ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН 153-178стр.

Подробное решение Страница 153-178стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009



1. Что в выборе формы и принципов изображения предопределило успех первой главы и романа в целом?

Жемчужина творческого наследия Пушкина его роман «Евгений Онегин». Это произведение одно из самых объёмных, как по содержанию, так и по смыслу. Оно обрело огромную популярность и оказало сильное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы. Пушкин считал, что ему удалось создать свое «лучшее произведение»; критик В. Белинский, оценивая роман, писал: «...стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе». Успех произведения во многом зависел от верного выбора жанра, образов, эстетических принципов. Он создал в русской литературе новый жанр — роман в стихах, органично включающий в себе элементы эпоса и лирики: роман требовал широкого эпического взгляда на жизнь, динамики событий, «свободного» развития сюжета, связи с современностью; лирика давала возможность эмоционально-субъективно оценивать события, выразив их в поэтическом слове-образе. В качестве примера он взял эстетические принципы Шекспира. Он хотел охватить жизнь во всей полноте, во взаимодействии положительного и отрицательного. Для воссоздания многогранной панорамы русской действительности придумана «онегинская строфа», состоящая из 14 рифмованных строк, последнее двустишие часто афористично и выражает идею. В романе точно определены исторические реалии, даже время рассчитано по календарю. Здесь автор особенно тщательно держался принципа объективности: создавая образ героя времени, он не мыслит его вне национальных особенностей воспитания и образования. В портрете молодого человека начала XIX века запечатлены как индивидуальные черты, так и черты, наиболее типичные для представителя дворянского общества, уже в первых главах романа автор изображает героев на фоне реальной действительности. Все эти важные особенности романа сделали его успешным, любимым, читаемым, разобранным на цитаты.

2. Как изменилась историческая реальность и творчество самого Пушкина во время написания «Евгения Онегина»?

Пушкин создавал роман «Евгений Онегин» на протяжении более семи лет. За это время в России произошло много исторических событий: декабристское восстание 14 декабря 1825 года, жестокая расправа с его участниками — казнь пятерых организаторов и ссылка на каторгу сотен декабристов, подвиг их жен, последовавших за мужьями в Сибирь, крестьянские волнения. В искусстве на смену романтизму пришел реализм. Важным явлением 20-х годов XIX века была увлеченность романтизмом, и вот в романе Пушкина романтик Владимир Ленский «из Германии туманной» привез «учености плоды», т. е. увлечение романтизмом, в петербургских гостиных появляется «угрюмый, томный» Онегин, в поисках кумира примеряющий на себя маску байроновского персонажа Чайльд Гарольда. Барышня Татьяна Ларина также подражает героиням любимых романтических романов. Романтическая влюбленность, дружба, стремление к романтическим идеалам — все эти качества присущи каждому из молодых пушкинских героев. Но, по законам жизни и психологического развития личности, именно в юности начинается активное освоение молодым человеком современных ему реалий. Роман тесно сближается с реальностью, где показывается ее откровенно-правдивая сторона.

3. В учебнике раскрыты лишь некоторые причины гибели Ленского. Продолжите аналитическое рассуждение, найдите другие причины и докажите продуктивность реалистического метода в изображении судьбы героя-романтика.

Трагическую гибель Владимира Ленского молодого мечтателя, романтика, можно объяснить рядом причин и заблуждений. Не последнее место в этом списке занимает возраст и неопытность. Молодой человек впервые оказался в сложной ситуации, столкнулся с «обманом друга» и не сделал никаких усилий, чтобы разобраться в причинах эгоистического «отмщения» Онегина. Юношеская горячность, максимализм, недоверие усугубили конфликтную ситуацию, хоть и переменились обстоятельства. Накануне дуэли он пытается осмыслить ситуацию, он так и ни к чему не приходит. Романтик по натуре он был слишком оторванным от реальности жизни. Ему очень недостает понимания действительности. «Сердцем милый невежда», он воспринимает жизнь и людей как человек, у которого чувство преобладает над разумом. Ленский живет сердцем, он верит в людей, в любовь, в дружбу: «Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна», «он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы», он верит, что у Ольги «что за душа!». Однако первая же встреча романтика с действительностью приводит его трагическому финалу. Глубокие пушкинские афоризмы обобщают в романе печальный опыт не только Ленского, но и многих других романтиков, оторванных от жизни: «Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой»; «Учитесь властвовать собой»; «К беде неопытность ведет»; «Мы все глядим в Наполеоны„,»; «Так люди... от делать нечего друзья» и др.

Знакомый с жесткой реальностью Пушкин передает в судьбе романтика Ленского особенность многих своих друзей-декабристов, у которых возвышенные идеалы сочетались со слабым знанием жизни, оторванностью от реальной действительности, так горько разочаровавшей их. Ведь в итоге это так же привело их к трагическому жизненному финалу.

4. «Узнал бы жизнь на самом деле…» Знание каких жизненных законов могло предупредить трагедию? Каких прописных житейских истин не успел постичь юный поэт?

Неоднозначно говорит автор о молодом Ленском: «Узнал бы жизнь на самом деле...» Пушкин заметил это, говоря о судьбе, которая могла бы постичь Ленского, останься он в живых: «Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден», «...Поэта, Быть может, на ступенях света Ждала высокая ступень», — спрашивает Пушкин и продолжает: «А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле...» Пушкин выбирая для героя смерть, считал такой итог столкновения поэта-романтика с действительностью наиболее логичным. Предупредить трагедию Ленского могло время, для того, чтобы узнать о жизни больше. В нашей судьбе в ней есть темные и светлые стороны, друзья могут предавать, для многих дружба – это просто слово, а за прекрасной оболочкой милой девушки может скрываться легкомысленная особа. Возможно, он понял бы, что не стоит «простодушно обнажать свою доверчивую совесть» перед людьми, подобными Онегину, который «людей, конечно, знал и вообще их презирал». Безусловно, было бы хорошо, если бы жизнь не свела Ленского с Заредким, «старым дуэлянтом» и «картежником», человеком подлым и ничтожным, но от которого, к сожалению, зависит общественное мнение, не позволяющее мирно разрешить вопросы дуэли. Но если бы Ленский и Онегин просто поговорили, разъяснив все для себя — итог так же был бы другим.

5.Почему так дорога автору связь Татьяны с русской природой и русским народом? Что могла впитать в себя Татьяна, общаясь с природой?

В образе Татьяны Лариной Пушкин воплотил русский национальный характер. Она его любимая героиня и «милый идеал», который соответствовал его представлениям о прекрасном. Выбор имени героини говорит о тесной ее связи со всем народным. Татьяна — имя, характерное для девушек из простого народа. Она любила русские песни и сказки, верила в народные приметы, гадала вместе с дворовыми девушками. Лучшие качества личности Татьяны, воспитанные в ней няней, уходят своими корнями в народную почву. Для Пушкина это очень дорого: он сам прекрасно осознавал, какую роль в его жизни сыграла няня Арина Родионовна. Удивительно ли, что свои сердечные тайны, свою первую влюбленность Татьяна открывает няне, по ее совету она гадает о своем суженом? Выросшая в деревне, мечтательная, романтичная, «русская душою» героиня любит природу, и Пушкин отводит описанию отношения Татьяны к природе достаточно строк. Для него, очевидно, важно, что «она любила на балконе предупреждать зари восход...», что Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров». Человек, который любит природу и не равнодушен к её прекрасным проявлениям и сам прекрасен душой, и видит прекрасное в других людях, утверждает поэт. Она не способна на обиду, оскорбление, обман. Неудивительно, что эту особенность Татьяны сразу же увидел Онегин («Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет».). И правда, в Татьяне — всё от жизни, что дорого и поэту, что доставляет ему радость души и восхищение, недаром образ девушки нарисован с такой любовью.

6. Как время повлияло на Татьяну? Какие задатки «юности мятежной» развились и составили сущность ее характера?

Онегин встретится с Татьяной в последней главе. По истечении времени, главный герой с трудом узнал в блистательной светской даме, которая ничем не уступала первой красавице Петербурга Нине Воронской, ту самую Татьяну, ту девочку, «которой он Пренебрегал в смиренной доле». Онегин потрясен ее спокойствием, ее равнодушием, тем, «что ей душу ни смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон». Но это были внешние изменения, которые не затронули душу Татьяны. Девушка сохранила в себе индивидуальность, независимость, внутреннюю свободу. Она хоть и изменялась в соответствии с возрастом, новым социальным положением (она — жена достойного человека, боевого генерала, она — хозяйка дома, бывать в котором считают за честь самые знатные особы высшего света), но осталась верна себе, своим идеалам. Ее сутью стали святое чувство долга, честность, супружеская верность, ответственность за свои поступки и благополучие ее близких. Все это выразилось в ее ответе на внезапно вспыхнувшее чувство Онегина. Сколько в этом ответе достоинства, прямоты, высоких чувств! «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна» — говорит Татьяна Онегину, ни в чем не покривив душою. Такие, как она, способны были идти, как декабристки, за своими супругами на каторгу, на первое место воздвигая свое достоинство и свой долг перед близкими людьми.

7. Чем интересен автору заглавный герой романа?

Много различных оценок и споров вызывал и вызывает у критиков образ Евгения Онегина. Пушкин создал образ, реалистически отображающий сложность человеческого бытия. Евгений интересен автору и как герой, в котором «отразился век, И современный человек Изображен довольно верно, как психологически противоречивый характер, неординарная натура. Автор, «добрый приятель» Онегина, изучил своего героя достаточно глубоко. Онегин неординарная личность, которую ценит и уважает автор, которую ждет большое будущее. Но в тоже время нельзя не заметить противоречивость Онегина. Его интеллектуальные интересы широки, хотя он и обучен «чему-нибудь и как-нибудь». Он жаждет посвятить себя серьезному делу — но «труд упорный ему был тошен». Ему хочется что-то изменить в своей жизни — но он выбирает для себя позу разочарованного в жизни романтика. Русский по происхождению — но рядится в плащ байроновского Чайльд Гарольда. Прекрасно понимающий душу и состояние романтика Ленского — но убивающий его на дуэли. Не оценивший чувств влюбленной в него Татьяны — но готовый пасть к ее ногам при встрече в Петербурге. Читателя романы увлекает возможность постичь эту его двойственность, узнать подлинную суть его натуры.

8. Почему Онегин так и не нашел места в обществе?

Образ Евгения Онегина становится как бы венцом героев своих «южных поэм» — кавказском пленнике и Алеко. Как и они, ему не нравится его жизнь, он устал от нее, чувства его остыли, эмоции ушли, желания исчезли. Онегин — социально-исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и особенностями той среды, в которой он сформировался. Белинский сказал об Онегине и о людях этого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется, но он ...очень хорошо знает, что ему не надо, чего ему не хочется: того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Он не нашел применения своим способностям, своим задаткам; разочарованный пустой жизнью светского общества, он попытается воплотить в жизнь свои высокие намерения в деревне, где «ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил». Однако эта деятельность не была ему интересна да и «труд упорный ему был тошен». Попытка читать ни к чему не привела: книги или не удовлетворяли его запросов или только укрепляли его мысли и чувства. Онегин стоит выше дворянской толпы: его неординарный ум, критическое отношение к жизни, презрение к людям — все это обрекло его на одиночество. Спасти себя любви он не позволил: Онегин испугался сильного чувства, так как выше всего ценил «вольность и покой», он испугался «шепота и хохотни глупцов», сплетен Зарецких и убил на поединке друга. Не рассеяли его скуки, не заполнили жизненной пустоты странствия, вспыхнувшая любовь к Татьяне не нашла ответа. Он никому и даже самому себе не был нужен. Тип «лишнего человека» зарождается в образе Онегина.

9. На основе текста, с учетом мнений критиков подготовьте собственное суждение о личности Евгения Онегина.

«Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или она убила все силы души его, и безотрадная тоска обратилась в мертвую холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» — так писал о герое в своей статье «Евгений Онегин» критик В.Г. Белинский. Анализируя этот образ, Белинский скажет о герое много добрых слов: «Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, в душе его жила поэзия... он был не из числа обыкновенных... людей», «Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило такое воспитание...», «Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро... оставил его, как это делают слишком немногие...» Другой же известный критик H.A. Добролюбов, размышляя над романом более чем через 30 лет после его написания, дал в своей статье «Что такое обломщина?» резко отрицательную характеристику Онегина. Не отрицая в нем положительных качеств, Добролюбов пишет: «...над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина (т. е. лень), которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете». Критик И. Киреевский заявлял: «Онегин есть существо совершенно обыкновенное и ничтожное...» Писатель А. Герцен заметил об Онегине: «Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия... в этом обществе он осужден жить... нет ничего общего между ним и народом... он никогда не станет на сторону правительства и... никогда не умеет стать на сторону народа».

10. Кто из героев романа сделал верный выбор и каким образом время подтвердило это?

Верный выбор сделала Татьяна Ларина. Она отвергла запоздалую любовь Онегина, хотя и по-прежнему любила его. Именно ее решение кажется автору самым достойным. Он выделяет, как очень важную, общественную роль Татьяны- княгини. Логично полагать, что «законодательницей зал» Татьяна стала не только благодаря женскому обаянию, но и своему уму, образованности. Она имела широкий кругозор, благодаря этому качеству и уму она могла быть интересной собеседницей «с послом испанским», постоянно поддерживала в салоне «порядок стройный олигархических бесед», чтобы ни в чем и никогда не уронить достоинство своего заслуженного мужа, «изувеченного в сраженьях» генерала. В придворном обществе, где чувствует себя лишним Евгений Онегин, Татьяна играет значимую роль.

Влияние ее личности ощущает на себе не только ее муж, но и все окружающие: «Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей...» Здесь как бы выделяется главная мысль: в любом обществе ценятся искренность, добросердечие, порядочность, простота, уважение к людям, высокие моральные принципы. Общество не может существовать без таких людей. Однако и человек не может существовать вне общества. Таков вывод поэта.