МЕРТВЫЕ ДУШИ 241-269стр.

Подробное решение Страница 241-269стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009



1. Чем интересна творческая история «Мертвых душ?»

В июне 1836 года, после провала «Ревизора» и резкой критикой в прессе, Гоголь уезжает за границу. Франция, Италия, «вечный город» Рим, принесут ему душевное равновесие и спокойствие. Здесь он начнет работу над «большим сочинением», взяться за которое ему посоветовал Пушкин. Гоголь видит в этом свой долг перед погибшим поэтом, его другом и учителем.

Темой сочинения должна была стать известная обоим писателям скупка и залог умерших крепостных крестьян как живых. Гоголь по совету Пушкина построит свое произведение как путешествие Чичикова, скупающего мертвые души. Работа над «Мертвыми душами» была для Гоголя как величайшее дело своей жизни, как свой человеческий и гражданский подвиг: «...какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! После написания первых глав в 1835 году Гоголь прочитает их Пушкину, который, слушая, «сделался совершенно мрачен. Когда же чтение закончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия». Первый том «Мертвых душ» вышел в свет в 1842 году. Задуманное Гоголем монументальное произведение в трех томах как «великая национальная поэма» писалось медленно. Душевный кризис писателя привел к тому, что написанная вторая часть «Мертвых душ» была уничтожена самим писателем.

3. Разработайте экскурсию по городу NN (главы 1,7-11)

Гл. 1. «Гостиница... известного рода».

«Город не уступал другим губернским городам (описание города).

Гл. 7. «Присутственные места...»

«Дом полицеймейстера...»

Гл. 8. «Дамы города NN».

Гл. 9. «Белая каменная богадельня...»

«Деревянный одноэтажный дом серого цвета...»

Гл. 10. «В доме у полицейместера...»

Гл. 11. «Дома, стены, забор и улицы... шлагбаум... вот и город позади...»

4. Чем можно объяснить такую последовательность появления помещиков.

Важное значение несет за собой последовательность появления в произведении помещиков. На первый взгляд, от помещика к помещику усиливается тема духовной деградации: «каждый более мертв, чем предыдущий» (А. Белый). Очередной помещик оказывается отвратительнее предыдущего: «сладкий» мечтатель Манилов сменяется менее благообразными на вид «дубинноголовой» Коробочкой, безалаберным Ноздревым, злобным Собакевичем и, наконец, отвратительным Плюшкиным. Символика порядка появления помещиков оказывается как раз противоположной. Наиболее «мертвым» можно считать Манилова. «От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор... У Манилова ничего не было». «Он пуст, мало похож на живого человека, он напоминает манекен.

Коробочка и Ноздрев — отрицательные герои, но это более живые характеры, чем Манилов. Изображая Собакевича, Гоголь даже привлекает положительные фольклорные образы (медведь, богатырь), образ Плюшкина можно назвать в какой-то степени трагическим. Известно, что Гоголь намеревался «довести» этого героя до второго и третьего томов поэмы, где он мог бы, по замыслу писателя, как и главный герой Чичиков, духовно преобразиться и очиститься от пороков. Таким образом, первое впечатление, согласно которому каждый новый помещик «мертвее» предыдущего, оказывается обманчивым. На композиционном уровне глубоко верующий Гоголь как бы реализует важный христианский принцип — «последние станут первыми». Сам автор объяснял единый принцип строения первого тома поэмы так: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого...» Усиливаются минорные ноты, начинают преобладать темные, мрачные тона. Происходит это не потому, что каждый последующий герой хуже предыдущего, а потому, что каждый привносит в общую картину свою долю «пошлости». Именно это и производит тягостное, гнетущее впечатление, которое несут за собой эти образы.

5. Соберите текстовый материал, посвященный образам пяти помещиков. Опирайтесь на план, предложенный на с.245-246

План построения изображения помещиков:

1) значимые имена и фамилии, содержащие в себе важные ассоциации;

2) портрет (первый — беглый, второй — подробный);

3) авторская характеристика с рассуждением о типичности данного героя для русской жизни, ассоциации с животными и с миром вещей;

4) описание имения, пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема или «зеркало» души героя;

5) интерьер, выписанный подробно, в деталях, отражающий характер героя, его духовную жизнь;

6) сопутствующие персонажи (члены семьи, прислуга, другие гости);

7) сцена угощения и диалог с Чичиковым по поводу «мертвых душ», в которой раскрывается сущность характера помещика.

Смотрите:

1) Манилов — гл.1, 2;

2) Коробочка — гл. 3;

3) Ноздрев — гл. 4;

4) Собакевич — гл. 1, 5;

5) Плюшкин — 6 гл.;

6) общий рассказ о проданных помещиками «мертвых душах» — 7 гл.

6.Сопоставьте провинциальную и столичную жизнь, изображенную в поэме.

Духовное обнищание и омертвление царит не только в губернском городе, но и самой столицы с ее вельможами, министрами и генералами. В этом обширном социальном фоне поэмы, ярко отразилась вся отвратительная сущность дворянско-бюрократического строя России с его дикими полицейскими порядками, крепостничеством и помещичьим произволом. Губернский город, изображенный Гоголем, — это тоже царство «мертвых душ», праздности и внутреннего убожества. Губернские чиновники по существу ничем не отличаются от уездных, ранее описанных Гоголем в «Ревизоре». Подобно городничему, «чудотворец»-полицеймейстер «в лавки и гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую». Почтмейстер города ударился в чтение мистических книг; прокурор-«моргун», «с испугу умерший» от слухов, которые пошли по городу в связи с покупкой Чичиковым мертвых душ. Назначение нового генерал-губернатора напугало губернских чиновников и лишило рассудка, ибо в городе царит семейственность, продажность, произвол, невежество, пошлость, процветает взяточничество (чего стоит один Иван Антонович — «кувшинное рыло»!). Чиновникам губернского города нет никакого дела до народа, его нужд и запросов. Гоголь едко высмеивает пустоту жизни губернского «высшего общества», балы и вечеринки, вечную игру в карты, нелепые предположения о Чичикове, показывающие убожество и пустоту их мыслей. Сплетни, пустомыслие и пустословие, мелочность интересов — вот жизнь губернских дам, над «этикетом и множеством приличий самых тонких» этого общества всласть издевается писатель. Вставная повесть о капитане Копейкине еще более расширяет художественный мир поэмы. Перенеся действие в Петербург и касаясь «высших сфер», Гоголь раскрывает беззаконие вышестоящих, их безразличие и равнодушие к бесправному «маленькому человеку». Никому из чиновников не приходит в голову помочь инвалиду, участнику войны 1812 года капитану Копейкину, его гоняют от чиновника к чиновнику, ничем не помогая. Роскошь жизни вельмож, их дворцы, обеды, прислуга, богатство, льющееся рекой, не имеют ничего общего с жизнью народа. Как и чиновники губернского города, столичные вельможи живут только для себя, чиновный Петербург глух к страданию простого человека.

Можно сказать, что жизнь провинциальная – есть прямое следствие жизни столичной. И это была жесткая правда Гоголевской действительности.

7. Раскройте экономический смысл аферы Чичикова.

Мошенничеством Чичиков занимался издавна, Гоголь подробно расскажет о многих его аферах, носивших ярко выраженный криминальный характер. Одна из них лишила Чичикова прежде им накопленного капитала, и он решил заняться покупкой мертвых душ. Задуманное Чичиковым Гоголь назовет «вдохновеннейшей мыслью, какая когда-либо приходила в голову человеческую». Смысл аферы был в том, что Чичиков покупал у помещиков умерших крестьян как живых. По «ревизским сказкам», т. е. по переписи, они числились как живые и помещик платил за владение каждым из них «подушную подать» государству. Покупая «мертвую душу» как живую, Чичиков становился владельцем этих, существующих только на бумаге крестьян. Чаще всего это ему ничего не стоило: помещики рады были избавиться от мертвых, продавая их Чичикову: теперь им не надо было платить за них подать. Чичиков намеревался, накупив их достаточное количество, заложить эти души в банке и получить денежную ссуду на каждого под видом необходимости их «переезда» к новому владельцу и обустройства на новом месте. Планировавшийся куш был бы финансово привлекательным…

8. Какие речевые и психологические приемы использует Чичиков для достижения поставленной цели, общаясь с каждым из помещиков?

Чичиков был обладателем практического ума, был изобретательным, лицемерным, терпеливым, умел найти в душе каждого человека слабую струнку и воздействовать на нее в личных целях. Был очень энергичен и упорен, бессердечен. Главный герой идеальный приспособленец к людям и обстоятельствам. «Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах», — пишет Гоголь. Все эти качества «непреодолимую силу характера», «расторопность», «проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека Чичиков пускает в ход, чтобы достичь желаемого. Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. «Приезжий показал в себе опытного светского человека», что прежде всего проявлялось в умении поддержать разговор на любую тему. Павел Иванович «знает прок» не только в «лошадином заводе», хороших собаках, бильярдной игре, «горячем вине», но и о «судейских проделках», «таможенных надсмотрщиках и чиновниках», и «о добродетели рассуждает.., со слезами на глазах». Пытаясь понравиться женщинам, Чичиков использует целый ряд приемов, комплиментов и слов, «которые уже случалось ему произносить в иных разных местах...». Быстро разгадав человека (он — тонкий психолог!), он умеет по- особому подойти к каждому, тонко просчитав свои ходы и приспособив к характеру помещика манеру обращения и тон речи. Стоит только проследить, как держит себя и как говорит Чичиков с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным, чтобы убедиться в этом и поразиться неистощимому разнообразию «всех оттенков и тонкостей его обращения». Эта внутренняя «многоликость» Чичикова подчеркивается и его неопределенной внешностью, и беспрестанно меняющимся выражением лица (так, отправляясь на бал к губернатору, он целый час проводит перед зеркалом, строя различные выражения лица и подбирая манеры, чтобы применить их на балу. «Пробовалось множество разных выражений (лица): то важное и степенное, то почтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки...»). Так автор создает образ дельца, пускающего в ход все для осуществления своей основной цели. Ловкий мошенник, который в совершенстве владеет всеми техниками «обольщения» и «дара убеждения» на которые попадаются примитивные помещики.

9. Почему биография Чичикова отнесена на конец произведения?

Биография Чичикова будет описана автором только в последней главе, где вместе с писателем мы прослеживаем причины формирования личности «подлеца», который очень рано в детстве понял, что нравственность только мешает достижению заветной цели — обогащению любой ценой. Полученное от отца наставление: «...А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете... Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой» — это становится жизненным кредо Чичикова. Обстоятельно, шаг за шагом, от одного жизненного эпизода к другому исследует Гоголь формирование личности своего героя. Только деньгам и их количеству служит все существо и таланты Чичикова. Образ глубок и полон, все сказано о герое, остается только делать выводы и размышлять.

10. Какие черты Чичикова можно трактовать как залог его возможного духовного воскресения?

Современные исследователи творчества Гоголя, считают, что образ Чичикова не до конца «мертв». Известно, что именно с образом Чичикова был связан замысел писателя — показать духовное воскресение и возрождение человека. На возможность такой трансформации указывает имя героя. Ревностный гонитель христиан иудей Савл впоследствии проникся духом христианского учения, сменил имя и стал апостолом Павлом. Возможно, такая перемена должна была произойти и с Чичиковым. Биография Чичикова — это история падения души; но, если душа пала, есть возможность ее возрождения через покаяние. На это указывают его черты

1) Гоголь наделил героя внутренним «я», неким подобием душевной жизни: «Неприятно, смутно было у него на сердце, какая-то тягостная пустота оставалась там...»

2) Внутренний голос Чичикова иногда переходит в авторский или соединяется с ним.

3) Чичиков способен переживать душевные порывы (герой, будто оглушенный, останавливается перед губернаторской дочкой).

4) Он умело владеет словом, т.е человек образованный и мыслящий.

Перерождение героя по замыслу автора должно было произойти во втором томе, однако он был уничтожен Гоголем.

11. Какова роль лирических отступлений в поэме Гоголя?

«Мертвые души» по жанровому определению автора — поэма. В нем действительно взаимодействуют повествовательное (объективное) и лирическое (субъективное) начала. Эти планы отличаются по целям: задача повествовательной части — сатирическое изображение действительности; лирическая часть — голос автора, раскрывающий внутренний мир повествователя, отражающий его душевные переживания. В лирических отступлениях писателя. В произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов, и лирические, отображающие переживания автора о судьбе России. Можно выделить иронически-сатирические рассуждения о «толстых» и «тонких» представителях дворянства (первая глава), о «господах большой руки» и «средней руки»; и глубоко продуманное и с тонкой грустью высказанное мнение о типичности выведенных автором в его поэме помещиков; и проникнутые лиризмом воспоминания о юности (начало шестой главы); и страстный призыв к молодежи «забирать с собою все человеческое», чтобы быть человеком и в старости; и рассуждение о двух типах писателей и скрытых силах русского народа. Н.В. Гоголь много размышлял о судьбе России, каждая строчка пропитана любовью к стране, глубокими переживаниями. "Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несеться?.. Русь, куда же несешься ты, дай ответ. Не дает ответа!" В образе тройки воплотилась вся Россия, и на вопрос "Куда ж ты несешься?" — не дает ответа, к сожалению и сам писатель не знает, куда она приедет, если править ей будут люди, подобные Чичикову, Манилову, Плюшкину.