§ 5. Самобытная культура России

Подробное решение параграф § 5 по истории для учащихся 7 класса, авторов Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. 2015



1. Представь, что на одном постоялом дворе встретились священник -сторонник Стоглавого собора и купец - тайный еретик и вольнодумец. Опиши их спор. Кого из них и почему ты готов поддержать?

Священник: Так говорю, хорошо они там на соборе решили, правильно всё.

Купец: Конечно правильно. На то там царь был, чтобы правильно всё было.

Священник: Расцветёт наша вера пуще прежнего. И церкви расцветут, и монастыри.

Купец: Расцветут, конечно. Не так бы много земли давали монахам. Потому что святые отцы учили, что монах должен жить трудом рук своих.

Священник: Постой, ты что, против того, чтобы монастыри деревнями владели?

Купец: Да, нет, батюшка, разве я сказал такое?

Священник: Так как же, про жить трудом рук своих. Слушай, а не из нестяжателей ли ты?

Купец: Да Господь с тобой, батюшка. Я против государевой воли идти не хочу.

Священник: Смотри у меня.

У разных ересей были свои идеи. Конкретно взгляды нестяжателей ближе современному человек, чем решения 100-главого собора. Конечно, большие богатства церкви, тем более деревни с крепостными сегодня невозможны.

2. Где и с помощью каких пособий в России XVI века можно было получить образование? Было оно светским или церковным? Сравни отношение к книжной мудрости и доступности знаний в России и Западной Европе XVI века. (§ 6, «Всеобщая история», 7 кл.) Сделай вывод: что, на твой взгляд, хорошего и что плохого могло принести твоим предкам - россиянам XVI века - отличие их культурной жизни от культурной жизни Западной Европы?

В Западной Европе в XVI веке развивалось светское образование (хоть оно и находилось под большим влиянием церкви), хотя церковное тоже было сильно и развивалось (достаточно вспомнить деятельность иезуитов). Нельзя также забывать, что различные церковные организации, даже различные католические ордена соперничали друг с другом в Западной Европе также и в сфере образования. Также в Западной Европе именно в XVI веке образование широко распространялось. В кругах высших знати стало модным знать античных авторов и их языки.

В России наоборот знание античных авторов не было распространено, многие их книги были запрещены на 100-главом соборе. Книжность не была модна среди русской знати, она требовалась только служителям церкви. Потому и образование можно было получить лишь церковное от приглашённого учителя или при монастыре. Учились исключительно по церковным книгам: Часослову, Псалтыри и т. д. Несмотря на это ученики усваивали не только чтение, письмо и знание церковных порядков, но и арифметику.

Из-за того, что в России было не много образованных людей, здесь почти не развивались науки, особенно естественные, потому Россия всё больше отставала в этом плане от Запада. Во-первых, образованных людей было слишком мало и среди них не выделялись новаторы, во-вторых, учёность не была в моде и новаторы не смогли бы найти покровительство у сильных мира сего, как это происходило в Европе.

3. Приведи примеры, когда русские зодчие и живописцы в своих творениях точно следовали решениям Стоглавого собора, а когда отступали от предписанных канонов. Сделай вывод: как повлияли каноны Стоглавого собора на развитие художественной культуры России?

Примеры следования канону:

-Успенский собор Кремля (построен до собора, по его образцу предписано было возводить и другие церкви).

Примеры отступления от канона:

-церковь Вознесения в подмосковном Коломенском;

-Покровский собор (собор Василия Блаженного) в Москве;

-икона «Церковь воинствующая» и др.

Таким образом, 100-главный собор пытался как бы остановить развитие зодчества и живописи, заставить всех работать по одному образцу. Но выполнить эту задачу не удалось и творцы продолжали искать новые решения.

4. Продолжи заполнять таблицу со с. 32 (2-я и 3-я колонки).

см. таблицу в §26