Подробное решение параграф § 33–34 по истории для учащихся 8 класса, авторов А.А. Левандовский 2014
Каких деятелей русской культуры первой половины XIX в. вы знаете? Чем они вам запомнились? (с. 244)
Ответ: Н.И. Лобачевский – неевклидова геометрия; Б.С. Якоби – создал 10 типов телеграфных аппаратов Н.М. Карамзин – «История государства Российского»; М.П. Погодин – публикация исторических источников; С.М. Соловьев – «История России с древнейших времен»; исследование Дальнего Востока И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского; Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев – кругосветное плавание на шлюпках и др.
Подготовьте сообщение о С.А. Рачинском и его школе. (с. 245)
Ответ: Рачинский Сергей Александрович (8.05.1833-2.05.1902), русский педагог, ботаник, публицист и общественный деятель, редкий и яркий представитель высокой образованности, соединенной с глубокой церковной нравственностью. К нему обращались с самыми разнообразными вопросами духовной жизни. Его педагогическая деятельность стала как бы центром всего народного образования в церковном духе.
После окончания Московского университета Рачинский служил в архиве Министерства иностранных дел. Отсюда он был откомандирован на некоторое время в качестве личного секретаря к А.Н. Муравьеву.
Осенью 1856 С.А. Рачинский получил кафедру ботаники при Московском университете, сделался неофициальным редактором “Русского Вестника”. За десять лет пребывания его в Москве очень сблизился со славянофилами.
Выйдя в отставку, с 1872 Рачинский переселился в свое родовое имение Татево. Наполняя длинные деревенские досуги чтением и со страстью предаваясь цветоводству, он, однако, не находил в этом полного удовлетворения. Зайдя как-то раз случайно в сельскую школу на урок арифметики, который показался ему необычайно скучным, он попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, и этим определилась вся его дальнейшая судьба — всего себя до последних дней земной жизни Рачинский отдал православной педагогике.
“Религиозный характер всегда присущ русской сельской школе, — писал он, — ибо постоянно вносился в нее самими учениками... Наша бедная сельская школа, при всей своей жалкой заброшенности, обладает одним неоцененным сокровищем: она школа христианская, христианская потому, что учащиеся ищут в ней Христа... Из дому они выносят и вносят в школу “духовную жажду”, интерес к вопросам духа. Во всех насажден живой зародыш благочестия: истинное уважение вещей божественных, живое чувство красоты внешних символов богопочитания и смутный, но твердый религиозный и нравственный идеал: монастырь, жизнь в Боге и для Бога, отвержение себя — вот что совершенно искренно представляется конечною целью существования, недосягаемым блаженством этим веселым, практическим мальчикам”. Школа должна насытить эту таинственную жажду, укрепить и осуществить врожденный религиозный характер. В Татевской школе Псалтирь и Часослов были в ежедневном употреблении. “Кто овладел, — писал Рачинский, — хотя бы только службами Страстной седмицы, тот овладел целым миром высокой поэзии и глубокого богословского мышления”.
Весь свой богатый педагогический опыт он изложил в своей главной книге “Сельская школа”, выдержавшей за 8 лет с 1891 по 1899 четыре издания. Им был издан учебник “1001 задача для умственного счета”. Известны его статьи о трезвости и “Письмо С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости”, а также замечательная книга “Школьный поход в Нилову пустынь” о паломничестве учеников Татевской школы со своими учителями и духовным наставником в одну из величайших святынь и обителей — Нилову Столобенскую пустынь, что на озере Селигер. Позднее педагогические опыты С.А. Рачинского воплотятся в подобных же паломничествах учеников и прихожан знаменитого московского батюшки о. Алексия Мечева.
http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rachinsky.php
Дополнительный материал:
1. http://shkola3000.ru/NEW_Idei-SA-Rachinskogo-kak-osnova-sozdanija-gumanisticheskih-vospitatelnyh-sistem-selskih-shkol.html
2. http://az.lib.ru/r/rachinskij_s_a/text_1911_bio.shtml
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рачинский,_Сергей_Александрович
Выясните, какая разница существовала в русском языке между буквами «и» и «i», «ф» и «θ». (с. 246).
Ответ: «i» - и десятеричное – ставилась одна точка перед согласными; наконец, с 1738 года точка стала везде одна. Буква отменена реформами 1917—1918 годов.
«θ» - буква фита - тождественен английскому глухому th.
Выясните, как в наше время называется учебное заведение, основанное В.И. Герье. (с. 246).
Ответ: Московский государственный педагогический университет.
Изучите материалы сайтов Исторического и Политехнического музеев. Составьте краткие справки о деятельности этих музеев в наше время. (с. 248)
Ответ:
1. Политехнический музей – теперь это не только коллекция экспонатов, лекции и экскурсии, но и открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов, образовательных проектов и интеллектуальных начинаний. Сегодня Политехнический музей — крупнейший технический музей России, хранит свыше 190 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний. Экспозиции музея рассказывают об истории техники и её творцах, поясняют принципы действия различных технических устройств. В комплекс Политехнического музея входит Политехническая библиотека (более 3 миллионов книг и печатных изданий).
2. Исторический музей - С весны 2007 года впервые в истории ГИМ для посещения открыли все 40 залов. Экспозиция музея охватывает период от древнейших времён до начала XX века, его выставки ежегодно посещают более 1,2 млн человек. Также музей является крупнейшим научно-методическим центром, в котором идёт исследовательская, научная и просветительская работа. На базе отделов проходят лекции и семинары, стажировки, учреждены премии в исследовательской и реставрационной деятельности. С конца 2016 года осмотреть экспозицию можно с помощью виртуального тура, доступ к которому открыт на официальном сайте музея. Главным нововведением 2017 года стало создание новой системы навигации в главном здании: полную карту основной экспозиции можно получить на входе или скачать с сайта музея.
Ежегодно на базе экспонатов из фонда музея проводится около 30-40 выставочных проектов на всей территории России. К 500-летию Новодевичьего монастыря музей планирует открыть экспозицию, посвящённую Русской православной церкви. На 2018—2023 годы планируется проведение серии выставок проекта «Национальные музеи мира — Историческому музею», в котором примут участие европейские музеи.
Покорение Сибири Ермаком. Художник В.И. Суриков Где и в каком году произошло событие, изображённое на картине В.И. Сурикова?
Ответ: Сюжетом картины является решающее сражение между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году.
Назовите имена богатырей, изображённых на картине В.М. Васнецова. (с. 257)
Ответ: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
Проверяем себя
1. Перечислите изменения, произошедшие в системе просвещения во второй половине XIX в. Каких успехов в деле просвещения удалось добиться?
Ответ: Создание уже не на бумаге, а на деле целой системы начальных школ — церковно-приходских, земских, Министерства народного просвещения — привело к заметному росту грамотных, которые составляли к концу XIX в. около 20% населения. Умели читать и писать 39% мужчин старше 9 лет и 17% женщин. Огромное число людей впервые стало приобщаться к книжной культуре, менять свою психологию, взгляды на жизнь. Самое лучшее начальное образование давали трёхгодичные земские школы. Широкое распространение, несмотря на противодействие властей, получили воскресные школы для взрослых. В них учились рабочие, солдаты, другие представители взрослого населения.
Окрепло в этот период и среднее образование. Его давали в гимназиях (мужских и женских) и реальных училищах. К середине 90-х гг. XIX в. в мужских гимназиях училось более 150 тыс. человек, а в женских — 75 тыс. (до 60-х гг. женского среднего образования совсем не было). Выпускники средних учебных заведений непрерывно пополняли состав интеллигенции, игравшей огромную роль в развитии русской культуры.
Мощный рывок вперёд совершило высшее образование. Наряду с университетами (помимо 7 существовавших, были открыты два новых — в Одессе и Томске) всё большее значение приобретали разнообразные технические вузы. Всего число таких высших учебных заведений возросло с 7 в 1861 г. почти до 60 к концу века.
Чрезвычайно важным и новым для России явлением стало высшее женское образование. Стремясь получить такое образование, немалое число девушек отправлялись учиться в университеты Швейцарии (единственной тогда страны, в которой были вузы для женщин), где многие приобщались к революционным идеям. Власти были вынуждены разрешить создание высших учебных заведений для женщин в России. В начале 70-х гг. были открыты Высшие женские курсы в Москве и Петербурге, получившие названия по именам учредивших их профессоров-историков (В.И. Герье в Москве и К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге). Так Россия стала вторым в мире государством, где появилось высшее женское образование.
Активно происходила разработка методов обучения и воспитания. В это внесли свой вклад многие видные деятели культуры (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой), создателем же отечественной педагогической теории считается К. Д. Ушинский. Созданные Ушинским учебные пособия использовались многие десятилетия.
2. Что характерно для книгоиздания, библиотечного и музейного дела этого периода?
Ответ: Во второй половине XIX в. книжное дело переживало настоящий бум. Резко выросли тиражи изданий, во много раз увеличились объёмы книгопечатания (от 2 тыс. названий в год в середине XIX в. до 10 тыс. названий в конце XIX в.). Заметно возросло число книжных магазинов, типографий. Крупнейшим книгоиздателем был Ф.Ф. Павленков. Издававшиеся им книги, в частности серия «Жизнь замечательных людей», научно-популярная литература, дешёвые собрания сочинений классиков, пользовались огромной популярностью. Заметный след в деле просвещения оставили издатели И.Д.Сытин, А.С.Суворин.
Самыми популярными журналами тогда являлись «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово» и др. Стали выходить исторические журналы «Русский архив», «Русская старина» и др., в них публиковались научные исследования и документы. К концу века в России издавалось 105 ежедневных газет.
В это время возникло немало бесплатных народных библиотек-читален, книжных складов, земских библиотек. В 1862 г. в Москве открывается Публичная библиотека, вскоре ставшая одной из самых богатых в стране по числу книг.
В 70-е гг. в Москве начали работу два музея, главной задачей которых было распространение просвещения, — Исторический и Политехнический. В 1865 г. был открыт свободный доступ в Эрмитаж, являвшийся прежде всего собранием произведений западноевропейского искусства. Ещё в начале XIX в. возникла идея создания музея русского искусства. Практическое осуществление этой идеи связано с деятельностью московского купца П.М. Третьякова, который с 1856 г. начал собирать картины русских художников. В 1892 г. Третьяков принял решение передать свою коллекцию в дар Москве. Так родилась Третьяковская галерея. Решение Третьякова ускорило появление Русского музея в Петербурге, которому указом Александра III было передано здание Михайловского дворца.
3. Докажите, что русская наука второй половины XIX в. вышла на мировой уровень.
Ответ: Главным доказательством выхода отечественной науки на мировой уровень явилось большое число открытий в различных областях знаний. Если в первой половине XIX в. подобных открытий было немного, то теперь они становятся явлением всё более распространённым.
В химии Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Менделеев известен также исследованиями в области переработки нефти, получения из неё различных продуктов, применения химических удобрений, трудами по народонаселению.
В физиологии всемирную известность получили имена И.М. Сеченова и И.П. Павлова, исследовавших деятельность головного мозга и нервной системы, механизм их реакции на воздействие внешней среды.
В биологии яркий след оставил И.И. Мечников, изучавший защитные свойства организма. Основатель русской школы физиологии растений К.А.Тимирязев исследовал явления, лежащие в основе жизни растительного мира.
В.В. Докучаев стал создателем новой науки — почвоведения.
За русскими учёными того времени числится и целый ряд открытий, имевших практическое значение и до сих пор остающихся основой жизни человечества.
П.Н. Яблочков изобрёл первую дуговую электрическую лампу, а А.Н. Лодыгин — электрическую лампу накаливания. М.О. Доливо-Добровольский решил проблему передачи электрического тока по проводам на значительные расстояния. Именно это открытие стало решающим для развития электроэнергетики во всём мире.
А.С. Попов стал основоположником радиосвязи. 7 мая 1895 г. он первым в мире продемонстрировал работу созданных им радиостанции и радиоприёмника — беспроволочного телеграфа.
Учитель физики из Калуги К.Э. Циолковский является основателем космонавтики. Он разрабатывал теорию движения реактивных ракет и обосновал возможность полётов человека в космос.
4. Почему вторая половина XIX в. считается временем расцвета русской литературы? Каких писателей этого времени вы знаете? Какие их произведения вы читали?
Ответ: Потому что это период развития русской классической литературы. В этот период писатели все чаще обращаются к злободневным вопросам. Гениальный сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин создал целую галерею зловещих образов, представляющих как старый мир помещиков (Иудушка Головлёв) и чиновников (Угрюм-Бурчеев), так и нарождающийся мир «чумазых» хищников-капиталистов (Колупаевы и Разуваевы).
Г.И. Успенский в своих произведениях стремился раскрыть «сущую правду» народной жизни, жизни крестьян, показать, как под влиянием происходивших перемен «власть земли» заменялась «властью капитала». Глубокое проникновение в психологию, знание нужд и чаяний крестьян характерны для Н.А. Некрасова, одного из самых популярных русских поэтов.
Главным предметом изображения И.С.Тургенева была «быстро изменяющаяся физиономия русских людей культурного слоя».
В романах И.А. Гончарова судьбы героев связаны с судьбой России, с происходившими переменами. Вынося приговор старому миру («обломовщина»), писатель многое не принимает и в идущем ему на смену мире «молодого поколения».
Глубоким знатоком жизни показал себя в своих произведениях Н.С. Лесков, всё творчество которого проникнуто верой в нравственные и созидательные силы народа.
Особое место в русской и мировой литературе занимают гениальные творения Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Эти писатели, отталкиваясь от повседневной действительности, поднимались до «вечных вопросов»: о Боге, о душе, о смысле жизни. Оба они были не только писателями, но и публицистами, их статьи имели огромное влияние на общественно-политическую жизнь России.
5. Охарактеризуйте развитие театра, музыки, живописи, архитектуры в России во второй половине XIX в.
Ответ: Вторая половина XIX в. стала для русского театра эпохой А.Н. Островского. В течение почти 30 лет каждый год ставились его новые пьесы. Ставились также пьесы Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, А.К. Толстого, А.Ф. Писемского, а с конца века — А.П. Чехова. Ведущими театрами оставались Малый в Москве и Александрийский в Петербурге. Резко возросло число театров в различных уголках Российской империи. Славились своими театрами Рига, Киев, Одесса, Харьков, Саратов, Казань, Иркутск и другие города.
В 1862 г. окончательно сложился творческий союз композиторов, получивший название «Могучая кучка». В него вошли М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Композиторы «Могучей кучки» не боялись смелых поисков в музыкальном искусстве, их девизом стали слова Мусоргского «К новым берегам!». В своём стремлении отражать в творчестве «правду жизни», создавать музыку, волнующую слушателя, задевающую его за живое, члены «Могучей кучки» часто обращались к историческому прошлому. В опере «Князь Игорь» Бородин умело использует мелодии русских народных песен и восточные напевы. Главным героем гениальных опер Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» стал русский народ.
Вне «Могучей кучки» творил П.И.Чайковский, стремившийся, в общем, к тем же целям, но достигавший их несколько иными путями. Борьба человека за лучшее будущее, столкновение сильных чувств и страстей стали главными темами творчества композитора.
Во второй половине XIX в. строительство приобрело огромный размах. Ускоренно сооружались фабричные здания, магазины, вокзалы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (например, цемент, железные конструкции) и способы строительства. Дороговизна земли приводила к появлению зданий до 7 этажей в высоту, стоящих вплотную друг к другу. Шло наступление на площади и парки. В архитектуре продолжалось господство эклектики. В 70—80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национального стиля обратились к народному прикладному искусству и памятникам русского зодчества XVII в.
Вторая половина XIX в. явилась временем расцвета русской живописи. В 1863 г. 14 лучших учеников Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, ушли из Академии и создали свою художественную артель, превра-тившуюся в 1870 г. в Товарищество передвижных художественных выставок. Идейным главой этих художников был И.Н. Крамской, мастер психологического портрета. Художники-передвижники обращались к общественно значимым сюжетам, свою цель видели в том, чтобы просвещать народ средствами живописи, организовывая по разным городам России передвижные выставки.
Передвижников волновали злободневные темы, привлекали образы людей труда — крестьян и рабочих. Не чуждались они и вечных, в том числе евангельских, сюжетов («Христос в пустыне» Крамского, «Что есть истина?» Н.Н. Ге, «Христос и грешница» В.Д. Поленова). Ярчайшим представителем реалистического направления стал член Товарищества В.Г. Перов. Были среди передвижников великолепные мастера пейзажа (А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Шишкин «Лесная глушь», «Дубовая роща», А.И. Куинджи «Украинская ночь», В.Д. Поленов «Московский дворик», И.И. Левитан «После дождя», «Золотая осень», «Над вечным покоем» и др.).
В исторической живописи ведущее место занимал В.И. Суриков.
Размышляем
6. Попытайтесь объяснить, что означает понятие «демократизм» в применении к культуре. В чём вы видите демократизм в книгоиздательском и библиотечном деле? в литературе? в музыке? в живописи?
Ответ: По отношению к культуре демократизация – это ослабление цензуры, что в первую очередь в литературе. А также выход за рамки академических канонов в музыке, живописи. В книгоиздании демократизация проявилась в увеличении числа печатаемых книг и журналов; в библиотечном деле – открытие мелких бесплатных читален; в литературе – написание произведений, которые удовлетворяли насущные потребности читателей в четких ответах на жгучие вопросы жизни; в музыке – смелые поиски в музыке («Могучая кучка»); в живописи – уход от академических канонов в живописи (Товарищество передвижных художественных выставок).
7. Из курса Новой истории вспомните об основных достижениях западноевропейской культуры XIX в. Укажите черты, сближающие русскую и западноевропейскую культуры этого периода.
Ответ: Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России.
Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль.
Потребности промышленности диктуют необходимость в развитии профессионального образования. В России проводились международные съезды, русские ученые избирались почетными членами европейских академий и научных обществ.
В художественной культуре XIX века нет единой доминанты. Формируются и функционируют различные общеевропейские стили и направления
8. Подготовьте презентацию о творчестве одного из художников, упомянутых в параграфе.
Ответ: для самостоятельного выполнения.
9. Составьте биографию одного из актёров или актрис второй половины XIX в.
Ответ: Пров Михайлович Ермилов родился 11 (23) октября 1818 года в городе Ливны. После смерти отца воспитывался братьями матери, актёрами Григорием и Дмитрием Садовскими. Именно тогда актёр сменил фамилию на Садовский. В подростковом возрасте подрабатывал перепиской ролей для артистов тульской труппы, а в 1832 году Садовский в возрасте 14 лет был принят в ту же труппу.
Играл в театрах провинции (в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани). Михаил Щепкин видел игру Садовского в Казанском театре в труппе П.А. Соколова. В 1839 году Пров Михайлович дебютировал в Малом театре, куда попал по приглашению М.С. Щепкина.
Прова Михайловича Садовского современники называли представителем высокохудожественного реализма. Одно появление Садовского на сцене вызывало внимание зрительного зала. Первые роли Пров Михайловича были сыграны в водевилях и комедиях, драмах и мелодрамах. Критики отмечали в Садовском одновременно черты нескольких амплуа: комика, простака, характерного актёра. Пров Садовский не старался смешить зрителя, держался на сцене серьёзно и достигал этим необыкновенного комизма. Большой успех приносили ему водевильные характерно-бытовые роли.
В 1850-е годы Садовский играл в пьесах И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемского. Расцвет сатирического таланта Прова Михайловича связан с выступлениями в новом русском реалистическом репертуаре, пьесах Н.В. Гоголя и А.Н. Островского. Роли в пьесах Островского стали центральными в творчестве Садовского.
В конце 1840-х годов Садовский сблизился с кружком московских литераторов, артистов и музыкантов, куда входил и Островский. Именно Садовский познакомил Московское общество с пьесой «Свои люди — сочтёмся», вызвал у молодой части труппы Малого театра интерес к творчеству Островского. В первых 28 постановках пьес Островского в Малом театре Садовским было исполнено 29 ролей.
По воспоминаниям Бориса Николаевича Алмазова, которые он сообщил М.П. Погодину у Садовского хранилось несколько писем от его знаменитого земляка генерала Ермолова, в которых он "искренне и чистосердечно выражал уважение к его таланту".
Следует отметить опыты Садовского на литературном поприще. Всего можно перечислить пять его сочинений: «О французской революции», «О Наполеоне на остр. Елены», «Рассказ татарина», «Встреча двух приятелей» и драма «Честь или смерть».
• Похоронен на Пятницком кладбище в Москве. Его сыновья и внуки также были актёрами Малого театра.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Садовский,_Пров_Михайлович_(старший)
10. Составьте список известных вам художественных фильмов — экранизаций произведений русских писателей второй половины XIX в.
Ответ:
1. М. Салтыков-Щедрин – «Иудушка Головлев», «Оно» (по произведению «История одного города»), «Тени».
2. Н.А. Некрасов – «Сватовство гусара».
3. И.С. Тургенев – «Ася», «Бирюк», «Вешние воды», «Две женщины», «Дворянское гнездо», «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова», «Затишье», «Му-му», «Накануне», «Отцы и дети», «Первая любовь», «Поездка в Висбаден», «После смерти» (немой фильм 1915 г. по мотивам «Клара Милич»), «Рудин».
4. И.А. Гончаров – «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».
5. Н. С. Лесков – «Леди Макбет», «Катерина Измайлова», «Сибирская леди Макбет», «Левша», «Драма из старинной жизни» (по рассказу «Тупейный художник»), «Воительница» «Очарованный странник», «Господи, услыши молитву мою», «Подмосковные вечера» (современная интерпретация повести «Леди Макбет Мценского уезда»), «На ножах», «Интересные мужчины», «Чертогон».
6. Ф.М. Достоевский – «Петербургская ночь» (по мотивам повестей «Неточка Незванова» и «Белые ночи»), «Белые ночи», «Четыре ночи мечтателя» (по мотивам повести «Белые ночи»), «Возлюбленная» (по мотивам повести «Белые ночи»), «Одержитмый» (по роману «Бесы» и пьесе Альбера Камю «Одержимые»), «Исповедь Ставрогина», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Мальчики» (фильм-фантазия по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы»), «Человек в котелке» (по мотивам повести «Вечный муж»), «Вечный муж», «Враг», «Двойник» (вольная интерпретация одноимённого произведения), «Дядюшкин сон», «Игрок», «Идиот», «Крокодил», «Кроткая», «Нежная», «Мёртвый дом (тюрьма народов)», «Партнёр», «Подросток», «Преступление и наказание», «Раскольников», «Страх», «Село Степанчиково и его обитатели», «Скверный анекдот», «Униженные и оскорблённые», «Хозяйка», «Чужая жена и муж под кроватью», «Муж под кроватью».
7. Л.Н. Толстой – «Анна Каренина», «Война и мир», «Два гусара», «Власть тьмы», «Воскресение», «Деньги», «Живой труп», «Жить», «За что?», «И свет во тьме светит», «Кавказский пленник», «Казаки», «Крейцерова соната», «Любовь», «Мы снова живы», «Отец Сергий», «Поликушка», «Простая смерть…», «Тоже люди».