УЗНИК 69-71стр.

Подробное решение Страница 69-71стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Как и в связи с чем меняется интонация стихотворения? Какое душевное движение лирического героя вы явственно ощутили с первых строк произведения?

Испытание жизнелюбия и надежд — таков смысл лермонтовского «Узника. Безудержная молодость, юношеский задор слышится в строчках:

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Жаждой свободы, не сдерживающей безумных порывов, открывающей простор чувствам и эмоциям, пронизана первая строфа произведения.

Во второй лирическая тональность меняется, сказочность мотивов придает чувству одиночества краски безысходности. Они же зазвучат в третьей части произведения, будучи переполненными отчаяния, безверия и пессимизма. За основу строфического рисунка Лермонтов берет октавы с перекрестной рифмовкой в первых четырех строках и парной в последних. Нехарактерная для русской поэзии строфика помогает поэту, с одной стороны, показать стремительность свободной мысли, для которой нет рамок, не существует границ, а с другой, передает в заключительных строчках откровенное безверие и пессимизм.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Определите ключевые словесные образы в каждой строфе.

Первая строфа – Отворите мне темницу, дайте коня.

Вторая строфа – дверь тяжелая с замком

Третья строфа – одинок я – нет отрады..

2.Как передаётся безотрадное состояние узника в последнем восьмистишии?

Безотрадное состояние передается эпитетами: голые стены, тускло светит луч, звучно-мерные шаги, умирающий огонь, безответный часовой.

3.Прочитайте стихотворение про себя и проследите, как воссоз¬даётся в нём образ воли, свободы.

В основе композиции произведения лежит принцип антите¬зы. Свобода и сиянье дня противопоставлены мрачным стенам тюрьмы, одиночеству узника. Свои мечты о воле герой раскры¬вает нам в первой строфе. Основные образы ее — «сиянье дня», черноглазая красавица, быстрый черногривый конь, степь и воль¬ный ветер. Они полны жизни, движения, радости. Это подчерк¬нуто использованием глаголов в форме повелительного накло¬нения: «отворите», «дайте». В душе узника жива надежда на об¬ретение свободы. Он словно неразрывно сливается с этими об¬разами, сравнивая себя с ветром, гуляющим по степи. Вторая строфа возвращает нас к реальности. Узник начинает осознавать невозможность осуществления своей волшебной меч¬ты и отделять себя от воображаемых образов, понимая, насколь¬ко они далеки. Оказывается, окно тюрьмы «высоко», дверь тяже¬лая — заперта, черноглазая красавица — в своем «пышном тере¬ме», добрый конь — «в зеленом поле». Своего апогея это тоскливое настроение достигает в третьей строфе, которая противопоставлена по отношению к первой. Третья строфа рисует нам мир темницы, неволи. Преобладающее на¬строение здесь — тоска и безысходность.

Таким образом, лирический герой Лермонтова, утверждая абсолютную ценность свободы, несет на себе всю тяжесть неосу¬ществленных возможностей, порывов к борьбе и действию.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Как соотносятся в стихотворении желание, мечта лирического ге¬роя и реальность?

Свобода мыслится в «Узнике» как недостижимая мечта, разрушившаяся от столкновения с жестокой реальностью.

2.Попытайтесь определить лирическую устремлённость стихотво¬рения.

Стихотворение написано в период, когда поэт находился под стражей, после того, как он написал стихотворение на смерть Пушкина «Смерть поэта»,

Упаднический дух повествования говорит нам о том, что поэт устал бороться за независимость с обществом и уже готов признать поражение. Период заключения был для Лермонтова неким осознанием суровой действительности, с которой творец боролся на протяжении всей своей короткой жизни.