КОНСТАНТИН ДМИТРЕЕВИЧ ВОРОБЬЕВ. УБИТЫ ПОД МОСКВОЙ 251-316стр.

Подробное решение Страница 251-316стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Вы прочитали повесть К. Д. Воробьёва «Убиты под Москвой».

Каковы ваши впечатления? Что нового вы узнали из неё о войне, о 1941 годе? О чём эта повесть заставила вас задуматься?

Впервые прочитав повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой», я почувствовал боль и сострадание к двумстам сорока кремлевским курсантам, погибшим под Москвой за пять дней ноября 1941 года.

В этой повести рассказывается о трагедии молодых ребят, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. Автор показал ужасную, тяжелую, кровавую войну, где страшно, тоскливо, ужасно.

Столкнувшись с этим молодые неопытные ребята не сразу понимали, что происходит. Поневоле задумываешься о смелости, храбрости этих ребят, сложно также понять, почему они вынуждены оборонятся винтовками и зажигательными бутылками, голыми руками против автоматов и нового вооружения немцев.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Перелистайте повесть и вспомните её сюжет. Какие опорные эпи¬зоды вы могли бы указать? Какие из них являются ключевыми для понимания смысла повести и авторской позиции? Почему писатель завершает произведение трагическими событиями? По¬чему автор обозначил день и час каждого эпизода?

Эпизоды: Появление молодых курсантов, Рюмин получает приказ отступать, но они попадают в окружение. Офицер принимает решение наступать, реакция Ястребова на ближний бой с немцем, бомбардировка в лесу, самоубийство Рюмина, победа Ястребова.

Автор завершил трагическими событиями, так как иначе не могло быть – это суровая правда тех событий – советские войска были разбиты, их окружали и разбивали, они отступали к Москве, в это время погибло огромное количество воинов.

День и час эпизода обозначен автором, возможно, что бы приблизить описание к рапорту, своеобразному отчету о том, что происходило.

2.Пересмотрите главу за главой от начала до конца и попробуйте выбрать из текста каждой несколько фраз, которые в общем пла¬не раскрывали бы её содержание.

Глава 1. «Рота рассыпалась и падала по команде капитана...» «— Я ко¬мандир спецотряда войск НКВД». «Курсанты вошли в подчинение пе¬хотного полка, сформированного из московских ополченцев».

Глава 2. «С ещё более нечётким и зыбким сознанием воспринималась им война». «Тут он оказывался совершенно беспомощным». «Алексей снова вышел на задворки, неся в себе какое-то неуёмное притаившееся счастье, — радость этому хрупкому утру...»

Глава 3. «Прошла новая группа самолетов», «Оглянувшись на окоп, он припал на колени и начал кого-то тянуть к себе», «Приведите себя в порядок! Как стоите? Я генерал-майор Переверзев!»

Глава 4. «Объясни, пожалуйста, взводу, что это был не генерал, а боец… Контуженный..», «в пять капитан отдал приказ привети взводы в боевую готовность», «Он выглядел за сорок…. У него было поранено ухо», «Нас там хотя полегла тьма, но в живых еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь!», «Алексей дважды выстрелил в тупое рыло одного и второго броневика», «Вскоре в взвод пришел политрук роты Анисимов…»

Глава 5. «воздух пронизал тягучий, с каждым мигом толстеющий вой», «Алексей каждую из них считал «своей» и инстинктивно держался к той стене, которой держались курсанты», «увидел на дне окопа огромные глаза Анисимова и его гипсово-белые руки…», «до часу дня, когда наступило затишье, взвод четырежды благополучно бегал в свой тыл и возвращался в окоп..»

Глава 6. «Рюмин понял, что рота находится в окружении», «Рюмин в полголоса приказал построится роте у могилы в каре..», «Рюмин понял, что со стороны учится мести невозможно. Оно само растет из сердца…», «Атакуем ночью».

Глава 7. «Мы им покажем, на чем свинья хвост носит…», «Бой в селе нарастал с каждой минутой», «Немец не стрелял больше и не пробовал освободиться…», «В пух разнесли, понимаешь? В дрызг!»

Глава 8. «В одиннадцатом часу над ним неизвестно откуда неслышно появился маленький черный самолет…», «Острый ноющий звук жил и упрямо бился с мощным ревом неба», «Алексей ни о чем уже не думал – тело берегло в себе лишь страх…».

Глава 9. «Курсант лежал лицом вниз, а нависшая над воронкой круглая лепёха корня отекала на него сухим песком..», «»а ведь он дезертир, трус, изменник», «Вставай!- крикнул Алексей, там все гибнут, а ты тут….», «Стреляй тогда… Лучше это самим, чем они нас… раненых или плен…», «Было все сразу – волна горячего испуга, вид четырех гигантов, возвышавшихся над лесом тускло блестевшими красками и голос капитана Рюмина: «Свои! Подходите..»,

Глава 10. «Рюмин молчал, изредка сухо и громко сглатывая слюну», «над лесом метались три фиалково-голубых «ястребка», а вокруг них с острым звоном спиралями заходили на больших скоростях четыре «мессершмита», «Все, — старчески сказал он. — Все…За это нас нельзя простить. Никогда!», «Рюмин лежал на спине. Левая бровь его была удивленно вскинута, а расширенные глаза осмысленно глядели в сумрак дыры», «Он почти физически ощутил, как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью», «Алексей оделся и в десятый раз взглянул в сторону тёмного, неподвижного приземистого танка».

Обратите внимание на эпиграф к повести. Это три строфы из стихотворения А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Почему писатель выбрал такой эпиграф, как вам кажется?

Эти строчки как будто звучат с уст погибших молодых курсантов, о которых идет речь в повести.

3.Перечитайте главу 1 повести. Почему она так контрастна по отно¬шению к последним главам? Какие детали использует автор, чтобы дать почувствовать обречённость роты? Какие ситуации и детали вы бы выделили как имеющие богатый подтекст? По¬пробуйте их истолковать (например, в сцене встречи со спецотрядом НКВД и в разговоре капитана Рюмина с майором, в сце¬не разговора с командиром московских ополченцев).

В этой повести рассказывается о трагедии молодых ребят, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. С самого начала повесть трагична: еще идут строем курсанты, еще война не началась для них по-настоящему, а над ними, как тень, уже нависло: “Убиты! Убиты!” Автору удалось показать весь ужас предательства своих мальчишек, которые вначале «почти радостно» реагировали на пролетавшие юнкерсы. Молодые лейтенанты ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. «Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории», и он догадался об обмане. «В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», но читатель догадался, что мальчики-курсанты станут ее заложниками. Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков. Они не догадывались о подступавшей беде. Мы видим радость главного героя - Алексея Ястребова, несущего в себе "какое-то неуемное притаившееся счастье ". Но это чувство радости и молодой, бьющей через край жизни все больше противоречит неизбежной скорой смерти. Эти совсем ещё мальчишки, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени. Чеканным гвардейским шагом идут они к той линии, которая разделит их жизнь на до и после, на мир и войну.

Эта "невероятная явь войны" стала неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но и для командиров. Потому-то, видимо, не смог до конца сориентироваться в сложившейся обстановке бравый и решительный командир, капитан Рюмин.

4.Каковы отношения капитана Рюмина с командирами взводов, курсантами? Как автор показывает его психологическую неподго¬товленность к войне, неверное, далёкое от реальности представ¬ление о ней? За что курсанты любят своего капитана? Почему они подражают ему?

Перед моими глазами как живой капитан Рюмин. Он является для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения, потому что, по К. Воробьеву, воплощает в себе достоинства и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок» . Все оттенки голоса капитана сохраняет Алексей Ястребов, который «уже две недели как произведен в лейтенанты и назначен командиром взвода» . В слепом ночном бою в селе, когда вот-вот должно было наступить «что-то небывало страшное и таинственное» , когда «он уже не кричал, а выл» , Алексей хотел одного — видеть Рюмина, быть с ним рядом.

Эта "невероятная явь войны" стала неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но в значительной степени и для командиров. Потому-то, видимо, не смог до конца сориентироваться в сложившейся обстановке бравый и решительный командир, капитан Рюмин. Поняв, что его рота попала в окружение, он решает в темноте вывести своих людей к лесу, под прикрытием которого потом можно было бы пробираться к своим. Выступление Рюмин назначает на два часа ночи. Все, что роте предстояло сделать в темноте, он не только последовательно знал, но и видел в том обостренно резком луче света, который бил в его уме предельным напряжением воли и рассудка. Он был уже до конца убежден, что избрал единственно правильное решение - стремительным броском вперед. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Нет. Только вперед, на разгром спящего врага, а потом уже на выход к своим. « Но почти безотчетно Рюмин не хотел сейчас думать о грядущем дне и о своих действиях в нем. Всякий раз, когда только он мысленно встречался с рассветом, сердце просило смутное и несбыточное - дня не нужно было; вместо него могла бы сразу наступить новая ночь». Сначала у Алексея "сердце упрямилось" думать о фашистах "иначе как о людях". Сердцем он еще чувствовал, что убийство -- преступление. Первый немец, убитый им во время ночной атаки, для него все еще такой же человек. Потом он пытался и не смог взглянуть ему в лицо, боясь, что оно будет лицом человека, а не врага. Воробьев не осуждает своего героя и не оправдывает его. Писатель не призывает к ненависти или мести -- он лишь с огромной, бесконечной болью говорит, что сама жизнь учит этому: "Со стороны учиться мести невозможно. Это чувство само растет из сердца, как первая любовь к не знавшим ее..."

5.Как оценить решение Рюмина не выполнять устный приказ об отступлении, не выходить из окружения, но атаковать деревню, а днём, сосредоточившись в лесу, оставаться под бомбёжкой? Как расценить его самоубийство на глазах у курсантов? Какой смысл заключён в его последних словах: «За это нас нельзя про¬стить. Никогда!»? За что «за это»?

Рота обречена, гибель курсантов неизбежна — они в окружении.. . Зачем же понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника? Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибнуть, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто бы впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта — своя тоже — вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой».

После боя и бомбардировки в живых остается несколько курсантов. После того, как Алексей выполз из-под укрытия и вскоре оказался на поле со скирдами и увидел своих во главе с Рюминым, произошел случай, который полностью раскрывает портрет Рюмина, который осознал великое преступление. На глазах у всех в воздухе был расстрелян советский ястребок. "Мерзавец! Ведь все это было давно показано нам в Испании! --- прошептал Рюмин. --- ...За это нас нельзя простить никогда! "Рюмин осознал преступление главного командования перед ястребком, перед мальчишками, их доверчивостью и влюбленностью в него, капитана: "Он плакал... Невидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей, но он сидел теперь затаенно-тихий, как бы во что-то вслушиваясь и силясь постигнуть ускользающую от него мысль..."

6.Перечитайте главу 2. В неё введён главный герой Алексей Яст¬ребов. Как автор прослеживает его восприятие реальности, на¬строение, ход мыслей, реакцию на собственные оплошности, отношения с товарищами? Что за человек лейтенант Ястребов? Как вы прокомментировали бы такие фразы текста: «Дальше этого не избалованный личным напряжением мозг Алексея отка¬зывался рисовать что-либо определённо зримое», или «...пятый месяц немцы безудержно продвигались вперёд, к Москве... Это было, конечно, правдой, потому что... потому что об этом говорил сам Сталин», или «И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны»?

Алексей Ястребов самокритичен. Он с самого начала старается подражать своему кумиру капитану Рюмину, он переживает, правильно ли он поступает, говорит, мыслит, отдает приказы. Алексей ҹеловеҹен и совестлив. Он переживает все, ҹто происходит с ним и его товарищами. Чувство ответственности за судьбу Отеҹества заставляет Алексея Ястребова быть особенно требовательным к себе.

Еще в учебной части Алексей привык подчинятся приказам, не задумываясь в их правильности. Слепо верил командирам.

Он похож на молодого офицера, с идеалистическими представлениями о войне, глубоким патриотом с верой в Сталина, как вождя народов.

Когда он сталкивается «невероятной явью» войны, то понимает. Что не готов к увиденному. Его охватывает ужас, страх, непонимание, но он борется с этими чувствами. У Воробьева в повести как бы столкнулись три правды: «правда» кровавого фашизма, «правда» жестокого сталинизма и высокая правда юношей, живших и умиравших с одной мыслью: «Я отвечаю за все!»

7.Какой изображается Воробьёвым война в сценах миномётного обстрела, ночного боя, бомбёжки? Пересмотрите эти сцены и найдите выделенные автором детали, за которыми зримо встаёт реальная картина происходящего, а также восприятие её человеком.

Изображая войну, автор говорит: война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Изображая войну глазами лейтенанта Алексея Ястребова, писатель психологически тонко показывает избавление от шаблонного мышления, от стереотипного представления о войне. Рота капитана Рюмина шла не к одному из временно примолкнувших бастионов, а для того, чтобы на этом участке фронта, окруженном фашистами, остаться навсегда. Курсанты были вооружены лишь старыми самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином.

Нечеткое и зыбкое сознание, с которым молодые бойцы воспринимали войну, начало проясняться. И радость, «беспричинная, гордая и тайная», – радость жизни, и ненужное здесь тщеславие – все это улетучилось при первой минной атаке и при виде первых раненых и убитых товарищей.

Война – «жестокая страна», и потому автор повести насыщает книгу «жесткими», беспощадными в своей правде эпизодами. Такова сцена с описанием смертельно раненного Анисимова, ноющего на одной протяжной ноте: «Отре ежь… Ну, пожалуйста, отре ежь…» На мокрой полуоторванной поле шинели Алексей увидел «глянцево сизый клубящийся моток чего то живого… Это “они” – понял Алексей, даже в уме не называя своим то, что увидел». «Невероятная явь войны» вызывает у него в этой сцене чувство тошноты, отторжения смерти, нежелания видеть кровь, страдания и смерть.

23Рисуя сцену погребения первых шести курсантов, психологически точно изображая состояние живых – их «чувства отталкивающего ужаса смерти и тайного отчуждения», К. Воробьев подчеркивает верный, суровый вывод капитана Рюмина о том, что со стороны учиться мести невозможно. Это чувство само растет из сердца, как первая любовь у не знавших ее.

Эти два чувства – любовь и ненависть – владеют Алексеем во время рукопашного боя, в схватке с врагом, более похожей на объятие, когда убитый Алексеем немец вдруг «как то доверчиво сник и отяжелел и почти переломился в талии». Страшный приступ рвоты того и другого противника как то по человечески в то же время сближает их. Да, война для того и другого – «самое гадкое дело на земле».

Во время бомбежки в лесу, автор рисует картину настоящего «расстрела» роты «Алексей ни о чем уже не думал – тело берегло в себе лишь страх, и он временами лежал под деревом, вцепившись в него обеими руками», то куда-то бежал и в одну и туже секунду ощущал дрожь земли, обонял запах чеснока и жженой шерсти, видел на лесом карусель самолетов, вставающие и опадающие фонтаны взрывов, летящие и заваливающие деревья, бегущих и лежащих курсантов, до капли похожих друг на друга, потому что все были с открытыми ртами и обескровленными лицами…

8.Человек на войне. За его душевным состоянием и восприятием войны стоит, как правило, авторская точка зрения и авторская оценка изображённого. Как воспринимает войну Алексей Ястребов? Как ведёт себя по отношению к курсантам своего взвода, к погибшим, с курсантом под выворотнем? Как потом оце¬нивает своё поведение? Как писатель относится к своему герою?

Алексей Ястребов, готовясь к бою, к встречи лицом к лицу с врагом, не может отказать человеку в человеческом, не может думать о немцах «иначе, как о людях, которых он знал или не знал-безразлично...». И потому-то, оказавшись свидетелем рукопашной схватки, в которой курсант убил фашиста штыком, Алексей ужаснулся случившемуся и почти возненавидел своего товарища. Ведь враг для него-пока что понятие абстрактное, а перешагнуть извечный человеческий закон «не убий» не так-то оказывается просто! Потом в Ястребове проснется чувство святой и справедливой ненависти и мести. Через все то, странное и трагичное, с чем в первые же дни столкнула его война, необходимо было пройти герою К. Воробьева.

Страх за свою жизнь и за жизнь своих товарищей вызвал у него вдруг «мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом…». И это чувство родства со всеми не оставит его уже никогда.

Писатель постоянно подчеркивает в своем герое его человечность, желание понять эту суровую, «невероятную явь войны»; «сердце его упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе как о людях…».

Кругом гибнут курсанты, Ястребов везде видит их изувеченные тела. Ео поражат вид оторванной ноги в сапоге, он с трудом смотрит на изорваные человеческие тела.

Да и не только через это, но и через собственную стыдную слабость: когда танковый десант уничтожал остатки роты, Алексей Ястребов, растерявшийся, опустошенный, подавленный, спрятался в воронке.

. «Трус, изменник — внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом». И пришла догадка, что он такой же. Курсант предложил Алексею доложить наверх, что он, Ястребов, сбил юнкере. «Шкурник», —думаетонем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из них боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что «смерть многолика»: можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт жизни диктует это. К. Воробьев исследует эту многоликость смерти на войне и показывает, как это бывает, без ложного пафоса. Повесть поражает лаконизмом, целомудрием описания трагического.

«Оторопелое удивление Алексея перед тем, чему был свидетель в эти пять дней жизни», рано или поздно уляжется, и тогда он поймет, кто был виноват в нашем отступлении, в гибели самых чистых и светлых, не поймет только, почему седые генералы там, под Москвой, принесли в жертву своих «детей».

Писатель не спешит строго осудить своего героя, как судит своих персонажей, К.Воробьев дает возможность Ястребову исправиться, искупить свою вину. И здесь нет противоречия. И тот и другой художник, исследуя характеры, идут за жизненной и психологической правдой. Ястребов прячется в воронке. Он тоже пытается внутренне оправдать себя: «Не надо, товарищ лейтенант! Мы ничего не сможем... Нам надо остаться живыми, слышите? Мы их, гадов, потом всех... Вот увидите! Мы их потом всех, как вчера ночью! - исступленно просил курсант и медленно, заклинающе нес ладонь ко рту Алексея...») Алексей же Ястребов судит себя. Судит судом собственной совести, самым строгим и нелицеприятным судом. И потому он находит в себе силы выстоять. Мы видим, как открылась ему «неожиданное и незнакомое явление мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного.

9.Как оценить финал повести? Почему Воробьёв рисует его таким? Возможно ли, чтобы после всего пережитого Алексей остался прежним лейтенантом Ястребовым? Какие выводы с ним вместе и после того, как повесть прочитана, может сделать для себя чи¬татель?

В финальной сцене поединка с танком уже поварившийся в самых адских котлах войны, обогащенный ее жестким опытом, Алексей Ястребов вершит свой подвиг сурово и буднично; перед нами возмужавший герой, воин, ясно осознающий свою роль в этой войне. «То оцепенение, с которым он встретил смерть Рюмина, оказывается, не было ошеломленностью или растерянностью».

Верный суровой правде войны, Воробьев убеждает читателя, что обстоятельства оказываются сильнее человека, и самоубийство командира, потерявшего целую роту, – тому подтверждение. После смерти Рюмина Алексей Ястребов вдруг понял, что в нем растаяла тень страха перед собственной жизнью. Теперь она стояла перед ним как дальняя «безразличная ему нищенка». Перед лицом возможной смерти Алексею вспоминается его детство, дед Матвей, Бешеная лощинка. Для него здесь, на поле боя, сошлись прошлое и настоящее, а ради будущего надо было встать из траншеи с бутылкою зажигательной смеси и шагнуть навстречу идущему на него танку. И он шагнул, взорвал танк…

Война – не имеет ничего общего с какими-то возвышенными представлениям о ней. Это жесткое кровавое месиво, которое навсегда калечит души и сердца людей. Во время Великой Отечественной войны погибло огромное количество воинов и главная причина в этом – недальновидность и жестокость «генералов», плохое вооружение и психологическая неподготовленность молодых ребят, которые вне своей воли были превращены в «пушечное мясо». Такова правда войны.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Подумайте над заглавием повести. Почему «Убиты под Моск¬вой», а не «Погибли под Москвой» или ещё как-нибудь? Какую обобщающую авторскую мысль несёт избранное писателем на¬звание? Какие оттенки смысла оно заключает, какие вопросы воз¬никают при его осмыслении? Как вы думаете, почему действие повести заканчивается у тех самых скирд, от которых оно начи¬нается? Случайно ли это? Какая авторская мысль стоит за этим?

Думаем, автор этим заголовком хочет подчеркнуть, что ребят именно убили, без прикрас и высоких слов, расстреляли бомбами, как загнанных зверей, курсанты стали «пушечным мясом», ведь им даже не выжали пулеметов. Их сознательно обрекли на смерть, это ясно осознал Рюмин, который не смог с этим жить и сражаться дальше, смотреть в глаза своим курсантам. Ребят убили не только немцы, но и свои же – генералы, руководство, которое настолько довело армию, что у нее отсутствовало даже нормальное вооружение.

Думаем автор не случайно автор заканчивает действие там же, где оно и началось – в скирдах, герои шли по кругу, а значит были изначально обречены, положение было безвыходным.

2.Как бы вы определили главную проблему произведения? А сопут¬ствующие ей? Что волновало автора, почему он захотел создать это произведение?

Проблемы, встающие перед человеком на войне, почти те же, что и в мирное время, однако они поставлены настолько остро, требовательно, что от них ни скрыться, ни убежать. Эти извечные проблемы героизма, гуманизма, долга решает для себя курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: “Судьба каждого курсанта... вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой”. В судьбе одного курсанта словно сконцентрировалась судьба всей России.

3.В сцене самоубийства капитана Рюмина возникла мысль о вине, ответственности, прощении. Кому и за что нет прощения?

Нет прощения тем людям, которые сознательно позволяли вот так бессмысленно гибнуть целым ротам молодых людей, кидать их в самое пекло фактически без оружия и поддержки, как это было в начале войны.

4.Попробуем осмыслить систему образов в повести: Рюмин—Яст¬ребов. Чем они схожи друг с другом, а чем отличаются (напри¬мер, в отношении к подчинённым)? Представим себе, что автор отказался бы от образа капитана. Ведь гибель роты можно было изобразить, не выводя на первый план Рюмина. Что оказалось бы в повести недосказанным, неясным?

Повесть Воробьева "Убиты под Москвой" была напечатана в России лишь в 80-х годах из-за страха перед правдой. В ней глубоко и трагично раскрывается проблема убийства своих своими же, весь ужас предательства. Главными героями этой повести являются капитан Рюмин и Алексей Ястребов.

Капитан Рюмин предстает перед нами как мужественный предводитель своего войска. Курсанты видели в нем идеального бойца и во всем старались походить на него: они любили капитана Рюмина --- с его "надменно-иронической" улыбкой, затянутой и стройной фигурой, со стеком-хворостинкой в руке, с фуражкой, чуть-чуть сдвинутой на правый висок. Алеша Ястребов, как и все, "нес в себе неуемное, притаившееся счастье", "радость гибкого молодого тела". Капитан Рюмин и Алеша отличались от всех курсантов тем, что только они догадывались о подступавшей беде: "Какая-то щупающая душу усмешка" на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что "мы будем бить врага на его территории". Они (и Алексей, и Рюмин) догадывались об обмане. "В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны". Рюмин уже знал --- "на нашем направлении прорван фронт", об истинном положении там рассказал раненый боец: "нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь."Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом, стыдясь больно навернувшихся слез" --- так описывает Воробьев психологическое состояние главного героя. После случая, произошедшего с политруком Анисимовым и Алексей Ястребов, и капитан Рюмин окончательно поняли отведенную им здесь роль: "ненужный слезный крик" накапливался в душе Алексея. А Рюмин, человек "стремительного действия" понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. "Только вперед!" --- решает про себя Рюмин, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали "Ура! За Сталина!" (как в фильмах), из их грудей рвалось что-то "бессловесное и жесткое". Алексей уже "не кричал, а выл". Патриотизм курсантов в этом эпизоде выразился не в лозунге, не в фразе, а в поступке. Слова автора как бы воспроизводят странный внутренний монолог Рюмина: "Но к этому рубежу окончательной победы роту могла привести только ночь, а не этот стыдливый недоносок неба --- день! О если б мог Рюмин загнать его в темные ворота ночи!.." Борьба патриотизма и инстинкта самосохранения в душе Алексея Ястребова хорошо проявляется в эпизоде с молодым курсантом. После атаки танков бежавший от них Алексей увидел прижавшегося к ямке в земле молодого курсанта. "Трус, изменник", --- внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом". Тот предложил Алексею доложить наверху, что он, Ястребов, сбил юнкерс. "Шкурник", --- думает о нем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из них боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что "смерть многолика": можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт диктует это. Автор исследует эту многоликость смерти через образы Алексея Ястребова и капитана Рюмина. После того, как Алексей выполз из-под укрытия и вскоре оказался на поле со скирдами и увидел своих во главе с Рюминым, произошел случай, который полностью раскрывает портрет Рюмина, который осознал великое преступление. На глазах у всех в воздухе был расстрелян советский ястребок. "Мерзавец! Ведь все это было давно показано нам в Испании! --- прошептал Рюмин. --- ...За это нас нельзя простить никогда! "Рюмин осознал преступление главного командования перед ястребком, перед мальчишками, их доверчивостью и влюбленностью в него, капитана: "Он плакал... Невидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей, но он сидел теперь затаенно-тихий, как бы во что-то вслушиваясь и силясь постигнуть ускользающую от него мысль..." Что касается Алексея, то его характер по-настоящему раскрылся в поединке с танком. Удача: танк загорелся. "Оторопелое удивление перед тем, чему был свидетель в эти пять дней жизни", рано или поздно уляжется, и тогда он поймет, кто был виноват в отступлении, в гибели самых чистых и светлых. Не поймет, только, почему седые генералы там, под Москвой, принесли в жертву своих "детей".

В повести Воробьева как бы столкнулись три правды: "правда" фашизма, "правда" сталинизма и высокая правда юношей, живших, умерших с одной мыслью: "Я отвечаю за все!"

Какую роль играют вто¬ростепенные образы (политрук Анисимов, Гуляев, курсант, с кото¬рым Алексей спрятался под выворотнем, майор НКВД со своей командой, подполковник ополченцев)? Попробуйте объяснить художественную целесообразность введения этих героев. Как их образы «работают» на осуществление авторского замысла? По¬чему вы безусловно верите тому, что изобразил писатель?

Второстепенные герои помогают раскрыть характеры и образы главных героев Ястребова и Рюмина. Им веришь, потому что автор очень точно, лаконично, даже страшно описывает эмоции людей, которые впервые сталкиваются с кровавым лицом войны. После прочтение остается очень тяжелое ощущение и жалость к ребятам…

5.Какие знакомые вам черты повести как эпического жанра вы уви¬дели в произведении Воробьева? Найдите во второй главе по¬вести места, где заметна лирическая интонация. Какую роль они играют в обрисовке образа Алексея Ястребова и как оттеняют трагедию последующего хода событий?

“Убиты под Москвой” - по форме короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. Такое ощущение появляется потому, что война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее. Если в мирной жизни душа развивается, эволюционирует, то на войне в ней происходит ломка: ломаются прежние нравственные ценности, прежний взгляд на вещи. Если в литературе мирного времени символом духовных исканий становится дорога, путь, то у Константина Воробьева - беспорядочное, безысходное метание под обстрелом с воздуха.

Лирическая интонация слышна во время описания эпизода, когда рота готовилась к обороне и рыла окопы. Алексей испытывал возвышенные чувства нетерпения и волнения перед своим первым настоящим боем. «Утро наступило морозное, сквозное хрупкое…» (с.259), «Алексей вышел на задворки, неся в себе какое-то неуемное, притаившееся счастье…»(с.260).

Эти лирические зарисовки подчеркивают чувствительность героя. Его внимание к деталям. Молодой лейтенант по сути еще мальчишка, озорной, добрый веселый. Все это резко контрастирует с тем, что будет происходит далее.

6.Какие книги о войне вы могли бы сравнить с повестью «Убиты под Москвой»? У каких ещё авторов вы встречали страшную и горькую правду о войне?

Светлана Алексиевич,«У войны не женское лицо», военные произведения Василия Быкова.

Рассмотрите на форзаце IV репродукцию картины А. А. Дейнеки «Окраина Москвы», созданную в 1941 году. Какими способами (общий колорит, предметы, ракурс, с которого рассматриваются машина, противотанковые “ежи”) художник передаёт ощущение тревоги, нависшей беды, опасности?

Впечатляющая сила картины Дейнеки таится прежде всего в ее необычайном и вместе с тем очень простом по выражению замысле.

Тяжелая для страны зима 1941 года. Фашистские войска стоят на подступах к Москве... На картине — несколько домов с выбитыми окнами, среди которых высятся остатки разрушенного строения; мимо мчится грузовик. Вот и все, что видно за рядами надолб и противотанковых ежей, расположенных на переднем плане.

Но художнику оказалось достаточно изобразить это немногое, чтобы создать суровый образ неприступной русской столицы, образ, повествующий о драматических событиях истории нашей Родины.

Сильной стороной многих тематических картин Дейнеки является строго продуманная композиция. Уже одно то, каким способом располагает он на полотне изображаемое, всегда теснейшим образом связано с выражением наиболее существенных сторон замысла.

В картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», как и в целом ряде других его произведений на сюжеты Великой Отечественной войны, Дейнека стремился выразить свои чувства – гнев художника-гражданина, с болью смотрящего на тяжелые бедствия и страшные испытания, которые принесла его народу война. Вместе с тем художник хотел показать суровый, мужественный образ Родины, который он олицетворял в образе Москвы.

Задачей, которую предстояло решить в данном случае, было передать в картине пейзажного характера идею непобедимости, неприступности Москвы.

Нужно сказать, что Дейнека великолепно справился с этой трудной, посильной только для немногих задачей.

Как и во всяком подлинном произведении искусства, в картине важно все; не только сюжет, но и особенности перспективного построения, даже формат полотна по-своему служит целям выражения глубокого идейного содержания. Так, например, в картине все изображенное показано увиденным снизу (при низком горизонте). Это позволило подчеркнуть неровный рельеф местности: город воспринимается как бы стоящим на холме. Каменные дома, неуютные, с зияющими оконными проемами, скрытые в нижней своей части пригорком, кажутся вросшими в землю. Вместе с тем, видимые снизу, они устремлены ввысь. Все это делает их похожими, по меткому замечанию одного из историков искусства, на «своеобразные суровые крепости, неприступные твердыни...» Впечатлению устойчивости и крепости домов способствует удачно выбранный горизонтальный формат полотна.

Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» может служить блестящим примером использования такого средства художественной выразительности, как линейный ритм. Близкие друг другу по направлению линии – вертикали строений и телеграфных столбов, так же как и идущие почти под одним наклоном надолбы, могли бы внести в произведение монотонность, скучное однообразие, но чередование групп близких по направлению, почти параллельных линий проведено так искусно, что дома приобретают какую-то особую одухотворенность, своеобразную экспрессию, а надолбы, обращенные в сторону врага, своим строгим, четким ритмом придают облику окраины грозный ощетинившийся вид.

В развитии сюжета безлюдье окраины играет важную роль. Рисуя пейзаж безлюдным, художник тем самым внес в картину чувство настороженности; общему настроению полотна свойственна окраска суровой напряженности, драматизма. Зрителю ясно, что население покинуло жилище – кто ушел на фронт, кто рыть окопы, кто в тылу помогает своим трудом защите Родины. Но зрителю ясно и другое — здесь организована линия обороны, защитники Москвы укрепились, ушли под землю, здесь врагу уготована сокрушительная встреча.

Появление грузовика – эпизод, нарушающий, но вместе с тем подчеркивающий впечатление безлюдья. Кажется, что через мгновение грузовик скроется и все снова погрузится в полную напряженного ожидания тишину. Порывы леденящего ветра треплют брезент на его кузове. Холод, стужа ожидают здесь врага...

В картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» Дейнека предстает взыскательным, требовательным к себе мастером. Он пользуется простым, немногословным изобразительным языком; особое внимание уделяет острому, выразительному рисунку. Бережно он обращается с таким средством художественной выразительности, как колорит. Скупо используя палитру, он, однако, точно и выразительно характеризует различие предметов в цвете и материале. Так, например, он изображает старой и новой постройки дома, приглушенный общий тон которых нарушают вносящие тревогу красный и желтый цвета. Так же выразительно и просто написано мрачное, свинцовое небо, усиливающее элемент драматизма в картине.