МАКСИМ ГОРЬКИЙ. СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ 204-228стр.

Подробное решение Страница 204-228стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Какое впечатление произвёл на вас рассказ «Старуха Изергиль»? Что вас удивило, что понравилось, взволновало, увлекло? Какие новые для вас мысли о жизни, о людях появились в связи с рассказом Максим Горького?

Понравились истории, рассказанные старухой Изергиль, особенно история о Данко и его горящем сердцем. Удивительно, но есть в жизни такие люди, которые отдают свою жизнь ради счастья других не думая о себе. И есть такие люди как Ларра – гордые и жестокие.

1.Вы сразу обратили внимание на трёхчастную композицию рас¬сказа. Подумайте, почему именно в таком порядке расположил автор две легенды и повествование Изергиль о своей жизни. Для более обоснованного и детального ответа на этот вопрос необхо¬димо поразмыслить над содержанием, смыслом легенд.

«Старуха Изергиль» - произведение, где в аллегорической форме изображается авторский идеал личности. Даже в реалистическую основу повествования проникают элементы романтизации: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу, где рассказчик работает на сборе винограда.

Рассказ написан с использованием излюбленной писателем формы обрамления. Повествованием рассказчика обрамляется легенда о Ларре, повествование о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым эти три части делает основная идея произведения – стремление выявить истинную ценность человеческой личности. Все три истории различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».

Ларра и Данко олицетворяют два полюса, легенды о них обрамляют рассказ Изергили о своей жизни. Старуха углубляется в свои воспоминания, свободно переходит от одного эпизода к другому. Например, рассказав о гибели гуцула, она продолжает: «А то еще турка любила я». Между эпизодами нередко оказываются временные «провалы», на которые обращает внимание рассказчик: «А рыбак куда девался? <…> Погоди!.. А где маленький турок?» Изергиль неоднократно отмечает, что она очень много любила, но сама не замечает, что любовь ее была в целом эгоистична. Она предваряет рассказ восклицанием: «Сколько поцелуев взяла и дала!» Неслучайно слово «взяла» стоит на первом месте. Изергили было важно, что ее страстно любили, готовы были пожертвовать многим ради нее. В частности, она была причиной смерти маленького турка, героиня понимает это, но не испытывает сильного чувства вины. Она только однажды жертвует собой, спасая поляка. Весь рассказ героини построен так, что она невольно сравнивает себя с Данко: ее жизнь также была посвящена любви. Но Изергиль легко забывала некогда любимого человека, не задумываясь, бросала его ради новой любви. И в самой жажде любви, стремлении к наслаждению есть немало от индивидуализма Ларры. «Я <…> никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Возлюбленным Изергили нет места в ее жизни, чувства, вызванные ими, были мимолетны. И портрет старухи приближается к портрету Ларры: она «тоже почти тень». И глаза ее все-таки оставались «тусклы», даже когда она вспоминала о своих возлюбленных, а в истории о Данко лейтмотивом является огонь, свет, которым горел его взгляд.

Итак, Ларра и Данко олицетворяют два полюса, Изергиль (обычный человек) находится между ними, при этом, естественно, хочет быть похожей на Данко, не замечая своего сходства с Ларрой. Но неслучайно рассказ начинается с легенды о Ларре и заканчивается легендой о Данко. Финал оказывается оптимистичным, в нем заключается вера в людей; индивидуализм и эгоизм оказываются преодоленными. Это подчеркивается и репликами рассказчика. Он дважды отмечает, что легенда о Ларре древняя, история Данко воспринимается им скорее как современная, только сама старуха указывает, что эти события произошли «в старину». Рассказчику, вероятно, кажется, что они происходят здесь и сейчас: «...Голос ее скрипучий и глухой, ясно рисовал передо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди…»

Победа альтруистического начала над индивидуалистическим совершается и в душе самого Данко. Он тоже может гневаться, но гнев его быстро побеждается «жалостью к людям» и обращается в свою противоположность – любовь к людям, желание пожертвовать собой. Данко не мыслит себя вне людей, он хочет быть нужным им. И в этом смысле Изергиль несколько сближается с ним: ее рассказы интересны и полезны молодежи.

2.Вы помните, что писатели часто прибегают к художественному приёму противопоставления (антитезы). Противопоставление Ларры и Данко очевидно. В чём они противостоят друг другу? Срав¬ните их позиции по отношению к самим себе, людям. Что каждый из них ценит больше всего? За что наказан Ларра? Почему муд¬рейший сказал, что наказание в нём самом? Почему Ларра искал смерти? Почему поступок Данко трактуется как подвиг? Перечи¬тайте этот эпизод. Как люди воспринимают чудесное зрелище го¬рящего сердца? Почему легенда о Данко заканчивается на такой грустной ноте?

Как вы понимаете последние фразы? Обратите внимание на сквозной контраст в этих фразах:

радостные и полные надежд — не заметили смерти; не видали — что пылает; смелое сердце — боясь чего-то; смелое сердце — осторожный человек; гордое сердце — наступил ногой.

Какую авторскую мысль-переживание несёт этот заключительный аккорд легенды? Какие дополнительные оттенки, смысловые и эмоциональные, вносятся последующим текстом, где говорится о «красивой сказке», «голубых искрах степи», «силе смельчака Данко, который сжёг для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе»?

Герои легенд необыкновенные люди, об их существовании напоминают тени (Ларра), огоньки в степи (Данко). Но если Ларра горд и эгоистичен, то Данко – альтруист. Ларра уверен, что ему все позволено, люди должны беспрекословно подчиняться ему, ведь он сын орла. Поэтому он, не задумываясь, убивает девушку, отвергнувшую его. За это он наказан вечной свободой и бессмертием, он превратился в тень, пугающую по ночам людей. Данко хочет во что бы то ни стало привести людей к солнцу, он уговаривает их идти через лес. Он выслушивает крики людей, желающих погубить его, но не раздражается на них, понимая, что так вести себя могут только слабые духом. Сила его любви к людям была настолько велика, что он «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», осветив лес «этим факелом великой любви к людям». Эта любовь трагична: люди не в состоянии оценить ее и отблагодарить Данко. Им не понятен, а потому страшен тот огонь любви, которым горело сердце Данко даже после его смерти. И неслучайно «острожный человек, боясь чего-то наступил на гордое сердце ногой…» Человек не понимает, чего именно он боится, и поэтому уничтожает необычное, а потому опасное сердце. Но Данко не ждет людской благодарности, любовь его абсолютно бескорыстна, и потому сердце его рассыпается в искры, которые всегда будут освещать ночную мглу.

3.Перечитайте ещё раз сцену суда над Ларрой. Какие суждения и выводы кажутся вам ключевыми для понимания его поведения и отношения к людям? Характеризуя этого героя, автор четыре раза употребил слово «гордый»:

«глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»;

«стоял один против всех... и был горд, — не опустил своей голо¬вы, как бы вызывая на нее кару»;

«Ты, гордый, слушай!»;

«Вот как был поражён человек за гордость!».

Словарь С. И. Ожегова даёт такое толкование слова гордый: «исполненный чувства собственного достоинства, сознающий своё превосходство». Какие ещё смысловые оттенки возникают у этого слова, когда автор характеризует им своего героя? (Срав¬ните: гордыня — непомерная гордость.)

Что нового для себя узнали люди из объяснений Ларры?

Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем. Это видно и в портрете: «Все видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Проявляется гордыня Ларры и в его позе: «…стоял один против всех, рядом с ней (убитой им девушкой) и был горд», а также в отношении к старейшинам: «А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе».

Таким образом, конфликт между Ларрой, который считает себя первым на земле, и племенем, соблюдающим законы общества, неизбежен.

С особой силой этот конфликт проявляется в кульминационной сцене – сцене суда над Ларрой. Здесь сталкиваются два взаимоисключающих миропонимания. С одной стороны – этика племени, правила существования человека среди таких же, как он, людей: «… За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью». С другой стороны – эгоцентризм Ларры: «А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым», то есть брать от жизни все, ничего не давая взамен.

Человек, который отделил себя от других, который замкнулся только на удовлетворении эгоистических потребностей, рано или поздно осознает пустоту и бесцельность своего существования. Чуждый и ненужный другим, он становится не нужен самому себе. Ларра осужден на вечное скитание и вечное одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему…» Бестелесная тень, обреченная на вечное скитание, - вот финал судьбы того, кто хотел брать от жизни все, не расплачиваясь собой.

Таким образом, Ларра осознал свое «лучшее» как право стоять над людьми и требовать себе преимуществ перед всеми. Он выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми.

Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе этот персонаж.

Образ орла прямо связан здесь с мотивом смерти и жестокости. Обращает на себя внимание и параллелизм сюжетных линий легенды. Отец Ларры, орел, похищает красавицу девушку, и люди бессильны помочь ей: «стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно в землю». Ларре, убившему красивую девушку, тоже не страшно оружие людей: «Он приходил в племя, - замечает рассказчица, - и похищал скот, девушек – все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тело».

Ларра – полуживое-полумертвое существо, лишь внешне подобное человеку, но низвергнутое из жизни. Поэтому он и сеет вокруг себя смерть, живое обращая в камень. Отсюда особое значение получает попытка самоубийства Ларры. Нож, которым он бьет себя в грудь, сломался «точно в камень ударил им».

Таким образом, орлиная кровь Ларры, его сердечная окаменелость объясняют бесчеловечность «отверженного». Неслучайно, рассказывая об этом герое, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, силен, хищен, жесток.

4.В каждой из легенд люди судят героя. Внимательно прочитайте эти сцены и уясните для себя, в чём обвиняют Ларру и Данко, в чём они в самом деле виноваты, как каждый из них относится к людям, какие доводы приводит в свою защиту и как подейство¬вало на людей зрелище горящего сердца.

Люди племени Ларры ненавидели его за чрезмерную гордость. «И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как! с равными себе». Ларра фал и убивал, нисколько не жалея об этом, и за это люди ненавидели его ещё в больше. «...А он ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из её уст кровь брызнула к небу». Люди племени также понимали, что Ларра ничем не лучше их, хотя он считал, что таких, как Я он больше, нет, то есть был индивидуалистом. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает. «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и нога, а владеет он животными, женщинами, землей... и еще многим». Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени! осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество.

В племени, в котором жил Данко, наоборот, «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех» за его высокую силу духа, мужество и способность повести за собой людей. Ведь именно Данко не побоялся провести своё племя через лесную чащу, и на всём протяжении пути он сохранял веру в лучшее. Люди, глядя на него, верили в своё спасение. Даже когда люди племени озлобились на него, «стали, как звери», из-за своей усталости и бессилия, хотели убить его, Данко был неспособен! ответить им тем же. Его любовь к людям погасила в нём раздражение и злобу. И ради этих людей Данко пожертвовал своей жизнью, вырвав из груди своё сердце, освещавшее им путь, как факел. Умирая, он не жалел о своей жизни, а радовался от того, что довел людей до цели. В образ Данко Максим Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все свои силы отдает служению народу. И вот его молодое и очень горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей своего племени, вывести их из мрака. Он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой, освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца Данко смело повел их вперед. И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха». «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его» и забыли о нём, как забывается обо всём на свете. Ларра тоже готов был умереть, но не ради людей, а ради себя, потому что одиночество, на которое его обрекли люди, было для него невыносимо. Но, даже скитаясь в одиночестве, Ларра не мог раскаяться и попросить прощения у людей, потому что он остался таким же гордым, высокомерным и эгоистичным.

5.Что говорит о Ларре и Данко старуха Изергиль?

Старуха Изергиль осуждает Ларру и считает его наказание вполне справедливым. Она восхищается поступком Данко, который близок ей по силе характера, смелости, мужеству. Следовательно, вторая функция образа Изергиль — быть судьёй, то есть дать оценку героям легенд, раскрывая тем самым свои собственные взгляды на жизнь. Надо отметить, что оценки Ларры и Данко у старухи и автобиографического героя совпадают.

6.Обратимся снова к композиции рассказа. Он имеет так назы¬ваемое обрамление, то есть легенды как бы вставлены в рамку беседы рассказчика с Изергиль, а между легендами помещена её история, напоминающая легенду. Перечитайте вступительную часть рассказа и объясните, какую роль в ней играет изображе¬ние людей, пейзаж, короткие реплики. Какое создаётся настрое¬ние? Какова его роль в восприятии читателем легенды о Ларре?

Пейзажные зарисовки, которыми перебивается повествование Изергили, не только раскрывают авторское отношение, но и создают определенный эмоциональный настрой. Когда старуха рассказывает о Ларре, пейзаж мрачный: «В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и всё обильнее лил на степь голубоватую мглу». Создается гнетущая, давящая атмосфера. А когда Изергиль повествует о Данко, рассказчик замечает: «Старуха помолчала и посмотрела в степь, где всё густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг». Здесь атмосфера иная: тьма уже не кажется столь тяжелой – ее побеждает свет, сравнение огоньков с цветами создает радостное настроение.

7.Чем старуха Изергиль похожа и непохожа на героев расска-занных ею легенд? Есть ли у них общие черты? Какие? Как сама Изергиль смотрит на свою жизнь и на героев своих легенд?

Изергиль — старуха, чьи “сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы”, то ли отталкивают, то ли как-то по-особому привлекают. Горький предваряет развёрнутым портретным описанием рассказ Изергиль о её молодости, о том, “сколько поцелуев взяла и дала” она своим возлюбленным. Характерные портретные детали имели место и ранее: “дрожащая рука с кривыми пальцами”, “скрипучий голос”. Теперь же голос становится “хрустящим”, а описание лица и фигуры не просто отражает естественную старость, но как будто позволяет заглянуть за ту черту, к которой подошла старая женщина и которую давно перешагнули те, кого она любила. “...При каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами”, — рассказчик слышит “преданья старины глубокой”, и “древность” самой старухи в контрасте с рассказом о том времени, когда она, “как солнечный луч, живая была”, помогает ощутить дух “мятежной жизни” под аккомпанемент “мятежного шума” морских волн.

Образ воплощает идею любви, идею внутренней свободы, идею действенного отношения к жизни. Старуха Изергиль говорит своему собеседнику - когда человек любит подвиги, он всегда сумеет их сделать и найдет, где это сделать. Рассказ старухи Изергиль о своей длинной жизни, о чувственной любви занимает центральное место в рассказе Горького, и как бы обрамляется двумя легендами - о себялюбивом и эгоистичном Ларре, который был обречен на вечное одиночество и который впоследствии счастьем для себя считал лишь смерть.. . и легендой о смелом и красивом Данко, образ которого воплощает в себе идеал человеколюбия и духовной красоты.. . И это не случайно, ибо именно старуху Изергиль Горький считает главной героиней своего рассказа . Именно она воплощает собой образ человека, живущего среди людей, человека свободного, сильного, имеющего право выражать собственный взгляд на жизнь.

Но кроме того в ней много гордыни и эгоизма. Она ни от кого не хочет зависеть, спасает своего возлюбленного из плена, но сама уходит от него, так как знает, что больше не любима, а принимать вместо любви чувство благодарности героиня не желает. Однако ее портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувстсвенной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверенна в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.

Изергиль очень стара, она стала почти как тень, тоже стало и с Ларрой. Особенное место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как то: «тусклые глаза» , «отрескавшиеся губы», «морщенный нос, загнутый словно, нос совы», «черные ямы щек», «прядь пепельно-седых волос».Они повествуют о нелегкой жизни героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Старуха – человек, живущий среди людей.

Именно с помощью ее образа Горький пытается выявить истинную ценность человеческой жизни. Повествование о своей жизни старуха Изергиль заканчивает словами о том, что раньше люди были ЧИЩЕ, в них было больше СИЛЫ и ОГНЯ, оттого и жилось веселее и лучше.

8.Что объединяет в одно произведение такой разнородный ма-териал?

Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.

По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

Первая, начинающая повествование, — легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. “Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их...” Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной — эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. “Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла”. Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: “...он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него”. В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.

Действие — основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали “...корявые, длинные руки... в густую сеть, пытаясь остановить...” их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. “Что сделаю я для людей?!” — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце...”. Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. “...Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак... А потом упал и — умер”. Но те, увы, оказались неблагодарными. “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...”

Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными.друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано, что смысл человеческой жизни — служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изергиль.

Своенравная и гордая в молодые годы, в старости она настолько одряхлела, что при каждом ее движении “...можно было ждать, что сухая... кожа разорвется вся, развалится кусками...”.

Но эта женщина, в отличие от главных героев легенд, включенных в рассказ, — реальная героиня. Это подтверждается тем, что она четко указывала на время и место тех или иных событий, которые происходили с ней.

Изергиль была и осталась, я считаю, женщиной гордой. “Я была счастлива... никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи...”

Она любила многих, но ее чувство не было озарено душевным светом, хотя Изергиль жила тем, что чувствовала, и так, как подсказывало ей сердце.

Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце — это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Каково авторское представление о жизни, достойной человека? В чём, по мнению писателя, её красота и поэзия? Как это пред¬ставление последовательно развито от одной части повество¬вания к другой?

В представлении Горького жизнь, достойная человека, это жизнь во имя людей. Поэтому так ярко и неповторимо описан образ Данко, противопоставленный образу гордого и жестокого Ларры.

По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

Первая, начинающая повествование, — легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. “Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их...” Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной — эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. “Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла”. Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: “...он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него”. В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.

Действие — основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали “...корявые, длинные руки... в густую сеть, пытаясь остановить...” их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. “Что сделаю я для людей?!” — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце...”. Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. “...Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак... А потом упал и — умер”. Но те, увы, оказались неблагодарными. “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...”

Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано что смысл человеческой жизни — служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изергиль.

12.Каков, по-вашему, был замысел рассказа? Интересно, что в ста¬тье «О том, как я учился писать» (1928) Максим Горький так отве-чал на вопрос, почему стал писать: «...по силе давления на меня “томительно бедной жизни” и потому, что у меня было так много впечатлений, что “не писать я не мог”. Первая причина заставила меня попытаться внести в “бедную” жизнь такие вымыслы, вы¬думки, как “Сказка о Соколе и Уже”, “Легенда о горящем сердце”, “Буревестник”, а по силе второй причины я стал писать рассказы “реалистического” характера — “Двадцать шесть и одна”, “Супру¬ги Орловы”, “Озорник”».

Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце — это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

3.Какие афоризмы вы заметили в тексте рассказа? Объясните их смысл.

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. (человек и его след в жизни)

Все на свете имеет конец.

Не своротить камня с пути думою.

Красивые всегда смелые.

Наказание человека — в нем самом.(о человеческом характере)

Свобода от всего-это наказание. (о смысле жизни)

За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. (о человеческих поступках).

В жизни всегда есть место подвигу.

Не меньше чумы губит любовь людей.

4.В чём вы увидели художественное мастерство Максима Горь¬кого? Покажите на конкретных примерах.

Романтические герои здесь не обрисованы Горьким как представители определенных социальных групп. Их вольнолюбие, смелость, протест против сковывающих сил выражаются в плане индивидуальных переживаний.

В рассказе осуждаются люди, выступающие против коллектива. Легендой о Ларре развенчивается культ «сверхчеловека», хищника. Данко же полон готовности к самопожертвованию ради блага народа, «великой любви к людям».

Тема «прекрасного мира» и жизнеутверждения в идейном содержании произведения существенна. Она составляет основной мотив «обрамления», где вырастает образ прекрасной природы и людей, умеющих трудиться, наслаждаться жизнью, петь песни, видеть и создавать красоту. В рассказе «Старуха Изергиль» совмещаются мотивы жизнелюбия, радости жизни и мотивы героического самопожертвования Данко, борьбы за свободу и благо народа.

С первых строк ощущается романтический колорит, но сначала писатель более сдержанно пользуется средствами выразительности для его создания, а далее повествование все более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через восприятие рассказчика.

Романтичен и облик старухи, от лица которой ведется повествование: «Время согнуло ее пополам… Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Сказочный, фантастический этот облик — олицетворение самого времени. «Многие тысячи лет прошли с той поры…» — начинает Изергиль свой рассказ, и кажется, что старуха — свидетельница того, что происходило в течение этих лет. Слово «время» воспринимается здесь как «вечность».

В основе композиции рассказа «Старуха Изергиль» лежит антитеза. Если в образе Данко писатель раскрывает духовную силу волевого человека, то в первой легенде, о Ларре, он показывает бессмысленность индивидуализма. Один холодный ум без молодого сердца не дает человеку настоящей силы. Уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это слабость сына орла и земной женщины. Мать Ларры, «измученная», «иссохшая», — самая несчастная жертва того, кто противопоставил себя тысячам.

В понимании писателя лишь горячая любовь к людям и своему делу дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

Интересно, что Горький уподобляет силы природы живому существу: «…болото разевало свою жадную, гнилую пасть», «…лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню…», «И деревья… казались живыми, простирающими вокруг людей… корявые, длинные руки…»

У природы свой характер, свое отношение к людям. Вот как, например, «ведет себя» лес, когда озверевшие от злобы и усталости люди хотят убить того, кто ведет их к свету. «Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко». Лес торжествует. Когда герой совершил свой подвиг, «тьма разлетелась… и пала в гнилой зев болота». Лес, тьма, болото — это олицетворение сил зла, которые стремятся человека превратить в зверя. Об этом следующие строки: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери», «…не было на лицах их благородства…», «…и они насторожились, как волки…», «Ты умрешь! — ревели они».

Писателю было необходимо выразить, что лес торжествует победу, победу сил зла над людьми, которые стали похожи на зверей, поэтому он говорит о «торжествующем», «ликующем» шуме леса.

Когда Данко осветил своим пылающим сердцем дорогу людям, «лес замолчал…, а тьма разлетелась от света его… и пала в гнилой зев болота».

Иногда у Горького одни и те же эпитеты характеризуют противоположных героев. И Данко, который сжег свое сердце для людей, и Ларра, который «кроме себя, не видит ничего», характеризуются словами «гордый», «смелый», «красивый». «Вот как был поражен человек за гордость!» — это заключительные слова старухи Изергиль о Ларре. Рассказ о Данко тоже кончается словами о гордости: «Кинул взор вперед себя на ширь степи смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Сохранить свою гордость, то есть чувство собственного достоинства, для Данко — это не стать зверем, не потерять в себе Человека. У Ларры же гордость превращается в индивидуализм, ведет к презрению и ненависти ко всем окружающим.

Сравнивается в рассказе и красота героев: красота Данко — это отражение его благородства, красота Ларры — отчужденности от людей. Поэтому она холодная, хищная: «…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

Конец рассказа вызывает радостное чувство. Ощущение переливающихся красок, яркого света выражается в следующих фразах: «… лес замолчал, освещенный», «…тьма разлетелась от света…», «… люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха…».

Таким образом, все изобразительные средства неразрывно связаны с идейным содержанием рассказа. Они передают мысль писателя о том, что подлинная красота человека — в стремлении одолеть враждебные людям силы. Быть же пассивным — значит уподобиться зверю.

5.Рассмотрите на форзаце III иллюстрацию к легенде о Данко. Как удалось художнику передать порыв его героической натуры?

Художник сделал акцент именно на горящем сердце Данко. Сам герой изображен виде тени. Он высокий, целеустремленный, к огню его сердца тянутся люди внизу. В их лицах удивление, изумление увиденному.

Динамична поза Данко, он одновременно стремится вперед и к людям. Картина очень впечатляет и завораживает.