ТОСКА 199-200стр.

Подробное решение Страница 199-200стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Какое впечатление произвёл на вас рассказ «Тоска»? Почему он так назван?

Рассказ вызвал чувство грусти, жалости к старому извозчику . Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности. Тоска связывает название и настроение героя единой нитью, так как в этом состоянии пребывает герой, пытающийся пережить ниспосланное на него испытание.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Как вы можете объяснить эпиграф к рассказу «Кому повем пе¬чаль мою?»

Когда человеку очень плохо, ему нужно обязательно выговориться, но часто так случается, что никто тебя не слышит или не хочет слышать.

2.Сколько раз пытается Иона Потапов рассказать о смерти сына? Какое впечатление производят его слова на седоков? Как Иона реагирует на них? Найдите в тексте их реплики и авторские слова.

Ион Потапов пытается рассказать военному, трем дворянам, коллеге извозчику. Зачастую они его не слышат и им все равно, что он пытается им сказать.

Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

— Что? — спрашивает военный.

Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:

— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.

— Гм!.. Отчего же он умер?

Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:

— А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.

— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!

— Поезжай, поезжай... — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!

Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать.

Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:

— А у меня на этой неделе... тово... сын помер!

— Все помрем... — вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. — Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?

— А ты его легонечко подбодри... в шею!

— Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?

И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.

— Гы-ы... — смеется он. — Веселые господа... дай бог здоровья!

И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой.

3.Как писатель передаёт состояние извозчика? Почему тот сталки¬вается с людьми, каретами? Перечитайте начало рассказа

Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна.

— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!

— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

Герой потерян, он погружен в свои тоскливые мысли и с трудом воспринимает реальность. Ему хочется излить душу, без этого он не может получить облегчения своему состоянию.

4.Когда единственный раз на улице он испытывает облегчение «и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди»? От¬чего это происходит? Почему снова наваливается тоска? Какая она?

К нему подсаживаются трое разгульных и не очень вежливых молодых людей, они ругаются матом. Кого-то обсуждают, бранят извозчика, а ему легче от присутствия людей, от того, что он не один, что с ним говорят и можно попытаться также поговорить.(Гы-гы-гы Веселые господа!).

Как только он остается один, тоска вновь наваливается на него, извозчику тяжело думать о смерти сына, его охватывает ужас и боль. Его тоска огромна и тяжела:

«Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...»

5.Как обращаются с Ионой седоки, как его воспринимают?

Седоки не проявляют к нему никакого сочувствия и интереса, некоторые очень грубы и невежливы. Их он интересует только в качестве средства передвижения. Иногда даже, как пустого места…

6.Как бы он хотел говорить об умершем сыне? с кем? почему всё рассказывает лошади?

он пытается найти понимание и сострадание у живых, у тех, кто рядом. Но натыкается на стену равнодушия и холодности. Души и сердца людей пусты, они неспособны к состраданию, они глухи к душевным порывам страждущего.

По мере развития сюжета чувства героя открываются всё шире и глубже. Усиливается акцент на его одиночество, когда автор делает упор на том, что Ионе НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах. Но герой не находит сострадания в людях, даже такого, которое будет идти не из самой души, даже капля неискреннего участия растопила бы сердце старика, помогла бы ему справиться со своим горем. Но люди холодны и безучастны - стеной равнодушия отгораживаются они от бедного просителя, убегают к своим суетным заботам.

В итоге Иона идёт к своей лошадёнке. Автор неслучайно использует именно слово "лошадёнка". Уменьшительно - ласкательный суффикс - ёнк - придает еще и некую приниженную окраску этому существу. Но в этом и заключается авторский замысел. В бездушном холодном мире людей ( не просто так события разворачиваются в зимнюю стужу ), именно она, ЛОШАДЁНКА, окажется единственным слушателем Ионы. Она не сможет ничего сказать, но она не отвернётся и не уйдёт. Ей Иона выплеснет свою душу, свою ТОСКУ. Этим обращением Чехов показывает, что зачастую животные оказываются гораздо участливее человека.

7.Какую роль в рассказе играет пейзаж?

Пейзаж подчеркивает душевное состояние героя и создает грустную и тоскливую атмосферу рассказу: действие происходит зимой, когда холодно, беспросветно, тоскливые серо-белые тона, тяжелые пласты на лошаденке и извозчике, как камни тоски на его сердце.

8.Перечитайте несколько первых строк, прислушайтесь к звучанию. Какова их интонация? Каким настроением они проникнуты?

Мерная монотонная, тоскливая, серая грустная.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Какова жизнь, обрисованная Чеховым в этом рассказе?

С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.

2.Какая панорама российской действительности видится вторым планом за сюжетом этого произведения?

Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — проблема не только XIX века, но и нашего столетия…

Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика.

Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.