§ 7-8. Искусство в поисках новой картины мира

Подробное решение параграф § 7–8 по истории рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М., Баранов П. А. 2016-2020



1. Завершите заполнение таблицы «Культура XIX в.» (с. 23-24 рабочей тетради).

Завершите заполнение таблицы «Культура XIX в.» (с. 23-24 рабочей тетради)

2. Перед вами репродукции двух картин. Оба художника писали произведения преимущественно на бытовые темы. Рассмотрите иллюстрации, обратив внимание на время их создания.

Перед вами репродукции двух картин. Оба художника писали произведения преимущественно на бытовые темы. Рассмотрите иллюстрации, обратив внимание на время их создания

Сравните оба произведения. Есть ли нечто общее в изображении героев, отношении авторов к ним? Может быть, вам удалось заметить и различное? Запишите результаты своих наблюдений.

Общее: в обоих случаях показаны простые труженики.

Различное: слева женщина из народа идеализирована (это характерно для эпохи Просвещения), она показана чистой, её поза больше напоминает салонную красавицу; в то же время слева показан тяжёлый труд народа, тяжесть его жизни, при этом сами герои не сделаны привлекательными (что характерно уже для реализма).

3. Французский художник Э. Делакруа много путешествовал по странам Востока. Его увлекла возможность изображать яркие экзотические сцены, волновавшие воображение.

1) Придумайте несколько «восточных» сюжетов, которые, как вам кажется, могли бы заинтересовать художника. Запишите сюжеты или их названия.

Названия и сюжеты картины:

«Восточный фонтан» — ниспадающие из одной мраморной чашу в другие струи воды, в окружении зелени;

«Завтрак по-турецки» — люди в тюрбанах и халатах сидят, скрестив ноги за низеньким столиком на полу, на столе стоят турки с кофе;

«В восточном саду» — девушки гарема среди фруктовых деревьев и пышной зелени;

«Арабский скакун» — мчащийся по пустыне неистовый конь, низкий, но сильный, при этом грациозный.

2) Дайте названия картинам Делакруа. Запишите их.

Дайте названия картинам Делакруа. Запишите их

Дайте названия картинам Делакруа. Запишите их

3) Постарайтесь найти альбомы с репродукциями произведений этого художника. Сравните названия, данные вами, с подлинными. Запишите названия других картин Делакруа о Востоке, которые заинтересовали вас.

Заинтересовали: «Ладья Данте», «Смерть Сарданапала», «Пантера, нападающая на всадника», «Одалиска».

4. Современники справедливо считали карикатуры О. Домье иллюстрациями к произведениям О. Бальзака.

Рассмотрите несколько таких работ: «Маленький клерк», «Робер Макер — биржевой игрок», «Законодательное чрево», «Действие лунного света», «Представители правосудия», «Адвокат». Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать работы Домье.

Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать работы Домье

Делая вид, что читает надпись, он думал о возможной свадьбе с Евгенией – Адольф де Грассен из «Евгении Гранде»

Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать работы Домье

Папаше Гранде был хозяином Сомюра – господнин Гранде из «Евгении Гранде»

Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать работы Домье

Так что же мы решим о Люсьене Шардене – сцена суда из «Блеска и нищеты куртизанок»

Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать работы Домье

Теодор и Августина ещё долго говорили… – Теодор де Сомервье и Августина Гийом из романа «Дом кошки, играющей в мяч»

Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать работы Домье

Опытным судейским заказ братьев Куэнте показался несложным – юристы из «Утраченных иллюзий»

Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать работы Домье

Так Камюзо заставил Люсьена сознаться – Люсьен Шарден и Камюзо из «Блеска и нищеты куртизанок»

5. Художники разных эпох иногда обращались к одному и тому же сюжету, но трактовали его по-разному.

Рассмотрите в учебнике по истории Нового времени для 7 класса репродукции знаменитой картины Давида «Клятва Горациев», созданной в эпоху Просвещения. Как вы думаете, мог ли этот сюжет заинтересовать художника-романтика, жившего в 30-40-е гг. XIX в.? Как бы выглядело произведение? Опишите его.

Такой сюжет мог бы заинтересовать романтиков, потому что они любили великие исторические события. Но они бы показали разность характеров получающих оружие братьев. Скорее всего, по одному было бы видно, что он уже рвётся в битву, на лице второго хорошо видна была бы борьба между долгом и жалостью, третий был бы возвышенно поэтичен.

6. Открытия импрессионистов проложили дорогу постимпрессионистам — живописцам, стремившимся с максимальной выразительностью запечатлеть собственное неповторимое видение мира.

1) Полотно Поля Гогена «Таитянские пасторали» создано художником в 1893 г. во время его пребывания в Полинезии. Попробуйте составить рассказ о содержании картины (что происходит на полотне; как относился Гоген к миру, запечатлённому на холсте).

Попробуйте составить рассказ о содержании картины (что происходит на полотне; как относился Гоген к миру, запечатлённому на холсте)

На полотне не происходит практически ничего. Две девушки разговаривают, на переднем плане лежит какое-то рыжее животное. Важное место отведено природе: дереву и общему пейзажу. Но важны не девушки, не их разговор, не животное и не дерево, важно их единство. Художник показывает, насколько гармоничен этот мир, как человек здесь не отделён от природы, а вписан в этот прекрасный остров.

2) Рассмотрите и сравните два натюрморта, созданных голландским художником П. Класом и французским живописцем П. Сезанном. Каждое произведение рассказывает о том времени, когда оно было создано. Письменно выполните задания.

Рассмотрите и сравните два натюрморта, созданных голландским художником П. Класом и французским живописцем П. Сезанном. Каждое произведение рассказывает о том времени, когда оно было создано. Письменно выполните задания

Есть ли нечто общее у этих произведений? Общее здесь в целом беспристрастность художников. Это просто предметы, на которых они тренируются передавать форму, свет и тень.

Заметили ли вы разницу в изображении предметов? В чём она? На натюрморте Класа предметов много, они частично перекрывают друг друга; в то время как у Сезанна все предметы лежат отдельно на фоне скатерти

Придумайте и запишите воображаемую беседу П. Класа и П. Сезанна, в которой они говорили бы о своих натюрмортах. За что они хвалили бы друг друга? Что подвергли бы критике?

— Дорогой Сезанн, Вы мастер. Не многие сегодня могут писать натюрморты. Сложно подать картину без сюжета так, чтобы она была интересной.

— Вы обладаете этим искусством в такой же мере, должен заметить. Я действительно любуюсь вашей работой

— Причём я, хочу подчеркнуть, не позволяю себе ничего лишнего. Зачем громоздить на картине столько предметов? Их обилие и пестрота не дают рассмотреть каждый в отдельности.

— Я думаю, наоборот, ведь это правда жизни. Такая белоснежная скатерть, как на Вашей картине, не может украшать стол бедняка, а стол богача не может быть столь скуден.

7. В XIX в. широкое распространение в строительстве получили новые технологии и материалы, в первую очередь металлические конструкции.

Рассмотрите изображения общественных зданий, возведённых во Франции и Англии в первой половине XIX в., и письменно выполните задания.

Рассмотрите изображения общественных зданий, возведённых во Франции и Англии в первой половине XIX в., и письменно выполните задания

А. Лабруст. Читальный зал библиотеки св. Женевьевы (Париж). 1833-1859 гг.

Читальный зал библиотеки св. Женевьевы

1) Без каких новых нетрадиционных строительных материалов возведение этих построек было бы невозможно?

Без стали и больших окон со стёклами, не разделёнными на небольшие квадратики, как в предыдущие эпохи.

2) Найдите общее в зданиях столь разного назначения (библиотека и выставочный зал). Какие выводы можно сделать на основании такого сопоставления?

Общее здесь в обилие окон, значит света. Почти вся стена или крыша состоит из окон, разделённых лишь небольшими и относительно редкими стальными перегородками. Это значит, что стала рождаться новая техника строительство, которая применяется до сих пор и создаёт облик городов (например, Нью-Йорка).

8. Новая эпоха наложила свой отпечаток на архитектурный стиль старинных европейских городов. Но наиболее ярко её черты воплотились в облике Нью-Йорка.

1) Перед вами планы двух городов. Сравните их. Если вы заметили черты сходства и различий в планировке, запишите их.

еред вами планы двух городов. Сравните их. Если вы заметили черты сходства и различий в планировке, запишите их

Общее: только наличие зелёных зон, но на Манхэттене это большой парк, а в Париже – узкая, хоть и длинная полоска посреди бульвара

Различное: в Париже планировка улиц нерегулярна, кварталы между ними неправильной формы, в то время как на Манхеттене почти все улицы параллельны или перпендикулярны друг другу.

2) Рассмотрите фотографии зданий, построенных в центре Нью-Йорка.

Рассмотрите фотографии зданий, построенных в центре Нью-Йорка

Есть ли между ними нечто общее? Увидели ли вы различия во внешнем облике этих построек? Запишите свои наблюдения.

Общее: это строгие по стилю здания без лишних украшений на фасаде, их окна большие, но они не занимают всю стену, границы между этажами подчёркнуты горизонтальными выступами.

Различное: в планировке, потому что магазин Хауота образует в плане правильный прямоугольник, а Флетайрон-билдинг – треугольник, две стороны которого сходятся под острым углом и лишь на самом конце образуют закругление (такая планировка здания явно продиктована ранее сложившейся планировкой улиц).