§ 2. Новые люди и новые порядки

Подробное решение параграфы § 2 по истории для учащихся 9 класса, авторов Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А., Кузнецов А.В. 2015



По карте на форзаце 1 определи, какие исторические области Российской империи (исходя из их расположения, национально-религиозного состава) можно условно считать колониями.

В классическом понимании колония – особая административная единица, она признана властями метрополии колонией, или протекторатом, или наделена другой формой зависимости. С этой точки зрения у России не было подобных подвластных территорий, потому что все её земли одинаково были разделены на губернии, уезды и т. д. Особый статус был у Великого княжества Финляндского, но по характеру статуса это автономная территория, но не колония.

С другой стороны, колонией можно признать территорию, на которой местное население серьёзно отстаёт от колонизаторов в развитии. По этому параметру колониями были страны Кавказа, Средней Азии, а также вся Сибирь и Дальний Восток. Однако в последних двух случаях количество местных охотников и собирателей на момент присоединения к России было столь ничтожным, что русские переселенцы быстро возобладали над ними просто своей численность, потому там так и не возникли национально-освободительные движения.

Используя диаграммы, докажи, что Россия была многонациональной, многоконфессиональной и аграрно-индустриальной страной.

Аграрно-индустриальной её можно считать, так как несмотря на развитие в стране промышленности, 74% её жителей обитали вне городов. В империи проживали люди разных национальностей. Русские составляли только 44%. Согласно диаграмме самым многочисленным национальным меньшинство были украинцы, которые составляли 18%. Кроме них на одной только этой диаграмме перечислено ещё 8 национальностей, после чего есть пункт «другие», что означает: их было гораздо больше. Поэтому Россию можно считать многонациональной страной. Православие являлось господствующей конфессией (её приверженцы составляли 69% населения), но не единственный. В империи было также ощутимое число мусульман, католиков, буддистов и иудеев, в Прибалтике компактно проживали не указанные в диаграмме протестанты. Потому Россия была также и многоконфессиональной страной.

Подсчитай, как изменилось материальное положение рабочих с начала XX века по 1913 год.

Рабочий день уменьшился в среднем на 15%, при этом заработная плата выросла в среднем на 29%, но всё равно не достигала петербургского прожиточного минимума на семью из 4 человек. Справедливости ради надо заметить, что и сегодня, рабочей семье из 4 человек приходится трудно, если там работает только один из родителей

Сравни экономику России и стран Запада (уч-к «Всеобщая история», 9-й кл., с. 9). Укажи отличительные особенности нашей страны.

Основное отличие в наличие такого сектора экономики как коллективная собственность, которой в Западной Европе к началу ХХ уже не было. Также обращает на себя внимание то, что в России в то время всё ещё сохранились ремесленные промыслы, которые в Западной Европе давно уже были вытеснены промышленностью. Монополии ещё не стали собственниками основной части промышленности, они только зарождались.

1. На твой взгляд, почему в России резко обострился национальный вопрос? Сравни с известной тебе ситуацией в отношениях европейских держав и жителей их колониальных владений. В чём сходство и различие? Насколько, по-твоему, справедливыми были российские законы в отношении людей разных сословий, вероисповеданий и национальностей?

Национально-освободительные движения в Российском империей нужно сравнивать не только с колониями европейских держав, но и с подобными движениями в самой Европе (в Венгрии, Чехии, на Балканах и т. д. ). В Европе в центре такого движения становился национальный литературный язык, выработанный на основе народного, так же было и на территории Российской империи. В то время как в колониях народные наречия часто слишком отличались друг от друга, язык не являлся фактором, объединяющим движения, обычно использовался язык колониальной администрации: или непосредственно европейский, или выбранной именно колонизаторами из числа местных (как в Индии), или сконструированный искусственно на основе местных (как во Вьетнаме). Границы добившихся независимости колоний обычно стремились оставить теми же, что прочертили колонизаторы. В то время как в Европе основную роль играли так называемые этнические границы, которые охватывали территорию распространения определённого языка. Так же происходило и в России.

По этим и другим признакам требования народов России были ближе к аналогичным программам в Европе, а не в колониях. Распространялась же тенденция к возникновению национально-освободительных движений похожим образом и в Европе, и в колониях. Интеллигенция смотрела на более ранние такие движения, проникалась их идеями отчасти даже невольно, бессознательно и примеривала их на себя. В этом случае как раз у многих народов России есть сходство, всё же, с колониями, так как интеллигенция появилась только с нарастанием модернизации и сразу оказалась проникнута идеями освобождения нации, в то время как в Европе эти идея восприняла давно существовавшая интеллигенция. В этом и ответ на начало вопроса. В России национальный вопрос обострился, когда стали возникать национальные интеллигенции, когда образование стали получать в массовом порядке не только представители знати, но и более низких сословий, прежде всего, разночинцев.

Законы были в целом справедливыми, хотя и не во всех отношениях. Представители всех национальностей формально были равны. Общество продолжало делиться на сословие, но по большей части уже чисто формально: налоги, воинская повинность и другие основные права и обязанности уже уровнялись. Но наблюдались и исключения, вроде запрета на приём в гимназии выходцев из низших сословиях – «кухаркиных детей». Наибольшие притеснения наблюдались в отношении религии. Например, переход из православия в другие конфессии был запрещён, а переход из них в православие приветствовался. Иудеи (за исключением высокобразованных и самых богатых) не могли выезжать за черту оседлости – закон налагал ограничения именно по религиозному, а не по национальному признаку.

Однако, как это часто бывает в России, главным был не закон, а сложившаяся судебная и административная практика. Не было закона, по которому полякам предписывалось мешать продвигаться по службе, однако это делалось. Права иудеев (именно иудеев, а не этнических евреев) закон ограничивал, но ни один документ не предписывал устраивать еврейские погромы. Однако погромы были, причём задолго до озлобившей патриотические круги революции, и преследовали людей именно по соответствующим этническим признакам, а не по вероисповеданию.

2. На твой взгляд, из-за чего в России в начале XX века обострился и не был решён крестьянский вопрос? Насколько справедливыми и обоснованными ты считаешь позиции двух сторон конфликта? Насколько путь модернизации российской деревни схож с общеевропейским?

Крестьянский вопрос так и не был решён из-за противоречивости реформы 1861 года. С одной стороны, без того небольшие владения крестьянских общин были ещё больше урезаны. Крестьянам оставили лишь необходимы минимум. Но семьи росли естественным образом, и к началу ХХ века выделенной земли уже не хватало для того, чтобы прокормиться. Это обострило крестьянский вопрос.

С другой стороны, реформа не давала развиваться аграрной революции, сохранение общины не позволяло вытеснить малоземельных крестьян в города, как это было в Европе. Именно по этому реформа Столыпина предусматривала ликвидацию общины наряду с переселением на свободные земли в Сибири. Предполагалось, что как и в Европе отдельные крепкие хозяева станут фермерами, а остальные совсем уйдут с земли.

Требования обоих стороны можно понять. С точки зрения закона претензии крестьян обоснованы не были. Но они были справедливыми, потому что земельный голод многим не давал даже прокормить семью. Однако справедливыми были и возражения помещиков. Именно они получали большие урожаи, фактически они кормили города и экспортировали большие объёмы продукции за рубеж. Крестьяне, даже получив землю, не стали бы этого делать (что наглядно показали революционные события).

Однако причиной основных бед, как показано выше, была крестьянская община, против которой не выступала ни одна из сторон.

3. Продолжи заполнять таблицу «Вопросы русской революции» (с. 21):

в строке «1905-1913» укажи, какие изменения внесла первая русская революция и последующие реформы в крестьянский, рабочий и национальный вопросы. Сделай вывод: какие из этих фактов и явлений способствовали продвижению по общеевропейскому пути модернизации, а какие — по особому пути России?

Продолжи заполнять таблицу «Вопросы русской революции»