ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ 239-243стр.

Подробное решение Страница 239-243стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Обрисовкой ситуа-ции? Выражением жалости к упавшей лошади? Словами утешения? Спасительной силой доброго отношения? Услышали ли вы перехо¬ды интонации от спокойного сообщения к вниманию и сочувствию, потом к нежности и утешению, в конце к радости?

Стихотворение понравилось обрисовкой ситуации, а так же своей оптимистической концовкой. Переходы в интонации слышны и заметны, так же это чувствуется через образы, которые рисует автор.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Проследите интонационные переходы в произведении. В каком месте описание улицы переходит в осуждение зевак? По какому отношению к происшествию отделяет поэт себя от толпы? Как здесь изменилась интонация? Почему дважды употреблено вы¬ражение «Подошёл и вижу...»? Какая эмоциональная окраска прослеживается в словах прямой речи, концовке?

«Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала!

- Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные...»

Автор заглянул в лошадиные глаза, из которых «за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти». Автора порази не то, что лошадь плачет совсем, как человек, а некая «звериная тоска» в ее взгляде. Поэтому поэт мысленно обратился к животному, попытавшись его взбодрить и утешить. «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь», — принялся уговаривать автор свою необычную собеседницу.

Рыжая кобыла словно бы почувствовала участие и поддержку со стороны человека, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». Простое человеческое участие дало ей силы справиться с непростой ситуацией, и после такой неожиданной поддержки «все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило».

2.«Глаза лошадиные» — почему к ним присматривается поэт? Вна¬чале он увидел то, что может заметить каждый: в глазах, как в перевёрнутом зеркале, отражается улица. Она «опрокинулась». А вот если внимательно присмотреться, тогда можно увидеть, что лошадь плачет. Отчего? И от боли, и от обиды на то, что чужая боль и неприятность для толпы только потеха и развлечение. Отсюда «общая звериная тоска», вызванная бессердечностью людей.

Автор заметил в глазах несчастной лошади столько тоски, но окружающие этого не видели, хотя она плакала:

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

Сочувствие в герое оказалось таким сильным, что он ощутил «какую-то общую звериную тоску». Вот эта всеобщность и позволяет ему заявить: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Действительно, разве не бывали у каждого дни, когда неудачи преследовали одна за другой? Разве не хотелось бросить все и опустить руки? А кому-то руки даже на себя хотелось наложить.

Как помочь в такой ситуации? Поддержать, сказать слова утешения, сочувствия, что и делает герой. Конечно, произнося свои слова ободрения, он осознает, что «может быть, старая и не нуждалась в няньке», ведь не каждому приятно, когда есть свидетели его минутной слабости или неудачи. Однако слова героя подействовали чудесным образом: лошадь не просто «встала на ноги, ржанула и пошла». Она еще и хвостом помахивала («рыжий ребенок»!), потому что вновь ощутила себя жеребенком, полным сил и будто заново начинающим жить.

Поэтому и заканчивается стихотворение жизнеутверждающим выводом: «И стоило жить, и работать стоило». Теперь ясно, что название стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» воспринимается совсем по-другому: Маяковский, конечно, имел в виду хорошее отношение ко всем людям.

3.Перечитайте слова прямой речи. Какими средствами создаётся интонация сердечного сочувствия, нежности? (Обратите внима¬ние на обращения.) Почему поэт говорит: «Все мы немножко ло-шади»?

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы сих плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Помогает прием аллитерации с согласными Ш, С, Ж, Л

Это стихотворение о хорошем отношении к людям. Недаром лирический герой убежден: «все мы немножко лошади». В понимании и сочувствии нуждаются все люди: попавшие в беду или неприятную ситуацию, уставшие, загнанные жизнью, изгои, не принятые толпой. Всем им достаточно крохи тепла и словечка участия. Тогда они, словно помолодев, обретут новые силы, будут думать, что все не напрасно, что

и стоило жить,

и работать стоило.

4.Поэт не склонен преувеличивать значение своего поступка, на¬против, скромно и деликатно он замечает, что «может быть, — старая — и не нуждалась в няньке». Тогда почему она «ржанула», «Хвостом помахивала, рыжий ребёнок», «Пришла ве¬сёлая»?

Слово сочувствия сделало чудо: оно придало сил лошади, которая что-то сказала по-своему, рванулась и смогла встать на ноги. Рыжая лошадь вновь ощутила себя на какое-то время жеребенком, ребенком, услышавшим доброе слово, ощутившим радость жизни, желание действовать, делать добро.

5.Присмотримся к выстроенному поэтом ряду: «глаза лошадиные», «Лошадь, не надо», «Лошадь, слушайте», «Деточка», «нянька», «рыжий ребёнок», «ей казалось — она жеребёнок». Не возникает ли у вас мысль-чувство, что не о лошадях здесь речь? А «стоило жить и работать стоило»? Ведь это о смысле жизни: ради чего стоит жить и работать. Чисто человеческий вопрос. Почему на него утвердительно отвечает «рыжий ребёнок»? Что автора вдохновило и заставило отбросить «звериную тоску»?

Символично созвучие: рыжий ребенок — жеребенок.

В.В. Маяковский последовательно и настойчиво сравнивает лошадь и человека. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, как трудно, но необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на пустые крики зевак, на насмешки тех, кому безразлична твоя судьба.

Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Каков, на ваш взгляд, замысел стихотворения?

В.В. Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» размышляет о пороках современного общества, недостатках людей.

2.Каким человеком представляется вам поэт после того, как мы во¬шли в его мир, прочувствовали и поняли, что ему дорого в жизни?

Маяковский – необычный поэт и человек, он оригинален, неповторим, особенен. Это открытый, справедливый, честный, открытый душой и сердцем человек, который на первое место ставит личность, как наивысшую ценность.

3.Сравните стихотворения «Необычайное приключение...» и «Хоро¬шее отношение к лошадям» по композиции. Что общего вы заме¬тили? Какие компоненты текста (картинка-эпизод, выражение авторского суждения и др.) присутствуют в том и другом? Чем это можно объяснить?

У Маяковского на первом плане стоит его собственное лири¬ческое «я». Без преувеличения можно сказать, что в стихо¬творении «Необычайное приключение...» солнце — своеобразный двойник автора. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, верит в своё высокое предназначение — преобразовывать мир. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» история лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, своей «звериной тоске» и об умении преодолевать её.