§ 34. Эпоха Просвещения в России при Екатерине Великой

Подробное решение параграф §34 по истории для учащихся 7 класса, авторов Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. 2016

Вспомните! Какую роль в переустройстве общества отводили западноевропейские мыслители XVIII в. просвещению и образованию?

Европейское образование XVII–XVIII вв. развивалось на основе идей и практики, сложившихся в эпоху Возрождения.

Тенденции:

• движение ко всеобщему образованию, потребность во всеобщей грамотности.

• усиление роли государства в управлении народной школой

• постепенный переход с латинского на национальные языки.

• усложнение содержания образования в народных школах. Традиционными предметами обучения в народных школах были: чтение, письмо, счет, пение и религия. Но ряд школ в это время пытался расширить рамки данных предметов.

• попытки создания систем развивающего обучения.

ХVШ в. в жизни народов Европы и Америки – это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная, социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Вольтер – в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги "Об уме". По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 г.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении "сверху" и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота, о низших классах.

Объясните термины: «сословные» и «бессословные» школы. Какие сословные и бессословные образовательные заведения, созданные в течение XVIII столетия, вам известны?

Сословная школа – требует от ученика принадлежности к известному сословию.

Бессословная школа – принцип организации системы народного образования, состоящий в игнорировании сословных различий в развитии, воспитании и обучении детей. Бессословная школа не дифференцирует детей по сословиям – классам, материальному положению, статусу родителей, а обучает их всех вместе, по единым программам и учебникам.

При Петре I появились цифирные школы, где обучались грамоте, письму и четырём действиям арифметики. Солдатских детей обучали в гарнизонных школах; на уральских и олонецких заводах появились горные школы; возникли медицинские, артиллерийские и инженерные училища. Все эти учебные заведения в основном давали практические знания.

В 1757 г., в Петербурге была открыта Академия художеств.

В 1738 г. указом Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге открыта Танцевальная школа

В 30-40-е годы XVIII в. появились в России военные учебные заведения, куда принимали исключительно дворян: Сухопутный шляхетский корпус, Морской шляхетский корпус (1752 г.), Артиллерийская и инженерная школа (1758 г.).

По указу 1786 г. в 25 губерниях России были открыты народные училища. В них обучались дети мастеровых, ремесленников, сол дат, матросов, крестьян.

При Екатерине были основаны и специализированные учебные заведения. Артиллерийский и Инженерный кадетские корпуса, училище при Академии художеств. Коммерческое училище, Горный институт.

Особое внимание во второй половине XVIII в. уделялось за крытым школам. Просветители утверждали: чтобы изменить общество и построить «царство разума», необходимо воспитать «новую породу людей».

По инициативе Бецкого в 1764 г. было организовано первое общеобразовательное учреждение для девочек — Институт благород ных девиц (Смольный институт) в Санкт-Петербурге. В него принимали дочерей дворян с 5-6-летнего возраста. Девочек забирали от родителей на долгие 12 лет.

По предложению того же Бецкого открывались Воспитательные дома (1764 г. — в Москве, 1779 г. — в Петербурге). В них содержали детей, оставшихся без родителей. Государство заботилось о сиро тах, воспитывало, давало образование и профессию.

Ещё одним шагом на пути просвещения в 18 веке явилось создание Публичной (то есть общественной) библиотеки. Указ об её основа нии был подписан Екатериной II в 1795 г.

Предположите, людей каких профессий могли готовить данные образовательные учреждения? *Каковы причины их создания?

Артиллерийский и Инженерный кадетские корпуса, училище при Академии художеств. Коммерческое училище, Горный институт. Образовательные учреждения готовили специалистов в артиллерии, инженеров, деятелей науки и искусства, торговцев, горняков. В стране все еще было недостаточно квалифицированных кадров. Собственное образование было нужно, чтобы отказаться от иностранных специалистов.

Стр. 280

Как вы думаете, с чем это могло быть связано?

В конце 80 — начале 90-х гг. XVIII в. острые общественно-политические статьи перестают печататься на страницах различных периодических изданий. Это было связано с критикой власти на страницах изданий.

Так, например, Н.И. Новиков обратил свою сатиру на такие стороны российской жизни, как крепостничество, жестокость помещиков, полицейский произвол, взяточничество, продажность суда, безответственность администрации, «чужебесие» (подражание западноевропейской моде) молодежи. Императрица не могла допустить подобного «вольнодумства» и запретила журналы Новикова. А позже была запрещены и другие острые общественно-политические статьи.

Стр. 281

Вспомните! Когда и для каких целей был открыт Московский университет и гимназии для детей дворян и разночинцев? Какие научные центры уже существовали в России?

Московский университет

История университетского образования в России восходит ещё к временам Петра I. 28 января 1724 г. император издал указ о создании в Петербурге Академии наук, а при ней университета, который должен был заниматься подготовкой научных кадров. Почему же первым российским университетом признается Московский? Во-первых, «петровский» университет никогда не был самостоятельным учреждением, не имел собственного устава, полностью подчинялся президенту Академии наук. Во-вторых, академический университет в XVIII в. плохо справлялся со своей основной задачей. Желающих обучаться было крайне мало: поначалу 8 слушателей обучали целых 17 профессоров! Студентов приходилось приглашать из-за границы. Так, например, с 1726 по 1733 г. в академический университет было зачислено всего 38 человек, и только 7 из них были русскими.

Идея создания и проект Московского университета принадлежат М. В. Ломоносову. Свои предложения он сформулировал в письме к И. И. Шувалову, фавориту Елизаветы Петровны. Благодаря поддержке и активной помощи последнего и был открыт университет.

В Московский университет могли поступать не только дворяне, но и представители других сословий. Двери Московского университета были закрыты только для крепостных крестьян.

Университет имел три факультета: медицинский, юридический и философский. Обучение все студен ты начинали на философском факультете, где получали основательную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от европейских университетов, в Московском не было факультета богословия, что объясняется наличием в России специальных учреждений для подготовки служителей православной церкви, а преподавание велось не только на общепризнанном тогда языке — латыни, но и на русском языке.

Гимназии

До XIX в. в России существовало три гимназии. Первая русская гимназия была открыта в 1726 г. с целью подготовки учащихся для слушания лекций в университете при Российской академии наук.

В ней в 50-х гг. XVIII в. впервые в истории русской школы М.В. Ломоносов ввел классно-урочную систему обучения. Он установил четкое разделение на классы, порядок перевода учащихся из класса в класс, сформировал правила для учащихся гимназии, разработал систему наград и поощрений, правила приема и перевода учащихся, инструкции для учителей. При Ломоносове в гимназии вместе с детьми дворян учились дети крестьян, ремесленников, духовенства, солдат, что давало возможность получить образование широким слоям населения (закрыта в начале XIX в.).

Второй по времени создания (1755) была гимназия, основанная при Московском университете. Гимназия имела два отделения: для дворян и разночинцев и, соответственно, два варианта учебного плана. В качестве факультативных занятий, избираемых по желанию учащихся, были введены музыка и пение. Изучение религии было необязательным. Просуществовав до 1812 г., гимназия сохраняла облик Ломоносовского учебного заведения.

В 1758 г. по образцу университетской гимназии была создана третья гимназия — в Казани, просуществовавшая до 1917 г. Первоначально Казанская гимназия находилась в ведении Московского университета, он отпускал средства на содержание гимназии, обеспечивал ее кадрами, снабжал учебниками и учебными пособиями. В исторической записке о 1-й Казанской гимназии приводятся любопытные данные о составе гимназистов. Если в начале ее существования большинство учащихся в ней составляли дети дворян, то уже к 1788 г. в ней учились преимущественно разночинцы. В казанской гимназии особое внимание обращалось на преподавание восточных языков: татарского, калмыцкого, чувашского.

Научные центры

В области теоретической науки допетровская Россия отставала от Европы. Это связано со слабыми культурными связями с ней, недостаточно большим влиянием Византии, ограниченным распространением переводных научных трудов, культурными и социальными особенностями. Первая древнерусская математическая работа создана новгородским монахом Кириком в 1136 году. Позднее переводились и распространялись книги по космографии, логике, арифметике. В XVII веке в России появляются первые университеты и частные школы: школа боярина Ф. М. Ртищева (1648), школа Симеона Полоцкого (1665), Славяно-греко-латинская академия (1687). В отличие от науки, в области техники значительного отставания от Европы не было. Наука, как социальный институт, возникла в России при Петре I, когда в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа. В 1724 году была открыта Петербургская академия наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор норманнской гипотезы происхождения Руси, и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов. Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. В 1755 году им был основан Московский университет. Впоследствии университеты возникли в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Санкт-Петербурге (1819).

К концу XIX века состав университетов пополнился Варшавским, Киевским, Одесским и Томским. В России появились школы выдающихся математиков: Н. И. Лобачевского, П. Л. Чебышёва — А. А. Маркова, М. В. Остроградского, физиков: А. Г. Столетова и А. С. Попова, химиков: А. М. Бутлерова — В. В. Марковникова, Н. Н. Зинина, Ф. Ф. Бейльштейна, врачей: С. П. Боткина и Н. И. Пирогова, историков: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.

Стр. 283

Вопросы и задания

1. На примерах докажите, что Екатерина II стремилась просветить своих подданных.

Важной составной частью внутренней политики самодержавия при Екатерине II являлись меры, имевшие своей целью распространение образования, воспитание подданных в духе идеалов Просвещения. Следует отметить, что еще в елизаветинское царствование был открыт Московский университет (1755). В «екатерининский» же век создается целая система образовательных и воспитательных учреждений. Так, в Москве, а затем в Санкт-Петербурге были открыты воспитательные дома. Специальная правительственная комиссия разработала программу создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных — в губернских городах. В годы царствования Екатерины II было положено начало женскому образованию в России. В 1764 г. в Петербурге открылся Смольный институт. Всего к рубежу XVIII–XIX вв. в стране насчитывалось 550 различных образовательных заведений, в которых обучались 62 тыс. человек. Впрочем, для основной массы населения России, несмотря на бесспорные успехи в развитии просвещения, элементарная грамотность оставалась недоступной роскошью.

2. Подготовьте развернутое сообщение об одном из упоминавшихся в параграфе деятелей просвещения и науки второй половины XVIII в.

Николай Иванович Новиков – русский журналист, издатель, просветитель, философ – родился 8 мая (27 апреля по ст. ст.) 1744 г. в Московской губернии, родовом имении Тихвинское-Авдотьино, находившемся неподалеку от с. Бронницы, в семье дворянина средней руки. В детские годы он проходил обучение у местного дьяка, на протяжении 1755-1760 гг. получал образование в Московской университетской дворянской гимназии при университете, но его оттуда исключили за отсутствия рвения к учебе.

Поступив на службу в Измайловский полк в начале 1762 г., Новиков вскоре становится унтер-офицером. Уже тогда проявились наклонности к книгоизданию и увлечение словесностью: Новиков опубликовал две переведенные с французского повести и сонет.

В 1767 г. молодого человека избирают в комиссию депутатов, которые должны были составить проект императорского «Нового Уложения». Пропустив через свои руки сотню документов, он приобрел немало познаний о русских реалиях, что существенно повлияло на формирование его взглядов как просветителя.

Уйдя в отставку, в 1769 г. Новиков приступает к выпуску сатирического журнала «Трутень», публикуя обличительные материалы и вступая в полемику с журналом «Всякая всячина», который издавала сама Екатерина II. В итоге он вынужден был в апреле 1770 г. закрыть «Трутень». Но уже в 1772 г. под его началом выходит сатирический журнал «Живописец», который удостоился звания лучшего периодического издания XVIII ст.

Еще одним важным направлением деятельности Новикова было отстаивание национальных основ культуры, противостояние слепому поклонению дворян перед всем иностранным. Поэтому параллельно с журналами он выпускал исторические издания. Так, в 1772 г. выходит его «Опыт исторического словаря о российских писателях», на протяжении 1773-1775 гг. – 10-томный свод исторических документов «Древняя российская Вивлиофика». На протяжении 1777 г. Новиков издает 22 номера еженедельника «Санкт-Петербургские ученые ведомости», которые считаются первым русским журналом критической библиографии. После его закрытия в сентябре 1777 г. Новиков приступает к изданию первого в стране философского журнала «Утренний свет». Издание было благотворительным, прибыль с него шла на создание и содержание первоначальных народных училищ в Санкт-Петербурге.

В 1779 г. в биографии Новикова начинается новый этап, связанный с его переездом в Москву. Здесь куратор Московского университета Херасков предложил ему арендовать типографию (посодействовало этому то обстоятельство, что оба они были членами масонского ордена). При Новикове типография заметно увеличилась, за три неполных года в ней было напечатано изданий больше, чем за все 24 года существования. Николай Иванович публиковал журналы и книги, учебники, труды Руссо, Лессинга и других авторов в переводе. За счет прибыли в Москве им были открыты читальня, две школы, аптека, он оказывал большую помощь беднейшим горожанам и крестьянам.

В самом расцвете издательской деятельности Новикову пришлось ее оборвать. Тучи над ним начали сгущаться еще в 1784 г., когда ему предъявили претензии за перепечатку ряда учебников, которую он предпринял по приказу Московского главнокомандующего для пополнения резерва недорогой учебной литературы. В 1785 г. издания Новикова были включены в опись, их рассматривал на предмет благонадежности архиепископ.

Назначенный главнокомандующим Москвы в 1790 г. князь Прозоровский написал на Новикова немало доносов, по его же приказу издателя арестовали. Следствие еще не было закончено, когда 10 мая 1792 г. Екатерина II издала указ отправить Н.И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость, а в августе ею был подписан указ о его заключении там на 15 лет. Обвинения, предъявленные Новикову, с тем же успехом могли бы быть предъявлены очень многим, поэтому на самом деле, скорее всего, он пострадал за слишком ретивую и самостоятельную общественную деятельность.

Николаю Ивановичу довелось провести в крепости 4,5 года, претерпевая огромные лишения. В первый же день восшествия на престол император Павел I дал Новикову волю с условием, что он не будет заниматься прежней деятельностью. Несколько лет заточения превратили энергичного мужчину в морально и физически сломленного. Перестав заниматься какой-либо общественной деятельностью, он до 12 августа (31 июля по ст. ст.) 1818 г., т.е. до самой смерти, жил в своем поместье.