О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ 323-324стр.

Подробное решение Страница 323-324стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



1.В каких строках стихотворения звучит теплота и нежность инто¬нации?

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

2.Какой контраст положен в основу стихотворения? Определите его сопоставляемые части.

По композиции стихотворение можно разделить на две части: в первой описываются неприятные лица, а во второй - любимые и близкие. Это приём антитезы. Противопоставление используется автором для ещё более тонкой и чёткой характеристики описываемого.

3.Чем, по мысли поэта, «мир и велик и чудесен»? Как вы пони¬маете последние строки: «Из этих, как солнце, сияющих нот II Составлена песня небесных высот».

В последних строчках автор наверняка имеет в виду людей творческих, которые своим светлым взглядом на мир одухотворяют и всех окружающих:

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

В этом стихотворении поэт предстаёт как хороший психолог, замечающий малейшие оттенки и краски мира. Для него нет маловажных деталей, всё наполнено смыслом. И, скорее всего, его лицо подобно ликующей песне. Только такой человек может воскликнуть: «Поистине мир и велик и чудесен!»

4.Как вы думаете, почему поэт не разделил стихотворение на стро¬фы? Обратите внимание на рифмовку. Она парная. Заметили ли вы, что первая часть стихотворения состоит из двустиший, кото¬рые можно воспринимать как афоризмы? Случайно ли это? Ведь они сопровождаются спокойной интонацией. Как меняется инто¬нация с девятой строки?

В основе стихотворения лежит метафорическое сравнение, что приводит к большой поэтичности и лиричности образов. Написано оно разностопным ямбом, строфы не облегчены пиррихиями, что приводит к достаточно жесткой интонации прочтения, скандированию. Но у такого построения строф есть и ещё одно предназначение – упор делается на каждом слове, поэтому ни одно из них не теряется в общей ткани произведения.

Анафорические повторы («есть лица»; «иные» - «другие») в первой и третьей строке имеют символическое значение. Так, первая и вторая, третья и четвёртая характеристики сливаются в один негативный образ. Рифмовка в строфах попарная. В первых двух строках – мужская рифма («порталам» - «малом»), в третьей и четвёртой -- женская рифма («давно» - «окно»). Это отвечает образной системе стихотворения – в начале стихотворения каждому лицу отводится две строки.

Своим стихотворением Заболоцкий утверждает, что характер человека, его внутренний мир можно прочитать не только по глазам, но и по лицу. И на самом деле, существует мнение, что характер с возрастом отпечатывается на лице. Даже расположение морщинок может сказать о многом.