§ 9–10. Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство

Подробное решение параграф § 9–10 по истории рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М., Баранов П. А. 2016-2020



1. Какие теоретические положения относятся к либерализму (А), а какие — к консерватизму (Б)? Впишите в таблицу соответствующие цифры.

1) Человек имеет право на жизнь, свободу и собственность; 2) высшие ценности — это религия, монархия, семья и порядок; 3) государство обладает сильной властью и подчиняет себе личность; 4) высшая ценность — индивидуальная свобода; 5) необходимость сохранения сословных и классовых различий; 6) разрешено всё, что не запрещено законом; 7) признание возможности проведения «охранительных» реформ во избежание социальных потрясений; 8) свободная конкуренция в экономической жизни; 9) государство должно регулировать экономическую жизнь; 10) необходимость существования трёх разделённых ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной); 11) все социальные, экономические и политические проблемы следует решать путём проведения реформ; 12) в экономической жизни государству принадлежит роль «ночного сторожа»; 13) признание равенства людей; 14) свобода заключается в подчинении государству и соблюдении традиций; 15) равенства между людьми быть не может, так как все люди от природы различны.

Ответ:

А – 1, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 13

Б – 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 14, 15

2. Ниже приведены высказывания социалистов-утопистов XIX в., учение которых называют также критическим социализмом-утопизмом.

Одной линией подчеркните положения текста, которые оправдывают определение учения как критического, двумя линиями — черты более совершенной модели общества, предложенной мыслителями, тремя линиями — высказывания о характере перехода к более совершенному обществу.

1. *«...Воображение поэтов поместило золотой век в колыбели человеческой расы, в обстановке невежества и грубости; скорее надо было поместить там век железный.*(одна) Золотой век человечества не позади нас, а впереди, и заключается он в усовершенствовании общественного порядка; наши отцы его не видели, *наши дети когда-нибудь к нему придут* (две). Наша обязанность — проложить им путь...» (А Сен-Симон.)

2. *«Цель моя — не улучшить строй цивилизации (капитализма. — Авт.), а уничтожить его* (одна) и вызвать желание изобрести лучший социальный механизм...»

*«Общественные уклады: дикости, патриархата, варварства и цивилизации — это лишь тернистые тропы, ступени для того, чтобы подняться к лучшему общественному порядку — строю согласованности».*(три)

*«Капиталистическое производство создаёт легионы изморённых голодом людей, продающих себя по низкой цене приобретателям».

«Франция даёт права гражданства английскому обычаю каторжных острогов, где народ работает по 16 часов в день».

«Среди пороков строя цивилизации немало пользующихся привилегиями, освящённых под предлогом свободы: такова тирания индивидуальной собственности, направленная против массы».* (одна)

«До тех пор пока великие и малые мира сего будут пропитаны взаимной ненавистью, всякая свобода будет лишь яблоком новых раздоров. *Единственное средство вызвать искреннее взаимное тяготение различных классовых групп — заинтересовать их достижением одной общей цели, иначе говоря,* (три) *ассоциировать их в производстве* (две). Фермер или арендатор, получающий свою долю пропорционально урожаю, будет стараться, чтобы урожай этот, принадлежащий хозяину, был возможно обильнее, ибо если хозяин получит мало, то и фермер получит соответственно меньшую долю.

Таким образом, секрет единства интересов — в ассоциации. *Все классы общества, ассоциированные и объединённые общностью интересов, забудут взаимную ненависть...»* (две) (Ш. Фурье.)

3. «Капиталистический способ производства содействовал изобретательству, развитию у человека трудолюбия и других способностей. Но в то же время *он сделал людей индивидуалистически себялюбивыми, поставил их во враждебные отношения к их собратьям, породил мошенничество и обман».

«...Частная собственность уродует в различных отношениях характер собственника, она рассчитана на то, чтобы возбуждать у него гордость, тщеславие, склонность к несправедливости и угнетению при полнейшем пренебрежении естественными и неотчуждаемыми правами его собратьев... Она замыкает человеческое сознание в круг собственных интересов и мелочных забот... Сейчас она представляет единственную причину бедности со всеми вытекающими, вызываемыми ею по всему свету бесчисленными преступлениями и горем, в принципе она столь же несправедлива, как неразумна на практике...»* (одна)

*«Когда всё, за исключением только предметов чисто личного обихода, превратится в общественное достояние, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех...* (две) тогда будет должным образом понято несравнимое превосходство системы общественной собственности над системой частной собственности с вызываемым ею злом».

*«Переход... к... счастливому будущему ни в коем случае не может быть осуществлён путём насилия или гнева и зложелательности к какой-либо части человечества»* (две) (Р. Оуэн).

3. Прочитайте и определите, верны ли следующие суждения. В случае если суждение неправильно, запишите предложение, исправив ошибки.

1) Новый либерализм выдвинул учение о государстве — «ночном стороже».

Да

2) Новый консерватизм характеризовался признанием прав и свобод отдельной личности и ограничением роли государства.

Нет

Новый консерватизм характеризовался признанием большой роли государства и ограничением прав и свобод отдельной личности.

3) Р. Оуэн выступал за замену частной собственности общественной и за отмену денег.

Да

4) К. Маркс и Ф. Энгельс ратовали за реформы как наиболее эффективный путь преобразования общества.

Нет

К. Маркс и Ф. Энгельс ратовали за революцию как наиболее эффективный путь преобразования общества.

5) Крупнейшими теоретиками и деятелями анархизма являлись П.-Ж. Прудон и П. А. Кропоткин.

Нет

Крупнейшими теоретиками и деятелями анархизма являлись П.-Ж. Прудон, П. А. Кропоткин и М.А. Бакунин.