ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. У.ШЕКСПИР РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА 25-31стр.

Подробное решение Страница 25-31стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Каковы ваши впечатления о прочитанной трагедии Шекспира? Что вас взволновало, какие страницы хотелось бы перечитать?

Трагедия Шекспира взволновала и тронула. Очень жаль юных возлюбленных, которые оказались в тяжелой ситуации, они впервые полюбили, но были обречены.

Хотелось бы перечитать страницы встреч с Джульеттой и Ромео.

1.Какой впервые предстаёт перед вами юная Джульетта? (Акт 1 сцена 3)

В начале пьесы Джульетта очень наивна. Она всецело доверяет окружающим, не задумываясь о том, что люди могу оказаться к ней жестоки. Авторитет родителей для нее неоспорим. Она не стремится к каким-либо проявлениям самоутверждения. Причины вражды семейств Монтекки и Капулетти ее тоже не занимают.

2.Каков в вашем представлении Ромо до встречи с Джульеттой? Расскажите опираясь на прочитанный вами полный текст трагедии.

Ромео изначально равнодушен к вражде, происходящей между двумя семьями. Он не жаждет крови и победы над врагом. Скорее, в начале трагедии он пытается самоутвердиться, добившись любви холодной Розалинды. Его друзья считают его страсть к Розалинде искусственной, но сам Ромео этого не осознает. Ромео имеет светлую и необыкновенно возвышенную душу, добрый и пылкий юноша. Смелый, открытый.

3.Прочитайте сцену пятую из акта I («Бал в доме Капулетти»).

Про¬следите за поведением главных героев, обратите внимание на их речь. Как изображено в этой сцене зарождение любви между Ромео и Джульеттой? Расскажите и прочитайте.

Ромео сразу же замечает в зале Джульетту :

«Любил ли я хоть раз до этих пор?

О нет, то были ложные богини.

Я истинной красы не знал доныне.»

Узнав Ромео, Тибальд рвется в бой, но Капулетти его останавливает, так ак о Ромео ходят хорошие толки:

Он держится, как должно, и в Вероне

Единогласно признан, говорят,

Примером истинного благородства.

В это время Ромео заговаривает с Джульеттой, еще не зная, какой семье она принадлежит. И целует ее. Узнав кто она, Ромео уходит, но Джульетта уже успевает заинтересоваться им. Узнав кто он, девушка говорит:

С таким лицом и сын такого змея!

Что ж я пожну, когда так страшно сею?

Что могут обещать мне времена,

Когда врагом я так увлечена?

3.Перечитайте сцену первого свидания героев в ночном саду (акт II, сцена вторая). Представьте встречу влюблённых, попытайтесь «услышать» их внутренние монологи. Как любовь преобразила Ромео, Джульетту? Обратите внимание на поэтические сравне¬ния, которые помогают им выразить свои чувства. Как вы понима¬ете слова Джульетты о том, что главное — человек, а не имя?

Переполненный чувством любви, Ромео проби¬рается в сад Джульетты и на вопрос, как и зачем он сюда попал, отвечает:

Меня перенесла сюда любовь,

Ее не останавливают стены.

Хотя это для него совсем небезопасно, он не страшится быть пойманным врагами:

Предпочитаю смерть от их ударов,

Чем долгий век без нежности твоей.

Смелый и решительный юноша клянется Джульетте в своей любви. И она отвечает ему взаимностью, несмотря на то, что отец прочит ей в мужья красивого и знатного графа Париса.

Когда в их душах пробуждается чувство, вместе с ним оживает и разум. Джульетта впервые задает себе вопросы, на которые не так просто ответить: как оставаться любящей и послушной дочерью и вместе с тем быть честной перед своей совестью? Можно ли любить врага семьи? И девушка произносит знаменитые слова: «Что есть Монтекки? Разве так зовут /Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?. . Что значит имя? Роза пахнет розой, /Хоть розой назови ее, хоть нет».

Эти слова означают, что в человеке главное внутреннее содержание, а не его происхлждение, богатство, фамилия.

Поэтические сравнения:

Две самых ярких звездочки, спеша

По делу с неба отлучиться, просят

Ее глаза покамест посверкать.

Ах, если бы глаза ее на деле

Переместились на небесный свод!

О чем она задумалась украдкой?

О, быть бы на ее руке перчаткой,

Перчаткой на руке!

Проговорила что-то. Светлый ангел,

Во мраке на балконе надо мной

Ты реешь, как крылатый вестник неба

Над головами пораженных толп,

Которые рассматривают снизу,

Как он над ними по небу плывет.

Меня перенесла сюда любовь,

Ее не останавливают стены.

В нужде она решается на все.

И потому – что мне твои родные?

Почти рассвет. Пора тебе исчезнуть.

А как, скажи, расстаться мне с тобой?

Ты, как ручная птичка щеголихи,

Прикованная ниткою к руке.

Ей то дают взлететь на весь подвесок,

То тащат вниз на шелковом шнурке.

Вот так и мы с тобой.

4.Перечитайте последние страницы трагедии. Что стало причиной такого печального финала пьесы? От чего, как вы думаете, зави¬сят страдания человеческие, трагические повороты судьбы?

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Тем не менее эта трагедия, несмотря на свой грустный конец, ясна, солнечно ренессансна и не содержит еще какого-либо исторического пессимизма. Герои пока не вступают в противоречие с ходом исторического развития. Совсем напротив. Хотя их интересы и стремления направлены лишь на обретение личного счастья, они находятся в полной гармонии с поступательным ходом истории. Ромео и Джульетта не думают и не заботятся ни о чем, кроме своей любви, поступаясь ради нее семейными традициями и господствующими обычаями, тем не менее их любовь и ее трагические последствия приносят величайшее благо для всех жителей Вероны и ее герцога.

Страдания человеческие зависят от разных причин, чаще всего это цепь событий, которые так или иначе приводят к различным жизненным финалам в судьбе человека.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Над чем заставила задуматься юную Джульетту большая любовь?

До встречи с Ромео Д. не задумывается о причинах давней вражды между их семействами и видит во всех Монтекки только врагов. Но когда в ее душе пробуждается чувство к Ромео, вместе с ним оживает и разум. Она впервые задает себе вопросы, на которые не так просто ответить: как оставаться любящей и послушной дочерью и вместе с тем быть честной перед своей совестью? Можно ли любить врага семьи? И Д. произносит знаменитые слова: «Что есть Монтекки? Разве так зовут /Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?.. Что значит имя? Роза пахнет розой, /Хоть розой назови ее, хоть нет». Однако и Д., и Ромео остаются людьми своей эпохи, они не властны вырваться из тисков ее нравов и предрассудков.

2.Какой идеал человека утверждает трагедия Шекспира?

Шекспир чуть ли не с отеческой нежностью относится к своим персонажам, он, как их творец, , «видит их насквозь» , но не порицает за слабость. Он убеждает нас в том, что именно эти люди, со всеми их пороками и недостатками, достойны любви, ибо только она одна может возвысить их над несовершенством этой жизни и спасти от зла, царящего в мире.

3.Чем можно объяснить долгую жизнь трагедии «Ромео и Джульет¬та» на сцене театра, в других видах искусства (балет, кино)?

Сюжет трагедии актуален во все времена и его интерпретации еще долго будут вдохновлять творческих людей. Так как тема несчастной любви, разлученных влюбленных всегда будет популярной, так как близка всем людям.

4.Почему эта пьеса Шекспира — трагедия?

Потому что в «Ромео и Джульетте» изображен острый, непримиримый жизненный конфликт между двумя семьями, который привел к смерти их детей, которые, полюбив, стали выше вражды, но роковой случай лишил их жизни.