§ 11. Николай I и его система управления

Подробное решение параграф § 11 по истории для учащихся 8 класса, авторов А.А. Левандовский 2014



Почему правление императора Александра I началось с попыток проведения реформ, а завершилось отказом от всяких реформ?

Ответ: еще в детстве Александру были привиты идеи эпохи просвещения, сам же император понимал необходимость изменений в государстве для дальнейшего его развития и укрепления. Однако после войны 1812 г. император сильно изменился и отказался от реформ.

Опишите, как автор карикатуры изобразил чувства чиновников. (с. 78)

Ответ: подхалимство, страх.

Проверяем себя

1. Расскажите о системе управления, сложившейся при Николае I.

Ответ: новый царь сразу же предельно ясно определил основной курс своего правления: всемерное укрепление существующего строя и беспощадная борьба с его разрушителями. Основное средство для выполнения поставленных задач император видел в максимальном усилении контроля над жителями России со стороны государства. С этой целью число чиновников в годы его правления увеличилось более чем в 3 раза. Стремясь добиться от разбухшего государственного аппарата как можно более эффективной работы, Николай I придал ей строго централизованный характер. Прежде всего он не щадил собственных сил, стремясь быть образцовым самодержцем, — в его представлении это означало держать в своих руках все нити управления страной. Император трудился по 14 часов в сутки, ежедневно заслушивая доклады министров, входя во все подробности государственных дел, не упуская самых незначительных мелочей. Эта черта Николая, хорошо известная его приближённым, заставляла их быть чрезвычайно добросовестными и исполнительными в отношении требований царя.

Под строгим надзором императора в центральных органах управления разрабатывались основные направления внутренней политики. Курьеры развозили по губерниям распоряжения и указы царя, руководящие указания министерств. В губернских органах — среднем звене управления — в соответствии с общими требования¬ми этих документов составлялись более конкретные указания для низшего звена — уездного начальства. В то же время снизу, в обратном порядке шёл встречный поток: подробнейшие отчёты о проделанной работе, ответы на различные запросы и т. п.

2. Какие задачи выполняла при Николае I Собственная его императорского величества канцелярия?

Ответ: Дела, которые царь считал наиболее важными, он изымал из ведения министерств и передавал этой канцелярии. I Отделение занималось надзором за службой гражданских чиновников, II Отделение — созданием единого Свода законов, III Отделение, самое знаменитое, — политическим сыском и т. д. Все отделения действовали под личным контролем Николая; прочие учреждения обязаны были оказывать им всестороннее содействие и поддержку.

3. Как было устроено и чем занималось III Отделение?

Ответ: III Отделение занималось политическим сыском. Шеф жандармов был одновременно и начальником III Отделения. Первым таким начальником стал генерал А.X. Бенкендорф, один из главных инициаторов создания этой системы. III Отделение действовало в обстановке строгой секретности, под контролем царя. Сюда стекались все сведения с мест, здесь разрабатывались способы борьбы с «инакомыслием» и составлялись инструкции для жандармов в округах. В своей деятельности опиралось на теорию «официальной народности».

4. В чём сущность теории «официальной народности»? Почему она была принята Николаем I в качестве официальной идеологии?

Ответ: Борьба за сохранение и укрепление самодержавия нуждалась в идейном обосновании. «Духу вольности», вдохновлявшему противников существующих порядков, необходимо было противопоставить стройную и ясную охранительную идею, эти порядки оправдывающую. Задачу разработки такой идеи взял на себя министр просвещения (1833—1849) С.С. Уваров.

Свои рассуждения Уваров строил на противопоставлении спокойной и потому благоденствующей России и мятежной, потрясаемой «общественными бурями» Европы. Эти бури, по его мнению, порождаются «разрушительными понятиями», которые ещё в XVIII в. усвоило образованное общество Запада. Теперь подобные понятия начали проникать и в Россию, грозя ей «бедами неисчислимыми». Чтобы выдержать этот губительный поток, необходимо ясно осознать, что у России свой особый путь, и сделать всё возможное, чтобы она с этого пути не свернула.

По уваровской теории, русский народ обладал национальным характером, резко отличавшим его от европейских народов. Это отличие было порождено прежде всего влиянием православия. Русский народ стремится к одному: приблизиться к высоким евангельским идеалам смирения, доброты, милосердия. Именно поэтому он раз и навсегда отдал свою судьбу в руки монарха. Самодержавие отечески опекает россиян.

С позиции теории «официальной народности» существовавшие в николаевской России порядки являлись идеалом для всякого истинно русского человека. И напротив, всякий, кто выражал недовольство, критиковал их, воспринимался как изгой, потерявший духовную связь со своим народом, подпадавший под «тлетворное влияние Запада».

5. Почему до Николая I российские самодержцы обходились обычными органами управления, а ему пришлось использовать чрезвычайные органы?

Ответ: действие тайных обществ и восстание декабристов способствовали созданию системы управления, появившейся при Николае I. Николай считал, что именно эксперименты Александра I по реформированию политического устройства страны, а также общая непоследовательность и неопределённость его внутренней политики привели к восстанию декабристов.

6. Следует ли считать пороки бюрократической системы управления порождением самодержавного строя, существовавшего в России, или они характерны и для органов управления стран с демократическим устройством? Ответ подтвердите конкретными примерами (возможно, из средств массовой информации).

Ответ: пороки бюрократической системы управления характерны и для самодержавной России и для стран с демократическим устройством. Примеры: Правление Николая I – что касается мелкого взяточничества и воровства, то их размеры вряд ли уменьшились в ту эпоху, о чём свидетельствуют имеющиеся примеры. Так, переход от государственной монополии в торговле водкой к частным откупам, хотя и привёл к увеличению доходов в казну от этой торговли, но способствовал распространению мелких взяток, которые платили чиновникам торговцы водкой. Процветало воровство в армии со стороны средних офицерских чинов. Как писал генерал Вдовиченко в «Записках о Крымской войне», «… полковые и батарейные командиры в прошлую кампанию [в 1853 году] в княжествах придунайских так набили себе карманы и порядочные куши отправили в Московский Опекунский совет, о чём когда узнал кн. Горчаков, то хотел назначить следствие. Насилу его отговорили приближенные, что так водилось всегда». Примеры коррупции в демократических режимах - дела об уклонении политика от уплаты налогов наделали много шума. Берлускони до сих пор преследуют за махинации с деньгами. В 2003 году Берлускони расстроил крупную сделку по продаже продовольственной компании SME. Она должна была быть продана его конкуренту, бизнесмену Карло де Бенедетти (Carlo de Benedetti). Государственный холдинг, которому принадлежала SME, возглавлял политический противник Берлускони Романо Проди (Romano Prodi). Как утверждает обвинение, Сильвио Берлускони расстроил сделку с помощью взяток судьям.

7. Выясните, кто придумал термин «теория «официальной народности». Кого из писателей, деятелей культуры, учёных относят к приверженцам теории «официальной народности»?

Ответ: Впервые термин «официальная народность» встречается в работах А.Н. Пыпина (русский литературовед, этнограф, академик Петербургской Академии наук, вице-президент АН; двоюродный брат Н.Г. Чернышевского.) по истории русской литературы и общественной мысли (1872—1873). Основными толкователями теории официальной народности являлись профессора Московского университета – филолог С.П. Шевырев и историк М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч, и Ф.В. Булгарин.

Работаем с документами

1. Используя текст документа, изложите сущность теории «официальной народности».

Ответ: особенности России – православие, самодержавие, народность – без которых она не может жить и укрепляться.

2. Можно ли из текста догадаться, какой смысл вкладывал С.С. Уваров в понятие народности? А как вы понимаете это понятие?

Ответ: Уваров вкладывает в понятие народность то, что присуще русскому народу – душу народа, его самобытность. В моем понимании народность – это народная самобытность.