Подробное решение Страница 31-35стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011
Какое настроение преобладает в стихотворении? Какие иллюстрации нарисовали бы вы к нему?
Спокойное, задумчивое, созерцательное. Пейзажи серебристого вечера, закатного неба, лирический герой, его воспоминания.
1.Как и когда меняется настроение элегии, условно разделяя ее на две части.
Настроение элегии меняется в строках:
«Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило…»
Здесь стихотворение делится на две части – в первой автор описывает дремлющий залив, настроение спокойное, созерцательное, немного грустное, то во второй части лирический герой вспоминает о другом пейзаже — о стране, где он бывал прежде. По описанию мы можем догадаться, что речь идет о южных областях России: поэт упоминает мирт и кипарис, которые растут в теплом климате, а также горы и море. Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...» написано в 1820 году, когда Пушкин находился в южной ссылке. Поэт побывал в Екатеринославе (Днепропетровск), в Крыму и Кишиневе, на Кавказе. Однако несмотря на то что это была ссылка, воспоминания поэта лишены негативной окраски. Напротив, он с удовольствием вспоминает о том, как встречал восход вечерней звезды «над мирною страной, где все для сердца мило». Описание этого края выдержано в возвышенных, романтических тонах:
Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мир и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
2. Понаблюдайте, как передаются мечтательность, лёгкая грусть юной души: обратите внимание на лексику, найдите эпитеты, подумайте над их выразительностью и ролью в тексте.
В стихотворении нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Мечтательность и медлительность передается эпитетами:
Звезда печальная, облаков летучая гряда, дремлющий залив, слабый свет, стройные тополи, нежный мирт, темный кипарис, сердечной думы, задумчивая лень, дева юная.
Слова с противоположным значением передают эмоции, а они намного богаче, когда стоят в словосочетаниях, с красивыми чувственными эпитетами.
восход - вечерняя звезда,
нежный мирт - темный кипарис
разбудил - думы уснувшие
я влачил - дева искала
ночи тень - свет в вышине
вознеслись волны - дремлющий залив
луч осеребрил - черные вершины
для сердца мило - лень влачил
3.Проследите, как рождаются музыкальность, плавность звучания элегии: определите особенность созвучий окончаний (рифма), найдите женские (безударные) и мужские (ударные) рифмы, выделите гласные звуки, которые чаще всего оказываются под ударением. Определите, какие согласные настойчиво повторяются, например в стихе «И сладостно шумят полуденные волны». Почему, на ваш взгляд, поэт отклонил первоначальный вариант: «И сладостно шумят таврические волны»?
Особенность созвучий окончаний: окончания в рифмах полностью сопадают:
Гряда-звезда
Равнины-вершины
Светило- мило
Женская рифма:
Вершины-равнины, светило-мило, волны-полны, искала-называла.
Мужская рифма:
Гряда-звезда, вышине-мне, вознеслись-кипарис, лень-тень.
Ударные гласные: А, У, Е
Повторяющиеся согласные: Р,Л, З,С
Скорее всего, слово «полуденные» показалось ему более подходящим по ритму и звучанию для этого стихотворения.
4.Попытайтесь определить размер стиха, количество стоп в строке.
Шестистопный ямб с равным количеством стоп в каждой строке.
*** Дополнительные вопросы ***
Обобщите ваши наблюдения: как лексика, синтаксис, звуковая инструментовка, размер, рифма помогают создать элегическое на¬строение, мелодию лёгкой, светлой грусти?
Стихотворение не имеет отдельного названия, и называется по первой строчке. Повествование идет от первого лица. Стихотворение состоит из одной строфы и шестнадцати строк. Строки длинные, мечтательность и лёгкая грусть элегии поддерживается музыкальным строением размера. Шестистопный ямб с равным количеством стоп в каждой строке. Рифмовка парная,, ударные (мужские) окончания двустиший чередуются с двустишиями , имеющими окончания не ударные (женские).
Ударения попадают на гласные а, у, е. Идет повторение согласных Л, Р, З, С.
Все это создает впечатление спокойствия и уравновешенности, светлой грусти.