ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ 71-73стр.

Подробное решение Страница 71-73стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Какая картина запечатлелась в вашем воображении?

Какими словами вы определили бы состояние лирического ге¬роя? Чего он жаждет, к чему стремится?

Приходилось ли вам слышать музыкальное воплощение этих стихов? Что могло вдохновить композитора на создание песни? Ка¬кими средствами создан особый звуковой рисунок стихотворения? Что позволяет его пропеть?

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и подведением итогов. По воспоминаниям очевидцев, поэт предчувствовал свою гибель, поэтому пребывал в некоем отстраненном состоянии, считая, что бессмысленно спорить с судьбой. Более того, он пытался ее упредить и фактически искал свою смерть, считая, что достойным завершением жизни является гибель на поле брани.

За несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года, Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу», которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том, что какие-то очень важные и знаковые события не оставили в душе поэта следа. Как и в юношестве, Лермонтов по-прежнему испытывает острое чувство одиночества, поэт изображает себя в этом произведении странником, который бредет по ночной дороге, не отдавая себе отчета в том, куда и зачем он держит путь.

Окружающая природа, к которой поэт постоянно обращается в своем творчестве. Лишь подчеркивает его одиночество. Ведь в полночном небе даже «звезда с звездою говорит», в то время как автор лишен возможности поделиться своими мыслями с теми, кто смог бы оказаться если и не хорошим собеседником, то хотя бы благодарным слушателем. Эту миссию Лермонтов решил возложить на потомков, хотя и не был уверен в том, что спустя годы его стихи будут востребованы.

Стихотворение стало основой для романса, музыку к которому в 1861 году сочинила композитор Елизавета Шашина.

Спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса — подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». Это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (пиррихий) передают несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. Жанр данного стихотворения - лирический монолог. Автор сам задает вопросы и сам отвечает на них: «Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я…». Композицию составляют две части. В первой поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя олицетворения («пустыня внемлет Богу», «звезда с звездою говорит») эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»). Во второй части поэт переходит к тяжелым мыслям и тревожным раздумьям. Его отчаянье передают восклицательные («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и заснуть!») и неоконченные предложения («Но не тем холодным сном могилы…»). Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы, это придает особую мелодичность и плавность стиху.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Каким видится герою мироздание, где, в какой точке простран¬ства он ощущает себя?

В природе все спокойно, ничто не нарушает красоту ночного пейзажа:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом ...

А герою не просто не спится — герою «так больно и так трудно», что он один выходит на дорогу, видимо, чтобы насладиться красотой ночи, послушать, как «звезда с звездою говорит», и получить душевное успокоение.

2.Как выражена в стихотворении связь «земля—небо—человек»?

Лирический герой (“я”) поставлен лицом к лицу со всей Вселенной. Находясь на земле, он обнимает взором сразу и “дорогу”, и “кремнистый путь”, и Вселенную (земную и космическую “пустыню”). Он поставлен в центр мира, который увиден его глазами. Важнейшие “действующие лица” этой маленькой мистерии – “я”, Вселенная (земля и небо), Бог. Время действия – ночь, когда Вселенная по-прежнему бодрствует, земля погружается в деятельный сон, который исключает смерть. Наступает час видимого с земли таинственного общения небесных тел между собой и с высшим существом. Все преходящее и сиюминутное ушло в небытие, все материальное и социальное удалилось и исчезло. Человек предстал наедине с землей, с небом, со звездами и с Богом. Между ними, казалось бы, нет ничего, что мешало бы непосредственному и живому разговору.

Во Вселенной нет никаких конфликтов, кругом царит гармония: “Пустыня внемлет Богу”, “И звезда с звездою говорит”. Ночь – прекрасная греза бытия:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Небо и земля полны согласия. Вселенная демонстрирует жизнь в ее величавом спокойствии и царственном могуществе.

Лирический герой также переживает гармонию со Вселенной, но согласие находится вне лирического “я”. Внутренний мир лирического “я” полон волнений, беспокойства и тревоги. В центре гармонично устроенной вселенной помещен негармоничный герой:

Что же мне так больно и так трудно

Жду ль чего Жалею ли о чем…

3.Со смертью или с жизнью соотносятся для лирического героя покой и сон?

Лирический герой Лермонтова тоже жаждет «свободы и покоя», а для этого он хочет «забыться и заснуть». Однако он желает навеки заснуть не «холодным сном могилы», а так,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Конечно, такое физически невозможно. Только те мертвецы, которых не похоронили, действительно не могут обрести покой, и их душа скитается неприкаянной. Поэт же имел в виду другое. Возможно, для него было необходимо остаться жить в своих стихах, в своем творчестве. Подобная идея «нерукотворного памятника» уже неоднократно использовалась в произведениях поэтов разного времени, начиная с Горация и заканчивая Пушкиным. Но такая идея звучит слишком монументально.

Герой стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова специально выходит один на дорогу, чтобы быть наедине с Богом. Возможно, тогда его молитва будет услышана и сбудется его горячее желание, выраженное в заключительных строчках этого произведения. Герой мечтает, чтобы всю ночь и весь день, его слух лелея, «про любовь сладкий голос пел», а над ним «чтоб вечно зеленея тёмный дуб склонялся и шумел».

4.Свобода и покой равнозначны счастью или противостоят ему? (Вспомните, как в пушкинских «Цыганах» решается этот вопрос.)Проследите движение мысли лермонтовского героя: от преходя¬щего (временного) к вечным вопросам бытия.

Стихотворение “Выхожу один я на дорогу…” совмещает в себе и сознание недостижимости “свободы и покоя”, и страстную устремленность к вечной жизни, наполненной естественной красотой и гармонией. Личность в своих желаниях мыслится равновеликой мирозданию и жизни в их бессмертных, величественных и возвышенных проявлениях – природе, любви, искусстве. Слить воедино вечное и преходящее, ограниченное и беспредельное, забыть себя смертного и почувствовать обновленным и вечно живым – таковы мечты Лермонтова, который, желая совместить несовместимое, прилагает к себе (и человеку вообще) две меры – конечное и бесконечное. Понятно, что такого рода романтический максимализм невозможен, но на меньшее Лермонтов не согласен и потому всегда не удовлетворен, разочарован, обманут и обижен. Однако романтический максимализм говорит о высоте претензий к миру и человеку, о высоте тех требований к поэзии, которые предъявляет Лермонтов. В стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” оглашены новые идеалы, на которые, возможно, хотел опереться Лермонтов, чтобы выйти из творческого кризиса.

*** Дополнительные вопросы ***

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» написано летом 1841 года, незадолго до трагической гибели поэта. В каких более ранних произведениях звучат похожие мотивы и какие изменения они претерпели к последнему году жизни Лермонтова?

Во многих стихотворениях Лермонтова — «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» — звучат мотивы грусти и одиночества.

В последние года в его стихах звучали мотивы о смысле творчества, о смерти и бессмертии, роли природы в духовной жизни человека, о счастье.