§ 28. Философия

Подробное решение параграф § 28 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018

Вопросы и задания

1. Про какого человека можно сказать, что он идеалист?

Человек, который склонен идеализировать действительность, представлять лучшим, чем на самом деле, наделять совершенными, образцовыми свойствами, непрактичный человек;

2. К какому направлению философии относятся данные высказывания?

Основой мира является вода. — водологи

Основа мира — это число и гармония. — субъективный идеализм, математики

Бога не существует — атеизм

Материя и дух вечны и независимы друг от друга. — рационализм

Сознание — это свойство материи. — психологи

Развитие мира определяется изначально заданной идеальной целью. — карьеристы

Я мыслю, следовательно, существую. — философы

Мир существует вне сознания людей. — Фантасты

3. Прочитайте высказывание о философии русского религиозного мыслителя И.А. Ильина.

«Философия родится в жизни и от жизни, как её необходимое и зрелое проявление; не от быта и не от животного существования, но от жизни духа, от его страдания, созерцания и жажды. И, рождённая духом, ищущая знания, она восходит к его зрелой и совершенной форме — к сознательной мысли, с её ясностью, систематичностью и доказательностью. Философствовать — значит воистину жить и мыслью освещать и преображать сущность подлинной жизни».

Как вы понимаете его слова? Согласны ли вы с мнением о философствовании как необходимом способе истинной жизнедеятельности?

Философия как наука, основанная на предметном опыте, не только не чужда жизни, но связана с нею глубочайшею и драгоценною связью. Настоящая, большая философия, заслуживающая своего имени и ведущая к действительной мудрости, слагается в предметном переживании и верном познании тех ценностей, через которые самая жизнь человеческая получает свой смысл и свое значение; она исследует то, ради чего человеку и человечеству только и стоить жить на Земле; и исследование это требует от исследователя подлинной жизни в предмете...

Философ, подобно поэту, художнику и ученому, подобно политику и пророку, питается сознательно или бессознательно 1, духовным опытом своего народа. Он имеет родину, национальную духовную культуру, в которой сложился его индивидуальный дух, с его любимыми и ведущими предметами, с его творческим актом, с его жизненными убеждениями; от этой — то духовной культуры питается — и положительно, и отрицательно — его личный опыт и его личное познавательное творчество...

4. Какие философские направления отражает каждая из схем?

А Б В. 1. Антропоцентризм; 2. Космоцентризм; 3. Идеализм; Материализм VII...

5. Музыкальные альбомы певца — барда А. Розенбаума называются «Философия войны», «Философия воли», «Философия Города», «Философия насилия», «Философия любви», «Философия ремесла», «Философия морали», «Философия одиночества», «Философия воспоминания», «Философия отношения», «Философия судьбы», «Философия улицы». Какие функции философии отражены в названиях этих альбомов?

Издание "Философия" раскрывает в творчестве Александра Розенбаума 12 очень важных тем — 12 философий. Философию воли, улицы, любви, войны, города, судьбы, морали, насилия, ремесла, отношения, одиночества и воспоминания. Именно эти вопросы на протяжении многих лет волновали Александра Розенбаума, и он сам себе и слушателям давал на них честные и искренние ответы в своих песнях.

"Философия" Александра Розенбаума — это еще и высоко художественное издание. Каждый том — альбом снабжен красочным, тисненым золотом буклетом, в котором поклонники Александра Розенбаума найдут редкие фотографии, сделанные лучшими фотомастерами, и полный текст песен.

6. На вопрос «Что значит для вас философия?» студенты различных вузов Архангельска дали такие ответы:

один из обязательных предметов для получения диплома — 40 %;

один из любимых предметов — 15 %;

далёкое от жизни, ненужное и бесполезное занятие — 15 %;

помогает мне понять моё место в мире и смысл жизни — 14 %;

школа логического мышления, развивающая способность широко и

всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать её, — 11 %;

средство совершенствования и раскрытия своих способностей — 5 %.

С какими функциями философии соотносятся эти ответы? Сформулируйте ответ на поставленный вопрос после прочтения этого и следующего параграфов.

Ответы на вопросы в поисках истины и просвещения, ну, пожалуй, ещё разве чуть — чуть философия является развлечением, но в меньшей степени. нет сегодня того о чём философия смога бы быть сама собою — время такое что всё переплелось из — за возникших новых направлений и взглядов с параллельного мира.

7. В название первого пункта параграфа вынесены слова Перикла о том, что философия — «наука наук». Как вы их понимаете?

К философии по школьному понятию относятся две вещи: во — первых, достаточный запас рациональных знаний; во — вторых, систематическая связь этих знаний или соединение их в идее в целом.

Философия не только допускает такую строго систематическую связь, но и является единственной наукой, которая имеет систематическую связь в собственном смысле и придает всем другим наукам систематическое единство.

Что же касается философии по мировому понятию, то ее можно назвать также наукой о высшей максиме применения нашего разума, поскольку под маской разумеется внутренний принцип выбора между разными целями.

Ибо и в последнем значении философия есть наука об отношении всякого знания и всякого применения разума к конечной цели человеческого разума, которой, как высшей, подчинены все другие цели и в которой они должны образовать единство.

Сферу философии в этом всемирно — гражданском значении можно подвести под следующие вопросы.

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй — мораль, на третий — религия и на четвертый — антропология. Но в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему.

Итак, философ должен определить:

1) источники человеческого знания;

2) объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец, границы разума.