Подробное решение Страница 41-43стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011
Вы уже догадались, что в стихотворении речь идёт о письме
Е. К. Воронцовой. Какое впечатление произвело на вас стихотво-рение? Какими чувствами охвачена душа лирического героя?
Это стихотворение проникнуто болью и горечью с самого начала. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает.
Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.
1.Внимательно вчитайтесь в текст и попробуйте представить, какие чередующиеся сцены намечены в стихотворении? Сколько их? Что им предшествовало?
Вначале стихотворения поэт с горечью отмечает, что не в силах нарушить волю любимой. «Как долго медлил я! Как долго не хоте рука предать огню все радости мои!», — отметил автор. Однако долг чести оказался выше чувств, поэтому проходит несколько минут колебаний, и «уж пламя жадное листы твои приемлет». Письмо, которое поэт считает бесценным, постепенно превращается в груду пепла и «перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит».
В эти минуты Пушкин испытывает настоящее отчаянье, так как письмо от графини – то немногое, что осталось от их любви. Однако еще больше поэта угнетает необходимость его собственноручно уничтожить и, тем самым, лишить себя возможности время от времени перечитывать строки, полные любви и нежности. Стоит отметить, что в это время Пушкин находится в очередной ссылке, и вынужден безвыездно жить в родовом поместье Михайловское. Поэтому письмо от Елизаветы Воронцовой является для него глотком свежего воздуха, напоминая не только о счастливых днях, которые он провел в Одессе, но и об утраченной свободе. Кроме этого, страстная и пылкая натура поэта жаждет любви, ему необходимо, чтобы рядом всегда была женщина, к которой бы он испытывал подобные чувства, выражая их в стихотворной форме.
Но единственное, что в этой ситуации остается поэту – хранить «пепел милый» на «горестной груди», уповая лишь на то, что когда-нибудь судьба предоставит ему возможность вновь увидеть ту, которая на долгие пять лет стала музой поэта, вдохновив его на создание цикла лирических любовных стихов.
2.Какие строки или отдельные выражения передают живописность любой сцены, отчётливую изобразительность её и вместе с тем глубину чувства любви и отчаяние лирического героя?
Автор обращается к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел – воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом. Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».
3.Какие восклицания, обращения, многоточия, прерывистость речи, переносы слов в следующую строку помогают передать взволнованность, горестные чувства и в конце спокойствие отчаяния? Как возникает «эффект присутствия»?
Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например: Минуту вспыхнули! пылают – легкий дым, Виясь, теряется с молением моим.
В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, с трофика – одиннадцатистишье. В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви». Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо – символ прощания с любовью.
Эффект присутствия достигается использованием в стихотворении
принципа «здесь и сейчас» – автор как бы перед нами сжигает письмо, использует глаголы настоящего времени, как в репортаже:
«вспыхнули.. пылают… лёгкий дым».
*** Дополнительные вопросы ***
1.Какие черты духовного облика лирического героя вы отметили для себя в этом стихотворении?
Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…». Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви». Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала.
Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает
2.Попробуйте сравнить общее настроение в стихотворениях «К мо¬рю» и «Сожжённое письмо». Как можно доказать, что это произ-ведения одного и того же автора?
Общее настроение в этих стихотворениях – грустное, печальное, романтическое. Здесь лирический герой страдает, переживает, грустит.
Неповторимая строка Пушкина, его образность, элегичность, напевность, порывистость, страстность, четкость образов – все это отличает стихи Пушкина.