§ 6. Самодержавие Ивана Грозного

Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 7 класса, авторов Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. 2015



1. С помощью конкретных фактов определи и докажи, какие личные качества возобладали в Иване Грозном в начале 1560-х годов. Представь, что в годы опричнины встретились Алексей Басманов и Андрей Курбский. В чём каждый из них может обвинить другого и оправдать свои действия?

Андрей Курбский: Ты, маньяк и погубитель земли русской. Не на царе, а на тебе вина за многие злодеяния. Из-за тебя в царе пробудились подозрительность и жестокость.

Алексей Басманов: Странно мне слышать такие обвинения из уст предателя. Я не бежал под руку правителя-католика. Но, всё же, отвечу. Да, царь казнит без суда и следствия. Но то злость после убийства его любимой жены, которую он не может забыть. Да, он в любом шорохе слышит шаги убийцы, а в любом кушанье подозревает отраву, но не отравили ли царицу Анастасию?

Андрей Курбский: Владычицу нашу Анастасию Бог прибрал. На то Его воля.

Алексей Басманов: Не рассказывайте, князь. Кто-то из вас, из Избранной рады приложил руку. Я часто думаю, не Вы ли?

Андрей Курбский: Смотри, Басманов. Ты бесчинствам царя потакаешь ради богатства и славы. Но зря ты поощряешь его подозрительность. Как бы не попасть к тебе в опалу, как попал я. Успеешь ли ты тогда бежать, как успел я?

2. Перечисли средства, с помощью которых Ивану Грозному удалось ввести особый порядок управления (опричнину). В чём, на твой взгляд, была цель Ивана Грозного? Как ты думаешь, имел ли право государь ради своих целей использовать такие средства?

Средства:

-царь, выехав в Александровскую слободу, адресовал письмо чёрному люду, которым ещё больше усилил ненависть народа к боярам;

-наряду с земщиной царь учредил и опричнину, то есть фактически параллельное государство;

-часть земель с работавшими на ней крестьянами подчинялась опричнине, у опричнины была своя отдельная от земской казна;

-появилось отдельное от земского опричное войско, куда набирали людей разных сословий, но требовали собачьей преданности царю и обета с отречением даже от семьи;

-была в опричнине и своя дума, полностью лояльная царю, в отличии от боярской;

-опричники могли делать с земскими людьми всё, что хотели (вину брал на себя царь), при этом любые враждебные действия земских людей по отношению к опричникам жестоко карались.

С помощью опричнины царь хотел обрести действительно абсолютную власть, не ограниченную обычаями и влиянием бояр. Нельзя сказать, чтобы эта цель была достойной. Тем более она не оправдывает жестокостей опричнины.

3. С помощью фактов (имена, годы) определи, представители каких сословий пострадали от опричных казней. Сравни личные качества и действия Малюты Скуратова и митрополита Филиппа Колычёва. Как ты думаешь, был ли смысл в выступлении митрополита Филиппа, в предсмертном крике дьяка Висковатого?

Пострадали такие люди как:

-глава земской боярской думы конюший Иван Петрович Фёдоров;

-бояре, друзья Фёдорова;

-удельный князь и двоюродный брат Ивана Грозного Владимир Старицкий;

-митрополит Филипп II Колычёв;

-дьяки некоторых приказов (включая дьяка посольского приказа Ивана Висковатого);

-крестьяне, которые отказывались переезжать в земли опричнины;

-посадкие люди, чьё имущество приглянулось опричникам.

Таким образом видно, что опричнина была направлена царём против верхушки прежнего общество, которая по мнению Ивана Грозного ограничивала его власть. Из-за безнаказанности опричников и их стремления к обогащению страдали и остальные слои общества. Большинство лидеров опричнины, включая и Малюту Скуратова были жадными и жестокими карьеристами, насколько мы можем сегодня судить. В противоположность им митрополиту Филиппу Колычеву было не чуждо сострадание и чувство справедливости, не даром до того как стать главой русской церкви, он прославился как праведник во главе общины монахов на далёких и неприветливых Соловецких островах. Его протест, как и предсмертных крик дьяка Висковатова не могли, конечно, повредить опричнине, но они имели значение для самих митрополита и дьяка, потому что иначе им не позволяла действовать совесть.

4. С помощью конкретных фактов определи и докажи, какие личные качества Ивана Грозного проявились в событиях 1570-1572 годов. Как ты думаешь, по каким причинам Иван Грозный отменил опричнину? Можешь ли ты найти объяснение и оправдание его действиям?

В этот период царь был до крайности подозрительным: он подверг страшному разорению второй по величине город страны на основе довольно слабо доказанных обвинений. Не известно, существовали ли на самом деле письма в Варшаву, а если они и были, это могли быть козни отдельных политиков, но царь наказал весь город. Также сильно возросла трусость Ивана Грозного, иначе он бы не узнавал у королевы Англии, не приютит ли она его в случае успешного бунта подданных. В этих личных качествах можно найти объяснения его действиям, потому что чем больше человек боится, тем жёстче он действует. Отменена опричнина была тоже из страха, теперь царь боялся нашествия крымских татар. Таким образом можно объяснить действия царя, но оправдать их не возможно.

5. Продолжи заполнять таблицу на с. 32. Сравни (найди общее и различное) опричнину Ивана Грозного и религиозные войны во Франции (цели руководителей, методы достижения целей, итоги).

Как ты думаешь, почему жители Российского государства, недовольные правлением Ивана Грозного, предпочитали бежать на окраины, а не бороться за изменение действий властей?

У жителей Российского государства не могло возникнуть даже мысли о влиянии на действия властей. Уже несколько веков их страна подчинялась царю, этот порядок вещей был освящён церковью, его немыслимо было изменить. В то время только церковь могла выдвинуть идеологию, позволявшую свергать плохого правителя (как это произошло в Западной Европе), но Русская православная церковь подобных идей не распространяла. Потому люди могли придумать только одно спасение – бегство.