§ 24. Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг

Подробное решение параграф § 24 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Торкунов А.В. 2016-2023



Вопрос к параграфу №1. Какие перемены происходили в революционном народничестве в 1880-е гг.?

Во-первых, революционное народничество было почти полностью разгромлено полицией, которая также пресекала попытки его возрождения.

Во-вторых, многие народники разочаровались в своих прежних убеждениях, ведь были испробованы все три пути к революции, определённые теоретиками, но все они приводили к усилению самодержавия. Большинство перешло в другие направления марксизма, некоторые – в мирный либерализм, Лев Тихомиров даже стал убеждённым сторонником самодержавия.

Вопрос к параграфу №2. Назовите причины усиления влияния либерального народничества.

Причины:

- очевидный провал революционного народничества;

- сила, которые земства ощутили в себе, в частности во время борьбы с голодом 1891-1892 годов;

- приверженность большинства крестьян сельской общине, которую по-прежнему видели в качестве основы социализма;

- полиция не боролась с либеральным народничеством, не мешая ему распространяться.

Вопрос к параграфу №3. Когда и почему возникла группа «Освобождение труда»? Какие задачи она перед собой ставила?

Группа возникла в 1880-е годы в Женеве из числа эмигрантов-народников. Это была первая группа русских сторонников идей Карла Маркса. К тезисам этого мыслители они обратились потому, что народничество явно потерпело поражение: ни один из предложенных теоретиками путей не привёл к успеху. Главное, первые два пути показали, что крестьяне не готовы к революции и восприятию социалистических идей.

Вопрос к параграфу №4. Расскажите о первых марксистских организациях в России. Что привлекало в марксизме некоторых бывших народников?

Теоретики народничества утверждали, что в России можно построить социализм на основе крестьянской общины минуя стадию капитализма. Но идея крестьянской революции не оправдала себя, а в России явно устанавливался капитализм. Это подтверждало правильность идей Маркса, который утверждал, что капитализм необходим для утверждения социализма, потому что построить его может только диктатура пролетариата, а лишь капитализм может сделать пролетариат достаточно многочисленным и сплочённым (самим трудом на больших заводах) что создаст возможность для установления такой диктатуры.

Вопрос к параграфу №5. Как развивалось либеральное движение в 1880-1890-е гг.? Назовите основных деятелей этого движения и их позиции.

Либеральное течение как и до этого не стало единым, ведь у него по-прежнему не было партии или единого признанного лидера.

П.Н. Милюкову, В.И. Вернадскому, А.А. Корнилову и некоторым другим казалось, что можно убедить власть многочисленными прошениями, адресами и т. п. Главной их целью было создать из депутатов губернских земств всероссийский орган народного представительства.

Павлу и Петру Долгоруковым, Д.И. Шаховскому, Ф.А. Головину надоели прошения без демонстрации силы. Потому они стали работать над сближением земств, пусть даже через нелегальную деятельность и выработку единой позиции для демонстрации такой силы, но всё ещё без насилия.

Н.К. Михайловский, В.Г. Короленко и другие либеральные народники ратовали не за изменение государственного строя, а за наделение крестьян большим количеством земли, развитие сельской кооперации и другие реформы, которые постепенно построили бы основы социализма, после чего вопросы государственного строя решить было бы уже легче.

Вопрос к параграфу №6. В чём причина перехода либералов в конце XIX в. к более консервативным позициям?

Основную роль сыграла политика Александра III по отношению к крестьянам и создание им рабочего законодательства. Большая часть либералов работала в земствах, то есть постоянно сталкивалась с бедностью и беззащитностью этих слоёв населения. Консервативный Александра III сделал для их защиты гораздо больше, чем его отец, проводивший в целом либеральные реформы. Это не был единичный пример. Убеждённый консерватор Бисмарк ввёл в Германии гораздо более совершенное рабочее законодательства, чем существовало в образцово либеральной стране – Великобритании. Многие действительно убедились, что думающий о народе правитель может помочь ему лучше, чем органы народного представительства, как правило, находящиеся под влиянием тех или иных общественных сил, очень часто – буржуазии.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Назовите основные противоречия между позицией консерваторов и позициями либералов и народников.

Консерваторы считали, что у России свой особый путь развития, потому ей нечего оглядываться на Европу. При этом они имели в виду не эфемерный древнерусский идеал славянофилов, а сложившую государственную систему на основе теории официального народничества.

Либералы же были в большей степени наследниками западников, потому считали, что в России должны появиться те же черты государственной власти, что и в Европе, включая конституцию, ограничивающую власть монарха. Народники также были против самодержавия, но ратовали не за конституционную монархию, а за социалистическую республику.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. О силе или слабости государственной власти говорит создание тайной организации консерваторов? Аргументируйте свой ответ.

Тайные организации консерваторов, созданные по негласной инициативе государственной власти, говорят о слабости этой власти, ведь ей не хватает легальных способов, чтобы справиться со своими противниками. Наибольшая активность (включая насильственные действия) консерваторов (тех же чёрных сотен) приходиться на революцию 1905-1907 годов, когда власть и вправду была в сложном положении. Но в XIX веке такие организации создавались не по инициативе властей, в лучшем случае при их попустительстве. И главной их деятельностью являлись еврейские погромы. Здесь стоит скорее говорить не о продуманной стратегии государства, а о совпадении взглядов консерваторов и чиновников на местах, ведь бытовой антисемитизм тогда был довольно распространённым явлением.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Используя материалы учебника, подведите итоги основных этапов развития общественного движения на протяжении всего XIX века.

Первым был декабристский этап. Венчавшее его выступление лишь усилило консерватизм нового императора.

Либеральное движение западников и консерваторов не пошло дальше разговоров. Отчасти оно заложило основы следующих этапов, но революционеры следующих этапов во многом насмехались на «идеализмом 40-х годов», считая свои идеи более реалистичными.

Общественное движение, вызванное самим правительством в начале правления Александра II, сыграло определённую роль в подготовке реформ этого императора, особенно крестьянской, прежде всего через многочисленные проекты, поданные населением на высочайшее имя в то время. Кроме того, оно подготовило общественное мнение к отмене крепостного права и другим значительным переменам.

Революционное народничество периода двух хождений в народ ничего не добилось, но разработало теоретические основы. Однако практическая деятельность показала, что крестьяне не готовы поднимать революцию, по крайней мере, по призыву городских (даже тех, кто успел войти в доверие к крестьянам, вроде врачей и учителей).

Индивидуальный террор ужаснул русское общество, изменив как его, так и правоохранительные органы. Но добиться результата он также не смог.

В период правления Александра III революционное направление было представлено лишь отдельными разрозненными кружками, к тому же довольно быстро раскрывавшимися полицией или изначально создававшимися в эмиграции. Потому на первый план вышло либеральное движение, ставшее более прямым наследником движения начала правления Александра II и усилившимся после создания земств. В условиях самодержавной власти у этого движения не было легальных средств борьбы. Но оно донесло свои идеи до создания Государственной думы, где вылилось в создание партии кадетов.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Привлекая источники Интернета, составьте, разбившись на несколько групп, презентации на тему «Учёные и писатели конца XIX в. — сторонники народнических и либеральных идей».

Слайд 1

Название: Учёные и писатели конца XIX в. — сторонники народнических и либеральных идей

Текст: сведения об авторе

Слайд 2

Изображение: заседание земства

Текст: Среди писателей России встречались разные взгляды, причём многие критически относились как к консерваторам, так и к либералам, тем более к народникам. О политических взглядах учёных часто вообще сложно судить, гораздо сложнее чем об их научных идеях.

Слайд 3

Название и изображение: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Текст: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был одним из самых значительных авторов второй половины XIX века, автором таких романов как «Господа Головлёвы», «История одного города», сказок для взрослых и многих других произведений. Он давно признан классиком русской литературы.

Слайд 4

Изображение: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Текст: Писатель близко познакомился с российской действительностью и чиновничьей несправедливость, ещё когда сам служил в канцелярии Вятского губернатора. В своих произведениях он вскрывал пороки общества, особенно в сказках (так называемых).

Слайд 5

Название и изображение: Николай Иванович Наумов

Текст: Николай Иванович Наумов не относится к числу самых известных писателей своего времени, его творчество не проходят в школе. Тем не менее ему нельзя отказать в таланте и писательском мастерстве. Такие сборники как «Сила солому ломит», «Паутина», «Горная идиллия» и «Сарбыска» характеризую его как писателя уверенного второго ряда.

Слайд 6

Изображение: Николай Иванович Наумов

Текст: Основное творчество Николая Ивановича посвящено сибирской деревне после реформы 1861 годы. В Сибири не было крепостного права, но великие преобразования изменили и её жизнь. В своих произведения писатель воспевает идеалы сельской общины и её добродетель. Он высказывает народнические идеи, хотя и не призывает открыто к свержению существовавшего государственного строя.

Слайд 7

Название и изображение: Николай Николаевич Златовратский

Текст: Николай Николаевич Златовратский также сегодня не относится к числу классиков. Тем не менее, в своё время его творчество было знаменито. Особенную известность принесла ему повесть «Крестьяне-присяжные», напечатанная в «Отечественных записках» в 1884 году.

Слайд 8

Изображение: Николай Николаевич Златовратский

Текст: Выходец из семьи деревенского духовенства, Златовратский хорошо знал и понимал проблемы крестьянства. В своих произведениях он также не призывает открыто к революции и не пишет о социализме как таковом, но показывает крестьянскую жизнь с акцентом на общинных традициях.

Слайд 9

Название и изображение: Филипп Диомидович Нефёдов

Текст: Филипп Диомидович Нефёдов был не только писателем, публиковавшимся в нескольких толстых журналах, но также этнографом и археологом, проводившим многочисленные раскопки. Особенно большое внимание уделял изучению Оренбургского края и Башкирии.

Слайд 10

Изображение: Филипп Диомидович Нефёдов

Текст: Сын крепостного крестьянина Нефёдов, в отличии от других писателей-народников, не показывал в своих произведениях крестьянской жизни. Он больше внимания уделял фабричному быту. Также в творениях этого писателя гораздо чётче прослеживаются бунтарские настроения. Так он первый в России стал изучать биографию Салавата Юлаева (сподвижника Емельяна Пугачёва) – эта тема была под негласным запретом по понятным причинам.

Слайд 11

Название и изображение: Василий Осипович Ключевский

Текст: Василий Осипович Ключевский был известным историком и талантливым преподавателем. Его лекции по истории России (записанные студентами) переиздаются и сегодня, и до сих пор читаются с большим интересом. Он был автором большого числа исторических трудов.

Слайд 12

Изображение: Василий Осипович Ключевский

Текст: Большую часть жизни Василий Осипович занимался исключительно научной и преподавательской деятельностью, он никак не выказывал своих политических взглядов. Но они были либеральными, что он и продемонстрировал в 1905 году, участвуя в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий.

Слайд 13

Название и изображение: Павел Николаевич Милюков

Текст: Скорее всего, либеральные взгляды Ключевского передавались и на лекциях, потому что известный государственный деятель лидер партии кадетов Павел Николаевич Милюков в своё время был его учеником, правда, не очень любимым: в своих воспоминаниях Павел Николаевич пишет о трениях и даже, как говориться, палках в колёсах, которые ему вставлял Василий Осипович.

Слайд 14

Текст: До того, как манифест 17 октября 1905 года позволил ему заняться политической деятельностью, не нарушая закон, Милюков был историком. Ему принадлежат такие труды как «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформы Петра Великого», «Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев. Вл. Соловьев» и многие другие. Некоторые переизданы в наши дни. Те же «Очерки истории исторической науки» интересно читать и сегодня: живым и интересным языком автор даёт сведения, которых обычно нет в книгах по историографии истории России.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Какие факты, на ваш взгляд, позволили Г. В. Плеханову и его единомышленникам говорить об общности исторических судеб стран Западной Европы и России? Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Аргументируйте своё мнение.

В России, как и в Западной Европе, развивался капитализм, который постепенно становился монополистическим. Причём в России, несмотря на сохранение кустарных производств, наблюдалась очень большая концентрация пролетариев на крупных предприятиях. Именно эти факты позволили Плеханову превратно понять идеи Маркса и Энгельса и провозгласить возможность построения социализма по их сценарию в России.

На самом деле согласно идеям марксизма социализм – это следующая историческая формация после капитализма, к которой должны раньше других перейти те страны, где предыдущия формация (капитализм) наиболее развит и потому начинает изживать себя. Под такой страной оба теоретика имели в виду Англию, может родную Германию, но никак не относительно отсталую Россию. С другой стороны, они писали о построении социализма в стране, где для этого не сложились должные экономические условия. Они называли это казарменным социализмом и относились к такому развитию событий отрицательно. То, что было построено в России после 1917 года действительно напоминало социализм как раз казарменный.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

Вопрос ко II пункту. Привлекая дополнительные материалы, подготовьте сообщение или презентацию об Иоанне Кронштадском. Рассмотрите его человеческие качества и религиозные взгляды, обстоятельства его жизни.

Иоанн Кронштадский родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Был старшим из 6 детей в семье (трое из которых умерли в младенчестве). Происходил из духовного сословия: его предки были священниками на протяжении, как минимум 350 лет, хотя отец так и не был рукоположен, всю жизнь прослужив дьяком.

Иоанн как лучший ученик Архангельской духовной семинарии завершал образование в Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил в 1855 году. Он женился на дочери настоятеля Андреевского собора Кронштадта Елизавете, потому вскоре стал священником именно этого прихода. Кроме того, он преподавал Закон Божий в местной гимназии. Собственных детей у супругов не было. По официальной версии церковной истории они «приняли на себя подвиг девства». В 1894 году он стал настоятелем Андреевского собора.

Проповеди Иоанна отличались особой страстностью, часто он просто плакал на них. Кроме того, с самого начала своего служения он занимался частной благотворительностью, с 1880-х расширил её: основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Вопреки принятой тогда в российской церкви практике, ввёл общую исповедь (в таинстве покаяния), призывал к частому приобщению Святых Таин (в России того времени распространено было обыкновение приобщаться дважды или даже единожды в год, перед Великим постом).

Именно деятельность отца Иоанна принесла ему известность. С 1870-х годов его имя постепенно появляется в столичных газетах. В 1880-х он стал весьма почитаем в народе. Порой на нём буквально рвали одежду, считая, что и её лоскутки обладают святостью. Императорский двор не мог не считаться с народной славой. Так настоятель Андреевского собора причащал умиравшего Александра III, принимал участие в литургии по случаю коронации Николая II.

Иоанн был явным консерватором, стоял у истоков Союза русского народа (крайне правой общественной организации). Но не выступал в пользу консерватизма слишком оголтело. Так в совместном с епископом Волынским Антонием «Слове о кишинёвских событиях» осудил еврейский погром в этом городе 1903 года, но в написанном в этом же году письме «христианам г. Кишинёва» утверждал: «в погроме виноваты преимущественно сами евреи».

Скончался на 80-м году жизни в 1908 году после трёх лет мучительной болезни мочевого пузыря, похоронен в крипте Иоанновского монастыря на Карповке. Канонизирован в 1964 году Русской православной церковью за границей, в 1990 году канонизация подтверждена и Русской православной церковью.

Вопрос к III пункту. Вспомните, что такое униатская церковь.

Униатская церковь была создана в Речи Посполитой в результате Берестейской унии в 1596 году. Она подчинялась папе римскому, но имела богослужения, напоминавшие православные. После присоединения территории её распространения к Российской империи в результате разделов Речи Посполитой приходское духовенство подчинилось Правительствующему синоду этой империи, в то время как монашеский орден базилиан сохранял верность папе римскому. В 1830-е году в рамках русификации униатская церковь ряда губерний была объединена с православной.

Вопрос к параграфу №1. Что являлось важнейшим приоритетом в национальной политике властей в 1880-1890-е гг.?

Важнейшим приоритетом была лояльность национальных окраин. В большинстве случаев это означало попытки их русификации и в целом унификации с исконно русскими губерниями, но были и исключения, вроде неспокойного Северного Кавказа.

Вопрос к параграфу №2. Расскажите о политике властей в Польше, Финляндии, Прибалтике в 1880-1890-е гг.

Во всех этих странах происходили попытки русификации.

В Польше русский язык вводился как основном в административных учреждения, учебных заведениях и даже на железных дорогах и на вывесках. Ликвидировалась любая польская автономия, включая собственную польскую монету и Варшавский банк.

В Прибалтике политика властей была направлена против немецкого влияния (несмотря на то, что прибалтийские немцы столетиями верно служили России).

В Финляндии и то ограничивалась автономия, урезались права сейма, распускались местные вооружённые формирования, всё больше распространялся русский язык в качестве официального.

Вопрос к параграфу №3. Дайте оценку деятельности К. П. Победоносцева на посту обер-прокурора Синода.

Победоносцев был эффективным руководителем. Он добивался поставленных перед собой целей, подбирая для этого нужных людей. Он следил за канонической деятельностью церкви, положению дел в духовных учебных заведениях. Однако общая его политика была чересчур консервативной и стала органичной частью курса контрреформ.

Вопрос к параграфу №4. Почему власти старались привлечь на свою сторону представителей знати на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии?

В этим регионах общество сочетало черты феодальные и дофеодальные клановые. В таких условиях у народных движений должны быть вожди из числа знати, без них, как правило, никто не поднимется на борьбу. Потому лояльность знати обеспечивала и лояльность региона в целом.

Вопрос к параграфу №5. Каковы были особенности политики христианизации народов Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока в конце XIX в.? В чём её отличие от политики предшествующих периодов?

В этот период проходило окончательное приобщение этих народов к цивилизации и встраивание в русскую сословную (уже условно сословную) и административную систему. Проходило это как и ранее через христианизацию и просвещение. Но в отличии от предшествующих эпох в христианизировали те народы специально подготовленные миссионеры из числа самих местных жителей, прошедшие особые учебные заведения, где обучение начиналось на родных для них языках, и лишь продолжалось на русском и церковно-славянском.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как связан общий курс внутренней политики Александра III с его политикой по отношению к так называемым национальным окраинам империи? Аргументируйте свой ответ.

Общий курс государственной политики был направлен на борьбу с любой смутой и укрепление самодержавия в свете теории официальной народности. Политика в национальных окраинах имела ту же направленность. Прежде всего, она была направлена на предотвращение восстаний. Потому власть относилась очень лояльно к знати Северного Кавказа и Средней Азии. К тому же теория официальной народности не предполагает федеративного деления империи, потому проводилась унификация и русификация тех национальных окраин, где в результате такой политики не ждали восстаний.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Почему Синод в 1880-е гг. уделял большое внимание духовным учебным заведениям?

Синод беспокоило распространение атеизма среди молодёжи, потому он уделял большое внимание её воспитанию. Кроме того, подавляющее большинство революционеров выходило именно из студентов, реже – гимназистов. Потому синод внимательно присматривался даже к светским учебным заведениям, тем более – к духовным.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Подготовьте сообщение о деятельности одного из исследователей Средней Азии, упомянутых в параграфе.

Детство Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского (тогда просто Семёнова) прошло в родовом имении Рязанка. Его отец отставной капитан лейб-гвардии и драматург умер в 1832 году, когда Петру (младшему из трёх сыновей) было всего пять лет. Будущий учёный воспитывался матерью. Уже в детстве у мальчика проявился интерес к географии и ботанике.

До 15 лет получал домашнее образование, после чего поступил в Николаевское кавалерийское училище. Но в армию не пошёл, вместо этого в 1849 году закончил Санкт-Петербургский университет и стал членом Императорского Русского географического общества, работе в котором посвятил оставшуюся жизнь. Завершал образование в Берлинском университете, где был знаком со знаменитым Александром Гумбольтом.

Русское географическое общество в то время посылало экспедиции не только в далёкие уголки России, не исследованы оказывались даже густо населённые её губернии. Так первая экспедиция Семёнова проходила из Санкт-Петербурга в Москву через Новгород, была направлена на исследование растительного мира.

С самого начала своей карьеры учёный увлекался Азией. В 1856 году он издал первый том перевода книги Карла Риттера «Землеведения Азии» и тогда же отправился в свою знаменитую экспедицию. В течение двух лет Семёнов посетил Алтай, Тарбагатай, Семиреченский и Заилийский Алатау, озеро Иссык-Куль, первым из европейских путешественников проник в Тянь-Шань и первым посетил высочайшую горную группу — Хан-Тенгри. На Иссык-Куле Семёнов искал упомянутый на каталанской карте христианский монастырь, отождествляемый в настоящее время с археологическим комплексом в Ак-Булуне. В это время им были собраны богатые коллекции по естественной истории и геологии страны. Императорским указом 23 ноября 1906 года за заслуги в открытии и первом исследовании горной страны Тянь-Шань к фамилии учёного «с нисходящим потомством» была присоединена приставка Тян-Шанский.

Собранные материалы учёный потом обрабатывал, издавал и переиздавал с дополнениями много лет. А параллельно с научной работой занимался государственной службой. За годы жизни он состоял на огромной числе должностей. Был заведующим делами Редакционных комиссий (при подготовке крестьянской реформы 1861 года), членом и заведующим делами Особой комиссии при Министерстве финансов для начертания проекта положения об акцизе с питей в империи, членом от Министерства внутренних дел в Комиссии для пересмотра Европейского таможенного тарифа, членом Комитета по устройству быта евреев, членом Комиссии для пересмотра действующей раскладки налогов с недвижимого имущества в городах, посадах и местечках и т. д. и т. п.

За годы работы в государственных органах учёный дослужился до чина действительного тайного советника. Это чин II класса в Табели о рангах, не всякий министр обладал им, особенно в начале исполнения должности. В 1903 году, к примеру, во всей империи насчитывалось всего 99 действительных тайных советников. За свою жизнь Семёнов-Тян-Шанский был награждён различными орденами, медалями и знаками отличия России, Швеции, Греции, Абиссинии и других государств 35 раз.

Главным за исключением науки поприщем Семёнова было статистическое ведомство. В 1864 году его назначили директором центрального статистического комитета, которым пробыл 16 лет, а в 1875 году – председателем статистического совета, во главе которого он стоял до 1897 года. Именно по его инициативе была проведена первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года.

Однако в начале сообщения не зря было сказано, что всю жизнь Семёнов посвятил Русскому географическому обществу. Несмотря на активную государственную деятельность и обработку материалов Тян-Шанского путешествия, но не прекращал совершать новые экспедиции. Так в 1888 году совершил поездку по Закаспийской области и Туркестану, результатом чего были обширные энтомологические коллекции. Работал также как автор и переводчик научных изданий. Продолжая редактировать издание «Азии» Риттера, в 1894 и 1895 годах выпустил два обширных тома, составляющих громадное дополнение или в сущности совершенно новый труд по географическому описанию Забайкалья, в котором самому Семёнову принадлежит немалая доля. В 1895 году написал 3-томную «Историю полувековой деятельности географического общества» по случаю полувекового юбилея общества.

Кроме прочего, Семёнов-Тян-Шанский был неутомимым коллекционером, причём не только во время экспедиций. В своём имении он собрал коллекцию живописи фламандский мастеров XVI-XVII веков, вторую по полноте в Европе, которую завещал Эрмитажу.

Великий учёный и государственный деятель умер 26 февраля (11 марта) 1914 года в возрасте 87 лет. Из его 7 детей пятеро стали известными учёными.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Сделайте презентацию, рассказав об одном из культовых сооружений буддистов, которое существовало в конце XIX в. в России.

Слайд 1

Название: Ацагатский дацан

Текст: сведения об авторе

Слайд 2

Изображение: лама Чже Цонкапа

Текст: Данный дацан (то есть буддийский монастырь) относиться к школе Гелуг (основатель – тибетский лама Чже Цонкапа). Первый деревянный храм-сумэ был построен в 1825 году (иногда называется 1824 год) у речки Шулута близ улуса Ацагат в местности Боро-Тоонтой, хотя официальное разрешение от иркутского губернатора на это было получено только в 1831 году.

Слайд 3

Изображение: буддийские монахи

Текст: К 1841 году были построены Цогчен-дуган (главный храм), Дара-Эхын сумэ и Хурдын сумэ. В 1840 году в дацане числилось 17 лам (монахов), в 1841 году – 22 ламы и 6 хувараков (послушников). К концу XIX века у монастыря было зафиксировано более 4,7 тысяч прихожан.

Слайд 4

Изображение: Цогчен-дуган в Ацагатском дацане

Текст: Нынешний монастырь с каменным храмом Цогчен-дуган построен на новом месте в 1877 году, как только было получено разрешение властей на перенос монастыря (прежний располагался в сырой низине) в ответ уже на вторую просьбу (первая направлена ещё в 1868 году).

Слайд 5

Изображение: Цогчен-дуган в Ацагатском дацане

Текст: Трёхэтажное здание сочетает тибетские и китайские архитектурные стили. Первый этаж каменный, в тибетском стиле, второй и третий этажи деревянные – в китайском стиле.

Слайд 6

Изображение: Николай II

Текст: 20 июня 1891 года дацан посетил цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II), возвращавшийся из кругосветного путешествия. В память о пребывании цесаревича, на месте, где стояла его палатка, в 1897 году было построено сумэ Цаган-Дара Эхэ.

Слайд 7

Изображение: буддийская печатная книга

Текст: В дацане во второй половине XIX века действовала типография. Здесь издавалось 46 наименований книг на тибетском языке и 47 – на монгольском.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Соберите в Интернете материалы о жизни мусульман России в конце XIX в. Напишите в тетради эссе на тему «Мусульмане и православные — две веры, один народ».

Прежде всего, нужно сказать, что мусульмане в России не были едины. Они составляли несколько отдельных групп, живших в разных районах огромной страны.

Многие мусульмане жили в России уже долго. Волжские татары, к примеру, были завоёваны ещё в XVI веке. Такие «традиционные» мусульмане хорошо вписались в российскую систему. На этих землях жило русское или русифицированное дворянство. Города, особенно большие, мало отличались от таковых в остальной империи. Тот же Лобачевский в Казанском университете (центре татарских земель) не встречался ни с какими национальными особенностями. Тем не менее, на протяжении веков христианизация и русификация этих земель не была насильственной, потому в деревнях сохранился самобытный ислам. Сохранился он частично и в городах. Но веками приспосабливаясь к жизни в России, местные духовные лидеры не призывали не только к сопротивлению императору, но даже не возмущались господством интересов православия в государственной политике.

Земли Средней Азии были только что присоединены к России. Приход цивилизации туда сопровождался попытками распространения туда православия и через проповеди среди местных жителей, и через приток поселенцев из центральных районов России. Православие пользовалось поддержкой на государственном уровне, потому само введение российской администрации давало ему преимущество. Однако обращение в православие не было насильственным, потому за относительно недолгое время, оставшееся до революции, местная этинческая и религиозная культура практически не пострадали. Гораздо больший удар исламу на этих землях нанесла уже советская власть.

Особое отношение было к мусульманам Кавказа. После долгой и кровопролитной войны им разрешили сохранить традиционный образ жизни, включая и исламское вероисповедание, требуя лишь лояльности. Местной администрации предписывалось не задевать горскую гордость, что означало и уважением к мусульманским традициям, хотя формально здесь были точно такие же губернии, как и по всей России, без намёка на автономию.