§ 25. Развитие культуры во второй половине XX – начале XXI века

Подробное решение параграф § 25 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011



Вопросы и задания:

1. Покажите, как события истории влияют на позицию художников. Какие темы привлекали писателей и художников в первое послевоенное десятилетие?

После Второй мировой войны основной темой для художников и писателей стала именно проблема войны и мира, человеческая агрессия. Тема войны и Сопротивления нашла отражение в литературе многих стран. Ей были посвящены произведения писателей Польши, Чехословакии и других восточноевропейских стран. Во Франции к ней неоднократно обращались известные писатели Л. Арагон, П. Элюар, А. Лану. В немецкой литературе эта тема стала своеобразной формой «расчёта с прошлым», предметом размышлений об истоках и бесчеловечной сути нацизма, о внутреннем сопротивлении ему. В Восточной Германии появились романы известных писателей Г. Фаллады «Каждый умирает в одиночку», Б. Келлермана «Пляска смерти», А. Зегерс «Мёртвые остаются молодыми». За символичными названиями их произведений стояли реалистические картины жизни героев и общества. В Западной Германии на эту тему писали авторы, входившие в «Группу 47». В их числе был Г. Бёлль, ставший впоследствии крупнейшим западногерманским писателем. Писатели военного поколения первыми, задолго до того, как это стали делать политики, заговорили о вине и ответственности перед погибшими.

Война заставила задуматься о незащищённости людей и невосполнимости утрат, о человеческой жизни как высшей ценности. Художники по-разному откликнулись на это. Одни попытались уйти, спрятаться от страшной реальности. Другие встали на защиту человека, его права на жизнь, взаимопонимание, радость.

2. Сопоставьте идеи, которыми руководствовались создатели послевоенного народного театра и театра абсурда. Как вы считаете, почему осмысление опыта своего времени, взгляды на человека и общество оказались у этих художников разными?

Идеи театра абсурда, который возник в конце 1940-х – начале 1950-х годов в заключалась в изображении «маленького человека», потерянного, беспомощного перед судьбой, охваченный паническими настроениями. Среди основателей этого направления были драматурги Э. Ионеско и С. Беккет. Они заявляли: «Мир лишён смысла, реальность – ирреальна», люди «блуждают в хаосе, не имея за душой ничего, кроме страха, угрызений совести... и сознания абсолютной пустоты их жизни» (Ионеско), «время даётся человеку на то, чтобы состариться...» (Беккет).

В пьесах этих авторов нет сюжета, действия. Герои всё время сидят в ожидании кого-то (гостей – в пьесе Ионеско «Стулья» или неизвестного персонажа, который так и не появляется, - в пьесе Беккета «В ожидании Годо»), находятся в мусорном ящике («Конец игры» Беккета) и т. д. Любые усилия, устремления, сама жизнь представляются им лишёнными смысла.

С другой стороны в конце 1940-х — 1950-х годов во Франции был создан Национальный народный театр. Его возглавил Ж. Вилар. Этот известный актёр и режиссёр видел свою задачу в том, чтобы театр «повернулся лицом к ведущему актёру современности – народу», «был бы доступен всем». В 1947 г. Ж. Вилар организовал в Авиньоне фестиваль французского драматического искусства, который затем стал ежегодным.

Спектакли проходили под открытым небом у стен средневекового папского дворца и были рассчитаны на самую широкую аудиторию. В этих постановках сложилась труппа Национального народного театра. В нём работали получившие европейскую известность актёры Ж. Филип, Д. Сорано М. Казарес. Театр привлёк массового зрителя (его зал вмещал 2700 человек). При нём были организованы ассоциации народного зрителя, абонементы на спектакли выдавали на предприятиях. Опыт народного театра получил распространение во многих провинциальных театрах страны.

Мне кажется, возникновение различных взглядов на человека и общество у этих художников определяется их личным опытом и собственным восприятием мира. Один показывал одинокого человека и создавал спектакли не всем понятные, второй создавал спектакли для массового зрителя, понятные и доступные всем.

3. Как вы относитесь к массовой культуре? Можете ли назвать её достоинства и недостатки?

Массовая культура расценивается как продукт потребления, удовлетворяющий запросы толпы.

Массовая культура имеет как ряд достоинств, так и недостатков.

Достоинства «массовой культуры»:

1. демократичность. Массовая культура обращена ко всем людям без различия класса, нации, уровня богатства или бедности.

2. Массовая культура компенсирует эмоциональный дефицит, ведь она носит развлекательный характер.

3. благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт. В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника.

Недостатки массовой культуры:

1. этот вид культуры направлен на производство «массового человека», заимствующего свои мысли из радио- и телепередач, глянцевых журналов, рекламы.

2. для массовой культуры характерны низкое качество и упрощенная форма, будь-то поп-музыка, популярные ТВ-шоу, поп-литература, да и язык социальных сетей.

3. Массовая культура отличается короткой жизнеспособностью, быстро входит в моду и столь же быстро устаревает, несмотря на то, что спрос на нее всегда довольно высок. Она не способствует обогащению творческого потенциала общества и ведет к его упадку.

4. Как вы думаете, зачем создаются художественные фильмы, посвященные реальным людям и событиям, если об этих событиях рассказывают документы, фотографии, документальные фильмы?

К сожалению, в эпоху массовой культуры люди редко обращаются к реальным документам, фотографиям или даже документальным фильмам, тем более не все они находятся в открытом доступе. Благодаря художественному фильму реальные события становятся более красочными, иногда даже более драматичными, что привлекает массового зрителя, одновременно просвещая его.

5. Как вы думаете, в каких случаях и благодаря чему произведение искусства получает международное признание? *Как соотносятся в современной культуре «национальное» и «интернациональное»?

Для того чтобы произведение культуры получило международное признание оно должно затронуть множество людей, обладать художественной ценностью и быть интересным во многих странах. Художник, писатель, режиссер или композитор должен заставить человека переживать вместе с ним, чтобы он не оставался в стороне, а переживал вместе с автором.

На сегодняшний день, благодаря развитию СМИ, все чаще национальное становиться интернациональным. Произведения культуры (фильмы, музыка, картины и др.) находятся в широком доступе, что позволяет национальному искусству стать достоянием не только одного народа, но и всего человечества. В новых исторических условиях сложились предпосылки для глобализации и интернационализации культуры. Глобализация создала возможности лучшего взаимопонимания между людьми.

6. *Наше исследование. Охарактеризуйте основные жанры современного кино. По каким «рецептам» создаются фильмы различных жанров? Назовите лучшие, с вашей точки зрения, фильмы в разных жанрах (в качестве примеров используйте отечественные и зарубежные фильмы).

На сегодняшний день в кино есть масса жанров, из которых можно выделить наиболее популярные:

1. Комедия – этому жанру киноискусства относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение. Различают несколько видов, или жанров, кинокомедии: пародия, романтическая комедия, эксцентрическая комедия, трагикомедия, комедия ситуаций, комедийный фильм ужасов, криминальная комедия, музыкальная комедия.

Кинокомедия появилась почти одновременно с возникновением кинематографа. Ранние немые комедии продолжали пользоваться большой популярностью у зрителей даже после появления звука. Самым известным комиком эпохи немого кино был Чарли Чаплин.

2. Боевик или экшен-фильм (экшн-фильм) — жанр кинематографа, в котором основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням и т. д. Боевики часто обладают высоким бюджетом, изобилуют каскадёрскими трюками и спецэффектами. Большинство боевиков иллюстрируют известный тезис «добро должно быть с кулаками». Фильмы этого жанра зачастую не обладают сложным сюжетом, главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении: терроризм, похищение, убийство, коррупция, несправедливость. Не находя иного выхода, главный герой решает прибегнуть к насилию. В развязке фильма отрицательные персонажи обычно оказываются убиты, реже арестованы. Число убитых отрицательных персонажей и их пособников может достигать десятков и даже сотен. Почти все боевики не рекомендованы к просмотру подросткам младше 16 лет, хотя обычно эти лица составляют значительную часть зрителей фильмов такого рода. Считается, что популяризация так называемой «эстетики насилия» во многом обязана таким лентам.

3. Драма – кинематографический жанр, где специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

4. Вестерн – направление искусства, характерное для США, может включать в себя различные жанры, например, комедию, боевик, детектив, триллер и даже фантастику; вестерн характерен для кинематографа, телевидения, литературы, живописи и других видов искусства. Действие в вестернах в основном происходит во второй половине XIX века на Диком Западе – в будущих западных штатах США, а также в Западной Канаде и Мексике. Впервые появился в литературе, затем в кинематографе. В качестве кинематографического жанра распространился из США на другие страны, которые постепенно создали свои собственные эквиваленты вестерна.

5. Детективный фильм – жанр кинематографа, произведения которого содержат демонстрацию преступных деяний и их расследования. Возник практически одновременно с появлением кинематографа. Главными героями детективных фильмов оказываются нарушители закона и их жертвы, заключённые, сыщики, работники полиции, адвокаты. Детективные фильмы эксплуатируют желание зрителя заглянуть в преступный мир и одновременно избежать фатальных последствий, которые связаны с этим опытом в реальной жизни. Данная двойственность – страх столкнуться с настоящим преступлением и притягательность криминальной жизни – объясняет популярность жанра.

6. Триллер – жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя внезапный прилив эмоций, чувство тревоги, возбуждение. Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, приключенческие фильмы, а также гангстерские фильмы и фильмы жанра нуар.

7. Мюзикл – разновидность звукового кино. Жанр киноискусства, особенность которого состоит в том, что актёры фильма не только участвуют в диалогах, но и исполняют песни, содержание которых дополняет сюжет. Множество музыкальных фильмов снимается на основе мюзиклов и оперетт. Также музыкальные фильмы часто становятся удобным форматом для профессиональных певцов, приглашённых играть главные роли. К музыкальным также относят фильмы, в которых актёры не поют, а танцуют под музыку, причём эти танцы являются частью сюжета.

8. Историческое – жанр игрового кино, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса). Исторические фильмы нередко являются экранизациями исторических романов.

Это не все жанры киноиндустрии, их намного больше и каждый человек выбирает для себя любимый.

Что касается подборки лучших фильмов, то у каждого она своя.

Лучшие фильмы с моей точки зрения:

Комедия: В джазе только девушки (США, 1959).

Драма: Дом из песка и тумана (США, 2002).

Боевик: Терминатор: судный день (США, 1992).

Вестерн: Джанго (США, 2012).

Триллер: Знамение (США, 2009).

Мюзикл: Мулин Руж (США, 2001), Отверженные (США, 2012).

Исторический: Храброе сердце (США, 1995).

7. *Наше исследование. Составьте характеристику какой-либо группы или течения современной популярной музыки (обратите внимание на тематику песен, стиль, манеру исполнения).

Течение современной популярной музыки – рок.

Рок-музыка – обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake… Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.

Такие субкультуры, как хиппи, панки, металлисты, готы, СКА неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл от которого в своё время это направление и произошло (в некотором смысле можно считать, что рок – направление рок-н-ролла), поп-рок, брит-поп, до брутальных и агрессивных жанров – дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т.н. «попсе». Несколько более определённо можно сказать о так называемой «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными жанрами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («Конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание).

Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры – рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени – в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рок-музыки её пытались соединить практически со всеми возможными жанрами музыки – с академической музыкой (арт-рок, появился в конце 60-х, и более поздний симфо-метал), джазом (джаз-рок, появился в конце 60-х – начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появился в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появился в середине 60-х). В 60 – 70-х появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, более важные из них, кроме перечисленных – хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х – начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как постпанк, новая волна, альтернативный рок (но в конце 60-х появились ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а позже и экстремальные поджанры метала – дэт-метал, блэк-метал. В 90-х получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появился в середине 60-х), альтернативный метал (появился в конце 80-х).

Основные центры возникновения и развития рок-музыки – США и Западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен – на английском языке, но, с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР в 60 – 70-х и достигла пика развития в 80-х, продолжив развиваться в 90-х.

9.*Наше исследование. В современной публицистике много говорится о «молодёжной культуре». Объясните это понятие, используя следующие элементы характеристики: определение молодёжной культуры; её функции, область и способы распространения; создатели и образцы такой культуры; оценка роли молодёжной культуры в обществе.

Молодежная культура – это система ценностей и установок, видов поведения, общих для группы молодых людей и отличных от таковых других молодых людей или общества в целом. Для молодежной культуры характерно:

1. Своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде;

2. отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем на семье;

3. относительная первостепенность досуга, а не работы;

4. вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты с образом жизни;

5. качество бесклассовости в стиле досуга и поведении.

Хотя расхождения между взрослыми и молодежью очевидны, молодежная культура далека от того, чтобы быть полностью однородной, будучи разделенной половым признаком и этносами, классами и образованием, а также множеством конкурирующих культурных стилей. Возникновение особых молодежных культур в современных обществах связано с центральной ролью средств массовой коммуникации и с повышением уровня жизни, благодаря чему создаются новые рынки продуктов, нацеленных прежде всего на молодежь.