Перечитываем, размышляем

Подробное решение Страница / 2 Часть 63стр. по литературе для учащихся 5 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014



1.Что реальное (быль), а что волшебное (сказка) в повести «Кладовая солнца»? Как сочетаются быль и сказка? Какие герои ска-зочные, какие - реальные? Только ли дети - герои этой сказки-были? Кто ещё?

В сказке реальность тесно переплетена с былью. Так автор рассказывает историю детей-сирот, которые отправились в лес за клюквой. А вот в лесу и начинаются сказочные события. Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая птица обладает способностью говорить и мыслить. Реальные герои – дети, старик Антипыч, рассказчик, жители деревни. Сказочные — жители леса, деревья, птицы.

Герои сказки-были не только дети, способностью мыслить обладает собака Травка, волк Старый помещик, ель, сосна, лось, тетерев.

2.История Насти и Митраши. Что рассказчику нравится в детях? Чем Митраша отличается от Насти в поведении? Откуда Митраша знает голоса ночного леса?

Отец Насти и Митраши погиб на войне, мама умерла. Они остались одни и сами вели хозяйство, им помогали соседи и добрые люди. Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями.

Митраша более горячий, вспыльчивый, упрямый. Настя более мудрая, рассудительная, уступчивая.

Митраша знает голоса ночного леса от отца, который все ему рассказывал, а мальчик хорошо все запомнинал и помнил все наставления отца.

3.История с компасом. Почему Настя оказалась права, выбрав окольную, торную тропинку? Почему Митраша настаивает на своём, решая идти на север?

Настя выбирала большую тропу, так как интуиция и опыт подсказывали ей, что нужно идти по более вытоптанной тропе, ведь здесь люди ходят и в болото не попадешь, ягоды найдёшь. Митраша вверился стрелке компаса, шел на север, но выбрал слабенькую тропу, так как считал, что именно там находится палестинка с ягодами. Они спорят с сестрой и расходятся по разным тропинкам. Митраша попадает в топь.

4.Как ведут себя дети в трудных обстоятельствах? Почему Настя найдя палестинку, забыла обо всём, даже о себе? Как ведёт себя Митраша, попав в елань? Где он совершил ошибку? Какую? Что его спасло? Как вы думаете, чудо это, сказка и реальность?

Дети стараются преодолеть трудности, до конца борются за свою жизнь. Настя, найдя палестинку, стала жадно собирать ягоды, возможно она потеряла голову от изобилия ягод, исполнилось ее желание, она оказалась права, выбрав дорогу к палестинке. Она видела перед собой цель и забыла обо всем на свете, собирая ягоды. Митраша, попав в елань, он не пошел по тропе, а решил напрямую пересечь ближнюю чистую полянку и попал в ловушку, прямо в топь. Мальчик старается спастись и сделать все возможное для того, чтобы вырваться из болота. Его спасло собака Травка, которая почуяла человека и признала в нем своего будущего хозяина. Это действительно чудо, но в реальности все могло закончиться гораздо печальнее.

5.Какой изображена природа? Чем она замечательна? Одухотворённая природа, чувствующая, понимающая, - это реальность или сказка, как по-вашему? Может, это преувеличение — разговоры птиц, деревьев, мысли Травки? Какими качествами должен был обладать автор, чтобы это всё почувствовать, понять и передать читателю?

В сказке автор изображает природу, как чувствующий, думающий, сопереживающий организм. Здесь каждая травинка, дерево, животное думает, размышляет, разговаривает на своем языке, который можно понять, если хорошо прислушаться. Одухотворенная природа, понимающая и чувствующая, это может быть реальностью, если изменить своё отношение к природе из потребительского, на уважительное, любить ее, учиться понимать ее язык.

Как в любой сказке, здесь есть своеобразное преувеличение, однако все зависит от человека, и его отношения к природе.

Автор должен обладать тонким слухом, способный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и животных. Это мощный талант, доброе сердце, настоящее дарование видеть и чувствовать природу.

6.История Травки. Что удивительного в этой собаке вы заметили?! Как надо понимать её любовь к Антипычу? Какую правду, о чём ей перешепнул Антипыч? Что значат слова правда вековой суровой борьбы людей за любовь?

Травка – это охотничья собака породы рыжий сеттер. Хозяин У Травки был хозяин – Антипыч. Сначала он назвал собаку Затравкой как настоящую гончую собаку, но потом её имя стало Травкой. Это удивительная собака, верная, преданная, понимающая. Ее любовь к Антипычу – любовь настоящего верного друга. Антипыч говорил, что надо жить по правде. А правда заключалась в том, что собака и ее хозяин. Жили друг для друга. Жить в дружбе, заботясь о других- это есть правда Антипыча и собаки Травки.

«Правда вековой суровой борьбы за любовь» — Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть суровая правда жизни – вековая борьба людей за любовь. Испытание, которое прошли ребята, научило их ценить теплоту человеческих отношений. Они поняли, что самое главное в жизни – любовь и забота о близком человеке (правда старика Антипыча, которую он “перешепнул” своей собаке, – “правда вековечной суровой борьбы людей за любовь”

7.Как вы думаете, в чём мудрость старого лесника? Почему он ничего не говорит людям напрямую, а всё иносказанием: «В чём правда?», «Перешепну Травке» и т. п.? Как он понимает связь человека и природы? (Мудрость добывается тяжёлым трудом, трудным опытом, который каждый человек должен приобрести сам. В готовом виде, в виде окончательных выводов, эта мудрость не может быть усвоена. Она накапливалась тысячелетиями, к ней надо прислушиваться, но осваивать её приходится каждому самостоятельно.)

Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 - 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее травить (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее - Травка.

Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.

Пришвин написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно. Казалось, он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал) .

Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками. Не знавши броду, не лезьте в воду, Кто смел, тот два съел. Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают загадки Антипыча, т. к. то, что не испытанно, то и не понятно.

Антипыч - хранитель правды, тайны. Добрый, мудрый, память о котором так и осталась и помогает жить, помогает живым. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека.