§ 27. Художественная культура

Подробное решение параграф § 27 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018

Стр.142

Вспомните, что такое сознание и каковы его виды. Из каких пунктов обычно состоят параграфы, посвящённые развитию культуры, в учебниках истории?

Сознание — корень мышления общества. Сознание меняется в течении жизни из — за мнений, взглядов и верований. Основными характеристиками сознания являются: отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания; различение субъекта и объекта (того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию; самооценки своих поступков и себя в целом. По выражению Гегеля, "человек есть животное, но он уже не животное, потому что знает, что он животное. Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах; обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно — следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир; наличие эмоционально — оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

Человек издавна задумывался над тем, как работает его сознание, чем он отличается от других людей, которые живут рядом, как он воспринимает окружающую среду и в то же время осознает, что многое из того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него,

Стр.146

Вопросы и задания

1.Объясните фразу современного российского писателя Е.М. Богата: «Фауст — это портрет целой культуры».

Стоит начать с того, что Фауст это герой немецкого эпоса. Он является символом неукротимого стремления человека к истине, ради которого он готов жертвовать не только всем достигнутым в земной жизни, но и душой. Исходя из начального посыла вопроса стоило ожидать что в этом изречении будет рассматриваются под словом культура эпоха 16го века. Но соответствует этому образу даже современная молодежь (16 — 20), которая в меру юношеского максимализма очень пытлива и "голодна" до правды.

2.Прочитайте текст о девяти музах Аполлона и ответьте на вопрос к нему.

«Весной и летом на склонах лесистого Геликона Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идёт Аполлон впереди хора, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению».

Что вам показалось странным в таком делении искусства на виды?

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

3. Прочитайте текст об особенностях развития искусства и ответьте на вопросы к нему.

«В истории человеческого духа и вообще в истории человеческих свершений существует два типа, две формы исторической наследственности. Одна форма укладывается в схематизм восхождения по лестнице „прогресса“. Так, в образовании, в движении по схематизму науки, каждая следующая ступень выше предыдущей, вбирает её в себя, развивает всё положительное, что было достигнуто на этой ступеньке, которую уже прошёл наш ум, наши ноги и руки, наше социальное общение… В самом деле, какой чудак будет изучать механику по трудам Галилея или Ньютона… Существует одна сфера человеческих свершений, что никак не укладывается в схематизм восхождения. Эта сфера — искусство. Здесь нельзя сказать, что, допустим, Софокл „снят“ Шекспиром…»

В чём особенность развития и существования искусства в отличие от других форм человеческой культуры? Какие ещё элементы духовной сферы общества неподвластны прогрессу? Своё мнение аргументируйте.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно — образной форме. Она является результатом конкретной художественно — творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

4. Перечислите, какие виды искусства соединяются в балете.

Балет — вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства.

5. Сравните функции культуры и функции искусства. Объясните, почему они во многом совпадают.

Искусство как сфера культуры: виды и функции. Искусство как сфера духовно — практической деятельности людей, специфика. Три основных рода литературы. Жанры живописи. Взаимоотношение различных видов искусства. Сущность познавательно — эвристической функции. Особенности эстетической и гедонической функции.

6. Познакомьтесь с результатами опроса общественного мнения, проведённого «Левада — центром» по вопросу «Как часто вы читаете книги (художественную литературу)?», и ответьте на вопросы.

Познакомьтесь с результатами опроса общественного мнения, проведённого «Левада — центром» по вопросу «Как часто вы читаете книги (художественную литературу)?», и ответьте на вопросы

Познакомьтесь с результатами опроса общественного мнения, проведённого «Левада — центром» по вопросу «Как часто вы читаете книги (художественную литературу)?», и ответьте на вопросы

Каков, на ваш взгляд, процент не читающих людей в настоящее время? Почему современные люди мало читают? Как и почему это может отразиться на моральном и психологическом состоянии граждан России?

Одна из возможных причин того, почему люди мало читают — цена на книгу! Естественно, при уровне жизни большинства граждан, не всегда можно позволить себе тот или иной заветный томик — жизнь такова, что приходится отказывать себе в чем — то, напрямую не связанным с жизнеобеспечением. Самыми доступными книжными товарами являются женские детективы в мягкой обложке и тому подобное. В советском прошлом в стране существовал культ чтения. Люди доверяли прессе, читали книги в транспорте, обсуждали друг с другом новинки литературы. Запрещенная литература создавала вокруг чтения особый ореол. Читать тогда было модно. Но сегодня большинство жителей Азербайджана не читают вообще. В современном мире ценности потребительские. А успех определяют не знания, а деньги. Поэтому дорогие подарочные издания покупают не из — за любви к литературе, а чтобы дома был солидный интерьер.

7. Прочитайте отрывок из романа Дж. Оруэлла «1984» и ответьте на вопросы.

«За спиной Уинстона голос из телеэкрана всё ещё болтал о выплавке чугуна и перевыполнении девятого трёхлетнего плана. Телеэкран работал на приём и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шёпотом; мало того: покуда Уинстон оставался в поле зрения мутной пластины, он был не только слышен, но и виден. Конечно, никто не знал, наблюдают за ним в данную минуту или нет. Часто ли и по какому расписанию подключается к твоему кабелю полиция мыслей, об этом можно было только гадать. Не исключено, что следили за каждым — и круглые сутки. Во всяком случае, подключиться могли когда угодно… Приходилось жить — и ты жил, по привычке, которая превратилась в инстинкт — с сознанием того, что каждое твоё слово подслушивают и каждое твоё движение, пока не погас свет, наблюдают».

Какая функция искусства здесь реализована? Как вы думаете, сохранило ли произведение свою актуальность? Прокомментируйте свой ответ.

Большинство черт тоталитарного общества Оруэлла позаимствовано из его прообразов — Советского Союза в период диктатуры Сталина и гитлеровской Германии. Современные левые, социалисты и коммунисты, утверждают, что Оруэлл описал то тоталитарное общество, которое видел в то время вокруг себя, так как точной информации о положении дел в СССР или Германии он не имел и иметь не мог по известным причинам. В таком случае «Большой брат» и «ангсоц» — это скорее отсылка к авторитаризму правления Уинстона Черчилля. Кроме того, большинство упоминаемых в романе внешнеполитических событий имеет прямую аналогию с событиями, происходившими в реальной истории Второй мировой войны и связанными с тогдашней политикой Великобритании. Это мнение выглядит малообоснованным по следующим причинам.

1). В мире «1984» действует однозначно социалистическая, подчинённая государству, а точнее — Партии, экономика.

2). «Ангсоц» — это «английский социализм», а социалистом Черчилль, как известно, не был.

3). Оруэлл был прекрасно осведомлён о сталинской системе лагерей, о чем свидетельствуют «Каталония», а также письма и статьи Оруэлла. Он писал, в частности, про «зловещий ход жизни в Советской России и жалкий фарс левой политики».

4). Нечеловеческие пытки и концентрационные лагеря для инакомыслящих, а также массовое уничтожение таковых за «мыслепреступления» — увидеть такое в Англии даже военной поры Оруэлл не мог.

5). Терминология общества: роль «партии» и «внутренней партии», термины «партийцев» и «старых партийных товарищей», само обращение «товарищ», обязательные собрания и пр.

6). Постоянные упоминания о прошедшей революции и об истреблении её непосредственных участников.

7). Наконец, дореволюционное прошлое описывается в пропаганде ангсоца как власть капиталистов

8. Раскройте функции искусства на основе текста параграфа. Проанализируйте схему. Подумайте, как искусство может формировать подсознание и физическое здоровье.

Искусство создается ради художественного восприятия, вызывающего у созерцателей сотворческую деятельность. Общение с подлинным произведением искусства и вызванное им переживание становится фактом биографии воспринимающего, происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция — помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и тупого «омассовения», с другой — от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму — личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму — понимание непосредственного ощущения жизни.