в районах, где монахи не проповедовали, а священники были невежественны, еретические учения, будучи изложено народным языком, находило отклик в сердцах людей. Глядя на священника — обладателя тайного божественного знания, недоступного тёмным крестьянам, погрязшего в том мирском грехе о котором сам твердит, наводило некоторых людей на крамольные мысли относительно духовенства.

Что же касается дворянства, здесь положение было лучше, так как многие бароны знали грамоту и иногда — латынь. В первую очередь это касается южан и знатных феодалов Севера. В конце XII века в моду вошло религиозное воспитание в дворянских семьях. Дворяне часто (но опять же, не всегда) знали Евангелие и могли изъясняться по — латыни. Для членов трех духовных рыцарских орденов (госпитальеры, тевтонцы и тамплиеры) это было обычным явлением. Но порой благоговейное отношение к католической религии не обеспечивало равного же отношения к клирикам, с которыми рыцари часто конфликтовали на светской, феодальной почве.

Горожане, быт которых был насквозь светским, ибо каноническое право в городе практически не действовало, были еще дальше от Бога, чем крестьяне. Город заслуживает отдельного обсуждения, ибо именно городская цивилизация «погубила» средневековье. Средневековый город кипел жизнью и днем и ночью, будь то Тулуза, Париж или Каркассон. Город манил крестьянина, потому что там он становился торговцем (хотя бы на время) и мог улучшить свое благосостояние; город манил рыцаря, ибо здесь он мог в свое удовольствие потратить деньги, которые ему были, в основном, не нужны в его поместье; монах здесь собирал богатую милостыню и находил более просвещенных слушателей для своей проповеди; священник же…часто мотивация священника совпадала здесь с рыцарской. Горожанин чувствовал себя здесь совсем по — особому, ибо на этой территории он имел привилегии, которые терял, выходя за городские ворота.

В завершение следует подчеркнуть, что человек Средневековья страстно любил жизнь, и как самый факт биологического существования, и как возможность наслаждаться мирскими благами. Именно на смертном ложе происходила борьба с крамольными мыслями о богатстве и сладости жизни. Но это было, скорее, не желание бороться со смертью протестовать против нее, а печаль и сожаление, из — за расставания с жизнью и её радостями.