Подробное решение Страница 95-119стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009
1. Расскажите о творческой истории комедии «Горе от ума».
Сюжет и план комедии начал складываться еще в 1816 году в Петербурге, тогда же были написаны и отдельные сцены. Однако большинство исследователей склоняется к версии, что будучи в Персии, в 1820 году Грибоедов увидел сон, в котором он в кругу московских друзей рассказывал о комедии, будто бы им написанной, и даже читал некоторые места. Проснувшись, он взял карандаш, написал план комедии и несколько сцен первого акта.
Произведение задумывалось как сценическая поэма с широкой социально-философской проблематикой, большим количеством героев и прямым обращением автора к читателям. Однако окончательный вариант превратился в сатирическую комедию нравов «в духе» Фонвизина. Уже два первых действия, привезенные в 1823 году Грибоедовым с Кавказа, были основательно переработаны. К осени 1824 года в имении Бегичева он закончил пьесу, но позже, уехав в Петербург, продолжал перерабатывать написанное: уточнял характеристики действующих лиц, шлифовал их речь, изменил финал произведения, включив в него сцену разоблачения Молчалина, заменил первоначальное название «Горе уму» на «Горе от ума», смягчил некоторые фразы, содержащие политические намеки. Это было сделано с определенной целью: автор очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, драматург шел на компромисс, но произведение все равно было запрещено цензурой. Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене (прошедшая цензуру). Без цензурных искажений комедия была издана в России лишь в 1862 году.
2. Проанализируйте развитие конфликта в комедии. Что изменяет А. С. Грибоедов в композиции пьесы по сравнению с традиционной пятиактной классицистической комедией? Каково значение этих изменений?
Развитие конфликта комедии «Горе от ума» представляет собой две линии, идущие параллельно и находящиеся между собой в плотной взаимосвязи. Первый конфликт — любовный, в котором девушка не глупая предпочитает недалёкого человека, а не умного. Другой конфликт — общественный, в котором этот «умный человек» вступает в противоречие «с обществом, его окружающим», где «его никто не понимает, никто простить не хочет», где «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». В своей комедии Грибоедов нестандартно подошел к господствующему в современной ему драматургии классицистическому правилу «трех единств». Требуемое классицизмом единство времени и места (действие происходит в течение суток и только в доме Фамусова) развивается не искусственно, а мотивировано развитием сюжета и конфликта комедии. В комедии «Горе от ума» автор проецирует все свое внимание на внутренней жизни героев. Духовный мир персонажей, их мысли и эмоции именно это создаёт систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия.
Кроме этого, Грибоедов сместил привычные рамки развития конфликта. Согласно канонам, первое действие пьесы представляло собой экспозицию, во втором происходила завязка конфликта, в третьем противоречия нарастали, четвертое являлось кульминацией, в пятом наступала развязка. Грибоедов оставляет всего четыре действия, объединив в первом экспозицию и завязку. Приехавший в дом Фамусова друг детства и поклонник Софьи Чацкий надеется объясниться с ней в своих чувствах и удостовериться в ее любви. Вместо этого он найдет в начале дня только холодное и равнодушное отношение, потом ненависть, а к концу суток будет объявлен сумасшедшим, в чем не последнюю роль сыграет Софья. Достаточно было одного дня, чтобы разыгралась не только личная, но и общественная драма Чацкого, обнаружилась несовместимость свободно мыслящей личности и консервативного фамусовского общества, которое пытается каждого подогнать под свои мерки. Сюжет произведения насыщен диалогами, в которых выражена вся суть противостояния Чацкого и ненавистного ему общества крепостников. В сцене бала, где Грибоедов введет большое количество персонажей, разыграется настоящее сражение с силами, намного превосходящими одинокого бунтаря Чацкого, и он будет вынужден бежать из дома Фамусова, из ненавистной ему Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Здесь нет торжества добродетели и наказания порока. Если любовный конфликт получает развязку (Чацкий узнал, что Софья его не любит), то разрешение конфликта общественного как бы выносится за рамки произведения — в жизнь, где еще предстоит немало сражений между Чацкими и фамусовцами. Такой открытый финал произведения — отличительная черта реализма.
3. Какова роль Чацкого в развитии любовной и социально-философской линий конфликта пьесы? Что в личности и взглядах героя предопределило его столкновение с фамусовским миром?
Все две линии конфликта активно развиваются при заметном участии в них Александра Андреевича Чацкого — главного героя произведения, того «умного человека», которому отказывают в уме и Софья. Фамусов и представители старой Москвы олицетворяют «век минувший». Этот век живущий по законам, ненавистным Чацкому. Именно в этом герое воплощена «другая, светлая, образованная Москва» (П. Вяземский), именно этот герой помогает автору показать глубокое разделение внутри русского дворянства после 1812 года. Александр Андреевич Чацкий умен, это признают все: и Софья, и Фамусов, и многие другие представители изображенного в пьесе московского общества: «Но захоти — так был бы деловой. ...Он малый с головой. И славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...»). Фамусов сожалеет, что ум Чацкого направлен не туда, куда, по мнению Фамусова, его надо было бы направить: добиться чинов и званий, наград и почестей, повышения по службе, иметь деревеньку (и не одну!) с крепостными, во всем подражать таким образцам, как дядя Фамусова Максим Петрович. Вместо этого Фамусов с ужасом убеждается, что Чацкий — «карбонари», «вольтерьянец», «якобинец»: он с негодованием обрушивается на тех «судей», которые являются столпами дворянского общества, резко высказывается против милых Фамусову порядков екатерининского века — «века покорности и страха», в котором особо ценились «охотники поподличать» наподобие Максима Петровича. Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб и прочие рассматривают службу как источник личной выгоды (причем, любой ценой), то Чацкий огораживается от министров, он уходит со службы так так, желал бы служить Отечеству, а не прислуживаться начальству «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он становится на защиту умных людей служить просвещению своей страны благодаря своей научной деятельности, литературы, искусства. Однако он прекрасно понимает, что среди Фамусовых — это только возможность прослыть «мечтателем! опасным!». Он ценит людей за их личные достоинства, а не за происхождение, богатство и количество крепостных душ. Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?» Чацкий резко выступает против произвола и деспотизма, против лести и лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живет фамусовское общество. Эти убеждения, по меркам московского света, не есть признак «ума». Сначала его называют странным («Зачем ума искать и ездить так далеко?» — говорит Софья), чудаком, потом объявляют сумасшедшим. Чацкому и самому кажется, что он сошел с ума в этой «толпе мучителей, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков», где лучшие человеческие качества объявляются «вздором».
4. Что в обрисовке Фамусова позволяет говорить о неоднозначности этого образа? Почему именно Фамусов оказался наиболее жестоким гонителем героя?
Все образы комедии — правдиво нарисованное личности со своими чертами характера, поведением, речью. В них отражены наиболее распространенные черты представителей современного Грибоедову общества. Московское барство отражено в образе Павла Афанасьевича Фамусова, образ которого раскрыт наиболее ярко. Уже из первых действий зритель видит двуличие этого барина. Вот он упрекает Софью за то, что она «чуть из постели прыг, С мужчиной! с молодым!» и предлагает ей как образец для поведения себя, потому что он «монашеским известен поведеньем!». Это явное лицемерие, потому что несколько минут назад он заигрывал с Лизой и был совсем не прочь завести интрижку с молоденькой служанкой — не редкость для богатых и знатных господ, каким, безусловно, является Фамусов. С его мнением считаются в кругу московской знати, он состоит в родстве со многими из московских тузов, он и сам — туз, но есть в Москве такие «лица», одно упоминание о которых приводит Фамусова в священный трепет («старички», «прямые канцлеры в отставке — по уму». «Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!»). Такая неоднозначность статуса Фамусова делает его ярким представителем старомосковского барства. Вот он с гордостью и бравадой говорит о Москве и москвичах (д. II, явл. 5). Но похвальное слово московскому укладу жизни становится его разоблачением. Заявляя о том, что «только здесь еще и дорожат дворянством», Фамусов имеет в виду не чувство достоинства, не личную честь, а родословную человека, его знатность, титул, чин. Для Фамусова и его круга дворянство — это клан, семья, в которую «не включат» даже самого умного, зато с радостью примут самого «плохонького», если у него наберется «душ тысячки две родовых». Поэтому в ответ на попытку Софьи хотя бы иносказательно, намеком сообщить отцу о своем чувстве к тому, «кто в бедности рожден», Фамусов отвечает весьма однозначно: «Кто беден, тот тебе не пара!» Он не против замужества дочери, он хотел бы видеть ее счастливой, но и счастье он понимает по-своему. Очень верно об этом говорит Лиза: «Желал бы зятя он с звездами да с чинами, И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы...» Фамусов и его окружение обладает и верует в собственную идеологию, взгляды жизнь, на книги, на ученье, на народ, на иностранцев, на службу, на цель и смысл жизни. Уверенность в том, что иного образа жизни, иных жизненных устремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, просто быть не может у «умного» человека, делает Фамусова главным противником Чацкого. Как может человек «их круга», знатный, «с головой» отказаться от карьеры, от звания, от почестей и наград, отправиться в деревню, засесть читать книги, не считаться с мнением «Пульхерии Андревны», иметь собственные взгляды да еще и осмеливаться высказывать их — это Фамусов не понимает, а главное, не принимает. Он бы, может, и стерпел все речи этого «карбонари», но... Что скажет о его воспитаннике «княгиня Марья Алексевна» ? Вот чего больше всего опасается Фамусов. Поэтому он прогоняет Чацкого, да и сплетня о безумии Чацкого пришла во время. Фамусов, в угоду всем его знатным гостям, добавит, что Чацкий «По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз», и назовет основную причину сумасшествия: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина...» Важно отметить, что Фамусов не глуп, он понимает, что приходит время, когда все, что ценно для него, рухнет, что виной этого будут Чацкие, враги его века. И, пока его власть, его сила, он гонит Чацкого, объявляя тому «страшный» приговор: «...ко всякому дверь будет заперта: Я постараюсь, я, в набат я приударю, По городу всему наделаю хлопот... В Сенат подам, министрам, государю».
Пока Чацкий одинок в своей борьбе, но и дворяне подобные Фамусову бессильны остановить стремительную поступь просвещения и новаторских идей. Сопротивление между ними только набирает обороты.
5. Прав ли Чацкий, сделавший вывод, что «Молчалины блаженствуют на свете»?
Слова Чацкого — «Молчалины блаженствуют на свете» — ярки и правдивы. Чацкий не верит в любовь Софьи к Молчалину. В нем воплотились черты, наиболее ненавистные молодому человеку: низкопоклонство и угодничество, чрезвычайный карьеризм, при котором не брезгуют ничем — от обычной лести до виртуозных приемов угожденья, — отсутствие собственного мнения, хитрость, изворотливость, лицемерие... «А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных», — скажет Чацкий о Молчалине уже при первой встрече с Софьей. И действительно, Софья отдает предпочтение этому «врагу дерзости», который, по ее мнению, «... за других себя забыть готов». Приспособленец и лицемер Молчалин, тонко чувствующий это предпочтение хозяйской дочки, позволяет себе поучать Чацкого: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?» Свои жизненное кредо Молчалин раскроет в беседе с Чацким. Именно благодаря этим убеждениям, он может «получать награжденья», в том числе и любовь Софьи: «услужлив, скромненький», «умеренность и аккуратность», «мы покровительство находим...», «в мои лета не должно сметь Свое суждение иметь...», «ведь надобно ж зависеть от других...» И если сначала, услышав об этих жизненных принципах Молчалина, Чацкий не поверит в любовь Софьи к этому человек («С такими чувствами, с такой душою Любим!?»), то финал заставит его понять: «Вот я пожертвован кому!» С горечью воскликнув: «Молчалины блаженствуют на свете!», Чацкий под этим выражением подразумевает не только свою личную любовную трагедию. Здесь отражена горечь за современную ему Россию. Чацкий обличает за «предпочтение Молчалиных», живущих по требованию царя Николая I «повиноваться, а не рассуждать, и мнения свои держать при себе». Это выражение очень актуально и в наши дни.
6. Какие проблемы в жизни армии второй половины 1810—1820-х гг. затрагиваются Грибоедовым в связи с изображением Скалозуба?
После войны 1812 года в армию затронуло размежевание русского дворянства. Русские офицеры, впитавшие в себя идеи французской революции, не хотели мириться с рабскими порядками крепостнической России. Но были и другие — защитники «века минувшего», живущие по принципам Фамусова и его общества. Яркий их представитель — полковник Скалозуб. Недалекий в умственном отношении («Он слова умного не выговорил сроду», — замечает Софья), он весьма успешен в продвижении по службе, причем ему абсолютно все равно, как «чины добыть». Он радуется тому, что «вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты». Скалозуб воспитывался в казарме, поэтому говорить он может только о погонах, выпушках, петличках, дистанции огромного размера, в шеренгу и т.д. На большее он не способен, так как совершенно необразован. Поэтому-то у него пожар Москвы «способствовал ей много к украшенью», волненье Софьи, по его мнению, объясняется «уж не старик ли наш дал маху?», падение Молчалина с лошади вызывает у него желание посмотреть, «как треснулся он — грудью или в бок?». Скалозуб — защитник крепостнических порядков, враг всего передового, в первую очередь — просвещения. Он спешит обрадовать фамусовское общество вестью о том, что скоро будут закрыты все учебные заведения, а в тех, что останутся, «будут учить по-нашему: раз, два, А книги сохранят так: для больших оказий». Это желание недалёкого Скалозуба: уничтожить просвещение и «умников», которые будят общество своими идеями, подобно его двоюродному брату, понять поступки которого он не может: «Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать...» У Скалозуба есть меры против таких «умников»: «Я князь- Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам, Он в три шеренги вас построит, А пикнете, так мигом успокоит».
7. Какие черты личности и поведения Репетилова позволяют считать его «пародийным двойником» Чацкого?
В совеем произведении Грибоедов широко использует параллелизм персонажей. Есть двойник и Чацкого — Репетилов. Этот двойник пародийный: он как бы объявляет себя бунтарём, оппозиционером, членом какого-то тайного общества. Однако всё это ложь. Да и фамилия его, происходящая от французского слова «репете», означающего «повторять», указывает на отличительную его черту — потребность повторять то, что слышал от других, отсутствие собственных взглядов и мнений. Он стремится показать себя передовым человеком, но в отличие от Чацкого, не является им. Монологи Репетилова, произнесенные им с момента появления в доме Фамусова, достаточно объемны, как монологи Чацкого, но все, о чем он говорит, не является его убеждением; он ничего не понимает в тех вопросах, которые волновали тогда передовых людей. На вопрос Чацкого, чего они собираются и по какому поводу «беснуются», Репетилов ответит: «Шумим, братец, шумим». Выслушав его, Чацкий подведет итог: «Шумите вы? И только?» Пустая словесная бравада, переходы с одной темы на другую, восклицания — все это свидетельствует о ничтожности и пустоте этого человека. Хвастаясь после ухода Чацкого своей «дружбой» с ним, Репетилов объясняет Загорецкому: «Мы с ним... у нас ... одни и те же вкусы». Однаков доме Фамусова их принимают по-разному, так как Репетилов — не Чацкий, он не опасен фамусовскому обществу, потому что живет он по тем же принципам, что и все его представители: «И я в чины бы лез, да неудачи встретил...», «...барон фон Клоц в министры метил, а я — к нему в зятья», «какие суммы я спустил, что боже упаси!» Он, как и все, верит в безумие Чацкого и уезжает из дома Фамусова, приказав везти его «куда-нибудь»: Репетилову все равно где, о чем и перед кем шуметь. В этом человеке нет стержня и цельности – он пуст и глуп.
8. Почему изображение Софьи предполагает возможность различных трактовок ее образа?
Образ возлюбленной Чацкого Софьи в комедии один из самых неоднозначных и поэтому трактовать его можно различно. В разное время эта героиня оценивалась неодинаково. Например в критической статье «Мильон терзаний» писатель И.А. Гончаров говорит о Софье: «К Софье Павловне трудно не отнестись с симпатией: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света... После Чацкого... она одна из этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство...» Актриса А. Яблочкина, одна из ярких исполнительниц роли Софьи, говорила: «...хозяйка дома, привычная к общему подчинению. Она давно без матери, поэтому чувствует себя госпожой, отсюда ее властный тон, ее самостоятельность... Она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером». С этими трактовками можно согласиться. В девушке, как, кстати, и в любом человеке, уживаются самые разные, даже противоположные качества. Она нежна и ласкова по отношению к Молчалину, язвительна и жестока по отношению к Чацкому. Она готова на все ради Молчалина и его любви, но с не меньшей готовностью безжалостно и зло организует травлю Чацкого, став «автором» сплетни о его безумии. Все это — итог воспитания Софьи. Его она получила под руководством француженок-гувернанток; свои представления о жизни получила из наблюдений над бытом людей своего круга да из французских сентиментальных романов, которые тогда были очень популярны в дворянской среде. Жизнь сформировала ее независимый и гордый нрав, литература — мечтательность и чувствительность. Из романов она почерпнула идеал своей любви — человека незнатного, скромного, обходительного. Молчалин, по ее мнению, обладал именно такими качествами. В этом ее трагедия: она не смогла (или не захотела?) увидеть в этом человеке его истинную сущность и наказана за это горьким разочарованием. Но почему Чацкий в финале адресует Софье насмешливые и колкие слова: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом»? Он наконец понял, почему Софья выбрала именно Молчалина: «Всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и посылать за дело. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей». Желание возвысить Молчание до своего круга, ей хотелось властвовать над покорным созданием и иметь в нем раболепного слугу.
Возможно Софья и ненавидит Чацкого, так как в глубине души понимает, какого человека она любит, и ей неприятно, что это видит и чувствует Чацкий. Тогда становится ясно, почему она так жестоко поступила с ним, придумав сплетню о его сумасшествии: ей приятно отомстить Чацкому и за его резкие слова о Молчалине, и за его отъезд за границу тремя годами ранее, и за крушение своей мечты о муже-слуге, которого она сделала бы из Молчалина. Софья привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам.
9. Подготовьте характеристику московской знати. Каковы взаимоотношения этих людей (Горичи, Загорецкий, Тугоуховские, Хрюмины, Хлёстова, Г. N. и Г. й.) друг с другом, с хозяином дома, Софьей? Как происходят встречи каждого из гостей с Чацким? Какую роль в распространении сплетни о сумасшествии героя сыграл каждый из эпизодических лиц?
Московскую знать, кроме Фамусова и Скалозуба, в комедии представляют персонажи, появляющиеся только в сценах бала, а также внесценические персонажи, которых мы не видим на сцене, но о которых узнаем по рассказам действующих лиц. Благодаря им в пьесе усиливается ощущение повсеместной распространенности тех явлений, которые сатирически изображает Грибоедов, раздвигаются пространственные и временные рамки пьесы: вся Москва, вся Россия оказываются вовлеченными в действие.
Особенно ярко характеризуют Москву и ее дворянскую знать сцены бала, участниками которого становятся Горичи, Тухоуховские, Хрюмины, Хлёстова, Загорецкий, господа N и Б. Они как бы разыгрывают свой мини-спектакль со своим собственным «сюжетом», который ярко раскрывает не только их индивидуальные качества, но и черты, типичные для всей
московской знати. Во-первых, все они — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя, заядлые крепостники, не видящие людей ни в своих слугах, ни в крестьянах, за счет труда которых они живут. Хлёстова, приехавшая на бал к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки, просит Софью: «Вели их накормить, ужо, дружочек мой, От ужина сошли подачку». Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит: «В работу вас, на поселенье вас!»
Во-вторых, всех их объединяет главная в жизни цель — карьера, почести, богатство. Фамусов обхаживает Скалозуба в надежде выдать за него Софью только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Семейство Тугоуховских, услышав о Чацком, тотчас же пытается заполучить его в женихи своим многочисленным дочкам, однако, узнав о том, что он не «камер- юнкер» , не богат, даже и слышать о нем не хочет.
Протекция, кумовство — обычное явление в их мире. Не об интересах государства, а только о личной пользе и выгоде заботится каждый из них. Поэтому пристраивают они на теплые местечки своих родственников: а вдруг потом пригодится?
Московская знать крепко охраняет свои интересы. Человека ценят только по происхождению и богатству, а не по его личным качествам: ...у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь; Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених». Так говорит Фамусов, но такого же мнения и вся московская знать. Хлёстова, споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, с обидой заявляет: «Уж чужих имений мне не знать!» Они действительно знают друг о друге все, и если речь идет о защите клановых интересов от лиц, на них посягающих, эти люди не постоят ни перед чем. Поэтому так дружно они клевещут на Чацкого: мало того, что при личной встрече он так или иначе оскорбил их (Горичу посоветовал уехать в деревню, посмел смеяться над словами Хлёстовой, назвал «модистками» дам, перенимающих, подобно графине- внучке, все иностранное и т. п.), он посягнул на самое святое: их уклад, вековой порядок, их правила, их принципы. Поэтому каждый из них принял то или иное участие в его травле: Г.N Г.D. постарались разнести сказанное Софьей о сумасшествии Чацкого по «всему свету», остальные с радостью сообщали друг другу эту новость, убеждая в том, что все поступки Чацкого объясняются лишь его безумием.
10. Какие черты классицизма, романтизма и реализма можно найти в пьесе «Горе от ума»?
«Горе от ума» считают первой русской реалистической комедией. Но в произведении заметны и черты классицизма: принцип «трех единств» — места, времени и действия, система традиционных амплуа; проявились так же и элементы романтизма (исключительность главного героя, его противостояние толпе, гонение героя толпой, возвышенный, патетический характер его речей). Черты реализма отразились в желании автора правдиво отразить социально-психологические типы и своеобразие эпохи. Не последнюю роль в комедии отыгрывает бытовой реализм: здесь изображена вся Москва, образы москвичей взяты из реальной жизни. Принцип значимых имен расширен: характеры героев не исчерпываются фамилией. Автор отказался от традиционного для классицизма разделения персонажей на положительных и отрицательных, тем самым приблизив их к жизни, в которой нет, как известно, только героев или только злодеев. Новаторски переосмыслив в пьесе роль персонажей второго и третьего планов, вводя внесценические персонажи и параллельных героев, Грибоедов сумел значительно расширить временные и пространственные рамки своего произведения, полнее раскрыть позиции и характеры действующих лиц, смог приблизить художественное произведение к современному ему времени.
11. Найдите в комедии фразы, ставшие крылатыми. В каком значении они употребляются сегодня?
A.C. Пушкин говорил о «Горе от ума»: «О стихах не говорю — половина должна войти в пословицы». Слова поэта оправдались очень быстро. Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами... Эти фразы вошли и в нашу речь:
— С корабля — на бал!
Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (Лиза)
— Счастливые часов не наблюдают. (Софья)
— Нельзя ли для прогулок Подальше выбрать закоулок? (Фамусов)
— Кто беден, тот тебе не пара. (Фамусов)
— А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. (Фамусов)
— И золотой мешок, и метит в генералы. (Лиза)
— Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (Чацкий)
— Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен! (Чацкий)
— Смешенье языков: Французского с нижегородским. (Чацкий)
— А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. (Чацкий)
— Не человек, змея! (Софья)
— Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли. (Чацкий)
— Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! (Фамусов)
Афоризмы можно встретить на каждой странице. Прошло чуть ли не два века с момента создания комедии Грибоедова, а она не умерает и не становится старомодной: на сценах театров, на страницах школьных учебников литературы. Комедия продолжает отвечать на злободневные вопросы и удивлять нас своим художественным богатством, яркостью созданных образов, актуальностью поднятых проблем.