ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ. НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ НА ДАЧЕ 233-239стр.

Подробное решение Страница 233-239стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Понравилось ли вам стихотворение В. В. Маяковского? Заме¬тили ли вы в нём лукаво-озорную интонацию, шутливую, местами по-детски непосредственную (например, «А за деревнею — дыра...»)? Где вы заметили, услышали буднично-деловую инто¬нацию, её переход в шутливую? Прозвучал ли для вас отчётливо голос поэта? Перечитайте стихотворение ещё раз.

Какой взгляд на роль поэзии в жизни людей, мира в целом рас¬крыт в стихотворении? Как поэт его сформулировал?

Уже первые строки этого стихотворения помогают читателю погрузиться в атмосферу веселой сказки, забавного приключения. Перед его взором возникает, с одной стороны, совершенно конкретная местность (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева), с другой стороны, появляется ощущение чего-то необычного, что встречается лишь в сказках: что-то вроде «в некотором царстве, в некотором государстве». Само название настраивает на восприятие какого-то приключения, которое произойдет с героем, носящим то же имя, что и автор.

Буднично-деловая интонация звучит вначале, автор описывает июльское лето, а потом неожиданно «А за деревнею – дыра….»

Голос поэта звучит очень отчетливо и громогласно.

Маяковский призывает каждого человека не только следовать своему призванию, но и любое дело выполнять с максимальной самоотдачей. Иначе смысл существования попросту теряется. Ведь люди приходят в этот мир с определенной миссией, которая заключается в том, чтобы «светить всегда, светить везде до дней последних донца». Поэтому нет смысла жаловаться на усталость и сетовать на то, что кому-то судьбой определен более легкий жизненный путь. Беря пример со своего гостя, Маяковский заявляет: «Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!». И этой простой фразой подчеркивает, насколько важное значение имеет работа каждого из нас, будь то поэт или же обычный труженик села.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Найдите в тексте гиперболы. Какую роль они играют в создании живой, впечатляющей картины? в передаче масштабности мира?(См. статью на с. 243—244.)

Привычная, на первый взгляд, картина захода солнца вдруг превращается в фантастическую картину:«в сто солнц закат пылал» (характерная для стиля Маяковского гипербола). Слегка замедленное, обстоятельное, наполненное легким юмором начало постепенно усиливает, как бы «подогревает» интерес к повествованию, заставляет с нетерпением ожидать того события, которое было обещано в заглавии.

Дале следуют великолепные гиперболы, помогающие представить масштаб солнца, которое пришло в гости к автору: «в упор я крикнул солнцу», «раскинув луч-шаги шагает солнце в поле», «уже в саду его глаза», «ввалилась солнца масса», «и скоро дружбы не тая, бью по плечу его я».

2.В чём, по-вашему, смысл самого «необычайного приключения», фантастического происшествия? Почему мысль о сравнении поэ¬зии с солнцем Маяковский передал светилу?

В стихотворении «Необычайное приключение...» те¬ма двух солнц — солнца света и солнца поэзии, которая постепенно развивается и находит очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «сте¬на теней, ночей тюрьма». Поэт и солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт сообщает, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь — и снова день трезвонится». Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить всегда, светить везде...», видя в этом основное предназначение поэта. Маяков¬ский широко использует прием олицетворения и гротеска («шагает солнце в поле», «хочет ночь прилечь», «тупая сонница»).

3.Перечитайте ещё раз слова поэта, обращённые к солнцу. Как ме¬няется их интонация? Почему? Почему герой напуган прибли-жением солнца? Каким оно оказалось на самом деле? Почему с ним возможен доверительный, откровенный разговор? В чём вы видите великодушие солнца?

Вначале автор дерзит солнцу, потом, когда оно приняло приглашение на чай, страшно пугается и боится, что то ему отомстит за дерзкие слова. Но солнце оказалось вполне дружелюбным и разговорчивым. Оно поддержало поэта и даже сравнило с собой.Маяковский на самом деле утверждает созидательную роль поэзии, которая не только преобразует все вокруг. Подобно солнцу, живое слово поэта согревает людей, освещая самые темные закоулки их жизни, разрушает предрассудки, рассеивает сомнения, как тьму, окружавшую многих на протяжении всей жизни. Именно поэтому и сходятся во мнении эти два светила, что позволяет утверждать:

Светить всегда, светить везде,

до дней последних донца,

светить - и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой и солнца!

4.Найдите неологизмы Маяковского. Попытайтесь объяснить, как они помогают экономно создать картину необычайного приклю-чения.

горбил, занежен, златолобо, луч-шаги, ясъ (в смыс¬ле ясность), взорим. Все эти новые слова очень яркие и образные, помогают мгновенно представить перед собой картинку.

5.Объясните образный смысл словосочетаний: «в сто сорок солнц закат пылал», «в июль катилось лето», «в страхе всё поблёкло», «занежен в облака», «гоню обратно я огни впервые с сотворенья», «у мира в сером хламе», «стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой пала», «тупая сонница», «я во всю светаю мочь».

«в сто сорок солнц закат пылал»- очень ярко

«в июль катилось лето» - наступал месяц июль

«в страхе всё поблёкло» - сильный испуг

«занежен в облака» - наслаждается жизнью

«гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - на небе с сотворения мира

«у мира в сером хламе» - забытое

«стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой пала» - солнце света и солнце поэзии

«тупая сонница» - сонливое состояние

«я во всю светаю мочь» -очень сильно

6.Вы, наверное, обратили внимание на обилие в стихотворении слов просторечной, разговорной лексики. Какие смысловые и ин¬тонационные оттенки вносят эти слова: «слазь», «шляться», «чаи гони», «орать», «заела РОСТА», «бью по плечу», «кутерьма»?

Позволяет подчеркнуть своеобразие героев: сильное, но при этом ласковое и трудолюбивое солнце и поэт, немного усталый, сперва даже слегка раздраженный, но безмерно любящий жизнь, знающий цену себе и своему творчеству. Наверное, поэтому он позволяет себе так запросто разговаривать с «самим» небесным светилом.

7.Найдите в тексте переосмысленные или изменённые поговорки («на чай зашёл бы», «чёрт дёрнул» и др.). Какую роль они играют в создании убедительной картины беседы со светилом?

«гони, поэт, варенье», «я ему на самовар», «дух переводя».

Поэт принижает образ солнца в отличие от лирических поэтов, оно становится нам близким, как человек со своими проблемами и заботами.

8.Обратите внимание на рифмы. Они чаще всего приблизительные («то есть» — «освоясь», «его я» — «двое», «сонница» — «трезвонится» и др.).

Необычность произведения создается и целым каскадом рифм: от точной: «РОСТА – просто» до абсолютно не совпадающей по звучанию: «не тая – ты да я». Традиционное разделение строки на небольшие отрезки-ступеньки позволяет выдерживать паузы и ставить логическое ударение на самых значимых словах.