Подробное решение параграф §36 по истории для учащихся 7 класса, авторов Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. 2016
Вспомните! Повседневная жизнь людей в Российском государстве XVII — начале XVIII в.
В повседневной жизни русских людей XVII в. можно выделить некоторые общие тенденции.
1. Рост влияния зарубежной бытовой культуры (европейское платье, посуда, пища, предметы украшения жилища, первая газета – "Куранты", придворный театр и пр. – все эти элементы западной культуры появляются в России в XVII в., еще до петровской эпохи), а также европейских научных знаний, переводных книг, памятников литературы. Западное влияние пока не имело такого концентрированного характера, как в годы петровских реформ в начале следующего столетия, но все культурно-бытовые тенденции будущих преобразований были заложены именно в XVII в.
2. Усиление внимания к человеческой личности. В XVII в. происходит демократизация культуры (появление жанра бытовой повести в литературе, распространение эпистолярного творчества, расширение информационных каналов и т.д.)
3. Формирование сословности бытовой культуры, социальной психологии и повседневной жизни.
В повседневной жизни русского человека XVII в. сочетаются две тенденции: с одной стороны, продолжает довлеть традиция, восходящая к XVI в., с другой – зарождаются новые тенденции, явления и процессы, которые исподволь подготавливают петровские реформы начала XVIII в. Необходимо подчеркнуть, что распространенное мнение о взрывообразности и революционности петровских реформ в области быта не совсем верно: зародыши практически любой из них можно найти в XVII в. Петровские реформы были подготовлены всей логикой развития русской истории в XVII в.
Повседневный быт россиян в XVIII веке
XVIII век – это период настоящих контрастов. Быт как и образ жизни русского народа, полностью зависел от того какую нишу в обществе занимает человек.
В послепетровской России шикарные светские приемы и надменная роскошь жизни дворянства стояла рядом с голодным и тяжелым существованием крепостных крестьян. К огромному сожалению, это не вызывало никакого дискомфорта со стороны первых. И глубокие различия между жизнью высших и низших сословий, считалось как должное.
Быт дворян в XVIII веке
Престиж, высокое положение в обществе, зачастую подкрепленное материальным благополучием, позволяли русской аристократии вести праздный образ жизни. Общественное безделье – так можно охарактеризовать главное занятие дворянской знати.
Быт родословных семей, казалось, был привязан только к светским приемам. Дома, в которых жила аристократия, были просторными и богато украшенными. На их оформление уже начинает влиять западное веяние просветительского абсолютизма.
В каждом доме были библиотеки, наполнены книгами западных авторов. Гостиная представляла собой широкий зал, часто с камином. Но все старания знати обустроить для себя красивое жилище, заключалось не в желании достичь комфорта, а в первую очередь – не упасть лицом в грязь перед высшим светом, так как в домах очень часто проводились светские приемы и балы.
Однако праздность высшего общества принесла и свои положительные плоды – понятия чести, нравов и образованности, которые были культом дворянства, смогли значительно поднять культуру России. Начальное образование маленьким детям давали специально нанятые учителя- иностранцы.
Позже, по достижению 15-17 лет их отдавали в учебные заведения закрытого типа, где юношей обучали военной стратегии, а девушек – преимущественно правилам хорошего тона и основам семейной жизни.
Распределение семейных обязанностей было довольно размытым. У мужчин не было потребности зарабатывать деньги, так как зачастую на праздную жизнь хватало стабильных доходов от имущества, основной функцией женщины было скорее не воспитание детей, а поиск выгодной партии для них, который начинался фактически с младенчества ребенка.
Провинциальное дворянство
Представители провинциального дворянства чувствовали свою отсталость от столичных сородичей, поэтому строили свой быт так, чтобы во всем им соответствовать. Часто это представляло собой некую карикатуру на аристократию.
Дворянская усадьба часто представляла собой копию домов петербуржской знати. Однако здесь, рядом с красивыми и роскошными домами, находилось множество хозяйственных пристроек, где обитала живность. Основной доход семьи провинциальных дворян получали от налогообложения крепостных.
Их жизнь была беспросветной и лишенной любого культурного развития. Даже образованию своих детей он не придавали особого значения. Очень часто дети дворян заканчивали свой учебный процесс на стадии изучения основ арифметики грамматики.
Необразованность порождала полное невежество, и как результат – пренебрежение их столичной аристократией. Основным досугом мужчин была охота, женщины собирались вместе и вели разговоры о моде и императорском дворе, не имея достоверного представления ни о том, ни о другом.
Быт крестьян в XVIII веке
Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как- то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей.
Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной – похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей.
Какую одежду носили крестьяне? Что представляло собой их жилище? питание? Каким был ритм жизни? Какие праздники они отмечали?
Одежда по-прежнему была домотканой и изготавливалась вручную. Мужчины носили холщовые рубахи и порты, на ногах — лапти и онучи. Женщины надевали длинные рубахи и сарафаны. Шапка, сермяга или овчинный полушубок, рукавицы были обязательными деталями зимнего гардероба крестьян.
Жилищем служила изба. Правда, во второй половине XVIII в. хозяева домов все чаще делали потолок из досок и возводили печи с трубами, которые топились по-белому.
Интерьер избы не менялся на протяжении нескольких веков: главное место занимала печь, вдоль стен — лавки, в красном углу под иконами — стол.
Крестьянские семьи были большими. Иногда под одной крышей жило два-три поколения родственников. Такое хозяйство имело нескольких взрослых работников-мужчин, которые могли обработать и свой надел, и барскую землю, и даже уйти на заработки. Детей рождалось много. Однако детская смертность была высока: как правило, из пяти младенцев до трех лет доживал только один.
В семье царили патриархальные отношения. Старший по возрасту мужчина был главой семьи. Именно он отвечал за всех домочадцев. Младшие члены семьи с уважением относились к старикам.
Семья, как и прежде, собиралась за общей трапезой. Крестьянская еда не отличалась особым разнообразием, но была достаточно калорийной: каши, щи, хлеб, молоко, творог, яйца, пироги, блины, мед. Осенью и зимой, когда забивали скот, на столе появлялось мясо. Летом — грибы, ягоды, рыба. Рассевшись вокруг стола, домочадцы по очереди черпали деревянными ложками еду из общей миски.
Уклад крестьянской жизни определялся порядком сельскохозяйственных работ. Весна, лето, осень — самое напряженное время. Ведь надо было обработать свой надел и барскую землю, заготовить сено не только для своих коров и лошадей, но и для помещичьих. Зимой работы было меньше.
К концу XVIII в. некоторые крестьяне смогли «выбиться в люди» — скопить капитал. Это позволило им изменить свою жизнь. Такие «капиталистые» крестьяне строили себе добротные избы, покупали одежду и обувь, фарфоровую и стеклянную посуду, мебель.
Поясните выражения: «топить по-черному», «топить по-белому».
Топить по-черному означает топить без трубы. Дым распределяется внутри помещения и выходит наружу сквозь щели. Сажа при этом оседала на полу и мебели. По-черному топили бани, прогревая каменку до красна, а после проветривая помещения. Эта методика сохранилась и по сей день.
Топить по-белому значит, что печь имеет трубу и дым выходит через неё.
Стр. 300
Как проходили сельские праздники?
У русских народные гулянья молодёжи включали: прогуливание, хороводы и пляски, демонстрацию девушек-невест, подвижные уличные игры, качание на качелях, взаимное одаривание и совместное угощение во время праздничного застолья.
Гулянья проходили на деревенской улице, на площади или за околицей деревни. Каждая девушка и каждый парень, достигшие брачного возраста, обязательно принимали участие во всех деревенских праздниках и молодёжных развлечениях. Уклонение от участия в них порицалось общественным мнением, вызывало насмешки сверстников и даже рассматривалось как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством.
Неотъемлемой частью гуляний были различные подвижные игры («горелки», игры с костями, мячами, чурками), в которых принимали участие как сами гуляющие, так и зрители. Важным элементом гуляний являлись хороводные игры (карагоды), которые обычно заканчивались выбором пары, и пляской. Во время пляски гуляющие образовывали круг (свой для каждой деревни, если праздник был на две-три деревни). Хороводы и пляски устраивались рядом с деревенскими качелями или ледяными горками, масленичными или троицкими кострами, являвшимися центром гуляния. Здесь же дети и молодёжь играли в подвижные игры.
Стр. 303
Рассмотрите иллюстрацию. Из каких деталей состоял мужской и женский костюм? Как менялась мода на одежду во второй половине XVIII в.? Опишите костюм дворянина. Используйте следующие понятия: камзол — мужская одежда с длинными узкими рукавами, длиной до колен, без обшлагов; кюлоты — короткие мужские штаны; фижмы — каркас из китового уса, ивовых прутьев, тростника, подвязывающийся на талию под юбку; тюрнюр — ватная подушечка или жесткая конструкция из простеганной и накрахмаленной ткани, которую женщины подвязывали сзади чуть ниже талии для придания юбке пышности.
Женский костюм
В начале XVIII века женщины носили платье, состоявшее из пышной юбки и узкого лифа с глубоким вырезом. Обычно носили одновременно два платья: нижнее, глухое, и верхнее, распашное — гродетур. Одежду часто отделывали мехом. Платья, юбки, лифы шили из тяжелых шелковых тканей — парчи, атласа, муара, крепа различных цветов, зачастую украшенных растительным орнаментом.
К середине века женский костюм подвергся изменениям, всецело подчиняясь французским модам. Юбки сильно расширились, их носили на панье, а с 60-х годов под них надевали расширяющие линию бедер фижмы, закрепленные вокруг талии. В 70—80-х годах юбки становятся мягче и не расширяются в боках, драпируются сзади в виде турнюра, для чего под юбку, немного ниже талии, прикреплялся ватный валик.
Обыденные платья были с округлым, сравнительно небольшим вырезом, который прикрывался косынкой или шарфом. Бальные платья имели шлейф. Его в те годы надевали отдельно сверх юбки верхнего платья, а во время танцев отстегивали.
Эти платья делались с глубоким вырезом. Необходимой принадлежностью бального платья был веер.
Придворные туалеты отделывались с такой роскошью, что при Екатерине II последовал ряд постановлений, регламентирующих степень роскоши костюмов: «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору», «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору» и др.
Уже в середине XVIII века возник новый тип придворного костюма — платье, несколько напоминающее древний русский сарафан, но сшитый из великолепных тканей и дополненный кокошником. Этот парадный туалет сохранился с некоторыми изменениями при дворе на многие годы.
В конце XVIII века, в 90-х годах, на русские моды начинает влиять античность. В моду входят легкие платья, подхваченные под грудью поясом. Этому немало способствовала жившая в то время в России французская художница Виже-Лебрен, увлекавшаяся искусством и бытом древних греков и еще в Париже устраивавшая у себя «античные балы».
Верхних одежд у женщин было мало, так как зимой они проводили большую часть времени в помещении. Однако постепенно в моду входят накидки, круглые, подбитые мехом, ротонды, рединготы, кофты карако и суконные сюртучки наподобие мужских.
Городские жительницы — мещанки и небогатые купчихи — носили обычно юбку или сарафан с кофтой и верхнюю кофту с баской, напоминающую душегрею. Но и в этот «русский» костюм они добавляли модные мелочи — обувь, головной убор и т. д. Зимой надевали шубы на беличьем, лисьем и даже куньем меху.
Народный крестьянский костюм остался почти без изменений к даже сохранил свои местные различия по губерниям и уездам. Однако в пригородных деревнях молодые женщины часто изменяли костюмы согласно моде. Под влиянием модного силуэта конца XVIII — начала XIX века многие крестьянки стали подпоясывать сарафан под грудью. В крестьянской и отчасти в купеческой среде сохранялся древний обычай скрывать волосы под головным убором или платком.
Мужской костюм
Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным жабо, камзола и кафтана, обычно суконного, сшитого узко в талию, с расширенными полами. Поколенные узкие кюлоты, чулки и башмаки с пряжками дополняли туалет. Волосы расчесывали па прямой пробор и спускали на уши. Модники носили парик. Наиболее распространенной формой шляпы была треуголка. Верхней одеждой служил суконный плащ.
Мужские костюмы были очень красочными и богато отделывались вышивкой, галуном и т. д.
При Екатерине II, в 70—90-х годах XVIII века, костюм столичного дворянства достиг необычайной пышности. Одного из вельмож; XVIII столетия, князя Куракина (русского посла во Франции), даже называли «бриллиантовым князем» за обилие драгоценностей, украшавших его костюм. Пример расточительства подавали многочисленные фавориты царицы — Потемкин, Орловы и др.
Мелкопоместное дворянство тянулось за столичным, но, конечно, одевалось с некоторым отставанием от моды. В Москве также менее строго, чем в Петербурге, следовали за модой.
Некоторые упрощения силуэта и формы одежд происходят в последние годы XVIII века. Кафтан суживается и приобретает стоячий воротник и скошенные полы, а иногда заменяется фраком. Правда, фраки этого времени шьют не только из сукна, но и из бархата и тяжелого шелка.
В последние годы XVIII столетия, при Павле I, французские моды подверглись преследованиям, как крамольные. В том числе запрещены были длинные панталоны (они в эти годы надевались во время верховой езды), фраки, короткая стрижка и пр. Костюм стал ориентироваться на прусские образцы. Но уже в 1801 году, после смерти Павла I, ведущую роль начинают опять играть французские моды. По журналам мод одевалось не только столичное дворянство, по и часть столичного купечества, особенно купцы, торговавшие с Западной Европой.
Большая часть купечества и городской бедноты носила по-прежнему русский костюм, подвергшийся, однако, влиянию модного направления. Модные элементы были заметны прежде всего в костюмах купеческой молодежи. Такой костюм состоял из доходившего до икр кафтана со сборками по талии, обычно опоясанного, цветной рубахи и заправленных в сапоги штанов. Купцы и мещане стригли волосы «в скобку» и носили бороду.
Крестьянская одежда сохранила национальные традиции вплоть до начала XX века.
Стр. 307
Кто проживал в губернских и уездных городах?
В губернских городах проживали представители различных сословий. Среди жителей: дворяне и их прислуга, рабочие мануфактур, военные, купцы, чиновники и др.
Стр. 308
Рассмотрите иллюстрации параграфа. Что вы можете добавить к рассказу о городской жизни в России во второй половине XVIII в.?
Основное население городов составляли купцы и ремесленники, занятые в основном торговлей и промышленностью. В XVIII веке города в большинстве своём строили на торгово-промышленной зоне (рядом с каким-то крупным заводом или в удобном торговом узле: на береге реки, рядом с крупным трактом в сторону столицы).
Купцы владели торговыми рядами, которых в городе было десятки. Ремесленники занимались мелким производством одежды, обуви, продуктами питания, предметами обихода и роскоши. Ближе к середине XVIII века уклад российских городов несколько изменяется, в быту появляются новые традиции.
Во второй половине века, когда купцам было разрешено иметь собственные лавки в своих домах, строятся грандиозные торговые усадьбы со складами и магазинами, занимавшие иногда целые улицы. Купцы пытались «соревноваться» с соседними дворянскими поместьями по уровню красоты своего здания. Самые богаты купцы настолько увлекались такими «соревнованиями», что начали облицовывать и возводить дорогим на то время красным кирпичом.
Значительную часть населения города составляли люди военные, которые обходились городу достаточно дорого в обеспечении, но они вносили некоторое разнообразие в жизни провинциального города. Заметное влияние имело и духовенство, особенно многочисленный причт городских церквей. В городах жили также крестьяне, занимавшиеся обслуживанием городских усадеб своих хозяев или перебравшиеся из деревень в поисках лучшей жизни.
Заметное место в занятиях городского населения по-прежнему занимали огородничество и скотоводство, приобретавшее рыночный характер. Горожане продавали свои товары на ярмарках. Сама ярмарка находилась на центральной площади города рядом с магистратом (после 1775 шестигласная дума) и кафедральным собором.
Дома и прочие постройки были практически все деревянные, за исключением богатейших вельмож, которые могли позволить себе каменный дом. Жилые дома в подавляющем большинстве были не выше двух этажей. Внутреннее убранство состояло из большого зала для приёма гостей, столовая (совмещена с залом), спальня, детская и кухня. Деревенских печей в городских домах не водилось, их заменили компактные печи-голландки (названа по виду своей компактности и наружной плиточной керамической облицовки, которая пришла в Россию из Голландии), более экономичные в количестве потребляемого топлива.
Окна домов начинают становиться стеклянными, заменяя собой слюду (слоистый желтоватый минерал). В помещениях появляются зеркала, люстры со свечами, стулья, кресла и диваны. Центральные улицы и тротуары мостят деревом, в крупных губернских городах уже булыжником. За состоянием мостовой перед домом следил сам домовладелец. В крупных городах появляются уличные фонари, заправляемые конопляным маслом. Большим новшеством в конце века становится открытие больниц, правда количество больниц всегда отставало от быстрорастущего городского населения. Значительно увеличивается количество общественных бань.
Питались горожане обычно четыре раза в день – завтрак, обед, полдник и ужин, где собирались все члены семьи. Преобладали хлебные, крупяные и овощные блюда. Самым популярным напитком являлся квас, заменявший большинству жителей города чай. Для городской элиты питаться европейской кухней (в основном французской) – обычное дело, чай и кофе на их столах не являлся редкостью. В зажиточных домах уже пользовались самоваром, которые прибыли из Голландии. Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти императора. А первый русский самовар произвели не в Туле, как принято считать, а на Урале в небольшом городке Суксун (ныне посёлок в Пермском крае). В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Суксунском заводе. Про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году. Сами же самовары будут доступны среди основной массы населения лишь к середине XIX века.
Стр. 308
Вопросы и задания
1. Поразмышляйте, почему быт и традиции российского крестьянства не менялись на протяжении долгого времени.
Крестьянство в 18 веке оставалось закрепощенным (до отмены крепостного права в 1861). Фактически оно было бесплатной рабочей силой, платило барщину и оброк и являлось низшим сословием без каких-либо привилегий. Тогда как культура и быт дворянства серьезно изменились за несколько веков в сторону европеизации, благодаря реформам Петра I и Екатерины II, крестьянство оставалось на неизменном уровне развития.
2. Можно ли считать дворянскую усадьбу произведением искусства? *В каких литературных произведениях вы встречали ее описание? Совпадают ли эти описания с теми, что даны в учебнике?
Модный стиль, продуманная архитектура, сады, оранжереи, парки, беседки, богатые украшения и мебель внутри усадьбы делают ее своеобразным произведением искусства.
Одним из известных дачников был Лев Толстой. Его жизнь вращалась вокруг семейной усадьбы Ясная Поляна, где он воспитывал своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом, где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер. Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого помещика Константина Лёвина — одного из героев романа «Анна Каренина».
«Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей». Лев Толстой, «Анна Каренина»
Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева — просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.
«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…» Иван Тургенев, «Отцы и дети»
Усадьба у Бунина — это не просто место действия, а полноценный герой произведения со своим характером и постоянно меняющимся настроением. В первых произведениях Бунина загородные дома неразрывно связаны с культурными традициями дворянства, налаженным бытом и своими обычаями. На дачах всегда тихо, зелено, сыто и многолюдно. Такова усадьба в рассказах «Танька», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол».
«Со двора звонко и весело раздавалось кудахтанье кур. В доме еще стояла тишина светлого летнего утра. Гостиная соединялась со столовой аркой, а к столовой примыкала еще небольшая комната, вся наполненная пальмами и олеандрами в кадках и ярко озаренная янтарным солнечным светом. Канарейка возилась там в покачивающейся клетке, и слышно было, как иногда сыпались, четко падали на пол зерна семени». Иван Бунин, «На даче»
3. Сохранились ли старинные дворянские усадьбы на территории вашего края (региона)? Что вы знаете о них?
Задание для самостоятельного выполнения
4. Подумайте, насколько удобной была одежда дворян? крестьян?
Дворянская одежда была сложной, тяжелой, неудобной, но богатой на детали и отделку. Высшее русское общество старалось окружить себя наружным блеском, усердно поклонялось западной моде и следовало образу жизни западных европейцев.
Народный крестьянский костюм сохранил национальные традиции вплоть до начала XX века. Он, в отличие от дворянской одежды, был удобным и практичным, ведь носили его люди рабочие.
5. Узнайте, какие города существовали во второй половине XVIII в. на территории вашего родного края (региона). Какова их история?
Задание для самостоятельного выполнения
6. Российская империя второй половины XVIII в. — многонациональная страна. С помощью дополнительной литературы составьте рассказ о быте и обычаях одного из российских народов.
Якуты, которые называют себя саха (сахалар) – народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV – XV вв. Некоторые группы, к примеру, якуты-оленеводы, сформировались значительно позже в результате смешения с эвенками на северо-западе региона.
Саха принадлежат к североазиатскому типу монголоидной расы. Быт и культура якутов тесно переплетаются с центральноазиатскими народами тюркского происхождения, однако, в силу ряда факторов и значительно отличается от них.
Якуты проживают в регионе с резко-континентальным климатом, но при этом исхитрились освоить скотоводство и даже земледелие. Суровые погодные условия сказались и на национальной одежде. Даже в качестве свадебного одеяния якутские невесты используют шубы.
Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.
Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.
Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов.
В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.
Не менее характерны для якутской культуры горловое пение и исполнение музыки на национальном инструменте хомусе, одном из вариантов загубного варгана. Отдельного слова достойны якутские ножи с ассиметричным лезвием. Подобный нож есть практически в каждой семье.
Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий.
Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод.
Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.
Проверьте себя
Итоговые задания к главам IV-VII
1. Вспомните основные события, которые происходили на протяжении XVIII века. Установите соответствия между датами первого столбца и позициями второго столбца.
1711 – Учреждения Сената (1-Г)
1722 – Введение «Табели о рангах» (2-А)
1762 – Издание Манифеста об освобождении дворян от обязанностей военной службы (3-Д)
1767 – Созыв «Комиссии для сочинения проекта нового Уложения» (4 –Б)
1775 – Проведение губернской реформы (5-Е)
1785 – Издание жалованной грамоты городам (6-В)
Стр. 309
2. Попробуйте заняться несложной «исторической математикой»:
год + исторический деятель = событие.
1. 16 мая 1703 г. + Петр I = Санкт-Петербург
2. 1707 г. + Кондратий Булавин = начало восстания на Дону
3. 25 января 1721 г. + Петр I? = создание Синода
4. 1730 г. + Анна Иоанновна = отказ от «Кондиций»
5. 1764 г. + И.И. Бецкой = Институт благородных девиц (Смольный институт)
6. 10 [21] сентября — 27 сентября [8 октября] 1799 года + А.В. Суворов = Швейцарский поход
3. Расположите имена российских императоров в соответствии с хронологической последовательностью дат правления.
Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I,
4. Найдите в ряду слов лишнее слово. Свой выбор обоснуйте.
1. Земский собор — Сенат — Синод (Земский собор. Он впервые созван в 1549 г – это 16 век, а сенат и синод – при Петре I, это 18 в.)
2. ПА. Румянцев — река Ларга — А.В. Суворов (А.В. Суворов. Река Ларга и полководец П.А. Румянуцев имеют отношение к битве при Ларге во время русско-турецкой войны. Суворов не принимал в ней участие)
3. И.И. Шувалов — создание Московского университета — ГА. Потемкин (Потемкин. Основателями московского университета являются Шувалов и Ломоносов.
4. Екатерина II — Жалованная грамота дворянству — Павел I (Павел I. Жалованная грамота дворянству принята при Екатерине II)
5. Битва при Кунерсдорфе — Прутский поход — битва при Лесной (Битва при Кунерсдорфе. Битва при Лесной (1708 год) и Прутский поход (1711 год) – события времен правления Петра I.Битва при Кунерсдорфе (1759 год) произошла при правлении Елизаветы Петровны)
5. Выскажите свое мнение.
A) Историк Н.И. Павленко отмечал: «Идеальными Петру представлялись учреждения, уподобленные казарме, а служители учреждений — военным чинам, с такой же неукоснительностью выполняющим указы, как солдаты и офицеры выполняют военные уставы». Согласны ли вы с такой оценкой государственной системы управления, созданной при Петре I?
Пётр I стремился составить единую систему соответствия гражданских и военных должностей, предусматривающую возможность получения дворянства (шляхтетства) за личные заслуги и при достижении определенных в табели чинов. Личным указом Пётр I утвердил 4 февраля 1722 года «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был»
Реформа местного и центрального управления Петр I добился четкой, почти военной, структуру в государственных органах, собрав при этом верховную власть в своих руках. Петр стал полководцем не только на войне, но и в мирное время.
Б) В речи, обращенной к дворянству в 1719 г., Петр I заявил, что «первые и главные обязанности монарха... состоят в защите от внешних врагов и в сохранении внутреннего мира между подданными посредством скорого и праведного воздания каждому по справедливости». Отличались ли данные воззрения царя от предшествующего опыта монархического правления в России? Достаточно ли полно, по вашему мнению, сформулированы обязанности государя?
До Петра I, монархи мало внимания обращали на то, как живет простой люд. Если дворянство всегда получало привилегии, то другие сословия были вне внимания. Только после реформ Петра начались изменения в отношении к народу страны: улучшаться условия жизни, повышаться грамотность, даже крестьянская, активно начала развиваться торговля и другие сферы жизни, а значит и ее качество.
Интересно, что примерно также описывала свою миссию продолжательница дела Петра Екатерина II. Мне кажется, что описанные обязанности полно отражают деятельность любого монарха – внешнюю и внутреннюю политику, поддержание мира внутри страны и ее защиту.
B) Императрица Елизавета Петровна «в глубоком преклонении перед делами великого отца своего представляла себе его работу над государственным строительством настолько совершенной и законченной, что одного последовательного и добросовестного проведения в жизнь его указаний достаточно для полного благоденствия государства. Дело правительства его дочери — дело реставрации, а не творчества», — писал русский историк А.Е. Пресняков. Разделяете ли вы такую оценку правления Елизаветы Петровны? Может ли дело реставрации прежних порядков способствовать политическому развитию государства?
Елизавета Петровна продолжила развивать дело ее отца, Петра I. При ее правлении развивалась российская экономика, металлургические и другие мануфактуры, развивался всероссийский рынок. Императрица не выносила вида нищеты и благоволила дворянству. Она пыталась возвращать страну к петровским идеям, но неумело и безынициативно. Поэтому я считаю, что в этот период страна находилась в состоянии застоя – инноваций, аналогичных петровским и изменивших судьбу страны, в период правления Елизаветы Петровны не было, политика велась в рамках устоявшихся традиций.
Г) Указ Екатерины II от 1767 г. гласил: «Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного умножения товара». Развитию каких экономических явлений должен был способствовать данный указ? Сравните подобные воззвания императрицы с экономической политикой Петра I.
После смерти Петра I начался длительный застой мануфактурной промышленности, который сменился новым подъемом лишь при Екатерине II. Она издала ряд законов, ограничивающих государственную регламентацию. Было запрещено покупать к мануфактурам крепостных, а следовательно, основывать новые посессионные предприятия. Если прежде мануфактуры могли учреждать только по специальному государственному разрешению, то теперь этого не требовалось.
В царствование Екатерины II дворянская политика приобретает наибольшую законченность. К концу века дворянство, сосредоточив в своих руках громадный земельный фонд, закрепив свою монопольную собственность на землю и на крепостной труд, в наибольшей мере становится заинтересованным в приспособлении своего крепостного хозяйства к условиям рыночного товарооборота, к сбыту на рынок своих сельскохозяйственных продуктов и переработке их для продажи на своих вотчинных фабриках. Поэтому требования руководящих кругов дворянства сводились к свободе промышленности и торговли. Екатерина в своих многочисленных выступлениях и в законодательстве являлась особенно щедрым исполнителем этих пожеланий дворянства. Уничтожая монополии, Екатерина высказывается за свободу торговли и промышленности.
Главные направления экономической политики Петра 1 развивались по 3-м основным направлениям: металлургическая промышленность, горнодобывающая промышленность, кораблестроение. Всего к концу правления Петра в России действовало уже 200 мануфактур. Наилучшим показателем того, что система управления экономикой работала, является факт, что до прихода к власти Петра Россия была одним из крупнейших импортеров железа, а после Петра 1 Россия вышла на 3-е место в мире по производству железа и стала страной экспортером.
При Петре Первом начали формироваться первые промышленные центры в стране. Вернее, такие промышленные центры были, но значимость их была незначительной Именно при Петре происходит формирование и подъем промышленности на Урале и на Донбассе. Обратная сторона роста промышленности – привлечение частного капитала и тяжёлые условия для рабочих. В этот период появились приписные и посессионные крестьяне.
Посессионные крестьяне появились по указу Петра 1 в 1721 году. Они становились собственностью мануфактуры и были обязаны там трудиться всю свою жизнь. Посессионные крестьяне пришли на смену приписным, которые набирались из числа городских крестьян и приписывались к определенной фабрике.
Царь стал передавать, в том числе и крупные предприятия, в управление частным собственникам. Достаточно сказать, что уже к концу 17 века известная семья Демидовых контролировала 1/3 всего российского железа.
Д) Биограф Екатерины II А.Е Брикнер считал, что императрица «в области внешней политики с первых дней своего царствования руководствовалась исключительно своими собственными соображениями». Совпадали ли, по вашему мнению, «соображения» императрицы с интересами России?
Во внешних сношениях и столкновениях Екатерина не стремилась подражать кому бы то ни было из своих предшественников и вместе с тем умела понять исконные задачи русской политики и потому была прямой подражательницей Петра. Благодаря ее «собственным соображениям» вторая половина XVIII века стала периодом крупных международных успехов России.
Мы видели, что из трех вопросов русской внешней политики, стоявших на очереди при Петре, – шведского, польского и турецкого – Петр разрешил только первый. Его ближайшие преемники не разрешили ни второго, ни третьего. Их разрешила Екатерина II, и хотя некоторые и думают, что ее решение произведено с ошибками, тем не менее у Екатерины нельзя отнять той чести, что она поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить Петр. Ко времени Екатерины задачи России состояли в том, чтобы взять у Турции Крым и северные берега Черного моря, иначе говоря, достигнуть на юге естественных географических границ империи. По отношению к Польше задачи России состояли в том, чтобы освободить православно-русское население Польши от католическо-польского владычества, т. е. взять у Польши старорусские земли и достигнуть с этой стороны этнографических границ русской народности. Екатерина счастливо исполнила все это: Россия при ней завоевала Крым и берега Черного моря и присоединила от Польши все русские области, кроме Галиции. В этом заключались важнейшие результаты внешней политики Екатерины, увеличившей народонаселение империи на 12 млн. душ; но этим не исчерпывалось ее содержание.
Стр. 310
6. На постаменте памятника Екатерины II в Санкт-Петербурге (скульптор Микешин, 1873 г.) имеются «говорящие» детали: книга с надписью «Закон», колосья хлеба, якорные цепи, меч, палитра, военный рожок, свиток бумаги. Расшифруйте аллегорический смысл этих атрибутов.
Книга с надписью "Закон" – издание "Наказа" Екатерины II
Колосья хлеба – можно трактовать как развитие экономики и земледелия, а можно и как засеивание присоединённых новых территорий
Якорные цепи – можно трактовать как развитие и укрепление флота, а можно и как присоединение "морского" Крыма
Меч – успешная внешняя политика
Палитра – бурное развитие живописи при этой императрице и её покровительство талантливым людям
Военный рожок – опять же успешная внешняя политика и присоединение новых территорий, а также получение выхода в Чёрное море
Свиток бумаги – развитие просвещения и образования
7. Творческие задания (по выбору)
A) Представьте, что вы путешествуете по России времен Петра I. Назовите три слова, которые, на ваш взгляд, раскрывают сущность этого периода в истории нашей страны. Свой ответ обоснуйте.
1. Санкт-Петербург (основание этого города имеет огромное историческое значение для России, выход к морю, укрепление армии и флота)
2. Академия (Петр 1 уделял большое внимание просвещению и образованию. Именно он подписал указ об открытии в России первой Академии наук).
3. Календарь (Петр 1 ввел новое летоисчисление от рождества Христова. Новый год вместо 1 сентября стали отмечать 1 января)
Б) Попытайтесь представить себя современником Петра I. Напишите о его деятельности от имени представителя старого боярства, крестьянина, иностранца, посетившего Россию (по выбору).
Петр I полностью разрушил идущую с древности традицию в представлениях о личности российского государя. Его показная простота, одежда, поведение, манера общения — всё это было заимствованным, чужим, противоречащим национальным и религиозным традициям России. Но всё это делалось Петром совершенно сознательно, он стремился к разрушению традиций, к уничтожению всего традиционно русского.
Его личная жизнь и поведение не может вызывать ничего, кроме осуждения. Петр впервые узаконил нравственную распущенность при царском дворе. Именно он, еще в юности учредив «Всепьянейший собор», ввел в качестве нормы при царском дворе безудержное пьянство и публичные разгулы. Петр отличался распутством, для него узы брака ничего не значили, у него было множество любовниц. Распутство, поощряемое царем, господствовало и при императорском дворе. Ужасно то, что Петр даже не скрывал своих низменных страстей, наоборот, всячески демонстрировал их публично. Тем самым Петр разрушал в глазах подданных образ православного русского царя, создававшийся столетиями. А, значит, Петр собственным поведением дал начало процессу разрушения нравственных основ российской государственности.
При Петре происходит десакрализация как персоны царя, так и идеи власти и самой государственной власти. В отличие от предшественников на русском престоле, Петр не поставил перед Российской империей каких бы то ни было духовных целей. Следовательно, произошел разрыв с предшествующей духовной русской традицией, в соответствии с которой Российское государство есть, прежде всего, государство истинной православной веры. Ушли в прошлое пышные церемониальные церковные шествия государя с участием множества церковных и светских чинов. А это значит, что обращения царя к Богу перестали быть публичными молитвами православного государя за свой православный народ. Царь Петр прекратил исполнять один из важнейших для России государственных ритуалов, свидетельствующий о заступничестве государя перед Богом за народ и государство, данное ему Господом. Даже подчинив Церковь государству, Петр, по сути дела, отказался от сакральной, священной функции русской государевой власти.
Отказ от исполнения государством духовных задач вел и к иному пониманию отношений государства с Церковью. В своем стремлении все подчинить государственной целесообразности Петр I нарушил еще одну древнюю русскую традицию — полностью подчинил себе Церковь, превратив ее в одну из структур общего государственного аппарата. Это произошло в ходе церковной реформы, которая проводилась в течение всей первой четверти XVIII века. Уничтожение самостоятельности Церкви трагическим образом сказалось на всей последующей русской истории.
И недаром уже при жизни Петра в народном мнение распространяется убеждение, что царь Петр — это не царь, а антихрист. Или другое убеждение — царя Петра подменили в детстве на «немчина». Разрушение нравственных начал Российской государственности привело к тому, что уже в момент возникновения Российской империи был заложен ее трагический конец.
B) Представьте, что вам предложили сделать эскиз медали, посвященной заслугам Ф.Ф. Ушакова. Какие морские сражения вы бы выделили? Сделайте и прокомментируйте эскиз медали.
Великий флотоводец, не потерпевший ни одного поражения и не потерявший за время боевой деятельности ни одного корабля.
Его первый серьезный бой и первая победа, ставшая ласточкой в череде успешных битв заслуживает места на медали.
19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. В 1878 году Турция предъявила ультиматум с требованием восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии и, получив отказ, вновь объявила России войну.
Русские войска осадили турецкую крепость Очаков, а из Севастополя вышла эскадра под командованием контр-адмирала Марко Войновича, чтобы воспрепятствовать оказанию турецким флотом помощи осаждённым. 3 (14) июля противники обнаружили друг друга в районе острова Фидониси. Турецкая эскадра более чем вдвое превосходила севастопольскую, и Марко Войнович не имел желания сражаться, в то время как уверенный в своей победе Гассан-паша, придерживаясь классической линейной тактики, стал подходить на дистанцию артиллерийского залпа. Однако командовавший русским авангардом бригадир Фёдор Ушаков приказал своим концевым фрегатам прибавить парусов и взять противника в два огня. Манёвр фрегатов поставил турок в исключительно трудное положение. Они также прибавили парусов, но это привело к тому, что их строй сильно растянулся, и корабли утратили возможность поддерживать друг друга огнём.
В самом начале боя Фёдор Ушаков отрезал два турецких судна, сосредоточив против них огонь линейного корабля «Святой Павел» и двух фрегатов. Сражение развернулось уже по всей линии. Не выдержав огня русских, шедшие впереди турецкие корабли один за другим начали выходить из боя. Вскоре под сосредоточенный огонь попал и флагманский корабль Гассан-паши. Это и решило исход сражения. Вслед за флагманом турецкие корабли стали покидать строй и, пользуясь преимуществом в скорости, отходить к румелийским берегам.
В сражении при Фидониси впервые раскрылся флотоводческий талант Фёдора Ушакова, отлично реализовавшего принципы сосредоточения огня и взаимной поддержки. Вскоре Григорий Потёмкин отстранил Марко Войновича, а севастопольскую эскадру передал получившему чин контр-адмирала Фёдору Ушакову.
Г) Представьте, что вы получили приглашение на научную конференцию «Россия во второй половине XVIII века». С каким докладом вы бы хотели выступить на этой конференции? Сформулируйте название доклада. Составьте список вопросов, на которые вы попросите ответить ученых-историков, принимающих участие в конференции.
Я бы хотел вступить с докладом о внешней политике страны в период правления Екатерины II. При Екатерине II страна вернула исторически принадлежавшие ей территории, присоединила к стране Правобережную Украину и Белоруссию, южную Прибалтику и северное Причерноморье – по сути, выполнила все стоящие задачи. Я считаю, что внешняя политика императрицы полностью совпадала с интересами страны. Благодаря ее «собственным соображениям» вторая половина XVIII века стала периодом крупных международных успехов России.
Ученых-историков, принимающих участие в конференции, я попросил бы дать ответы на следующие вопросы:
1. Каково влияние задач внешней политики Екатерины II на внутренние порядки России?
2. Чем вызвана низкая покупательная способность населения России?
3. Почему иностранцев интересовал вывоз сырья из России?
4. Можно ли назвать Екатерину Великую сторонницей протекционизма и меркантилизма?
5. Почему барокко сменился классицизмом? В чем причина смены ведущего стиля?
Д) Используя литературу и экспозицию вашего краеведческого музея, составьте список основных событий истории вашего региона в XVIII в. Подготовьте в классе выставку, рассказывающую о выдающихся людях вашего региона XVIII столетия.
Задание для самостоятельного выполнения.