Подробное решение Страница 187-192стр. по литературе для учащихся 6 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014
1. Какие чувства переполняют поэта?
Поэт глубоко возмущен, случаем у парадного подъезда, которому сам был свидетель: швейцар и городовой отгоняли мужиков от двери богатого дома. В сердце у автора непонимание той несправедливости, которая была судьбой этих русских крестьян. Он не любит богатых господ и глубоко сочувствует русскому обездоленному, живущему тяжкой долей мужику.
2. К кому мысленно он обращается в этом стихотворении?
Поэт мысленно обращается к владельцу дома с парадным подъездом, а так же к крестьянам.
3. Что изменил поэт в описании сцены с крестьянами ходоками, которую он наблюдал из окна, и почему?
Поэт добавил в описание сцены, попытку крестьян дать швейцару немного денег из своих котомок. Тот отверг эту попытку и прогнал ходоков прочь. Возможно, автор хотел этим еще более ярко раскрыть эту картину, усилить воздействие на читателя.
ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ
1. Просмотрите весь текст произведения, определите, какие части в нём можно выделить. Озаглавьте их и запишите свои наблюдения в литературную тетрадь. Каждую часть читайте вполголоса, определяя выраженное в ней настроение и отношение автора к изображаемому.
Композиционно в произведении выделяются три части.
Первая часть – описание парадного подъезда в торжественные дни. «Парадный подъезд в торжественные дни»
Вторая часть – описание парадного подъезда в обычные дни, изображение странников, русских мужиков-просителей. «Крестьяне у порога»
Третья часть включает в себя обрисовку образа знатного вельможи, а также обращения героя – к «владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и к русскому народу. «Призывы поэта».
2. Попытайтесь объяснить, как заключительная часть связана с эпизодом у подъезда. Какова её роль в стихотворении?
Заключительная часть может быть связана с эпизодом у подъезда при помощи образа русского народа.
Превращение образа мужиков в образ русского народа происходит естественно, логично. Возможность такого превращения намечена уже в сцене прихода мужиков к парадному подъезду: здесь они даны и как конкретные мужики, со своими конкретными приметами, и в то же время как обобщенный образ русского мужика. Достигается такая двуплановость образов особым перечислением признаков героев: одни признаки названы как принадлежность каждого из мужиков («загорелые лица и руки», «по котомке на спинах согнутых»), другие - как общие, как «один на всех» («армячишка худой на плечах», «крест на шее»). Затем эти конкретные мужики «освобождаются от бремени всеобщности», приближаются к реальности: «За заставой, в харчевне убогой все пропьют бедняки до рубля» - и «уходят» из стихотворения, а в представлении лирического героя остается образ русского народ. Следовательно, движение образа народа совершается от конкретного - к отвлеченному: от реальных мужиков, увиденных лирическим героем у парадного подъезда,- к эпическому по своим масштабам образу русского народа. Так же по градации дано движение лирического героя: от сочувствия мужикам - к состраданию, вызванному размышлениями о судьбе русского народа.
Стихотворение завершается вопросом, на который нет пока ответа. Но такая постановка самого главного, решающего вопроса русской жизни не могла оставить равнодушным человека, в котором жило или могло проснуться патриотическое чувство.
3. Исследуйте особенности лексики, синтаксиса заключительной части стихотворения. Выполняя задание, обратите внимание на повторы, инверсию, обращения, побудительные и вопросительные предложения. Узнайте, какие вопросы называются риторическими, и найдите их в тексте.
Используя прием гиперболы, лирический герой Некрасова метафорически сравнивает скорбь народа с весенним разливом Волги:
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
Все звучание этой части определяет песенная интонация. Здесь есть и повторы («стонет он… стонет он»), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Музыкальность определяется и самим выбором тем – «родная земля», «Волга».
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Заканчивается стихотворение мучительным раздумьем о судьбе русского народа, о его возможностях:
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («убогие лица», «под пленительным небом», «солнце пурпурное»), метафору и антитезу («Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках»), анафору («Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?»), риторические вопросы и обращения («Эй, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»), синтаксический параллелизм («Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…»), бессоюзие и ряды однородных членов («Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру…»), фразеологизмы («аркадская идиллия», «Свету божьего солнца не рад»), афористическую фразу («Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь»). В стихотворении мы находим слова и выражения высокого стиля («пилигримы», «скудная лепта», «похоронная тризна», «отчизна», «почил»). Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Записав свое имя и званье», «Волга! Волга! Весной многоводной…») и ассонанса («Стонет он по полям, по дорогам…»).
Риторический вопрос – это вопрос ответ на который заключается в самом вопросе.
ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ
1. Каким человеком открывается поэт в этом стихотворении?
Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды.
2. Попытайтесь обосновать, почему он назвал своё произведение «Размышлениями»
Автор назвал своё произведение «Размышлениями..»,так как на протяжении всего стихотворения он размышляет и возмущается тем, как относятся дворяне к простому народу.
Подобное отношение к просителям является нормой, хотя крестьяне, наивно веря в миф про доброго барина, винят во всем его прислужников и уходят, так и не добившись справедливости. Однако Некрасов понимает, что проблема кроется не в швейцарах, а в самих представителях власти, для которых нет ничего слаще, чем «упоение властью бесстыдною». Таких людей не страшат «громы небесные», а все земные проблемы они легко решают силой собственной власти и денег. Нужды же простых людей подобных чиновников совершенно не интересуют, и на этом пот акцентирует внимание в своем стихотворении. Автор возмущен тем, что в обществе существует подобная градация, из-за которой добиться справедливости без денег и высокого социального статуса невозможно. Более того, русский мужик является для такого чинуши постоянным источником раздражения и поводом для гнева. Никто не задумывается над тем, что именно на крестьянах и держится все современное общество, которое не в состоянии обойтись без бесплатной рабочей силы. Тот факт, что все люди по определению рождаются свободными, умышленно утаивается, и Некрасов мечтает о том, что когда-нибудь справедливость все же восторжествует.
3. Какую роль в стихотворении играет антитеза?
Лирическое произве¬дение построено на антитезе: владелец роскошных палат, знат¬ный вельможа, считающий «жизнью завидною» «волокитство, обжорство, игру», противопоставлен крепостному крестьянину. Лирический сюжет стихотворения предельно прост: «деревен¬ские русские люди» издалека пришли в лаптях к знатному вель¬може пожаловаться на свое разорение, но их прогнал швейцар, так как барин «не любит оборванной черни». Драматизм изобра¬женной картины основан на контрасте между бесправным, ни¬щим положением народа и паразитической, роскошной жизнью богачей.
НАШЕ ТВОРЧЕСТВО
1. Используя приём антитезы, составьте кадроплан диафильма, состоящего из двух частей. Выберите одну из предложенных тем или сформулируйте свою.
«В о т п а р а д н ы й п о д ъ е з д»
I часть. «По торжественным дням...»
II часть. «А в обычные дни...»
«Р а з я в и д е л»
I часть. «Сюда мужики подошли...»
II часть. «А владелец роскошных палат…»
«Р а з м ы ш л е н и я...»
I часть. «Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не даёт».
II часть. «Свету Божьего солнца не рад…»
«Раз я видел»
I часть. «Сюда мужики подошли...»
1 кадр. Парадный подъезд.
2кадр. На улице появляется несколько бедно одетых крестьян.
3 кадр. Они останавливаются возле красивой церкви и крестятся.
4 кадр. Крестьяне подходят к парадному подъезду.
5кадр. Появляется швейцар.
6 кадр. Мужики просят их впустить.
7 кадр. Дверь захлопывается.
8 кадр. Крестьяне развязывают кошли.
9 кадр. Швейцар гонит мужиков прочь.
10 кадр. Мужики уходят, разводя безнадежно руками, головы их непокрыты.
II часть. «А владелец роскошных палат…»
1 кадр. Роскошная спальня. В кровати сладко спит чиновник.
2 кадр. Его осторожно будит прислуга.
3кадр. Его одевают в шикарные одежды.
4 кадр. Он приходит в столовую с дорогими приборам и обстановкой.
5 кадр. Он завтракает с семьей и весело смеется.
6 кадр. Престарелый чиновник на море с семьей.
7 кадр. Пышные похороны чиновника.
2. Составьте речевую партитуру одной части стихотворения (по выбору). Определите размер стиха, особенности рифмы в строфе. Подготовьте выразительное чтение этого фрагмента. Сформулируйте задачи его исполнения перед классом. Возможный вариант партитуры (фрагмент):
... Родная земля!
Назови мне такую обитель, / (энергично, с горечью)
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал / (с убеждением противоестественности такого состояния).
РАЗМЕР – анапест, рифмовка - смешанная
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти»,- говорят / (просительная интонация)
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,/описательная интонация с ноткой сострадания
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!/ повышение интонации
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,/горечь в интонации
С непокрытыми шли головами…