АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. ПЕРЕПОЛОХ. 195-196стр.

Подробное решение Страница 195-196стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011



Каковы ваши впечатления от рассказа «Переполох»? Что вам понравилось? Что вас возмутило? Что поразило?

Повесть поразила своей правотой, ведь такая ситуация может произойти и сегодня. А в те времена бесправные гувернантки могли быть подвергнуты разным унижениям, хозяйка Машеньки знала, что обыскивать комнаты она не имеет права, но все равно сделала это, так как ей было наплевать на достоинство и честь других людей.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Какова картина переполоха, изображённая Чеховым (вид швей¬цара, горничных, хозяина, хозяйки, комнаты Машеньки)?

Машенька Павловецкая, гувернантка вернулась с прогулки и застала в доме хозяев большой переполох.

«Отворявший ей швейцар Михайло был взволнован и красен, как рак.»

«В передней и в коридоре встретила она горничных. Одна горничная плакала. Затем Машенька видела, как из дверей её комнаты выбежал сам хозяин Николай Сергеич, маленький, ещё не старый человек с обрюзгшим лицом и с большой плешью. Он был красен. Его передёргивало… Не замечая гувернантки, он прошёл мимо неё и, поднимая вверх руки, воскликнул:

— О, как это ужасно! Как бестактно! Как глупо, дико! Мерзко!»

«Хозяйка Федосья Васильевна, полная, плечистая дама с густыми чёрными бровями, простоволосая и угловатая, с едва заметными усиками и с красными руками, лицом и манерами похожая на простую бабу-кухарку, стояла у её стола и вкладывала обратно в рабочую сумку клубки шерсти, лоскутки, бумажки… »

«Зачем у стола слегка выдвинут один ящик? Копилка, в которую гувернантка прятала гривенники и старые марки, была отперта. Её отпёрли, но запереть не сумели, хотя и исцарапали весь замок. Этажерка с книгами, поверхность стола, постель — всё носило на себе свежие следы обыска. И в корзине с бельём тоже. Бельё было сложено аккуратно, но не в том порядке, в каком оставила его Машенька, уходя из дому. Обыск, значит, был настоящий, самый настоящий, но к чему он, зачем? Что случилось?»

2.Как воспринимает и переживает это происшествие Машенька? Как она реагирует на сообщения горничной Лизы, как переживает своё унижение?

Маша была потрясена этим, её мучили вопросы -что искали в её комнате? Как можно так бесцеремонно вести себя? Её ущемлённая гордость, так незаслужено обиженная, мучила Машеньку до обеда. Горничная прислуга объяснила Маше, что у хозяйки пропала брошь, и всех в доме обыскивали. Но Маше от этого не стало легче. Наплакавшись вволю, Машенька спустилась к обеду. За столом все молчали. Доесть до конца Машенька не смогла, так как ей казалось, что именно ее подозревают в краже и отправилась в свою комнату. Она решила уехать, так как она не смогла больше находится в этом доме. Такого позора, бесчинства, унижения всех человеческих прав, как обыск в комнате, она не могла стерпеть. Ей стыдно за хозяев, неприятно, отвратительно и гадко на душе от произошедшего.

3.Какую роль в рассказе играет сцена в столовой? Как раскры¬ваются в ней семейные отношения? Что можно сказать о харак¬терах хозяев? Как их можно оценить с точки зрения морали?

Сцена в столовой является в рассказе кульминационной.

«За одним концом стола сидела Федосья Васильевна, важная, с тупым, серьёзным лицом, за другим — Николай Сергеич. По сторонам сидели гости и дети. Обедать подавали два лакея во фраках и белых перчатках. Все знали, что в доме переполох, что хозяйка в горе, и молчали. Слышны были только жеванье и стук ложек о тарелки.»

В этой сцене видно, что «хозяином» в доме является Феодосья Васильевна. Своенравная, грубая, неприятная женщина. Она подчинила себе весь дом, загнала под каблук безвольного, слабохарактерного мужа, полностью растоптала его достоинство и честь. Это люди лишенные нравственных понятий и принципов, не знают, что такое достоинство и честь, не уважают других людей, ниже их рангом.

4.Почему Машенька ещё острее переживает оскорбление после эпизода в столовой? Как её характеризуют ход мыслей и смяте¬ние чувств, мечты, мысли о будущем?

«— Мне не жалко двух тысяч! — ответила хозяйка, и крупная слеза потекла по её щеке.— Меня возмущает самый факт! Я не потерплю в своём доме воров. Мне не жаль, мне ничего не жаль, но красть у меня — это такая неблагодарность! Так платят мне за мою доброту…

Все глядели в свои тарелки, но Машеньке показалось, что после слов хозяйки на неё все взглянули. Комок вдруг подступил к горлу, она заплакала и прижала платок к лицу.»

Машенька является представителем «маленького человека». Она провинциальная девушка, небогатая, не из знатной семьи, зарабатывающая собственным трудом, беззащитная, неиспорченная, честная. Сталкивается с типичным представителем «большого человека» — своей хозяйкой Федосьей Васильевной, которая может сделать все, что ей захочется и останется правой.

Честная девушка не может принять того, что ее подозревают в краже, не желает мириться с этим.

5.Почему Машенька не осталась, несмотря на извинения хозяина? Как характеры обоих раскрываются в этой сцене? Почему Нико¬лаю Сергеичу хочется, чтобы Машенька не уезжала?

Когда Машенька, полная решимости, собирается уежать, в этот самый момент к ней приходит хозяин Николай Сергеевич и исповедуется ей, что это он виноват в краже, что он устал от своей властной жены, что он тоже, по сути «маленький человек». Николай Сергеевич просит сохранить все в тайне и предлагает Машеньке стать друзьями:

«Останьтесь! Уйдёте вы, и во всём доме не останется ни одного человеческого лица. Ведь это ужасно!»

Но девушка, столкнувшаяся с таким оскорблением, унижением, низостью, предательством и несправедливостью не может принять его предложения. Ее гордость задета и она уезжает.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Обратитесь к эпиграфу на с. 194 и попробуйте объяснить, как в этом рассказе раскрыт «трагизм мелочей жизни», нарисована «позорная и тоскливая картина жизни».

В рассказе показан эпизод в семье богатых: у властной хозяйки пропала брошка и она учиняет обыск у прислуги, в т.ч. и гувернантки. Оскорбленная до глубины девушка растоптана и поражена. Многие ей говорят о том, что бы она позабыла об этом, мол это мелочь жизни. Но девушка не может мириться с теми низкими моральными устоями в семье, где она работала и жила. Кажется не такой значительный эпизод в жизни семьи , но в этом и весь трагизм – хозяйка считает себя вольной творить все, что она пожелает с подчиненными ей людьми, идти на угрозы и унижения. Автор в лаконичной форме очень четко и ясно показывает нам эту позорную, тоскливую картину жизни семьи. Муж унижен, морально растоптан своей женой, она безнравственная, жестокая, своевольная женщина, которая не знает о таких понятиях как человеческое достоинство, уважение к личной жизни другого человека.

2.Каковы авторские представления о личности? Какой она должна быть? Какими писатель видит подлинно гуманные человеческие отношения? Как вы думаете, почему общий тон рассказа опти¬мистический?

Считаем, что автор видит личность свободной, самодостаточной, цельной, обладающее чувством собственного достоинства, глубины, силы, мыслящей и образованной.

Подлинные гуманные человеческие отношения – уважение человека, как личности, уважение его личной жизни, тактичность, совестливость, честность, справедливость.

Автор верит, что даже «маленький человек» имеет чувство гордости и самоуважения. Автор берет под защиту личность.

3.Готовя к печати том собрания сочинений, Чехов в этом рассказе дописал последнюю фразу «Через полчаса она была уже в доро¬ге» и снял подзаголовок «роман». Как вы думаете, почему?

К 80-м годам наметился кризис романа, и он пошел на убыль. Распад широкой эпической формы выдвинул жанр рассказа. Но рассказы у Чехова ставят такие же серьезные проблемы, что и прежние эпические формы. Рассказ получает тщательную обработку в своем сюжетном строении, становится жанром большой литературы.