Подробное решение Страница 43-64стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011
Что в поэме вас взволновало, что поразило, что вызвало недоумение?
Какие чувства пробудила в вас история Земфиры и Алеко? Какие бы вопросы (проблемы) поднятые в поэме вы хотели бы обсудить?
Взволновала история Алеко и Земфиры. Было не понятно, почему Алеко не был предан суду и не был наказан за свое преступление.
Хотелось бы обсудить нравы и обычаи цыган.
1.Пересмотрите поэму. Обратите внимание на ее композицию: сопоставьте первую часть и заключительную: «Сказал — и шумною толпою..»; обратите внимание на сочетание в поэме разных типов речи (описание, повествование), монологов, диалогов, авторских размышлений, определите их роль в раскрытии замысла; подумайте над местом и ролью в произведении внесюжетных частей: «Птичка божия не знает…», предание об Овидии, повесть старого цыгана о самом себе.
Композиция поэмы – свободная. В первой части автор описывает жизнь цыганского табора, а в эпилоге рассказывает о том, как сам жил среди цыган, наблюдал за их традициями и бытом, поэт с грустью отмечал «Но счастья нет и между вами…». В поэме органично сочетаются разные типы повествования: описательный и повествовательный – о жизни цыган, рассказы старика, отступления автора и его размышления.
Внесюжетные части помогают раскрыть характеры героев.
Рассказ старого цыгана об Овидии-изгнаннике. А. С. Пушкин, говоря устами Старика, ставит акцент на неколебимом мужестве и великих страданиях отверженного римского поэта-изгнанника. Алеко, оценивает повествование цыгана исходя из своих ценностных установок, укрепляясь в мысли о неправедности гонений. Так же он воспринимает рассказ цыгана о самом себе.
2.Проследите историю Алеко, смену его душевных состояний. Подумайте, почему он обидел всех, оказавших ему гостеприимство и оказался способным на преступление. Внимательно прочитайте отклики Алеко на рассказ старика об измене Мариулы. Каким он открывается в монологе «Я не таков»? Попытайтесь раскрыть душевное состояние героя на сцене:
Алеко издали смотрел
На всё… когда же их закрыли
Последней горстию земной,
Он молча медленно склонился
И с камня на траву свалился.
Главным героем становится Алеко, бегущий из душной городской жизни романтик. Он разочаровался в любви, устал от суеты и ищет свободы, которую находит в цыганском таборе. Здесь Алеко волен поступать так, как желает его сердце, поэтому он влюбляется в молодую и энергичную цыганку Земфиру. Два года скитаний и страстной любви устраивают молодого человека, ему кажется, что он познал истинную свободу. Все это происходит до того момента, пока Алеко не узнает о том, что Земфира разлюбила его и у нее есть молодой любовник-цыган.
Вот здесь и начинается первое противоречие, герой верит в свободу и почитает ее, но понять того, что цыганка тоже свободна в своих мыслях и желаниях не может. В глубине души он все еще связан теми городскими устоями, не может принять правил цыганской жизни, даже после рассказов старика, который поведал ему свою историю. Это подчеркнуто в его монологе: «Я не таков». Алеко привязан к Земфире настолько, что считает ее своей вещью. Отсюда возникает конфликт: он убивает молодого цыгана и свою любимую, так как не может расстаться с мыслью о принадлежности.
Несмотря на то, что совершил Алеко, он все же любил Земфиру и он не был равнодушным к ее смерти. Его внутренние демоны возобладали над ним и он совершил преступление, но месть не принесла ему счастья.
3.Чем мотивировано великодушное отношение отца Земфиры и других цыган к убийце? Внимательно прочитайте последний монолог старого цыгана «Ос¬тавь нас, гордый человек!». Справьтесь в толковом словаре о значении слов эгоист, индивидуалист, подумайте, как они соот¬носятся с выражением цыгана «гордый человек».
Старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь А., передать ему свой опыт. Но «злой и сильный» А. не слышит старика, не принимает его советов. «Нет, я, не споря, // От прав моих не откажусь, // Или хоть мщеньем наслажусь»,— заявляет он. Так он и поступает.
Цыганы не могут понять его эгоистичного стремления обладать любимой ценой её жизни. Двойное убийство, совершенное Алеко, вызывает осуждение старого цыгана:
Оставь нас, гордый человек!
Мы дики, нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним,
Не нужно крови нам и стонов;
Но жить с убийцей не хотим.
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли...
Этим подчеркивается, что в их крови нет мстительности, как в Олеко. Они оставляют его в одиночестве.
Эгоист – себялюбие, корысть, предпочтение личных интересов общественным.
Олеко скорее эгоистичен, так как он хочет, чтобы цыганка Земфира принадлежала только ему и никому больше. Старик отпустил Мариулу, дал ей волю, а Олеко предпочел убить.
Индивидуалист - Человек, который проявляет индивидуализм в образе мыслей и поступках.
4.Какой смысл приобретает образ телеги «в поле роковом»?
Возможно, она ассоциируется с брошенным Олеко, который остался совершенно один.
5.Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Алеко, ведь конец поэмы загадочен, таинствен?
Думаем, Олеко продолжит свои поиски, но никогда не будет счастлив.
6.Какова роль эпилога? Что он добавляет к смыслу поэмы и что открывает в позиции автора, в его понимании противоречий жизни?
Пушкин, по словам Д. Д. Благого, вскрывает и «тщету руссоистско-байроновской иллюзии о возможности для цивилизованного человека вернуться назад, в «природу», на не тронутую «просвещением» первобытную почву. Независимо от Алеко самый быт цыган не так уж безоблачно идилличен. «Роковые страсти» и связанные с ними «беды» существовали в таборе и до прихода Алеко. «Счастья нет» и у носителя простоты, мира и правды в поэме — старика цыгана, уход от которого Мариулы, охваченной неодолимой любовной страстью к другому, при всей «естественности» этой страсти, с точки зрения самого же старика цыгана, навсегда разбил его личную жизнь. «Я припоминаю, Алеко, старую печаль». И эта «старая печаль» живет в душе цыгана на протяжении всего его жизненного пути. Тем самым разбивается иллюзия руссоизма о ничем не омрачаемом счастье «золотого века» — докультурного, дикого человечества».
*** Дополнительные вопросы ***
1.Обобщите свои наблюдения над композицией поэмы, над автор¬ским отношением к Алеко.
В композиции поэмы все основные эпизоды разворачиваются в строгой последовательности, без романтической недосказанности, благодаря чему нарастает драматизм поэмы.
С образом Алеко связана тема глухой ревности, которая разрушила всё и всех погубила. Она почти тождественна року в ней есть та же неотвратимость, которая ужасала Пушкина.
Алеко, мечты которого автор осуществил в полной мере, остался гордым человеком и успел обидеть всех. Он – «изгнанник перелётный». Он оскорбил законы гостеприимства того самого племени, к которому сам пришел искать приюта. Он отбрасывает все те сокровища, которых прежде ему как бы не доставало, о которых он так мечтал. Двойственность его проявляется в том, что, пренебрегая другими, чужой волей, чужой свободой, Алеко превращается в раба своих страстей и сделал роковой шаг от гордости к преступлению.
Сталкивая две жизненные философии, Пушкин не отдает предпочтение той или другой. Важнейший в романтическом мышлении прием контраста необходим для особо яркого освещения рассматриваемого конфликта. В сущности А. символизирует в этом конфликте крайности развития современного индивидуалистического общества, непомерно разросшийся принцип личности. Этим, возможно, объясняется максимальная обобщенность характеристики героя, который лишен реальной биографии и национальной принадлежности, выключен из конкретной историко-бытовой среды. В литературной критике сложилась давняя традиция обвинений А. в несостоятельности (Белинский видел в нем эгоиста, Достоевский — вечного изгоя). Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Хотя в «Цыганах» герой объективирован, но присутствие в нем автобиографических черт (А.— цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя (критики современности, например), но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. А. трагичен. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.
2.Какими чертами романтического героя наделён Алеко?
АЛЕКО — герой поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» (1824). А. — прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым А. связан рождением и воспитанием, — такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое А. в повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как «беглец» , насильственно изгнанный или добровольно покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.
Повесть «Цыганы» строится на характерном для романтизма противопоставлении двух со циальных укладов: цивилизации и дикой воли. Критика противоречий цивилизации занимает в произведении важное место. А. обличает «неволю душных городов» , в которых люди «торгуют волею своей» , «главы пред идолами клонят и просят денег да цепей» . Образ «цепей» традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизма и политической реакции. В «Цыганах» он отнесен к современности. Разрыв А. с цивилизацией выходит за пределы узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование. Таким образом, мотив изгнания в судьбе героя изначально воспринимается как знак его высоких возможностей, его нравственных преимуществ перед ущербной цивилизацией.
В дальнейшем изгнанник А. появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами «воля» , «нега» , «лень» , «тишина» . Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, А. может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера А. Жизненная практика романтического героя традиционно осуществляется в страстях. Такой герой проявляет себя в бурных переживаниях, в исключительности желаний и поступков, особенно в сфере любовных отношений. В прежнем мире жизнь А. не удалась; оказавшись в цыганском таборе, он связывает надежду на другую, новую, жизнь с Земфирой. Она для него «дороже мира» . Пока Земфира любит его, жизнь для А. полна гармонии. Но с изменой Земфиры рушится обретенное равновесие. Самолюбие А. оскорблено, его сердце терзают ревность, потребность мести. Ослепленный взрывом неукротимых желаний, в стремлении восстановить попранную, как ему кажется, справедливость А. неотвратимо идет к преступлению — убийству Земфиры. В любви А. проявляются собственнические, эгоистические инстинкты, т. е. те нравственные качества, которые характеризуют его как носителя духа презираемой им цивилизации. Парадокс судьбы А. в том, что именно он, поборник свободы и справедливости, приносит в невинную простую жизнь цыган кровь, насилие — то есть нравственно развращает ее. В таком повороте сюжета обнаруживается несостоятельность героя. Выясняется, что «сын цивилизации» (так назвал А. Белинский) несовместим с общинной цыганской жизнью, как несовместим он и с миром просвещения. Вторичное изгнание — на сей раз из цыганского табора — и наказание одиночеством завершают сюжетную линию героя.
Жизненное кредо А. проясняет в повести старый отец Земфиры. Если А. защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду.
3.Какой смысл вкладывает А. С. Пушкин в понятия свобода, воля?
Чтобы стать частью цыганского мира, надо всего лишь привыкнуть. «Будь наш – привыкни к нашей доле», – предлагает ему старик. Вот тут и окажется, что привыкнуть Алеко не сможет. Он, «не рожден для дикой воли», «подобно птичке беззаботной гнезда надежного не знал и ни к чему не привыкал». Человеком, живущим стихийно – природной волей, надо родиться. Не может Алеко стать частью цыганского мира, потому что не может привыкнуть к непостоянству чувств, не может верить их преданиям. Отчуждение Алеко от цыганского мира неизбежно и потому, что они говорят как бы на разных языках, вкладывая в одни и те же слова разный смысл. «Неволя душных городов» в понимании Алеко – это невозможность жить свободно, это пустота, однообразие, отсутствие умной мысли. И «воля» цыганская, резвая воля… Смысл этой «воли» уже другой.
4.Почему обретённая свобода не принесла герою счастья?
Герой отчаянно мечтает обрести подлинную волю в этом мире, избавиться от гнетущего воздействия прошлой опустошающей страсти, забыть несчастливую любовь. Тем не менее, Алеко оказывается неспособным на это: причиной тому его продолжительный внутренний конфликт, порождённый нежеланием различать свободу для себя и свободу вообще, в чистом виде. Все колоссальные усилия он прилагает к тому, чтобы отыскать неуловимую свободу во внешнем мире, вместо того, чтобы распознать сущностный дух свободы внутри самого себя. Именно поэтому он противится той «правде жизни», которую беспощадно открывает ему мудрый Старик, а главная экзистенциальная ошибка Алеко заключается в том, что он склонен воспринимать любовь в контексте личного права, что не позволяет центральному герою обрести видение подлинной универсальной свободы. Нарочито демонстрируемое презрение, которое вызывает у него оставленный «свет», не даёт ему покоя и выражает истинное смятение, царящее в душе героя: память о старом ненавистном свете всё ещё жива, она никогда не умрёт, так что герой обречён на постоянную внутреннюю экзистенциальную муку. Более того, Алеко продолжает испытывать злотворное влияние этого света, которое он принёс с собой в стихийное свободное пространство цыган: это и гордость и себялюбие, непреодолимое желание владеть судьбой другого человека, мстительность и дикая, инстинктивная ревность — это все роковые черты века, мировоззренческой эпохи, к которой имеет несчастье принадлежать Алеко.
5.Рассмотрите на форзаце II иллюстрацию к поэме. Какие черты характера Земфиры удалось передать художнику?
Земфира - предельное выражение степной, цыганской свободы, вольной, страстной, беспечной.