§ 35. Художественная культура России второй половины XVIII века

Подробное решение параграф §35 по истории для учащихся 7 класса, авторов Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. 2016

Вспомните! Ведущий художественный стиль начала и середины XVIII столетия.

Первая четверть XVIII в. – искусство петровского времени.

Особым своеобразием отличается русское искусство переходного периода—первой четверти XVIII века, В нем сложно, а иногда неожиданно и причудливо переплетаются элементы уходящей древнерусской культуры и нового искусства, энергично и жадно осваивающего современные изобразительные средства. Вся жизнь этого времени проникнута пафосом военных побед и духом преобразований. Художники начинают использовать достижения науки, изучают анатомию, перспективу, светотень, усваивают аллегорический язык западноевропейской живописи. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, значения целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра 1. В живописи это с наибольшей наглядностью проявилось в портрете, с которым связаны первые достижения нового русского изобразительного искусства. Новые черты в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые композиционные приемы и анатомические представления); в живописи (станковая картина, новые законы перспективы и др). Выполнение задач Ренессанса средствами эпохи Просвещения.

Середина столетия (1730-е -1750-е гг.) – "аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х гг. – рококо).

Середина XVIII в. — это время торжества художественного стиля барокко. Высший расцвет русского и европейского барокко связан с творчеством архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771).

В парадной живописи того времени торжествовали декоративность и аллегоричность. Однако в портрете наиболее важными оказались тенденции, связанные не с эффектной живописью иностранцев (Г. Гроот, П. Ротари, Л. Токке), а с национальным искусством, имеющим глубокие корни в русской народной культуре.

Как вы полагаете, чем было вызвано строительство новых городов в этих районах? Что значит «регулярная планировка»?

Строительство новых городов на Урале, в Сибири позволяло расширять производственные мощности на территориях, где исторически были заложены металлургические и другие предприятия.

Строительство новых городов в Новороссии позволило закрепить возвращение России ее исконных земель на побережье Черного и Азовского морей.

«Регулярная планировка» – проектирование и строительство целого города как единого архитектурного организма.

Строительство Петербурга, начатое при Петре I в 1703 г., первоначально велось без заранее составленного проекта планировки и застройки всего города. И тем не менее основы генерального плана в натуре были заложены чрезвычайно удачно. Работа началась с выбора территории для главных городских сооружений, предопределивших топографию городского центра. Этими сооружениями были Петропавловская крепость и Адмиралтейская верфь. Расположив центр города у раздвоения Невы, строители получили исходный пункт для всей планировки Петербурга. После этого развернулись работы по укреплению берегов и частичному строительству деревянных набережных Невы, Фонтанки и Мойки, а так как Фонтанка и Мойка образовали естественные полукольца, то в Петербурге сразу же возникли первые кольцевые магистрали вдоль этих рек.

Стр. 287

Рассмотрите изображение скульптуры «Екатерина II — законодательница». Какой предстает перед нами императрица? Что могут означать скипетр, раскрытая книга, рог, из которого сыплются награды и монеты?

Шубин попробовал реализовать себя как монументалист и декоратор, исполнив статую Екатерины II — законодательницы. Произведение было создано для Таврического дворца по заказу его владельца, князя Потемкина, фаворита императрицы.

Заказана была скульптура-аллегория. Монархиня изображена в образе Минервы — римской богини мудрости, покровительницы наук, искусства и ремесел.

Однако мастер при этом исходил из конкретной, непосредственной натуры. Фактически это не аллегория, а реалистический портрет, причем не монументального, но станкового характера (скульптура была по масштабам явно мала для дворцового парадного зала – Высота – 198 см. В этом и заключалась ошибка автора.

«Екатерина II — законодательница» пользовалась большим успехом у публики, но от императрицы автор не получил никакого вознаграждения, не досталось ему и профессорское место в Академии художеств, где портретная скульптура считалась «низшим жанром».

Императрица держит скипетр в одной руке, а другой рукой опирается на Свод законов. Но детали — «рог изобилия» у ног Екатерины II, из которого сыплются на землю орденские кресты и звезды, и видимые только при обходе статуи — со спины Екатерины — весы – символ справедливости — наполняют образ богини правосудия Фемиды прямо противоположным содержанием — перед нами богиня Фортуна: богиня случая и слепой удачи. Если вспомнить расхожее речение тех времен «вельможа в случае», т. е., иными словами, фаворит, станет ясным доходящий до дерзости намек, заключенный в статуе.

Стр. 289

Попробуйте расшифровать аллегорический смысл памятника Петру I. Подумайте, что могла обозначать огромная скала, служившая постаментом. Почему всадник поднял коня на дыбы? Почему Петр сидит не в седле, а на медвежьей шкуре? Что может означать змея, извивающаяся под копытами лошади? Почему голова императора увенчана лавровым венком?

Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла – звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры.

Легенды и Мифы о Медном всаднике

Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник

Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник, как змея спасла Петра I

Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей

Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России

Стр. 292

Найдите в учебнике другие работы Д.Г. Левицкого. Чьи еще портреты написал мастер? Являются ли они парадными?

Дмитрий Григорьевич Левицкий стал известен широкой общественности России, благодаря созданным портретам великой императрицы Екатерины II. Его также называют художником Екатерининского времени — и это определение очень точно.

В самом деле в 1770-х годах им было создано семь больших парадных портретов, а в 1780-х годах — пятнадцать. В частности, он изображал императрицу в образе законодательницы. В нем живописец пытался заложить идеи об «истинном монархе», который первый подчиняется законам своего государства и царствует ради народа. В 1790-х годах мастер создал еще два портрета императрицы, где он показывает величие государыни, и ему, без сомнения, это удается. Все портреты выполнены в коричнево-золотистой теплой гамме.

Конечно, работы Левицкого очень понравились правительнице, и он стал получать много заказов. Так художник пишет «Портрет Суворова». На картине изображен спокойный, уже немолодой человек в парадной одежде и орденах в статусе генералиссимуса. По заказу Екатерины художник создает портрет ее фаворита А. Д. Ланского. В нем он очень точно изобразил душевные качества фаворита, его — по словам императрицы — «глубокий разум и справедливость». В картинах «Портрет Бакуниной» и «Портрет Прасковьи Воронцовой» Дмитрий Григорьевич подчеркивает глубокую доброту, нежность и тонкое изящество моделей.

Несомненно, в этих и других работах, которые являются вершиной мастерства Левицкого, он предстает перед нами как настоящий гений живописи парадного и камерного портретов. Но хотелось бы обратить внимание читателей, что Дмитрий Григорьевич был еще и новатором живописи. Об этом говорят его более ранние работы, когда он еще не был так известен широкой публике. В 1770 году художник написал «Портрет Н. А. Сеземова». Это был первый портрет крепостного человека. Несмотря на то что Сеземов был богатейшим винным откупщиком, сделавшим миллионное состояние, он оставался крепостным графа Шереметева. В портрете Сеземова Левицкий хотел передать проницательность, житейскую хитрость и смекалистость образа.

В 1775—1777 годах мастер получает первый заказ от самой Екатерины написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц. И здесь стоит подчеркнуть, что тогда в России не было ни одного учебного заведения, где обучались девочки. Дворянок учили дома, а бедных девочек не учили совсем, и, по сути, Левицкий стал первым живописцем, создавшим целую галерею женских образов, полных неповторимой индивидуальности, глубокой женственности и очарования. Он написал семь портретов или аллегорических картин (Борщова-театр, Алымова-музыка, Молчанова-наука), олицетворявших собой, по мнению знатоков, целиком ХVIII век.

Стр. 296

Вспомните! Когда в России появился первый профессиональный театр?

Первый профессиональный театр появился в 17 веке – это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I, когда с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Стр. 297

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «классицизм». Назовите основные признаки этого стиля и подкрепите свой ответ примерами.

Классицизм – направление в искусстве XVII — начала XIX в., основанное на подражании античным образцам, античной поэтике.

В ocнoвe направления – пpизнaниe aнтичнoгo иcкyccтвa выcшим oбpaзцoм, идeaлoм, a пpoизвeдeний aнтичнocти – xyдoжecтвeннoй нopмoй. B ocнoвe эcтeтики – пpинцип paциoнaлизмa и «пoдpaжaния пpиpoдe». Kyльт paзyмa. Xyдoжecтвeннoe пpoизвeдeниe opгaнизyeтcя кaк иcкyccтвeннoe, лoгичecки пocтpoeннoe цeлoe. Cтpoгaя cюжeтнo-кoмпoзициoннaя opгaнизaция, cxeмaтизм. Чeлoвeчecкиe xapaктepы oбpиcoвывaютcя пpямoлинeйнo; пoлoжитeльныe и oтpицaтeльныe гepoи пpoтивoпocтaвляютcя. Aктивнoe oбpaщeниe к oбщecтвeннoй, гpaждaнcкoй пpoблeмaтикe. Пoдчepкнyтaя oбъeктивнocть пoвecтвoвaния. Cтpoгaя иepapxия жaнpoв. Bыcoкиe: тpaгeдия, эпoпeя, oдa. Hизкиe: кoмeдия, caтиpa, бacня. Cмeшeниe выcoкoгo и низкoгo жaнpoв нe дoпycкaeтcя. Beдyщий жaнp – тpaгeдия.

«Благородная простота и спокойное величие» — так характеризуют классицизм в архитектуре. В нем преобладают прямые горизонтальные и вертикальные линии. Все части зданий симметричны, пропорциональны, уравновешены. Колонны не только служат украшением, но и имеют конструктивное предназначение — поддерживают перекрытия. Крыши делаются пологими. Фасады зданий архитекторы предпочитают окрашивать в сдержанные цвета — желтый, кофейный, серый, палевый. Крупнейшими зодчими классицизма в Петербурге являлись Жан-Батист Валлен-Деламот (Академия художеств, Гостиный двор на Невском проспекте), Иван Егорович Старов (Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец), Чарльз Камерой (Павловский дворец, Камеронова галерея Царского Села), Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр. Ассигнационный банк), Николай Александрович Львов (Петербургский почтамт, Невские ворота Петропавловской крепости, церковь «Кулич и Пасха»).

Удивительный памятник генералиссимусу Александру Суворову создал М.И. Козловский. Ни лицом, ни фигурой он не напоминает Суворова. Скорее, это идеальный воин, античный бог войны — Марс. Он одет в доспехи; плащ, наброшенный на плечи, ниспадает складками. Голова воина поднята. Порывистым взмахом он заносит шпагу. Вся фигура полна решительности, самоотверженности и энергии. Этот памятник выполнен в стиле классицизма. Канонами этого стиля в скульптуре были:

— уравновешенность всех частей произведения;

— отсутствие второстепенных деталей, отвлекающих зрителя от главной идеи;

— наличие «отголосков античности» (одежда, атрибуты и т. д.);

— идеализация натуры (мастер изображает не то, что видит, а «облагораживает» образ — исправляет недостатки фигуры в соответствии с античными эталонами красоты);

— выразительность силуэта (чем больше эффектных ракурсов возникало при круговом обходе произведения, тем совершеннее оно считалось).

Классицизм господствовал и в живописи второй половины XVIII столетия. Картины, написанные в этом художественном стиле, отличал сдержанный колорит. Самым ярким цветом выделялся лишь главный персонаж, всегда находившийся в центре полотна. Вокруг него группировались остальные фигуры, разворачивалось действие. Краски наносились на полотно тонко и прозрачно, так, чтобы зритель не увидел следов кисти и границ цветовых переходов. Ведущим жанром был исторический. Художники-классики писали картины на античные и библейские сюжеты, воспевали героическую историю.

Все мастера, прошедшие обучение в стенах Академии художеств, умели работать в стиле классицизма. Однако многих художников он не устраивал. Они стремились внести что-то свое, искали собственный почерк, свою манеру. Среди художников, работавших во второй половине XVIII в., отметим несколько имен: Антон Павлович Лосенко (1737-1773), Федор Степанович Рокотов (1735/36- 1808), Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822).

2. Какие исторические процессы и события второй половины XVIII в. оказали влияние на развитии культуры России? Приведите конкретные примеры.

В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа. Строились новые и перестраивались старые города. На Урале, в Сибири, Новороссии основывались поселения. Образцом градостроительного искусства служил Петербург с его регулярной планировкой.

Открытие Академии художеств благотворно сказалось на развитии скульптурного искусства. Отныне в России работали не только приглашенные из-за границы скульпторы-иностранцы, но и российские мастера. Первым русским скульптором был Федот Иванович Шубин (1740-1805).

Все мастера, прошедшие обучение в стенах Академии художеств, умели работать в стиле классицизма. Однако многих художников он не устраивал. Они стремились внести что-то свое, искали собственный почерк, свою манеру. Среди художников, работавших во второй половине XVIII в., отметим несколько имен: Антон Павлович Лосенко (1737-1773), Федор Степанович Рокотов (1735/36- 1808), Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822).

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и писатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. Отметим лишь три имени — Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин и А.Н. Радищев.

Во второй половине XVIII столетия развивается театральное искусство. Строятся первые театральные здания. Так, в Петербурге был выстроен Большой театр (на месте Консерватории), императорский Эрмитажный театр. В Москве появился Петровский театр (ныне известен как Большой). Особенно славились частные, домашние театры. Например, граф Н.П. Шереметев имел четыре театра: в Петербурге, Москве, в имениях Кусково и Останкино. Музыкантами, танцорами и певцами этих театров были крепостные.

3. Что нового появилось в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке во второй половине XVIII в.?

В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа. Строились новые и перестраивались старые города. На Урале, в Сибири, Новороссии основывались поселения. Образцом градостроительного искусства служил Петербург с его регулярной планировкой.

В 1762 г. была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она должна была не только заниматься градостроительными проблемами двух российских столиц, но и разрабатывать генеральные планы губернских и уездных городов. К 1775 г. Комиссия о каменном строении утвердила планы 216 городов. Следует отметить, что, перестраивая старые города, архитекторы старались сохранить памятники древнерусского зодчества: храмы, колокольни, крепостные сооружения.

Во второй половине XVIII в. значительно возросло количество общественных (нежилых) сооружений, возводимых в городах. Строятся здания для учреждений городского самоуправления (городские думы, дворянские собрания и т. д.), больницы, школы, гостиные дворы, общественные бани, складские помещения. В крупных городах, помимо дворцов и особняков, появляются первые доходные дома, в которых квартиры сдаются в наем.

Изменяется архитектурный стиль: на смену пышному барокко приходит классицизм. «Благородная простота и спокойное величие» — так характеризуют новый стиль, утвердившийся в России в конце XVIII столетия.

Открытие Академии художеств благотворно сказалось на развитии скульптурного искусства. Отныне в России работали не только приглашенные из-за границы скульпторы-иностранцы, но и российские мастера. Первым русским скульптором был Федот Иванович Шубин (1740-1805).

Новым в русской скульптуре явилось изображение женской фигуры. В Академии художеств в это время учили изображать только мужские модели. Женщин-натурщиц в ее стены не допускали. Ф.Ф. Щедрин создал полный обаяния образ богини любви Венеры. Статуя была установлена в дворцовопарковом ансамбле Павловска (под Петербургом). Сейчас произведение хранится в Государственном Русском музее.

Классицизм господствовал и в живописи второй половины XVIII столетия. Картины, написанные в этом художественном стиле, отличал сдержанный колорит. Самым ярким цветом выделялся лишь главный персонаж, всегда находившийся в центре полотна. Вокруг него группировались остальные фигуры, разворачивалось действие. Краски наносились на полотно тонко и прозрачно, так, чтобы зритель не увидел следов кисти и границ цветовых переходов. Ведущим жанром был исторический. Художники-классики писали картины на античные и библейские сюжеты, воспевали героическую историю.

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и писатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. Отметим лишь три имени — Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин и А.Н. Радищев.

Во второй половине XVIII столетия развивается театральное искусство. Строятся первые театральные здания. Так, в Петербурге был выстроен Большой театр (на месте Консерватории), императорский Эрмитажный театр. В Москве появился Петровский театр (ныне известен как Большой). Особенно славились частные, домашние театры. Например, граф Н.П. Шереметев имел четыре театра: в Петербурге, Москве, в имениях Кусково и Останкино. Музыкантами, танцорами и певцами этих театров были крепостные.

Многие театральные постановки также создавались в стиле классицизма. Выходя на сцену, артисты занимали места и начинали декламировать роли. Произносились долгие нравственные и патриотические монологи, написанные по канонам высокого ораторского искусства. Актерские движения отличались благородством поз, походки, жестов. В трагедиях использовались звуковые эффекты: звон колокола, пушечные и ружейные залпы. Зрелищность усиливалась массовыми сценами: «присутствием войска», «множеством воинов», «пленными в оковах». Так, в постановке драмы «Начальное управление Олега», написанной самой императрицей, участвовало около 300 человек!

Среди музыкантов того времени особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Он родился на Украине. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле в Петербурге. Десять лет прожил в Италии, где совершенствовался в музыкальном искусстве. Здесь же были поставлены его первые оперы. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его сочинения, поднесенные императрице Екатерине II, произвели сенсацию. Бортнянский был удостоен звания композитора Придворной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. назначен директором Придворной певческой капеллы. Бортнянский вошел в историю русской музыки прежде всего, как автор хоровых духовных композиций.

4. С помощью дополнительной литературы составьте развернутый рассказ об одном из деятелей искусства, упоминавшемся в тексте параграфа.

Боровиковский Владимир Лукич, русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Выходец из казачьего рода.

Родился в Миргороде 24 июля 1757, в семье казака Луки Боровика. Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца учился иконописи. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко.

В 1787 он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым.

Эти картины обратили особенное внимание императрицы. На одной из картин была изображена Екатерина II, объясняющая свой Наказ греческим мудрецам, на другой- Петр I – пахарь и Екатерина II – сеятельница. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств.

В 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург, но его путь в Академию художеств был закрыт по возрасту. Он некоторое время он живет в доме Н. А. Львова, знакомится с его друзьями – Г.Р.Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. С 1792 берет уроки у австрийского живописца И.Б.Лампи, работавшего при дворе Екатерины II.

Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого, который впоследствии стал его учителем. От своего учителя, Боровиковский перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому.

В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году – советника Академии Художеств.

В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы.

В числе его работ – великолепный портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, митрополита Михаила, князя Лопухина – Трощинского и огромный портрет Фет – Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой в Академии Художеств.

Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит яркое выражение черты сентиментализма в своих портретах. В противовес официальному сословному портрету, он разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.

К примеру портрет О. К. Филипповой, жены друга Боровиковского – архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора. Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада, с бледной розой в руке. Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой – все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого – почти детская нежность и мечтательная задумчивость.

Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея – слияние человека с природой.

Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа – белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.

Боровиковский занимался и религиозной живописью, в период с 1804 по1811гг, участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге («Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий»).

Боровиковский сохранял свое блестящее мастерство и зоркость глаза на протяжении долгого времени, но в 1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, а имя Боровиковского отошло в сторону, уступая место молодым талантам.

Он был одинок в старости, избегал всяческого общения, отказывался отвечать на письма. Он увлекся мистицизмом, но и здесь он не нашел того, что искал.

В конце жизни Боровиковский больше не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.

В последние годы жизни, Боровиковский активно работал как педагог, устроив у себя дома частную школу. Он воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.

Умер Боровиковский 6 апреля 1825 г. в Петербурге.

Стр. 298

5*. С помощью литературы, указанной учителем, узнайте, какое культурное наследие второй половины XVIII в. осталось на территории вашего родного края (региона).

Для самостоятельного выполнения