Михаил Юрьевич Лермонтов 180-196стр.

Подробное решение Страница 180-196стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009



1. Расскажите о семейной драме Лермонтовых.

Тяжелая семейная драма М.Ю.Лермонтова наложила отпечаток на всю его жизнь и судьбу. Его мать Мария Арсеньева принадлежала по материнской линии к знатному аристократическому роду Столыпиных, богатых, влиятельных, всегда занимавших высокие государственные посты в Российской империи. Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, твердо знала, что и зять ее будет из такого же славного и богатого рода. Однако жизнь распорядилась иначе. Мария, относившаяся к типу мечтательных и излишне впечатлительных барышень, начитавшаяся сентиментальных романов, влюбилась и вышла замуж за обедневшего помещика неизвестного роду-племени, старше ее на восемь лет, красивого и статного, но не способного дать своим будущим детям ни богатства, ни титула, ни, что было самым главным, знатной родословной.

После свадьбы молодые переезжают в Тарханы, родовое имение Арсеньевых, однако их семейная жизнь не сложилась. Исследователи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова строили много гипотез относительно этого. Наиболее часто называют «недовольство Е.А. Арсеньевой браком дочери... и охлаждение Юрия Петровича к жене». Отношения Юрия Петровича с Елизаветой Алексеевной еще более обострились после смерти Марии Михайловны, матери маленького Михаила, в 1817 г. Юрий Петрович уезжает из Тархан в свое имение Кропотово, а сына оставляет на воспитание у бабушки: таково было ее условие в завещании (некоторые биографы М.Ю. Лермонтова считают, что за отказ от воспитания сына Юрий Петрович получил от Е.А. Арсеньевой 25 тысяч рублей. Однако этот факт не доказан).

Отец к этому времени увяз в долгах и не мог дать сыну должного образования и высокого положения. Он вынужден был согласиться, обрекая Михаила на полное сиротство. И если ласку матери могла заменить любовь бабушки, то отца ему не заменил никто. Редкие встречи по праздникам еще больше усугубляли одиночество, боль от которого не раз выльется в горькие строчки: «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть...». Юрий Петрович любил сына, он виделся с ним в Кропотове в 1827 году, а потом каждый год в Москве. К сожалению, до нас не дошла переписка М.Ю. Лермонтова с отцом. Известно только завещание Юрия Петровича, в котором нашла выражение его горячая любовь к сыну и ответная любовь, нежное отношение Михаила к отцу, понимание Юрием Петровичем таланта сына. Вот фрагмент из этого завещания: «... ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это т а л а н т, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!... Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце... Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь, твое ко мне внимание». Одни только обращения отца к сыну: «любезнейший сын мой», «бесценный друг» говорят о нежном и любовном отношении Юрия Петровича к разлученному с ним сыну.

2. Какое образование получил писатель?

Бабушка не жалела никаких средств для того, чтобы нанять внуку самых лучших учителей из Москвы и Петербурга. Он получил великолепное домашнее образование, знал несколько языков, прекрасно играл в шахматы, играл на фортепиано и скрипке, сочинял музыку, великолепно рисовал, писал стихи, рано начал заниматься переводами с разных языков, много читал. Лермонтов увлёкся творчеством поэта-романтика Дж. Байрон. Михаил был зачислен в Московский благородный пансион — привилегированное учебное заведение для детей аристократии. Он хорошо учился, много писал. В 1830 году он поступает в Московский университет, из которого был отчислен в 1832 году за пропуски занятий. Лермонтова возмущала атмосфера, царившая в университете: доносы, слежка, проследование за свободомыслие. В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще.

В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы отразился в так называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

3. Почему Михаил Юрьевич решил делать военную карьеру? Как его принимали в аристократическом обществе Москвы и Петербурга?

После отказа из Петербургского университета по совету знакомых он поступил в юнкерскую кавалерийскую школу, которая готовила будущих офицеров. Многие из них после школы служили в лейб-гвардии гусарском полку, стоявшему в Царском Селе, почти в Петербурге. Это привлекало Лермонтова. К тому же офицерство всегда было особой средой, среди них было много людей с передовыми взглядами, из этой среды, как известно, вышли многие декабристы. Но в тот период время было уже другим. Учеба в юнкерской школе характеризуется как «два страшных года», отданные бессмысленной муштре и парадам, пребыванию в казарме, где запрещалось читать даже художественную литературу. Но и здесь ночами, прячась в дальних классах, Лермонтов читал или писал. После окончания юнкерской школы Михаил Лермонтов становится корнетом лейб-гвардии гусарского полка. В этом привилегированном полку несли военную службу представители самых известных аристократических семей России. Очень быстро он входит в высшее общество, где приобретает репутацию «светского льва», пользуется успехом у дам благодаря своему обаянию и острому уму. В этот период у него появляется много друзей, но и не меньше врагов.

4. Назовите адресатов любовной лирики поэта. В чем своеобразие лермонтовской трактовки этой темы?

Любовная лирика занимает в творчестве Лермонтова объёмный период. Эти стихотворения отличаются богатством содержания и становятся похожими на миниатюрные «лирические романы» со своим сюжетом, глубоким философским обобщением, выражающим позицию автора. Адресованные конкретному человеку — В. Лопухиной, Е. Сушковой, Н. Ивановой и другим женщинам, они не всегда посвящены только конкретному событию или отношениям поэта к ним.Лермонтов раздвигает рамки стихотворения, «прививает» ему ростки иных жанров. Такова, например, миниатюра «Нищий», адресованная Е.Н. Сушковой. Двенадцать строк, три строфы. Из них лишь последняя непосредственно обращена к адресату. Две же первые представляют самостоятельную картину. Вспомним стихотворение.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою,

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Лишь в последнем четверостишии мы чувствуем скрытый лиризм произведения обнаруживает себя в последнем четверостишии. Здесь поэт выражает свои чувства, обманутые любимой. Страдания нищего оттеняют страдания лирического героя, который обманут любимой, как нищий — жестокими людьми. И кажется в простом стихотворении о любви возникает глубокая философская тема отношения людей к страданию другого человека. Любовная лирика Лермонтова, в основном, трагична. Причиной этому была несчастная любовь поэта к Вареньке Лопухиной, которая была его музой и которой он адресовал много стихов (часто они скрывают адресата под буквой «К...»): «Не привлекай меня красой...», «Мы снова встретились с тобой...», «Расстались мы, но твой портрет...» и многие другие.

Поэт видит невозможность счастливых отношений и сознательно удаляется от этой любви от мира, окружая себя романтическим ореолом мученичества:

Душа моя должна прожить в земной неволе

Недолго. Может быть, я не увижу боле

Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.

Отчужденность от мирских страстей подчеркивается поэтом в тексте стихотворения следующей строкой: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом».

Для поэта не существует понятия скоротечной, приземленной любви — это чувство единственно вечно и прекрасно. Иногда он отходит в сторону от своих верований, но эти строки — минутная слабость поэта:

У ног других не забывал

Я взор твоих очей.

Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней.

5. В чем особенность творческой манеры Лермонтова-романтика? Раскройте тему на примере конкретных произведений.

До 1837 г. творчество Лермонтова развивается под воздействием романтизма. Его юношеская лирика — это размышления человека, углубленного в познание самого себя, противопоставляющего себя обществу, окружающей его пошлой и ничтожной жизни. Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления, говорит о своей жажде применить на практике богатые силы свой души, талант и знания. «Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал...», — заявляет молодой поэт в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Среди огромного количества стихов этого периода — «Парус», «Я жить хочу! хочу печали», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Жалоба турка», «Предсказание», «Наполеон», «Мой демон», «Монолог», «Один среди людского шума...», «Одиночество» и др. яркими примерами романтизма в творчестве Лермонтова стали поэмы «Демон» и «Мцыри». В этих произведениях романтический герой ощущает себя «избранным». И хоть душа его стремится обрести покой и гармонию, он не в силах избавиться от мучительного одиночества, которое становится расплатой за независимость и свободу. Героя переполняют взаимоисключающие чувства — тоска по невозможному и озлобленность на окружающий мир. Романтический герой у поэта — это вечный оппозиционер. В знаковом стихотворений этого периода «Нет, я не Байрон, я другой...» поэт противопоставляет себя Байрону, толпе, океану жизни, самому Богу, восстает против всего мира. Слвоно парус, гонимый всеми, плывет по жизни, лишенной для него цели, смысла, желаний.

6. Как связан с жизнью и творчеством поэта Кавказ?

Кавказ — красной нитью проходит сквозь жизнь и судьбу Михаила Лермонтова. В детства он первые попал сюда и был поражен и восхищен. Здесь он находился для поправки его слабого здоровья. Кавказ навсегда остался глубоко в сердце, его величественная природа, нравы горцев, их праздники, игры, легенды и предания. Здесь Лермонтов испытал и первую влюбленность в «девочку лет девяти... ее образ и теперь еще хранится в голове моей...» — напишет он позднее в дневнике. Именно кавказская тема станет преобладающей в творчестве писателя. Эти произведения займут большое место среди ранних романтических произведений. Уже в 14 лет Лермонтов создаст поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Хаджи Абрек». Произведения о Кавказе Лермонтов создавал в самые разные периоды жизни: во время учебы в пансионе, в университете, будучи юнкером . Именно эта страна гор станет местом действия его яркой поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени». В Кавказе он будет отбывать ссылку, будет служить и погибнет на дуэли.

7. В каких поступках и стремлениях лермонтовский Демон несет черты героя «высокого» романтизма?

«Высокий романтизм» присущ поэме «Демон» и является ярким примером романтизма в русской поэзии. Известно, что он задумал это произведение еще в 9 лет, а к концу жизни написал уже 7 ее редакций. Романтический образ Демона — вселенского зла — привлекал поэта, как и многих других творцов. Но Лермонтов взглянул на этот образ по-иному. Он разглядел в нем страдающую душу, которая жаждет любви и перерождения в носителя добра. Вспыхнувшее чувство любви Тамаре – как возможность к искуплению своих грехов и избавление от вечного одиночества: «Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру». Но Демон обречен оставаться носителем зла, обречен на вечное скитание Богом-отцом за свою непомерную гордость. Законы вселенной сильнее желания гордой личности переродиться. Поэтому грустен и понятен итог —у язвленный тем, что ангел забирает на небо душу Тамары, которую он считал своей, «...проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..»

8. Расскажите о военной службе Лермонтова. В каких произведениях писателя и каким образом отразилась военная тема?

Военная служба Лермонтова началась в лейб-гвардии гусарского полка, где служили представители самых знатных аристократических семей. Лермонтов быстро разочаруется и ощутит отвращение к этой пустой и скучной суете юнкерской, а затем и офицерской жизни. Его духовая жизнь тщательно скрыта ото всех. Лермантов-творец много читает и пишет («Боярин Орша», «Маскарад», пьеса «Два брата», роман в стихах «Сашка», роман в прозе «Княгиня Литовская», многочисленные стихотворения). Однако после его стихотворения «Смерть Поэта» 20 февраля 1837 года его арстовали и отправили на гауптвахту. После этого он переведен в Нижегородский драгунский полк, который находился на Кавказе; потом, по просьбе бабушки, его переведут в гусарский полк, стоящий вблизи Пскова. Прослужит он там не более двух месяцев. Император изъявит волю, даст полное прощение «корнету Лермонтову» и согласится на его восстановление в лейбгвардии гусарском полку. Служба в этом полку не доставляла особых хлопот и позволяла много работать над произведениями «Тамбовская казначейша», «Песня про купца Калашникова», новыми редакциями «Демона», стихотворениями «Дума», «Поэту» и другими. Однако дуэль с сыном французского посланника Баранта , а также членство Лермонтова в «кружке шестнадцати» все изменят в его жизни. Решением царя Николая I поручик Лермонтов переводится в Тенгинский пехотный полк и должен отбыть в места боевых действий на Кавказе. Лермонтов был отважным офицером, зная о сложной обстановке на Кавказе, не боялся смерти и возглавил отряд, весьма успешно воевавший с горцами. За его храбрость его представляли к переводу в гвардию, к ордену святого Владимира III степени, к именному золотому оружию с надписью «За храбрость», но царь Николай I не поддержал эти представления. Военная тема отразилась во многих произведениях: «Бородино», «Герой нашего времени», «Валерик», «Сон», «Завещание», «Два великана».

9. В каком эмоциональном состоянии находился Михаил Юрьевич во время последнего отпуска в столице?

В двухмесячный отпуск в Петербурге Лермонтов попал благодаря постоянным хлопотам своей бабушки. В октябре 1840 года он смог увидеть свой первый сборник поэзии, куда вошли его лучшие произведения; а в феврале вышло второе издание «Героя нашего времени». В журнале В.Белинский в журнале «Отечественные записки» назвал Лермонтова первым поэтом и продолжателем пушкинской традиции в русской литературе. Это принесло поэту настоящее ощущение радости и удовлетворения.

Его хорошо принимали в светском обществе, в литературных салонах. Однако длилось недолго. После отказа ходатайств о награждении Лермонтова за храбрость, проявленную на войне, отпуск был неожиданно прерван и поэту следовало в течение 48 часов покинуть Петербург и отбыть на Кавказ. Лермонтов покидал столицу разочарованный и озлобленный. Ярким проявлением его чувств стало стихотворение «Прощай, немытая Россия...». Лермонтов думает об отставке с военной службы, для того, чтобы вплотную заняться творчеством. Однако, как известно, в Петербург ему не было суждено вернуться.

10. Расскажите о последней дуэли поэта. Где похоронен Лермонтов?

В Ставрополь 9 мая 1841 года поэт прибыл не в самом лучшем настроении. Ему нужно было отправляться к месту боевых действий, но он вместе с другом и двоюродным брата Александром Столыпиным решил бросить жребий и довериться судьбе. Так он попал в Пятигорск, где поэт встретил своего знакомого по юнкерской школе Николая Мартынова. На одном из вечеров в доме генерал-лейтенанта Верзилина они поссорились. Лермонтов, не испытывая к Мартынову неприязни, тем не менее зло пошутил над ним. Мартынов, обидчивый и мстительный, расценил это как оскорбление и вызвал Лермонтова на дуэль. Все присутствующие приняли это за глупую шутку: Лермонтов был известным стрелком, Мартынов стрелял плохо.

Вот что вспоминает один из секундантов и друг поэта Александр Васильчиков: «в шесть-семь вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут себе руки и поедут... ужинать.

Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: "Сходись!"

Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные. Когда я возвратился, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов уехал прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.» Вскоре разразилась небывалая гроза, которая не дала возможности увезти тело Лермонтова в Пятигорск. Лишь несколько часов спустя он был перевезен в город. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, а в апреле 1842 г. гроб с телом Лермонтова перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах, После разрешения царя в 1842 году по просьбе бабушки.