Подробное решение параграф § 26 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018
Стр.136
Вспомните, что такое сознание и каковы его виды. Из каких пунктов обычно состоят параграфы, посвящённые развитию культуры, в учебниках истории?
Сознание — корень мышления общества. Сознание меняется в течении жизни из — за мнений, взглядов и верований.
Стр.140
Вопросы и задания
1.Объясните, почему ценности — это главная составляющая духовного мира человека.
На наш взгляд, духовные ценности, это именно то, что отличает человека от животного. Духовные ценности человека формируются всю его сознательную жизнь, через восприятие отношений между людьми, через литературу, культуру, музыку. Богатый духовно человек, не способен на низкие поступки, он всегда готов поддержать и заступиться за слабого, совершить благородный поступок.
2.Прочитайте текст о проблеме соотношения телесного и духовного в человеке и ответьте на вопросы.
«Долгое время думали, что высшая добродетель, или святость, состоит в аскетизме, в умерщвлении плоти, в подавлении естественных влечений и привязанностей, в воздержании и бесстрастии. В этом идеале, несомненно, есть истина, так как ясно, что высшая или духовная сторона в человеке должна преобладать над низшею, или материальною, и усилия воли в этом направлении, как акты духовного самосохранения, суть первое условие всякой нравственности, — нельзя, однако, первое условие превращать в последнюю цель… Для того чтобы сильный дух имел нравственное назначение, то есть был не злым, а добрым, нужно, чтобы власть над собственной плотью соединялась в нём и с положительным, благожелательным отношением к другим живым существам»
Как вы понимаете слова В.С. Соловьёва? Согласны ли вы с ним? Как, по — вашему, должны складываться отношения телесного и духовного в человеке?
На наш взгляд, смысл слов Владимира Сергеевича Соловьева о сущности философии таков: философия, как самовозникающее естественное течение, есть результат умозаключений людей (в том случае, когда фактическое не совпадает с теоретическим, и требует более широкой и всеобъемлющей правильной оценки (то есть умирает прежний общественный организм — на смену ему приходит более совершенный, порожденный как раз — таки философией (и сама философия является таким порождением
3.Проанализируйте данные опроса на темы «Верите ли вы в Бога?» (верхняя таблица) и «Верите ли вы в личное бессмертие?» (нижняя таблица), который проводился на протяжении ряда лет среди европейских учёных.
Как вы думаете, в чём причина веры человека в бессмертие? Сравните ответы учёных на первый и второй вопросы. В чём вы видите различия? Может ли человек не верить в Бога, но верить в личное бессмертие? Свой ответ поясните.
Самая простая логика — выдвигая определенную гипотезу, человек волей — неволей применяет ее ко всему, что наблюдает в окружающем мире. Предполагая бессмертного Бога, он не уже принял как факт явление бессмертия. А к чему его возможно применить? К своей личности. Невозможно предположить мистическую концепцию, которая бы отвергала факт бессмертия человека (в какой либо форме). Получается, что тот, кто верит в бессмертие души, не может верить в воскресенье, а значит, не может верить в Иисуса Христа, который воскрес. Да и не логично это быть христианином и верить в бессмертие души — или сторонник человеческих пустых умозаключений (даже если это теория Платона), или ты сторонник Бога, который не раз доказал, что исполняет свои слова, как бы чудно они не выглядели
4. Прочитайте отрывок из работы Ж. — П. Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм».
«Достоевский как — то писал, что „если Бога нет, то всё дозволено“. Это исходный пункт экзистенциализма… если Бога не существует, то человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего, у него нет оправданий… человек осуждён быть свободным. Осуждён, потому что не сам себя создал; и всё — таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за всё, что делает. Экзистенциалист не верит во всесилие страсти. Он полагает, что человек ответственен и за свои страсти».
Объясните фразу Достоевского. Согласны ли вы с утверждением Сартра, что «человек отвечает за всё, что делает», и почему?
Как ни печально это осознавать...порой мы не знаем ответ,но вынуждены принять решение, ничего не поделаешь — такова жизнь.
5. Как вы понимаете каждый из афоризмов о свободе? Какое понимание вам ближе и почему?
Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится её (Б. Шоу).
Есть свобода для себя и свобода от всех. Свобода требует от человека соблюдения свободы других. Как только он нарушает эту границу, он обязан нести ответственность Свобода дается лишь совершенным людям, которые имеют в сознании тормоза путем самоконтроля и самоограничений. Большинству людей это не под силу, в том числе из — за слабых волевых качеств. Сильные страсти побеждают и человек идет на нарушение законов.
Свободен тот, кто может не врать (А. Камю).
Не ври, и будешь свободен от вранья.
Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным (И. Гёте).
Девятым механизмом, заставляющим раба безропотно работать на рабовладельцев, является религия, которая убеждает раба, что хорошая справедливая человеческая жизнь у раба будет на небе, после смерти, но при условии, что сейчас на земле придется побыть рабом и прилично пострадать. Религия учит раба не сопротивляться притеснениям и быть довольным своим рабством.
Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого (В. Гюго).
Вы живете в обществе, человеческом социуме — значит ваша свобода не должна ущемлять права и свободы других граждан.
В этом различие свободы и вседозволенности.
Нечто, доведенное до абсолюта, превращается в свою противоположность. Так и со свободой
Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов (Вольтер).
Свобода заключается в выборе человека. Свобода выбора означает то, что человек может выбирать, что ему нравится и действовать так, как ему заблагорассудится. Но все это происходит в рамках закона.
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными (Цицерон).
Подчинив свои волю и интересы признаваемым всеми правилам, становишься не вреден и не опасен ни для кого в своем окружении и, соответственно, не получаешь со стороны общества в целом или отдельных его субъектов противодействия, основанного на законе.
Посади орла в клетку, и он будет кусать её прутья, всё равно — будь они железные или золотые (Г. Ибсен).
Как мы знаем, орёл — птица вольная. Он летает высоко в небе и смотрит на всех свысока, а уж если он выбрал себе добычу, то 50 на 50, что он её получит. Но если лишить орла свободы, посадив в золотую/железную/серебряную клетку, он сделает всё, чтобы выбраться из неволи. Золото, не золото — это не так важно для него. Главное — находиться гораздо выше всех, а не быть привязанным к земле.
Лишь глупцы называют своеволие свободой (Тацит).
Своеволие — склонность действовать по своей воле. А «своя воля» — бывает разной…
Поэтому « Своеволие следует гасить скорее, чем пожар. » Гераклит Эфесский
Потому как, к примеру:
«Свобода и распущенность — понятия одному другому совершенно противоположные.»
Автор: Квинтилиан
Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой (И. Гёте)
Достоин жизни и свободы тот, кто следует своим убеждениям, отстаивает права и интересы. Активная гражданская позиция способствует достижению лучшего положения гражданина в обществе. В то время как пассивное поведение может привести к упадку правового статуса личности.
Свободен лишь тот, кто владеет собой (Ф. Шиллер).
Свобода предполагает ответственность и контроль человека над собой, это дано не каждому, те люди, которые действительно могут владеть собой, контролировать себя, знают пределы, умеют вовремя остановиться
Ничто не свободно так, как мысль человека (Д. Юм).
Свобода мысли предполагает, что каждый человек в своем праве, располагать свои предположения, намерения, мысли, выбор. Мысль человека свободна как птица в небе. И тем самым ничто и никто не имеет право подвергать худшее воздействие на мысль человека.
Весь пафос свободы не имеет ни малейшего смысла, если в человеке нет святыни, перед которой мы должны преклоняться (Е.Н. Трубецкой).
Святыня эта — наша Русь. Не правительство, не правительственные организации и прочая... А Русь — Единая Соборная Душа нашего некогда могучего народа. Не преклоняться перед ней надо, но любить святой отроческой любовью. Святыня — наша Вера, наша История. Забыли люди русские об этом, потеряли Веру, потеряли Волю — быть беде.
Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же лёгко (Н.А. Бердяев).
Человек всегда ищет легкие пути жизни, и ему проще быть чьим — то рабом, чем управлять своими