ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКО. ПАРАДОКС. 200-203стр.

Подробное решение Страница 200-203стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Что в рассказе «Парадокс» показалось вам интересным? Что взволновало? поразило? испугало? Какое впечатление произвели на вас братья, их фантазии? Какие размышления автора оказались близки вам?

Было интересно читать, как автор описывает выступление феномена, взволновала его судьба и испугало описание необычного его вида.

Братья оставляют хорошее впечатление, как добрые, мечтательные мальчишки. Понравился афоризм «Человек рожден для счастья, как птица для полета».

*** Дополнительные вопросы ***

1.Прочитав рассказ «Парадокс», мы сразу обращаем внимание на то, что в нём противопоставлены две картины: безмятежной дет¬ской мечтательности и встречи с «феноменом». Как вы думаете, в чём смысл этого противопоставления?

Композиция рассказа В. Г. Короленко «Парадокс» может служить примером того, как в сопоставлении и противо¬поставлении отдельных сцен, частей произведения перед чи¬тателем отчётливо выступает авторская концепция жизни и судьбы человека. Сцены игр мальчиков-братьев, пережи¬вание ими своих фантазий раскрывают их богатый внут-ренний мир, яркую творческую одарённость детской души. Но вместе с тем ясно показывают сон разума, ещё не столк¬нувшегося с реальной жизнью и её драмами. Сцены с учас¬тием Яна Залуского, противопоставленные детским фанта¬зиям, вызывают ужас у взрослых и детей. Все поражены не только видом страшного уродства, но и тем, что человек смог победить свою трагедию, "сохранить душу и чувство собственного достоинства, свой незаурядный ум.

2.Рассмотрите последовательно каждый из этих эпизодов. Перечи¬тайте страницы о занятии детей «рыболовством», о «путешест-виях» в золотой карете и снова о чудо-рыбке. Заметили ли вы интонацию мягкого, тёплого юмора во всех этих описаниях? Ука¬жите фразы, в которых она проступает особенно явственно.

Дети были абсолютно беспечны, каждый день приносил им огромную радость. Они сами выдумывали себе развлечения. Во многом столь разнообразные игры были порождением их фантазии. Именно так бывает в детстве, когда воображение ребенка рисует перед ним разные картины, одна другой краше. Очень интересным в рассказе является упоминание о том, как главный герой и его брат ловили рыбу в огромной бадье. «Разумеется, рассуждая трезво, мы не могли бы не прийти к заключению, что событие это выходит за пределы возможного. Но мы вовсе не рассуждали трезво в те минуты, а просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, в соседстве с чудесной каретой среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки...» - повествует автор от лица героя. Рассказ о «рыбалке» свидетельствует о том, что дети практически не ощущали границы между реальным и вымышленным. Им казалось, что в бадье можно поймать чудесную рыбку. Так читатель получает возможность убедиться, насколько отличается взгляд ребенка от мировоззрения взрослого.

Очень может быть, конечно, что события не всегда совпадали с точки зрения кузова и козел, и я предавался упоению победы в то самое время, как кучер чувствовал себя на краю гибели... Но это ничему, в сущности, не мешало. Разве изредка я принимался неистово палить из окон, когда кучер внезапно натягивал вожжи, привязанные к обломку дышла, — и тогда брат говорил с досадой:

— Что ты это, ей-богу!.. Ведь это гостиница...

Тогда я приостанавливал пальбу, выходил из кузова и извинялся перед гостеприимным трактирщиком в причиненном беспокойстве, между тем как кучер распрягал лошадей, поил их у бадьи, и мы предавались мирному, хотя и короткому отдыху в одинокой гостинице.

Разумеется, рассуждая трезво, мы не могли бы не придти к заключению, что событие это выходит за пределы возможного. Но мы вовсе не рассуждали трезво в те минуты, а просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, в соседстве с чудесной каретой, среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки...

Вдобавок мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни...

3.Какова роль небольшой второй главки в подготовке читателя к событиям и зрелищу, воссозданным в третьей части произве¬дения? Обратите внимание, как Павел смотрит на мальчиков- фантазёров, на их удочки, бадью. Как они себя воспринимают под его взглядом? В чём дети противопоставлены взрослому? Кто вызывает большую симпатию и понимание?

Во второй главе в фантастический мир героев врывается реальный человек лакей Павел. И это как бы начальный шаг юных героев ко встрече с реальным миром.

Через полминуты этот Павел стоял, несколько даже удивленный, на нашем дворике и смотрел на нас, сильно сконфуженных, своими серьезно выпученными и слегка глуповатыми глазами. Мы оставались в прежних позах, но это только потому, что нам было слишком совестно, да и некогда уже скрывать от него свой образ действий. В сущности же, с первой минуты появления этой фигуры в нашем мире, мы оба почувствовали с особенной ясностью, что наше занятие кажется Павлу очень глупым, что рыбу в бадьях никто не ловит, что в руках у нас даже и не удочки, а простые ветки тополя, с медными булавками, и что перед нами только старая бадья с загнившей водой.

Павел стал им объяснять, что нельзя в бадье словить рыбу, он не понял их фантазии, игры. Нам более симпатичны дети, они верят в сказку и чудеса, а значит у них добрые сердца.

4.Нет сомнения, что центральная часть рассказа — это третья главка. Перечитайте её и выделите описание «феномена» и всех его действий, реакцию толпы и отдельных людей. Как они вели себя, когда длинноусый обходил собравшихся, как «феномен» реагировал на подношения?

Феномен:

«Это была небольшая, почти игрушечная телега, в которой как-то странно, — странно почти до болезненного ощущения от этого зрелища, — помещался человек. Голова его была большая, лицо бледно, с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами. Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды, а руки я напрасно разыскивал испуганными глазами, которые, вероятно, были открыты так же широко, как и у моего брата. Ноги странного существа, длинные и тонкие, как будто не умещались в тележке и стояли на земле, точно длинные лапки паука. Казалось, они принадлежали одинаково этому человеку, как и тележке, и все вместе каким-то беспокойным, раздражающим пятном рисовалось под ярким солнцем, точно в самом деле какое-то паукообразное чудовище, готовое внезапно кинуться на окружившую его толпу.»

У Яна Залуского и его родственника была целая концертная программа. Калека показывал самого себя, демонс трируя отсутствие рук, затем он показывал свои умения: он обслуживал себя сам – одевался и раздевался. Толпа в немом изумлении смотрела на все это(только лакей Павел гоготал), после каждого своего умения Феномен требовал долгоусого обходить толпу, собирая монетки. Если вначале его одаривала только более богатые участники сцены(например пан Уляницкий подавал монеты, потому что почему-то боялся предсказаний Феномена), то после того, как Залуский перекрестился ногой за деньгами полезли пораженная прислуга и дворня.

После того, как он написал афоризм для мальчика, богатую лепту подала благодарная ему мать мальчиков.

Деньги полученные от уважаемого доктора он пообещал отдать нищим.

Залуский внимательно смотрел как и кто, сколько жертвует подношений, всегда кланялся или поглядывал на тех, кто этого не делал.

5.Перечитайте ещё раз немую сцену после предложения выдать афоризм. Попробуйте объяснить смысл фразы: «Было что-то ци¬нически карикатурное во всей его фигуре и позе...» Найдите стро¬ки, где говорится, как изменился взгляд «феномена», когда к нему подошли дети. Почему афоризм назван ещё и парадоксом?

Цинично –карикатурное – сама поза человека без рук с пером в ноге была одновременно карикатура и по-человечески жестока – природа обделила Залуского и он вынужден превратить свое уродство в заработок.

«Глаза мои застилались слезами, и, точно сквозь туман, мне казалось, что лицо странного человека в тележке меняется, что он смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становится все мягче и все страннее.»

Потому что странно было слушать такой афоризм от человека, который по определению не мог быть рожден для счастья – (Парадокс – странное, расходящееся с общепринятым мнение, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.)

6.Что нового добавляет четвёртая главка к представлению чита¬теля о Яне Залуском? Как теперь воспринимают его дети? Какой дополнительный смысл афоризма раскрывается перед мальчи¬ками?

Залуский. Он назвал свой афоризм парадоксом. Но это были очень горькие слова.

В этом мальчики убедились позже, когда увидели калеку не на его «выступлении» , а в обычной жизни. Он очень переживал из-за того, что был не такой, как все. Калека говорил, что человек–то создан для счастья, но счастье не всегда создано для него. И от этих слов веяло такой тоской и болью! Мне кажется герой осознавал, что он достойнее и способнее многих «обычных» людей. Но калека не мог проявить себя, потому что общество ставило на нем «клеймо» , люди относились к нему, как к больному, инвалиду, неполноценному. А сам пан Залуский таким себя не ощущал – об этом говорит тот факт, что он подал милостыню нищему, хотя сам занимался чем-то похожим.

7.Почему после встречи с «феноменом» ребятам стали неинте-ресны их прежние фантазии? Почему в конце четвёртой главки изменилась интонация повествования?

Встретив этого странного человека, мальчики поняли, что жизнь зачастую бывает несправедлива: « Мать …крестила нас, стараясь защитить от первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы» . Кроме того, братья поняли, что любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.

*** Дополнительные вопросы ***

Почему отец позвал сыновей на представление? В чём суть урока, который преподнесла детям жизнь? Как этот урок понимает писатель?

Отец мальчиков поступил мудро, дав возможность детям расширить жизненный опыт, понаблюдать, как личная трагедия человека может быть побеждена высокой духов¬ностью.