Николай Васильевич Гоголь 225-240стр.

Подробное решение Страница 225-240стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009



1.Какие обстоятельства, события, впечатления формировали личность будущего писателя?

Детские годы писателя оказали существенное влияние на жизнь и формирование личности Н.В. Гоголя. Он рос любимым сыном. Значительную роль в его воспитании сыграл отец, который был образованным, увлекающимся человеком, любил театр, сочинял стихи и комедии. Именно от него Николай унаследовал эти таланты и проявил их в дальнейшей жизни. К сожалению отец ушел из жизни, когда Николаю было 15 лет. Ему пришлось рано повзрослеть, заботиться о материальном благополучии семьи: матери и четырех сестер. Гоголь нежно любил свою мать — добрую и нежную женщину, любящую сына и много сделавшую для воспитания его эстетических вкусов. Кроме этого оказала влияние на его личность и окружающая среда: чудесная природа родной Малороссии, «панский» и крестьянский быт, удивительный фольклор, рассказы об истории рода Яновских... Во время обучения в Нежинской гимназии высших наук, в которую он поступил, получив вначале домашнее образование и закончив Полтавское уездное училище, Гоголь сформировался как идейная, целеустремленная личность. В ней, как и в Царскосельском лицее, была группа молодых профессоров, энциклопедически образованных, приверженцев прогрессивных идей. Особенное влияние на гимназистов имел профессор естественного права Н. Белоусов. Гоголь стал его любимым учеником. Молодой Гоголь увлекся театром. Силами гимназистов готовились регулярные театральные представления. Гоголь стал душой этого театра: именно он ставил пьесы, писал декорации и талантливо играл, особенно ему удавались комические роли.

Из гимназии Гоголь вынес горячую приверженность просветительским идеям, любовь к литературе и искусству и романтическую мечту о подвиге во имя человечества.

2. Расскажите о петербургском периоде жизни писателя.

После окончания Нежинской гимназии Гоголь отправился в Петербург. Здесь он надеялся не только найти работу, совершить «подвиг», но и воплотить в мечту о литературной славе. С собой он вез созданную еще в гимназии романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен». Столица встретила его не лаского: он долго не мог найти службу, а устроившись писцом в одно из учреждений, он получает гроши; попытка поступить в актеры не удалась. Его поэма вызвала резко отрицательные отзывы в журналах, и молодой автор, скупив нераспроданные экземпляры, сжег их. Эта неудача не смутила Гоголя, он продолжил писать, обращаясь к знакомой ему теме о его родине Украине. К ней русское общество проявляло тогда особый интерес как к земле, где крепостное право было введено лишь во второй половине XVIII века, где народ не утратил своего свободолюбия и черты рабской психологии еще не укоренились в человеке. Гоголь пишет матери о своем интересе к украинской теме и просит ее прислать ему народные сказки, песни, поверья, рисунки национального костюма, сообщать «об обычаях и нравах малороссиян». В ноябре 1829 года Гоголю удается получить место мелкого служащего, а по вечерам он занимался живописью в вечерних классах Академии художеств, продолжал писать. С апреля 1830 по март 1831 года он служил в Департаменте Уделов сначала писцом, а потом помощником столоначальника. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государевой», но зато обеспечило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт, функционирование государственной машины и психологии круга мелких чиновников.

В Департаменте Николай Гоголь служил под началом известного поэта-идиллика В.И.Панаева, который ввел его в столичный литературный круг и помог начать более-менее регулярно печататься, к тому времени Гоголь все больше времени уделял литературной работе. В 1829 году начаты или написаны рассказы «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь, или Утопленница».

3.Какие темы, проблемы поднимает Н.В.Гоголь в первых произведениях? Что характерно для его творческой манеры?

В 1830-х годах на свет выходят несколько произведений Гоголя: «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», впоследствии вошедший в «Вечера на хуторе близ Диканьки», глава из исторического романа «Гетьман», отрывки из мало- оссийской повести «Страшный кабан». В это же время Гоголь сближается с видными представителями русской литературы — Плетневым, Жуковским, Дельвигом. Плетнев, узнав поближе Гоголя, в мае 1831 года у себя дома представил его А.С.Пушкину. Пушкин ввел Гоголя в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, что имело большое влияние на всю его судьбу. Пушкин заинтересовался молодым писателем, угадав его необыкновенное дарование. С этого времени «ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета...» — скажет Гоголь позже. Он становится своим в литературных салонах. В сентябре 1831 года в свет вышла первая, а в марте 1832 года — вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», сразу поставивших Гоголя в ряд первых русских писателей. Повести сборника — это, как уверяет автор, сказки и были, рассказанные на украинском хуторе долгими вечерами несколькими бывалыми и помнящими старину сказочниками, главному из которых рудому (рыжему) пасечнику Панько Гоголь приписал авторство сборника. Поэтизация народной жизни, обращение к фольклору, мистике — все говорит о романтическом характере «Вечеров...». Но Гоголь освоил романтизм на необычной, малороссийской, тематике. Жизнь украинского народа, Диканька у Гоголя волшебно преображаются. Мир, в котором живут веселые, сильные и смелые люди, не боящиеся даже нечистой силы, фантастичен и возвышен. «Вечера...» были одобрительно встречены критикой и получили восторженный отзыв Пушкина.

4.Ф.М.Достоевскому приписывают знаменитую фразу «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Как вы понимаете ее смысл?

В свой сборник «Арабески» Гоголь включил повести «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Эти произведения, а также позднее опубликованные «Нос» и «Шинель» создали цикл «петербургских повестей», местом действия которых стала бюрократическая столица Российской империи.

В мире чиновников — человеческая жизнь стоит дешевле, чем канцелярский документ, а чин важнее личности, деньги выше таланта, а служебное положение ценится больше ума и добродетели. Здесь глубоко раскрывается трагедия человеческой личности, раздавленной безжалостным государством. История Башмачкин – «вечный титулярный советник», всю свою жизнь он занимается тем, что переписывает бумаги. Однообразие, рутинность этой работы, лишенной творческого начала, нисколько не смущают Башмачкина: «Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало». Скучны и монотонны вечера героя: придя с работы и наскоро поужинав (причем, не замечая вкуса еды), он «вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом». Более того: если работы не было, Башмачкин «снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя…» Духовное его убожество, смиренность и робость выражаются в его запинающейся косноязыкой речи. Своего рода «озарение» «маленький человек» переживает в истории с шинелью: ее приобретение стало «идеальной целью жизни», согрело, наполнило его существование. Ради нее он подвергает себя аскезе: экономит на стирке одежды, не позволяет себе чаю, не зажигает свечи, даже ходит на цыпочках, чтобы не стерлись сапоги. И когда новая шинель готова, герой будто просыпается и начинает чувствовать самоуважение. В этом предельном «заземлении» мечтаний Башмачкина выражается глубочайшая степень его социальной ущемленности. Когда ее воруют, это вызывает у бедного Акакия Акакиевича такой протест, такое потрясение, как будто мир переворачивается. Впервые покорный и запуганный Акакий Акакиевич позволяет себе бунтовать. Потеря шинели означала для него смерть, и он действительно заболевает и умирает. Сказав о нем «исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное», Гоголь неожиданно поднимет своего героя до мстителя, после смерти своей срывающего шинель «со значительного лица». Гоголь снова прибегает к фантастике, но она — условна, она призвана раскрыть протестующее бунтарское начало, таившееся даже в самом робком представителе «низшего класса» общества. Тема «маленького человека», начинается именно с «Шинели». ЕЕ отрозят в своих произведениях много писателей. Поэтому фраза Ф. Достоевского «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”» — подчеркивая истоки глобальной проблемной темы в русской литературе.

5. В чем своеобразие взглядов Гоголя на театр? В чем заключается новаторство гоголевской драматургии?

Гоголь полюбил театр еще с детсва: отец играл в любительских спектаклях, сам сочинял небольшие комедии, так же играла на сцене и его мать. Во время учебы в Нежинской гимназии театр стал самым любимым увлечением писателя. «Вечера» имели большой успех, а Гоголь с увлечением берется за создание драматического произведения. И он обращается к комедии. Новаторство Гоголя-драматурга заключается в переносе на сцену комизма повседневной жизни. Рассматривая разные виды смеха, Гоголь развивает теорию «светлого», благородного смеха, который раскрывает «мелочи и пустоту жизни», рождается из осознания несоответствия идеалу. Первым драматическим опытом Гоголя стала незавершенная комедия «Владимир 3-й степени», он не закончил ее, так как понимал, что цензура не пропусит ее в свет. Гоголь решает взять с виду простой сюжет и пишет семейно-бытовую комедию «Женитьба» (1841), где изображает купеческую и чиновничью среды. Мечтая словом «исправлять людские нравы», Гоголь именно театр считает своеобразной «кафедрой», с которой «можно много сказать миру добра». Гоголь резко выступал против развлекательного театра: пустых водевилей и мелодрам. Драма должна нести жизненную правду, глубокое современное национальное содержание, типические характеры. Все это воплотилось в известной комедии «Ревизор» (1836). Выбор в качестве предмета изображения «повседневной обычной действительности» требовал новаторских художественных решений. Новаторство Гоголя проявилось в изобразительных и выразительных средствах: он убирает из комедии любовную интригу, завязывая действие не личной, а «общественною причиною». Вместо любовников, несговорчивых родителей на сцене появились живые характеры из повседневной жизни. Максимальное обобщение, яркая индивидуализация образов, концентрация пороков в отдельном человеке и в целом городе обусловлены задачей автора «собрать в кучу все дурное в России и разом высмеять всех». Кроме этого, необычна пьеса и по своему композиционному построению.

6. Что для Гоголя значили путешествия?

Гоголь был вынужден покинуть Россию после бурного неприятия «Ревизора. С 1836 по 1849 год Гоголь постоянно переезжает. Это тревожило его друзей, которые считали, что русский писатель не должен надолго покидать родину, что он променял Россию ради благополучной заграницы. Гоголя задевали эти слова: «Ни одной строки я не мог посвятить чуждому». Именно дорогу Гоголь называл своим «единственным лекарством». Ему хотелось одиночества и возможности работать над своими произведениями. Даже долгожданный триумф, который ему устроили во время приезда на родину в 1839 году не остановила путешественника: Германия, Швейцария, Италия периодически становятся его домом. В последние годы, уже после окончательного возвращения на родину, Николай Васильевич много путешествовал по России. Поездка в Иерусалим стала для него очень важным событием в жизни, она же стала и последней в его странствиях.

7. Как в последние годы жизни изменилось представление писателя о целях в творчестве? В чем трагизм судьбы Гоголя?

Во время поездки на Святую землю, Гоголь переживал жесточайшей духовный кризис. Писатель отказался от многих своих убеждений, критически пересмотрел написанное. Он выдвинул идею нравственного усовершенствования личности через смирение, впал в глубокую религиозность. В 1842 году вышла книга «Выбранные места из переписки с друзьями», которая из-за «учительного », проповеднического тона у многих вызвала неприятие. В это время он мечтает о поездке по России «от монастыря к монастырю », в 1850-1851 годах трижды посещает Оптину пустынь, где интенсивно общается со старцем Матвеем, мечтает о монастырской жизни, отказывается от литературного творчества. Смерть Гоголя потрясла общество. Ушел художник, «не досказав своего слова» (Аксаков). «Это была натура особливая, которая по кончине сделалась еще таинственнее и еще мудрее для уразумения, чем была при жизни, и которую судить простою меркою, по обыкновенным нашим понятиям, нельзя и не должно» (М. Погодин). По словам И. С. Тургенева «Эта страшная смерть — историческое событие — понятна не сразу; это тайна, тяжелая, грозная тайна». С позиций религиозного философа оценивает Гоголя Д. Андреев: «Задача, которую предчувствовал Пушкин, которую разрешил бы, вероятно, к концу своей жизни Лермонтов, встала перед Гоголем с исключительной жгучестью. Ему был дан страшный дар — дар созерцания изнанки жизни и дар художественной гениальности, чтобы воплотить увиденное... Гоголь — это первый гений русской литературы, внесший и утвердивший эту русскую литературу на высоту духовной водительницы общества, учительницы жизни, указательницы идеалов». Сделать так, чтобы Россия осознала свое несовершенство, неприглядность своей жизни — задача, которую, считает Д. Андреев, Гоголь выполнил.

Но в последние годы жизни Гоголь к той же задаче обращается иначе — не системой художественных образов и открытий, а словом проповедника и публициста. Так в русской литературе начинается ее откровенно учительный путь. Пребывание на нем Гоголя совпадает с духовным кризисом.