§ 32. Общественное движение 80-х – первой половины 90-х гг. XIX в

Подробное решение параграф § 32 по истории для учащихся 8 класса, авторов А.А. Левандовский 2014



Какие идеи легли в основу взглядов революционных народников? (с. 239)

Ответ: Сходясь в основных установках, теоретики народничества предлагали различные средства для претворения в жизнь своих идеалов. М.А. Бакунин считал таким средством бунт, стихийное крестьянское восстание, которое, по его мнению, могло вспыхнуть в России в любую минуту. Крестьяне, по мысли Бакунина, к революции готовы и ждут лишь толчка, который должна им дать интеллигенция. Это было бунтарское направление в народничестве.

П.Л. Лавров также поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную подтолкнуть к ней народные массы. Но он в отличие от Бакунина считал, что потребуется достаточно длительный период для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством, — период пропагандистской работы (пропагандистское направление).

И наконец, П.Н. Ткачёв, главный теоретик заговорщического направления, разделял многие идеи Нечаева. Ткачёв исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком велик и в условиях господства самодержавия практически непреодолим. Поднять народные массы на сознательную революцию было делом нереальным. Освободить народ могла только интеллигенция, полагаясь исключительно на собственные силы. Ткачёв делал ставку на заговор, вооружённый переворот, захват власти силами сплочённой организации революционеров.

Какие идеи легли в основу взглядов либералов? (с. 239)

Ответ: идеи Просвещения.

Проверяем себя

1. Какие перемены произошли в революционном народничестве в 80-е гг. XIX в.?

Ответ: Революционное народничество в 80-е гг. XIX в. переживало глубокий упадок. В значительной степени это было вызвано деятельностью властей.

Революционное народничество в 80-х гг. XIX в. во многом потеряло и свои идейные ориентиры. Ведь к тому времени революционеры испробовали на практике все предложения теоретиков народничества: пытались поднять крестьян на бунт, вели пропаганду, организовали заговор. Результат от всего получался даже не нулевой, а отрицательный: вместо победы социализма в стране лишь укрепилось самодержавие. Не случайно многие народники в то время пересматривают свои взгляды. Некоторые обращаются к иным социалистическим учениям, другие отходят от революционного движения, ищут пути мирного перехода к социализму. Один из вождей «Народной воли» Л.А.Тихомиров в результате такой переоценки ценностей стал убеждённым сторонником самодержавия, получил прощение Александра III и вернулся в Россию.

Правда, у революционного народничества по-прежнему оставалось немало поклонников. В 80-х гг. возникали кружки продолжателей дела «Народной воли». Но дальше попыток добыть оружие, изготовить взрывные снаряды дело не шло — кружки либо распадались сами, либо их громила полиция. Единственная серьёзная попытка покушения на Александра III была предпринята группой учащейся молодежи Петербурга, считавшей себя наследниками «Народной воли». Видную роль среди них играл А.И.Ульянов. В «юбилей» 1 марта 1887 г. они хотели совершить цареубийство, но были схвачены, преданы суду и казнены.

2. Когда и почему возникла группа «Освобождение труда»?

Ответ: Результатом изучения русскими революционерами марксизма стало появление первой русской марксистской организации — группы «Освобождение труда». Она сложилась в Женеве и состояла из бежавших туда членов «Чёрного передела»: Г.В. Плеханова, В.И. Засулич, П.Б. Акселърода, Л.Г. Дейча и В.Н. Игнатова. Признанным их лидером был Плеханов.

3. Расскажите о первых марксистских организациях в России.

Ответ: Среди студентов начали возникать небольшие марксистские кружки: в Петербурге — под руководством Д. Благоева, П.В. Точисского, М.И.Бруснева, в Казани — под руководством Н.Е.Федосеева. Их члены стремились овладеть марксистским учением и наладить связь с рабочими, принять участие в организации забастовок.

В 1895 г. кружки петербургских марксистов объединились в единый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», во главе которого стоял В.И. Ульянов, младший брат казнённого в 1887 г. А.И. Ульянова.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса» был организацией нового типа — более многочисленной и дисциплинированной. В неё входило несколько кружков, занятых пропагандой марксизма среди рабочих. Связи с рабочими, установленные членами «Союза...», позволили ему возглавить стачку текстильщиков Петербургского района. Она приняла небывалый размах, охватив рабочих почти двух десятков предприятий.

Вскоре «Союз...» был разгромлен полицией; значительная часть его членов, включая Ульянова, была отправлена в ссылку. Однако деятельность этой организации дала мощный толчок марксистскому движению в России. По образу и подобию петербургского «Союза...» стали возникать организации в других промышленных центрах — Москве, Киеве, Иваново-Вознесенске. В результате перед марксистским движением открылась возможность создания единой партии.

4. Как развивалось либеральное движение в России в 80—90-е гг. XIX в.?

Ответ: В конце XIX в. значительно организованнее и сильнее стало либеральное крыло общественного движения. Главной опорой либералов оставались земства.

По мнению либералов, именно земство должно было стать основой конституционных преобразований в России. Для этого следовало прежде всего создать третий уровень самоуправления (помимо уездных и губернских земств) — всероссийский представительный орган, который должен участвовать в выработке законов. Однако попытки земцев добиться этого легальным путём не давали никаких результатов. Постепенно наиболее решительно настроенные земцы — братья Павел и Пётр Долгоруковы, Д.И. Шаховской, Ф.А. Головин и др. — пришли к мысли о необходимости нелегальной деятельности, направленной на сближение земств. Подобные настроения становятся особенно сильными после страшного голода 1891 — 1892 гг.

Правительство, оказавшееся не в силах справиться с последствиями бедствия, вынуждено было частично передать дело помощи голодающим в руки земств. Эта работа способствовала активизации земской деятельности.

Большой популярностью пользовались конституционные настроения. Конституционалисты — П.Н. Милюков, В.И. Вернадский, А.А. Корнилов и др. — поддерживали тесные связи с земцами. В конце XIX в. сторонники политических преобразований сгруппировались вокруг газеты «Русские ведомости» и журнала «Русская мысль».

Но существовали и такие течения, для представителей которых политические реформы играли второстепенную роль. Гораздо больше их волновало бедственное положение народа; они считали жизненно необходимыми преобразования в экономике и общественных отношениях. Прежде всего это касалось либеральных народников. Это название условно, так как все народники в отличие от либералов являлись сторонниками социализма, но рассчитывали добиться перехода к нему мирным путём: через организацию помощи крестьянам, наделение их землёй путём реформ, развитие сельской кооперации (объединений крестьян). Представители этого течения — врачи, учителя, статистики составили самую значительную часть земской интеллигенции. Наиболее яркими лидерами либерального народничества являлись сотрудники журнала «Русское богатство» — Н.К. Михайловский, В.Г. Короленко и др., публицист газеты «Неделя» Я.В. Абрамов.

Размышляем

5. Как вы считаете, были ли у революционных народников пути реального выхода из состояния упадка, который переживало это движение в 80-е гг. XIX в.?

Ответ: Для выхода из состояния упадка революционным народникам необходимы были новые идеи и лидеры, которые могли бы объединить людей вокруг себя.

6. Выясните, в чём состояли различия между либералами и либеральными народниками. Что у них было общего?

Ответ: Либеральные народники – это условное название, так как все народники являлись сторонниками социализма, в отличие от либералов. Либеральные народники рассчитывали добиться перехода к социализму мирным путем: через организацию помощи крестьянам, наделение их землёй путём реформ, развитие сельской кооперации (объединений крестьян).

Главной формой деятельности либералов было выступление с осуждением существующих порядков и требованием проведения реформ. Что касалось земских либералов – они подавали петиции и ходатайства на высочайшее имя с просьбами и проектами проведения реформ.

Общее – стремились улучшить положение дел в империи.

7. Я.В. Абрамов разработал «теорию малых дел». Самостоятельно сформулируйте, о каких «малых делах» шла речь, а потом проверьте свои выводы по справочникам.

Ответ: Сотрудник газеты «Неделя» Я.В. Абрамов в 1890-х утверждал, что задача интеллигенции — помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики — деятельность в земствах. Абрамов обращался к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.

Сторонники (Я.В. Абрамов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и др.) призывали молодежь к работе в земствах, созданию "культурных" сельскохозяйственных колоний и др., видя в "малых делах" один из путей облегчения положения трудящихся.