Подробное решение Страница 120-152стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009
1.Какие факты, обстоятельства, события оказали влияние на личность А.С.Пушкина и способствовали развитию его таланта?
С детства для Пушкина были значимы его принадлежность к славному в истории роду (легендарный родоначальник Радша сподвижник Александра Невского; прадед по матери А. П. Ганнибал, "арап Петра Великого") и "домашнее" отношение к словесности (среди посетителей родительского дома Н. М. Карамзин; дядя В. Л. Пушкин даровитый поэт). Домашнее воспитание свелось к блестящему овладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери М. А. Ганнибал, урожденной Пушкиной. Умный и наблюдательный, Саша рано заинтересовался литературой, пристрастился к чтению серьезных книг, чему способствовала прекрасная отцовская библиотека, в которой были произведения русских и западноевропейских писателей XVII—XVIII веков.
Он с детства полюбил родной русский язык, на котором говорили его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна, дядька Никита Козлов. Няня, которая «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками», ввела его в мир старины, народного быта, народной поэзии.
Будущий поэт рано стал самостоятельным, стойким в самых различных жизненных испытаниях, что имело значительное влияние на события его последующей жизни.
Важное место в формировании личности Пушкина сыграл Царскосельский лицей, в котором он провел шесть лет. Здесь он нашел настоящих друзей, среди которых было немало будущих декабристов. Профессора лицея, люди передовых политических взглядов, формировали у своих воспитанников дух политического свободомыслия, любовь к Родине и народу. В лицее в полную силу раскрылся поэтический дар Пушкина, который проявился еще в детском возрасте. Поэтическое становление поэта идет неразрывно с духовным. Отечественная война 1812 года, победа над Наполеоном, героизм русского народа-победителя, передовые идеи, принесенные офицерами из-за границы, — все это впитывалось Пушкиным, чтобы воплотиться в истинных шедеврах поэзии. Пушкин быстро проходит годы ученичества у классицистов XVIII века и поэтов начала XIX века: Жуковского, Батюшкова. Ясность и глубина мысли, критическое отношение к творчеству своих учителей предохраняют Пушкина от ученического подражания. «Бреду своим путем», — скажет он в послании Батюшкову. Это свое, пушкинское, сказывается уже в лицейских стихах.
2. Можно ли назвать счастливым детство, отрочество и юность поэта?
Многие исследователи жизни Пушкина говорят о том, что у него не было обычного счастливого детства. Ни в одном своем стихотворении он не посвятил отцу или матери. С теплотой он вспоминал о бабушке Марии Алексеевне или няне Арине Родионовне, которые искренне его любили Мать с отцом относились к сыну равнодушно, холодно. Он был крайне самолюбив, а родители часто грубо оскорбляли его самолюбие, смеялись над ним; он не прощал этого, замыкался, жил своей жизнью... Своеобразной заменой детских лет, где познаются азы жизни и чувств для Пушкина стал лицей. Шесть лет, проведенных там, были для него самым счастливым временем. Представление о лицее как о родном доме, о лицейских учителях как о товарищах, а о лицеистах как братьях окончательно оформилось в сознании поэта в середине 1820-х годов, когда лицейские воспоминания уже слились в картину далекого прошлого, а гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, заставили его искать опору в воспоминаниях. Счастливым можно считать и время, когда молодой поэт служит в Коллегии иностранных дел: он спешит окунуться в праздную светскую жизнь, встречается со старыми друзьями, заводит новые знакомства, много пишет, бывает в театрах, принимает участие в общественной и литературной жизни. Он полон творческих замыслов, идей, мыслей.
3. Какие мотивы звучат в ранних стихах Пушкина? Раскройте своеобразие трактовки Пушкиным тем дружбы и свободы.
Дар поэта открылся очень рано. Самые первые поэтические опыты Пушкина не сохранились. Но остались в истории произведения, написанные Пушкиным в лицее. Например в стихотворном послании к одному из учителей «Моему Аристарху» (1815) Пушкин рассказывает о том, как к нему приходят стихотворные строчки: «Сижу ли с добрыми друзьями, Брожу ль над тихими водами В дубраве темной и глухой, Задумаюсь, взмах - ну руками, На рифмах вдруг заговорю...» Самым ранним стихотворением Пушкина- лицеиста считается стихотворение «К Наталье» (1813), написанное в стиле любовных посланий того времени. Первое стихотворение, появившимся в печати — «К другу стихотворцу» (1814). Здесь Пушкин размышляет над темой судьбы художника: он утверждает, что поэт не тот, «... кто рифмы плесть умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас». Стоит отметить, что его лицейская лирика по широте мыслей, по богатому художественному уровню ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. На лицейском экзамене 1815 года в присутствии восхищенного Державина Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе», в котором сливаются историческая и современная темы: он воспевает сынов России, поднявшихся на защиту Отечества, их мужество и героизм. Стихотворение проникнуто пафосом свободы, мыслями о благоденствии народов там, где нет рабства. Эта мысль ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815), в оде «Вольность» (1817), стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Сказки» (1818), «Деревня» (1819) и др. Вместе с вольнолюбивыми мотивами в поэзии Пушкина звучат мотивы наслаждения жизнью, веселья («Торжество Вакха», «Веселый пир»), усиливаются элегические мотивы, в которых чувствуется предромантический характер. Отличное место в ранней лирике занимает тема дружбы, которая останется одной из важнейших тем его поэзии именно благодаря счастливым лицейским годам. К годовщинам лицея будут создаваться стихи-воспоминания с обязательным указанием даты — 19 октября. В них — любовь к друзьям, верность лицейскому братству, которые особенно ярко отразились в стихотворении «19 октября» (1825 г.):
...нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Пушкин был общительным, интересным, умевшим ценить дружбу, у него было много друзей и много писал о дружбе, адресуя друзьям свои послания: «И.И. Пущину», «Послание к Юдину», «Мой первый друг, мой друг бесценный!», «Дельвигу», «Князю А.М. Горчакову», «К Чаадаеву» и др. Безумному светскому обществу, в котором поэту придется жить, он всегда предпочитал тесный круг друзей: «И, признаюсь, мне во сто крат милее Младых повес счастливая семья, Где ум кипит, где в мыслях волен я», — так пишет он в 1819 году своему лицейскому товарищу Горчакову. Такая дружба, выросшая на основе общих интересов, — самая прочная, твердая, настоящая.
4. К каким литературным жанрам обращается поэт в раннем творчестве?
Гений Пушкина был во всем — его разносторонность творческого дарования поражает. В не сохранившихся до нашего времени произведениях он пробовал свои силы в разных жанрах: баснях, стихотворениях, написал поэму и комедию. В лицейские годы он изучает жанры элегии, оды, послания, поэмы, комедии, романа. Сохранилось около 120 стихотворений Пушкина-лицеиста, но это далеко не все, что написано им в эту пору. С первых лет своего творчества Пушкин стремился к большим поэтическим формам: он пишет поэму «Монах» (1813) , поэму «Гаврилиада», сказочную поэму «Бова», пробует свои силы в драматургии (большая комедия в стихах «Философ», до нас не дошедшая), создаёт начало поэмы «Руслан и Людмила».
5. Какие мотивы звучат в лирике «южного» периода?
Во время южной ссылки поэт испытает массу счастливых моментов. Его покорит и восхитит красота южной природы, он заведет знакомства и дружбу с неординарной семьей Раевских, наберется впечатлений от жизни народов Кавказа и Крыма, тесного общения с декабристами. В этот период Пушкин плодотворно работает над собой и творчески переосмысливает опыт мирового романтизма. Его поэзия начала ссылки отразила политические настроения и интересы: он пишет в 1821 году стихотворение «Кинжал», призывающее к борьбе с самовластием; в стихотворении «Наполеон» Пушкин размышляет над судьбой бывшего смирителя свободы; в послании «В.Л. Давыдову» выражает надежду на близость революции; в стихотворении «К Овидию» сравнивает свою судьбу изгнанника с судьбой римского поэта Овидия, сосланного императором Августом. Свободолюбивые мотивы навеяны событиями греческого восстания весной 1821 года (стихотворение «Гречанка верная! не плачь, — он пал героем», «Война», повесть «Кирджали»). Размышления над собственной судьбой поэта-изгнанника вызовут целый ряд произведений так называемого «байронического цикла», среди которых стихотворение «Погасло дневное светило...», «Мневас не жаль, года весны моей...'», «Редеет облаков летучая гряда...», «Земля и море», «Я знаю край...» и др. Пушкинская лирика изобилует романтическими символами: грозы, океана, ночи как поры поэтических настроений, наполняется лирической экспрессией, жаждой идеально прекрасного. Разнообразие произведений предшествующих лет сменяется единством романтического стиля. И собственное поведение поэта начинает сводится к единому идеалу, которым стал романтический герой. Его основные черты: одиночество, разочарованность, «равнодушие к жизни и ее наслаждениям», «преждевременная старость», символами этого героя стали образы Узника, Изгнанника, бури, грозы, морской стихии, дикой природы. В этих образах — глубоко личные переживания поэта, и его восхищение Байроном, и стремление к романтическому идеалу человека.
6. На примере одной из «южных» поэм раскройте черты романтизма (сюжет, проблематика, образы и т.д.)
Всероссийская слава Пушкина настигла его в южной ссылке. Известность ему принесли поэмы, получившие название «южных», которые по своему романтическому колориту, напоминали «восточные поэмы» Байрона. Сюда вошли поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1823).
В поэме «Кавказский пленник» Пушкин создает сюжет, соответствующий требованиям романтизма: он переносит действие произведения на Кавказ, где на фоне дикой природы разворачиваются события, главным героем которых становится русский пленник. «Людей и свет изведал он И знал неверной жизни цену. В сердцах друзей нашел измену, В мечтах любви безумный сон... Свобода! он одной тебя Еще искал в пустынном мире», — так характеризует поэт своего героя, разочарованного, преждевременно состарившегося душою, ничего и никого в мире не любящего. Попав в плен к горцам, он через некоторое время начинает испытывать интерес к их жизни, обычаям, их свободолюбие и непокорность близки ему, но по-прежнему «таил в молчаньи он глубоком Движенья сердца своего, И на челе его высоком Не изменялось ничего». Влюбленной в него юной черкешенке он не может ответить взаимностью: не посвящая ее в историю своей жизни, пленник скажет о себе: «...умер я для счастья, Надежды призрак улетел...» Его освободила девушка – черкешенка. Он бежит к русским постам. Он свободен, но что его ждет там, откуда он бежал раньше, — неизвестно. Открытием этой лиро-эпической поэмы стали как сам герой, в котором многие современники увидели «свое собственное отражение», так и образ «юной девы гор» — черкешенки. Поэт открыл русским читателям колоритный Кавказ: его девственную природу, национальные традиции и обычаи, рассказал о гордом и свободолюбивом народе. В своём произведении Пушкин впервые попытался понять проблему разочарованности молодого человека того времени, эту «преждевременную старость души», которая стала, отличительной чертой молодежи XIX века».
7. Как раскрывается личность поэта в стихотворениях о любви?
Расцветом реалистической лирической поэзии Пушкина считается вторая половина 20-х и начало 30-х годов. Здесь мощно отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта, нелегкость его жизни. Чернышевский считал Пушкина пылким живым, впечатлительным, поэтом с горячим сердцем, увлеченным, личностью, которая жаждет любви и дружбы. Он имел горячий темперамент, способный зажечь других людей. Лирика поэта открывает нам его раздумья о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко отраженным в стихах о любви.
Тема любви зазвучала еще в творчестве Пушкина-лицеиста, где он был немного подражательным, но в них уже чувствовался настоящий талант тонко чувствовать и отражать в слове: «Болезнь любви неизлечима», «Пускай умру, но пусть умру любя!» В ранних стихах преобладают вымысел и мечта, фантазия создаёт образ идеально прекрасной возлюбленной. Поэтом управляет скорее ожидание любви, чем сама любовь.
Именно в период южной ссылки он впервые чувствует себя влюблённым. Образ возлюбленной становится более достоверным, хотя и соединенным с романтической таинственностью — «Редеет облаков летучая гряда...», «Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо». В них — образ истинно любящего мужчины, преданного возлюбленной, всегда желающего счастья той, которую он любит. Нередко тема любви сливается с лирическим пейзажем, гармонирующим с чувством, которое владеет поэтом. Таковы, например, стихотворения «Кто знает край, где небо блещет...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Простишь ли мне ревнивые мечты...», «Ненастный день потух...» и др. В любовной лирике реалистичного периода звучат философские размышлениями о красоте и божественной сущности женщины. Стихотворения становятся более простыми внешне, но чрезвычайно богаты чувствами, раскрывающими душевный мир героя. Таковыми являются стихи «Я вас любил...», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Не пой, красавица, при мне», «Мадона», «Признание» и др. В них любовь — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Вера в то, что любовь — даже безответная – жизненный бесценный дар — сила воздействия дара поэта.
8. Каковы причины обращения Пушкина к драматургии? В чем новаторский характер трагедии «Борис Годунов»?
Пушкина-писателя отличало постоянное внимание к политической жизни России и Западной Европы . Особенно его интересовали революционные и народно-освободительные движения. После изучения причин неудач народных восстаний, изучения истории России, Пушкин сделал вывод о том, что именно народ является «двигателем» истории, что политический деятель успешно правит, если народ его поддерживает, а он заботится о народе. Все эти вопросы приводят поэта к мысли о создании произведения на тему власти и народа. Пушкина захватывают события конца XVI — начала XVII века и одна из самых драматичных эпох новейшей истории — время правления Бориса Годунова. Для этого Пушкин избирает драматический жанр — трагедию. Именно сценическое действие, в котором события разворачиваются на глазах зрителей, характеры раскрываются наиболее полно и ярко, могло, по мнению Пушкина, решить двоякую задачу его замысла: во-первых, создать произведение, которое на историческом материале решало бы важнейшие вопросы современности — о взаимоотношении власти и народа, о роли народа в истории, и, во-вторых, создать реалистическую, подлинно народную трагедию. Пушкин блестяще осуществил и то, и другое. На избранном пути ему, естественно, не могли помочь ни классицисты, ни романтики. Пушкин обращается к творчеству Шекспира, В. Скотта, изучает «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. Но он пойдет дальше этих писателей: сделает главным героем своего произведения народ; покажет обусловленность характера человека, его мыслей и чувств породившей его средой и эпохой. Своим «Борисом Годуновым» он создал такую художественно-историческую трагедию, равной которой не было в то время во всей мировой литературе. Разрушив догмы классицизма, Пушкин развернет действие своей трагедии в разных местах и временных пространствах — на московских площадях, в царских палатах, в лесу, на литовской границе, в год коронации Бориса и вступления на престол Лжедмитрия. В трагедии отчетливо видна субъективная позиция автора: моральная чистота — одно из важнейших качеств монарха. Когда это качество отсутствует, то под угрозу попадают судьбы и народа, и страны.
9.Как Пушкин отстаивает в лирике высокую миссию поэта?
Мысль о великом назначении поэта и поэзии Пушкин пронес через все свое творчество. Этой теме посвящены стихи «Пророк» (1826), «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэту» (1830), «Поэт и толпа» (1828), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). Во многих его стихотворениях постоянно присутствует мотив сопричастности поэтического дара божественному промыслу («святая лира», «небес избранник», «божественный посланник», «арфа серафима», «душа в заветной лире мой прах переживет»). В стихотворении «Пророк» «глаголом» жечь сердца людей может только тот, кто к этому служению вызывается самим Творцом. Именно по воле Творца глагол — т. е. слово, речь, язык преображенного в Пророка человека обладает чудодейственной силой и может воздействовать на людей. «Пророк» — это стихотворение-метафора и лирическое откровение, в котором утверждается реальное присутствие божественного начала в поэте. В стихотворении «Поэт и толпа» похожую мысль об отличии художника от других людей, о сопричастности его высшему миру. Она не служит «черни тупой», которая хотела бы диктовать «небес избраннику» свои требования: «свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй...» Поэт дороже всего ценит свободу, которая дает ему вдохновение и желание творить.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — яркое завершающее цикл о назначении поэта и поэзии стихотворение Пушкина. В нем пророчески провозглашается идея бессмертия поэта, высказывается мысль о значимости истинно народной любви, благодаря которой к поэту (его творчеству) «не зарастет народная тропа». Снова звучит в стихотворении-завещании мотив божественной причастности поэта; призыв «Веленью божию, о муза, будь послушна...» углубляет идею священной природы искусства. Оценивая свои заслуги, Пушкин вместе с тем пророчески утверждает величие поэзии: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал». Стихотворение и было пророческим — имя Пушкина и его творчество любимо многими людьми в современном мире.
10.Как в творчестве Пушкина развивается тема Петра І?
Пушкин часто обращается к теме Петра I, размышляя о исторической реальности Российской державы. Для поэта Петр — «один есть целая всемирная история». В «Стансах» (1826) создается положительный образ царя-преобразователя: «Он смело сеял просвещенье...», «Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник». Поэт призывает царя Николая I, взошедшего на трон: «Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен». Тема Петра I найдет свое отражение в первом прозаическом произведении автора «Арап Петра Великого», поэмах «Полтава», «Медный всадник». Великая панорама Полтавского боя изображена в поэме «Полтава» (1828). Во время этой битвы Петром была одержана яркая победа над королем Швеции Карлом XII. Поэт воспевает полководческий гений Петра, который «промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой...», поднимая русских воинов в атаку. Победив в Полтавской битве, пируя со своими соратниками, он «за учителей своих Заздравный кубок подымает». Победа в Полтавской битве показала военную мощь России и укрепила ее международное положение — в этом большая заслуга монарха. Однако уже в зрелом возрасте Пушкин меняет своё отношение к царю Петру I. В поэме «Медный всадник» (1833), создана на основе подлинных событий и рассказывает о наводнении 1824 года в Санкт-Петербурге, который был основан, как известно, по воле Петра, на мшистых и топких землях. Поэт пытается осмыслить неразрешимое противоречие в образе Петра — преобразователя России и виновника массовой гибели народа. Поэт проводит параллель между последствиями природной стихии и результатами преобразований Петра Великого: сошедшего с ума героя поэмы неотступно преследует железный исполин, созданный скульптором Фальконе. Если в начале поэмы поэт изображает Петра, стоящего «на берегу пустынных волн» и полного «великих дум» о создании города, в котором «все флаги в гости будут к нам», который будет «окном в Европу», то далее волей поэта Петр будет восприниматься героем — «маленьким человеком», — как «с простертою рукою кумир на бронзовом коне», «... чьей волей роковой Под морем город основался... Ужасен он в окрестной мгле!..» Поэт сделает вывод: «С божией стихией Царям не совладеть», — это выражение звучало своеобразным предупреждением властителей от чрезмерной самоуверенности и богоподобности.
11. Как в творчестве Пушкина раскрывается образ народа?
Пушкин воспитывался французскими гувернёрами, но были в его жизни люди, познакомившие его с колоритным русским языком, народным фольклором и бытом. Родословную поэта рассказала ему бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Возможно, здесь кроются истоки его интереса и любви к русской истории, которые ассоциировались с русским народом. Уже в 1819 году в стихотворении «Деревня» поэт «печально замечает: Везде невежества убийственный позор» и направит свой юношеский гнев на то, что является позором российского государства, — «барство дикое», которое «присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца». Так в его поэзию приходит мысль о страдании и унижении обездоленных, о народной судьбе, которую Пушкин исследовал в трагедии «Борис Годунов». Главный герой этой трагедии — народ, который, по мнению поэта, является истинным творцом истории, основой государства, без его поддержки бессильны и цари, и бояре. В народе живет неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией, это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против угнетателей. Сила народа — в присущей ему нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Люди не смогут простить Борису убийства младенца, не прощает и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Народ становится непреклонным судьёй кровавых преступлений царской власти. Пушкин в 30-е годы был свидетелем крестьянских восстаний. Он почувствовал антикрепостнические настроения народа. Именно крестьянская тема становится преобладающей в прозе Пушкина этих лет. Так же он начинает «Историю села Горюхина», в которой собирается обрисовать постепенный упадок крепостной деревни, обнищание крестьянства, произвол помещиков, крестьянский бунт. Тяжелую картину крестьянского быта поэт отразит в стихотворении «Румяный критик мой...». В романе «Дубровский» (1832) среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношении крестьян и дворян. Особого напряжения роман достигает в изображении настроений крепостных крестьян: Пушкин не идеализирует их, показывая, что в среде самих крепостных можно встретить противоречивые отношения, что крепостное право развращает людей, делая их холопами. Есть в романе и образы крестьян, бунтующих против помещиков. Главная причина бунта — крепостнический гнет, жестокость помещиков — таков идейный смысл образов крестьян, и эта мысль Пушкина будет развита в «Капитанской дочке». В этой повести он нарисует впечатляющую картину стихийного крестьянского повстанческого движения. Народ в произведении не безликая масса. Белогорские казаки, изувеченный башкирец, татарин, крестьянин с уральских заводов, поволжские крестьяне, соратники Пугачева и сам предводитель восстания — все они создают сильную картину народного движения сопротивления. «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный» — напишет Пушкин свою крылатую фразу, говоря о его силе и проявлений жестокости и насилия обеих сторон. Эта тема ярко раскрывается в повести.
12. Как вы понимаете утверждение В.Г.Белинского о Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…»? Подготовьте развернутый ответ с опорой на тексты произведений.
Все кто по-настоящему любит творчество этого писателя могут сказать: «Мой Пушкин», вспоминая любимую сказку, стихотворение, поэму, повесть, роман, процитировать запомнившиеся строки. Пушкин у каждого свой. Его не перестают любить и восхищаться. «... Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...», — говорил о Пушкине В.Г. Белинский. Его поэзия способна развить у человека чувство прекрасного, находить в себе человеколюбие, уважать и ценить достоинства других. Сам поэт, оценивая свое творчество, сказал: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал...» Читая произведения Пушкина, мы учимся любить: любить Отечество («Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»), любить своих друзей («Мой первый друг, мой друг бесценный...»), любить женщину («Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты»). Пушкин советует нам как «беречь честь смолоду», показывает, как «жалок тот, в ком совесть нечиста», учит, как выстоять в сложные моменты жизни («Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна»). У него мы находим ответы на многие злободневные вопросы нашей жизни: что такое красота? как достичь совершенства? в чем смысл жизни? что может противостоять неумолимо бегущему времени? Результаты его поэтических исканий отражены в жемчужинах его философской мысли: «Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет». Даже в трудные минуты, когда «...я с отвращением читаю жизнь мою, И трепещу, и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью», поэт находит в жизни то, что в любых условиях делает ее прекрасной: «Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки; Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая,.*» Жизнелюбие поэта, его живительная энергетика, поэтика, слог, мелодия стихов навсегда пленяет души его читателей и почитателей.