Подробное решение Страница 35-36стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011
Каким чувством пронизано стихотворение? Какая иллюстрация
была бы уместна к нему?
Чувством протеста против неволи, заключения, свободолюбием.
Возможно - Орел в клетке, тяжелая тюремная решетка
*** Дополнительные вопросы ***
1.Кто в стихотворении побуждает к действию?
Поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».
2.О чём напоминает орёл узнику словами: «Мы вольные птицы...»?
Сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я». Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга.
3.Когда и почему повествовательный тон резко меняется?
Стихотворение состоит из трех строф. От строфы к строфе меняется и настроение автора. Если в первой строфе поэт находится во власти своей печали, а тон и интонация предельно спокойны, то во второй все его внимание приковано к вольной птице и чувствуется волнение, овладевающее поэтом, но в третьей он уже во власти своих грез, а тон стихотворения на своем пике.
4.Какие художественные средства помогают выразить страстный порыв к свободе?
По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, наверное, поэтому оно впоследствии стало исполняться как песня. Стихотворение это очень метафорично. Как известно, метафора - это такое художественное средство, которое представляет собой непрямое, образное сравнение. Оно строится на уподоблении лирического героя, сидящего за решеткой «в темнице сырой», вскормленному в неволе орлу. Благодаря этому уподоблению мы понимаем, насколько чужд лирическому герою мир, в котором он находится. Для человека, обладающего свободной душой, мир с его оковами, законами, будь то настоящая тюремная решетка или рамки предписанных правил света и общежития, столь же неестественны, как неволя для гордой птицы. Поэт наделяет орла способностью к человеческим мыслям, более того - способностью к человеческим чувствам, способностью увидеть в человеке товарища по несчастью. «Давай улетим!» - призывает свободолюбивая птица узника.
Инверсия
(И вымолвить хочет: "Давай улетим!")
анафора
(Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края)
параллелизм
(тот же пример:
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края)
значительное количество восклицаний
(Давай улетим!)
аллитерация( звук "р") во всей первой строфе
5.На какой ноте завершается стихотворение?
Первая и последняя строфы представляют яркий контраст. Если первая строфа навевает грусть, то в последней звучат жизнерадостные романтические ноты. Поэт стремится показать, что физические тяготы и лишения не способны противостоять человеческим стремлениям к свободе и воле.
6.Рассмотрите построение произведения, его особенность и роль в выражении пафоса стихотворения.
Стихотворение выстроено на антитезе. Слову «сижу» противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решётке и сырой темнице — горы, тучи, морские края. В первой строфе два товарища — арестант и орёл, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орёл и ветер. Неизменный эпитет ветра в произведениях устного народного творчества — «вольный»; эта жажда движения подчёркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные птицы...») и повторением слова «пора»: «...пора, брат, пора!» В этом повторении трижды встречается звук [р], что создаёт чувство призыва к движению и свободе.
7.Согласны ли вы с утверждением поэта В. А. Рождественского: «Композиция стихотворения “Узник” совершенно безукоризнен¬на»? Аргументируйте свою точку зрения.
Произведение разбито на три строфы. На мой взгляд, такая композиция объясняется постепенной сменой настроения. Вначале рассказывается о тяжелом заключении, конец же противопоставляет всему этому свободу, дальние края, простор - стремление к идеалу. Это подчеркивает то, что физическая несвобода неспособна сломить вольнолюбивый дух героя.
*** Дополнительные вопросы ***
1.Какое место занимает «Узник» в ряду прочитанных вами произве¬дений? Что общего в построении пушкинских лирических стихо¬творений вы заметили?
Стихотворение занимает важное место.
Как отмечает большинство исследователей, шестистопный ямб оказывается одним из четырех излюбленных размеров Пушкина. На первом месте стоит четырехстопный ямб — им написано более половины строк пушкинского поэтического наследия; на втором месте пятистопный ямб — примерно одна шестая всех пушкинских стихов (т. е. свыше 6600 строк); на третьем месте четырехстопный хорей — несколько больше одной десятой всех пушкинских стихов (свыше 4000 стихов);наконец, на четвертом месте шестистопный ямб — несколько меньше одной десятой (приблизительно 3800 стихов).
В разное время Пушкин то больше, то меньше отдавал внимания шестистопному ямбу. В лицейские годы Пушкин писал им много, как одним из основных, наиболее распространенных тогда размеров. После 1817 г. употребление шестистопного ямба значительно снижается, и Пушкин постепенно ограничивает его применение определенными жанрами и видами. В последние годы жизни у Пушкина снова вспыхивает любовь к старому шестистопному ямбу, и он пробует снова расширить его жанровое применение.
2.Большинство критиков, читателей отмечают точность и ёмкость каждого пушкинского слова. Так ли это? Проведите мини-исследование: в черновом варианте «Узника» возникает образ обескрыленного орла («Пленен, обескрылен орел молодой»), а в окончательном варианте автор написал «Мой грустный товарищ махая крылом…» — что это правка изменила в содержании, тональности стихотворения?
Думаем это верно. Во-первых, заменяя образ обескрыленного орла, он оставляет невольнику крылья, т.е. дает возможность на возможное спасение и побега на свободу. Тональность становится не безнадежной, а жизнеутверждающей, призывом к свободе.